Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Работа №62261

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость5580 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I Теоретические аспекты экспериментирования, как средства познания дошкольниками неживой природы 6
1.1. Сущность экспериментирования, виды экспериментирования 6
1.2. Развитие познания по средствам экспериментирования 11
1.3. Механизмы формирования познания дошкольниками неживой
природы через экспериментирование 15
Выводы по I главе 23
Г лава II Разработка программы развития экспериментальной деятельности по формированию познавательного интереса у детей при ознакомлении с неживой природой 25
2.1. Методика организации экспериментирования 25
2.2. Исследование формирования познания дошкольниками неживой
природы через экспериментирование 41
2.3. Анализ формирования познания дошкольниками неживой природы по
средствам экспериментирования 52
Вывод по II главе 56
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложения

Любопытство ребенка рождается вместе с ним, с самого рождения он начинает внимательно изучать окружающий его мир, сначала по средствам зрения, слуха и обоняния, а позже вырастая - осязания. Манипулируя с предметами он исследует их на вкус, запах и цвет, проверяет на прочность, проводя своеобразный эксперимент.
В ходе экологического воспитания в рамках познавательного развития у ребенка дошкольного возраста формируется экспериментальная деятельность - познавательная, практическая деятельность сопровождающаяся наблюдениями за природой и высказываниями. В результате данной деятельности дети получают информацию об объектах живой и неживой природы. Что помогает заложить в их сознании реалистичные образы предметов природы и явлениях.
Проведенный опыт в отличие от наблюдения, позволяет ребенку более отчетливо разглядеть особенности предметов и их свойства. Экспериментальная деятельность побуждает детей сопоставлять, сравнивать, определять причинно-следственную связь. Она побуждает развитие ряда качеств: умения определения цели, разработки план самостоятельной деятельности, понятия познавательной задачи, умения анализировать и делать выводы, защищать свою точку зрения опираясь на научность экспериментирования (развитие коммуникативных навыков).
Тему «Экспериментирования ка средства познания дошкольниками неживой природы» разрабатывали многие отечественные педагоги исследователи такие, как Бондаренко Т.М., Воронкевич О.А., их труды на основе программы «Детство», Дыбиной О.В. методические пособия для детей дошкольного возраста на базе программы «От рождения до школы». Издания Николаевой С.Н., раскрывающие нам экологическое воспитание как неотъемлемую часть человеческой жизни. Гипотеза Н.Н. Поддьякова говорит о возможности детского экспериментирования претендовать на
роль ведущей деятельности у дошкольников. Рахмановой Н.П Рыжовой Н.А., Щетининой В.В. и другие уделяют особое внимание экспериментированию и развитию наблюдательности, как средствам интеллектуального развития ребенка.
Экспериментальная апробация Рыжовой Л.В. подтверждает эффективность использования детской опытнической работы в развитии познавательной активности детей.
Рассматривая современные разнообразные методики организации экспериментирования с неживой природой, можно сказать что они тесно связанны с экспериментальной деятельностью детей с живой природой и непосредственно с человеком, как объектом природы. Они раскрывают основы экологических знаний при этом уделяя мало времени изучению таких «вещей» как воздух, вода, почва и т.п. опираясь на то что знания ребенка о них сложатся в процессе изучения мира растений, животных и человека. В результате чего экспериментальная деятельность как средство познания именно неживой природы формируется не в полной мере. Это так же обусловлено такими причинами как: отсутствие оборудования для проведения опытов и, как следствие, отсутствие направленности воспитателей на организацию данного вида деятельности. Все это приводит к затормаживанию внедрения экспериментирования в практику работы с детьми и угнетению развития их самостоятельности и любознательности. Задача же детского сада состоит как раз в развитии вышеуказанных способностей у ребенка.
Изученная литература помогла раскрыть тему «Экспериментирование как средство познания дошкольниками неживой природы» более подробно.
Целью исследования стало теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: использование экспериментирования как средства познания дошкольниками неживой природы.
Гипотеза исследования: экспериментирование, как средство познания дошкольниками неживой природы будет эффективным при реализации следующих условий:
- учет возрастных характеристик детей дошкольного возраста;
- систематическая организация экспериментальной деятельности дошкольников;
- разработка и реализация программы развития по экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
Задачи исследования:
1. Но основе анализа методической литературы выявить уровень организации экспериментальной деятельности дошкольников во всех возрастных группах ДОО.
2. Выявить уровень освоения детьми экспериментальной деятельности.
3. Выявить роль систематической организации экспериментирования в процессе формирования у дошкольников познания о неживой природе.
4. Разработать и реализовать программу развития по использованию экспериментирования как средства познания дошкольниками неживой природы.
5. Выявить эффективность программы развития.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы была рассмотрена литература разных авторов, периодические издания по дошкольному воспитанию, изучены наиболее популярные, на данный момент, программы реализующие экологическое воспитание: примерные и авторские. На их основе был создан комплекс мероприятий по диагностике педагогической деятельности воспитательно-образовательного процесса экспериментирования, как средства познания дошкольниками неживой природы.
В результате мониторинга деятельности педагогов и уровня знаний и умений детей в данной области был выявлен недостаточный уровень знаний дошкольников, что послужило основой для разработки плана действий по развитию познания о неживой природе по средствам экспериментирования. Создана и введена в действие программа развития, основанная на перспективном планировании педагогов. Данный перспективный план строился на базе примерной образовательной программы «От рождения до года». План воспитательно-образовательной работы был усилен дополнительными мероприятиями, проводимыми в свободное от основной образовательной деятельности время, в интегрированном с творческой деятельностью виде. С детьми старшего дошкольного возраста было принято разработать план индивидуальной работы по овладению навыками экспериментирования с объектами неживой природы. Диагностика указанная выше так же вошла в программу, как и описанный во II главе, в разделе «Методика организации экспериментирования», план работы с родителями по развитию детского экспериментирования.
По истечении небольшого промежутка времени был проведен оперативный контроль реализации программы развития «Экспериментирование как средство познания дошкольниками неживой природы». На основе результатов был проведен анализ опытноисследовательской деятельности, который показал положительную динамику развития детей в области экологического воспитания. Интерес и любознательность воспитанников возрос, и как следствие улучшились навыки самостоятельного экспериментирования, повысился уровень познания неживой природы.
Работу по данному направлению было принято продолжать так, как в ходе проделанного стало ясно, что данный вид деятельности наиболее эффективный при развитии у детей навыков самостоятельного познания всех направлений развития и как следствие формирование у дошкольников знаний умений и навыков учебной деятельности.



1. Аксенова З.Ф., Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2011-128 с.
2. Большая книга экспериментов для школьников., под ред. Антонеллы Мейяни, пер. с итальянского Э.И. Мотылёвой. - М.: ЗАО «Росмэн - Пресс», 2009-264 с.
3. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. - Ростов-на-Дону: РИПК и ПРО, 2000-352 с.
4. Бондаренко Т.М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009-159 с.
5. Бондаренко Т.М., Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2009-159 с.
6. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии. - Ростов-на- Дону: изд-во «Март», 2002-320 с.
7. Виноградова Н.Ф., Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой. -М.: изд-во «Просвящение», 1978111с.
8. Воронкевич О.А. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб.: изд-во «Детство - Пресс», 2002- 160 с.
9. Г алигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В., Смирнова Е.О., Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст. - М.: Изд-во «Мозаика - Синтез», 2013-176 с.
10. Гризик Т.И., Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». - М.: Изд-во «Просвещение», 2000- 60 с.
11. Давыдов, В.В., Проблемы развивающего обучения. - М.: ИЦ «Академия», 2004-288 с.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. под ред-ей Логиновой В. И., Бабаевой Т. И., Ноткина Н. А. - М.: изд- во «Детство-Пресс», 2010-224 с.
13. Дыбина О.В., Неизведанное рядом. - М.: ТЦ «Сфера», 2001-192 с.
14. Егоренко Л.И., Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: Изд-во «Аркти», 2000-126с.
15.Загвязинский В.И., Теория обучения. Современные интерпретации. - М.: ИЦ «Академия», 2001-192 с.
16. Иванова А.И., Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2004-56 с.
17. Иванова А.И., Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2009-80 с.
18. Короткова Н.А., Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: Изд-во «Линка-Пресс», 2012-208 с.
19. Крашенинников Е.Е., Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС, - М.: Изд-во «Мозаика - Синтез», 2014-80 с.
20. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. - М: Педагогическое общество России, 2003-80 с.
21. Листик Е., Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования /Дошкольное воспитание №9/ 2010, 112-117 с.
22. Локтионова З.А., Варыгина В.В., Поисково - познавательная работа в детском саду / Методист №8/ 2006, 60-64 с.
23. Маневцова Л. М., Мир природы и ребенок. - СПб.: изд-во «Акцидент», 1998-319 с.
24. Молодова Л., Игровые экологические занятия с детьми. - Минск: изд-во «Асар», 1996-125 с.
25. Мухина, С.А., Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2004-245 с.
26. Николаева С.Н., Методика экологического воспитания в детском саду. М.: ИЦ «Академия», 2001-184 с.
27. Николаева С.Н., Парциальная программа "Юный эколог" (3-7 лет), М.: изд-во «Мозаика - Синтез», 2016-112 с.
28. Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей. М.: ИЦ «Академия», 2013-24 с.
29. Нуждина Т. Д., Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. - Ярославль: изд-во «Академия Развития», 2000-285 с.
30. Основная образовательная программа дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред-ей Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., М.: изд-во «Мозаика - синтез», 2016-368 с.
31. Практический психолог в детском саду. ФГОС под ред-ей Вераксы А.Н., Гуторовой М.А., М.: изд-во «Мозаика - Синтез», 2014-144 с.
32. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС под ред-ей Гербовой В.В., Дыбиной О.В., Губановой Н.Ф, М.: изд-во «Мозаика-Синтез», 2015-192 с.
33. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. ФГОС под ред-ей Гербовой В.В., Дыбина О.В., Губанова Н.Ф., М.: изд-во «Мозаика-Синтез», 2015-192 с.
34. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС, под ред-ей Гербовой В.В., Дыбина О.В., Губанова Н.Ф., М.: изд-во «Мозаика-Синтез», 2015-176 с.
35. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". Подготовительная группа. Для занятий с детьми 6 - 7 лет. ФГОС под ред-ей Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е. М.: изд-во «Мозаика-Синтез», 2015-176 с.
36. Поддъяков Н.Н., Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. - М.: изд-во «Просвещение», 1984-40с.
37. Поддъяков Н.Н., Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.: изд-во «Просвящение», 1996-32 с.
38. Поддъяков, Н.Н., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: изд-во «Просвещение», 1989-40с.
39. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС под ред-ей Веракса Н.Е., Галимов О.Р., - М.:изд-во «Мозаика- синтез», 2014-80 с.
40. Прохорова Л.Н., Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие. - М.: изд-во «Аркти», 2010-96 с.
41. Ребенок в мире поиска. /Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ под ред-ей Дыбиной О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.- М.: изд-во «Сфера» 2009-45 с.
42. Рыжова Н.А., Экологическое образование в детском саду. -М.: изд-во Дом «Карапуз», 2001-432с.
43. Савенков А.И., Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: изд-во «Академия Развития», 2017240 с.
44. Савенков А.И., Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004-32 с.
45. Соломенникова О.А., Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6 лет). ФГОС. - М.: изд-во «Мозаика - Синтез», 2014-112 с.
46. Соломенникова О.А., Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4). ФГОС, М.: изд-во «Мозаика - Синтез», 201464 с.
47. Соломенникова О.А., Экологическое воспитание в детском саду. - М.: изд-во «Мозаика - Синтез», 2005-261 с.
48. Чехонина О., Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности /Дошкольное воспитание №6/, 2007-13-16 с.
49.Чернякова В.Н., Экологическая работа в ДОУ. -М.: ТЦ «Сфера», 2010-144 с.
50. Шапиро А. Научные забавы /Детский сад со всех сторон. № 41/ 201077-78 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ