ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
|
Введение
Глава I Теоретические аспекты экспериментирования, как средства познания дошкольниками неживой природы 6
1.1. Сущность экспериментирования, виды экспериментирования 6
1.2. Развитие познания по средствам экспериментирования 11
1.3. Механизмы формирования познания дошкольниками неживой
природы через экспериментирование 15
Выводы по I главе 23
Г лава II Разработка программы развития экспериментальной деятельности по формированию познавательного интереса у детей при ознакомлении с неживой природой 25
2.1. Методика организации экспериментирования 25
2.2. Исследование формирования познания дошкольниками неживой
природы через экспериментирование 41
2.3. Анализ формирования познания дошкольниками неживой природы по
средствам экспериментирования 52
Вывод по II главе 56
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложения
Глава I Теоретические аспекты экспериментирования, как средства познания дошкольниками неживой природы 6
1.1. Сущность экспериментирования, виды экспериментирования 6
1.2. Развитие познания по средствам экспериментирования 11
1.3. Механизмы формирования познания дошкольниками неживой
природы через экспериментирование 15
Выводы по I главе 23
Г лава II Разработка программы развития экспериментальной деятельности по формированию познавательного интереса у детей при ознакомлении с неживой природой 25
2.1. Методика организации экспериментирования 25
2.2. Исследование формирования познания дошкольниками неживой
природы через экспериментирование 41
2.3. Анализ формирования познания дошкольниками неживой природы по
средствам экспериментирования 52
Вывод по II главе 56
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложения
Любопытство ребенка рождается вместе с ним, с самого рождения он начинает внимательно изучать окружающий его мир, сначала по средствам зрения, слуха и обоняния, а позже вырастая - осязания. Манипулируя с предметами он исследует их на вкус, запах и цвет, проверяет на прочность, проводя своеобразный эксперимент.
В ходе экологического воспитания в рамках познавательного развития у ребенка дошкольного возраста формируется экспериментальная деятельность - познавательная, практическая деятельность сопровождающаяся наблюдениями за природой и высказываниями. В результате данной деятельности дети получают информацию об объектах живой и неживой природы. Что помогает заложить в их сознании реалистичные образы предметов природы и явлениях.
Проведенный опыт в отличие от наблюдения, позволяет ребенку более отчетливо разглядеть особенности предметов и их свойства. Экспериментальная деятельность побуждает детей сопоставлять, сравнивать, определять причинно-следственную связь. Она побуждает развитие ряда качеств: умения определения цели, разработки план самостоятельной деятельности, понятия познавательной задачи, умения анализировать и делать выводы, защищать свою точку зрения опираясь на научность экспериментирования (развитие коммуникативных навыков).
Тему «Экспериментирования ка средства познания дошкольниками неживой природы» разрабатывали многие отечественные педагоги исследователи такие, как Бондаренко Т.М., Воронкевич О.А., их труды на основе программы «Детство», Дыбиной О.В. методические пособия для детей дошкольного возраста на базе программы «От рождения до школы». Издания Николаевой С.Н., раскрывающие нам экологическое воспитание как неотъемлемую часть человеческой жизни. Гипотеза Н.Н. Поддьякова говорит о возможности детского экспериментирования претендовать на
роль ведущей деятельности у дошкольников. Рахмановой Н.П Рыжовой Н.А., Щетининой В.В. и другие уделяют особое внимание экспериментированию и развитию наблюдательности, как средствам интеллектуального развития ребенка.
Экспериментальная апробация Рыжовой Л.В. подтверждает эффективность использования детской опытнической работы в развитии познавательной активности детей.
Рассматривая современные разнообразные методики организации экспериментирования с неживой природой, можно сказать что они тесно связанны с экспериментальной деятельностью детей с живой природой и непосредственно с человеком, как объектом природы. Они раскрывают основы экологических знаний при этом уделяя мало времени изучению таких «вещей» как воздух, вода, почва и т.п. опираясь на то что знания ребенка о них сложатся в процессе изучения мира растений, животных и человека. В результате чего экспериментальная деятельность как средство познания именно неживой природы формируется не в полной мере. Это так же обусловлено такими причинами как: отсутствие оборудования для проведения опытов и, как следствие, отсутствие направленности воспитателей на организацию данного вида деятельности. Все это приводит к затормаживанию внедрения экспериментирования в практику работы с детьми и угнетению развития их самостоятельности и любознательности. Задача же детского сада состоит как раз в развитии вышеуказанных способностей у ребенка.
Изученная литература помогла раскрыть тему «Экспериментирование как средство познания дошкольниками неживой природы» более подробно.
Целью исследования стало теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: использование экспериментирования как средства познания дошкольниками неживой природы.
Гипотеза исследования: экспериментирование, как средство познания дошкольниками неживой природы будет эффективным при реализации следующих условий:
- учет возрастных характеристик детей дошкольного возраста;
- систематическая организация экспериментальной деятельности дошкольников;
- разработка и реализация программы развития по экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
Задачи исследования:
1. Но основе анализа методической литературы выявить уровень организации экспериментальной деятельности дошкольников во всех возрастных группах ДОО.
2. Выявить уровень освоения детьми экспериментальной деятельности.
3. Выявить роль систематической организации экспериментирования в процессе формирования у дошкольников познания о неживой природе.
4. Разработать и реализовать программу развития по использованию экспериментирования как средства познания дошкольниками неживой природы.
5. Выявить эффективность программы развития.
В ходе экологического воспитания в рамках познавательного развития у ребенка дошкольного возраста формируется экспериментальная деятельность - познавательная, практическая деятельность сопровождающаяся наблюдениями за природой и высказываниями. В результате данной деятельности дети получают информацию об объектах живой и неживой природы. Что помогает заложить в их сознании реалистичные образы предметов природы и явлениях.
Проведенный опыт в отличие от наблюдения, позволяет ребенку более отчетливо разглядеть особенности предметов и их свойства. Экспериментальная деятельность побуждает детей сопоставлять, сравнивать, определять причинно-следственную связь. Она побуждает развитие ряда качеств: умения определения цели, разработки план самостоятельной деятельности, понятия познавательной задачи, умения анализировать и делать выводы, защищать свою точку зрения опираясь на научность экспериментирования (развитие коммуникативных навыков).
Тему «Экспериментирования ка средства познания дошкольниками неживой природы» разрабатывали многие отечественные педагоги исследователи такие, как Бондаренко Т.М., Воронкевич О.А., их труды на основе программы «Детство», Дыбиной О.В. методические пособия для детей дошкольного возраста на базе программы «От рождения до школы». Издания Николаевой С.Н., раскрывающие нам экологическое воспитание как неотъемлемую часть человеческой жизни. Гипотеза Н.Н. Поддьякова говорит о возможности детского экспериментирования претендовать на
роль ведущей деятельности у дошкольников. Рахмановой Н.П Рыжовой Н.А., Щетининой В.В. и другие уделяют особое внимание экспериментированию и развитию наблюдательности, как средствам интеллектуального развития ребенка.
Экспериментальная апробация Рыжовой Л.В. подтверждает эффективность использования детской опытнической работы в развитии познавательной активности детей.
Рассматривая современные разнообразные методики организации экспериментирования с неживой природой, можно сказать что они тесно связанны с экспериментальной деятельностью детей с живой природой и непосредственно с человеком, как объектом природы. Они раскрывают основы экологических знаний при этом уделяя мало времени изучению таких «вещей» как воздух, вода, почва и т.п. опираясь на то что знания ребенка о них сложатся в процессе изучения мира растений, животных и человека. В результате чего экспериментальная деятельность как средство познания именно неживой природы формируется не в полной мере. Это так же обусловлено такими причинами как: отсутствие оборудования для проведения опытов и, как следствие, отсутствие направленности воспитателей на организацию данного вида деятельности. Все это приводит к затормаживанию внедрения экспериментирования в практику работы с детьми и угнетению развития их самостоятельности и любознательности. Задача же детского сада состоит как раз в развитии вышеуказанных способностей у ребенка.
Изученная литература помогла раскрыть тему «Экспериментирование как средство познания дошкольниками неживой природы» более подробно.
Целью исследования стало теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: использование экспериментирования как средства познания дошкольниками неживой природы.
Гипотеза исследования: экспериментирование, как средство познания дошкольниками неживой природы будет эффективным при реализации следующих условий:
- учет возрастных характеристик детей дошкольного возраста;
- систематическая организация экспериментальной деятельности дошкольников;
- разработка и реализация программы развития по экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
Задачи исследования:
1. Но основе анализа методической литературы выявить уровень организации экспериментальной деятельности дошкольников во всех возрастных группах ДОО.
2. Выявить уровень освоения детьми экспериментальной деятельности.
3. Выявить роль систематической организации экспериментирования в процессе формирования у дошкольников познания о неживой природе.
4. Разработать и реализовать программу развития по использованию экспериментирования как средства познания дошкольниками неживой природы.
5. Выявить эффективность программы развития.
В рамках данной работы была рассмотрена литература разных авторов, периодические издания по дошкольному воспитанию, изучены наиболее популярные, на данный момент, программы реализующие экологическое воспитание: примерные и авторские. На их основе был создан комплекс мероприятий по диагностике педагогической деятельности воспитательно-образовательного процесса экспериментирования, как средства познания дошкольниками неживой природы.
В результате мониторинга деятельности педагогов и уровня знаний и умений детей в данной области был выявлен недостаточный уровень знаний дошкольников, что послужило основой для разработки плана действий по развитию познания о неживой природе по средствам экспериментирования. Создана и введена в действие программа развития, основанная на перспективном планировании педагогов. Данный перспективный план строился на базе примерной образовательной программы «От рождения до года». План воспитательно-образовательной работы был усилен дополнительными мероприятиями, проводимыми в свободное от основной образовательной деятельности время, в интегрированном с творческой деятельностью виде. С детьми старшего дошкольного возраста было принято разработать план индивидуальной работы по овладению навыками экспериментирования с объектами неживой природы. Диагностика указанная выше так же вошла в программу, как и описанный во II главе, в разделе «Методика организации экспериментирования», план работы с родителями по развитию детского экспериментирования.
По истечении небольшого промежутка времени был проведен оперативный контроль реализации программы развития «Экспериментирование как средство познания дошкольниками неживой природы». На основе результатов был проведен анализ опытноисследовательской деятельности, который показал положительную динамику развития детей в области экологического воспитания. Интерес и любознательность воспитанников возрос, и как следствие улучшились навыки самостоятельного экспериментирования, повысился уровень познания неживой природы.
Работу по данному направлению было принято продолжать так, как в ходе проделанного стало ясно, что данный вид деятельности наиболее эффективный при развитии у детей навыков самостоятельного познания всех направлений развития и как следствие формирование у дошкольников знаний умений и навыков учебной деятельности.
В результате мониторинга деятельности педагогов и уровня знаний и умений детей в данной области был выявлен недостаточный уровень знаний дошкольников, что послужило основой для разработки плана действий по развитию познания о неживой природе по средствам экспериментирования. Создана и введена в действие программа развития, основанная на перспективном планировании педагогов. Данный перспективный план строился на базе примерной образовательной программы «От рождения до года». План воспитательно-образовательной работы был усилен дополнительными мероприятиями, проводимыми в свободное от основной образовательной деятельности время, в интегрированном с творческой деятельностью виде. С детьми старшего дошкольного возраста было принято разработать план индивидуальной работы по овладению навыками экспериментирования с объектами неживой природы. Диагностика указанная выше так же вошла в программу, как и описанный во II главе, в разделе «Методика организации экспериментирования», план работы с родителями по развитию детского экспериментирования.
По истечении небольшого промежутка времени был проведен оперативный контроль реализации программы развития «Экспериментирование как средство познания дошкольниками неживой природы». На основе результатов был проведен анализ опытноисследовательской деятельности, который показал положительную динамику развития детей в области экологического воспитания. Интерес и любознательность воспитанников возрос, и как следствие улучшились навыки самостоятельного экспериментирования, повысился уровень познания неживой природы.
Работу по данному направлению было принято продолжать так, как в ходе проделанного стало ясно, что данный вид деятельности наиболее эффективный при развитии у детей навыков самостоятельного познания всех направлений развития и как следствие формирование у дошкольников знаний умений и навыков учебной деятельности.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Детское экспериментирование как средство ознакомления с окружающей действительностью детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Экспериментирование, как средства развития познавательной активности школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Детское экспериментирование как средство развития познавательной
активности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (Дошкольное образование, Педагогический колледж №8 (г. Санкт-Петербург))
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Театрализованная игра как средство формирования
гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТОВ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



