Введение 3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 7
1.1. Тенденции развития российской семьи в условиях современного мира ... 7
1.2. Влияние неполной семьи на эмоциональную сферу ребенка 20
1.3. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста
из полных и неполных семей 29
Глава 2. Экспериментальное исследование различий эмоциональной сферы детей из полных и неполных семей 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Разработка и реализация программы снижения агрессивности и
тревожности 52
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке различий эмоциональной сферы детей из полных и неполных семей, форм и методов
снижения агрессивности и тревожности у детей дошкольного возраста 60
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Актуальность исследования. В 1970 году Жан Бодрийяр обозначил начало новой эпохи своей известной книгой «Потребительское общество», в которой он сформулировал философскую сущность нового модуса человеческого существования и культуры. Основной целью индивидуума становится потребление, обладание вещью, моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего духовного развития человека. В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессиональнотрудовой деятельности одним из ведущих факторов развития человека становится семья и привитые ею ценности.
В связи с этим в современной психологии наблюдается повышенный интерес к изучению вопросов детско-родительских отношений, в частности, влияния семьи на эмоциональное развитие ребенка.
Взаимодействие матери с ребенком в первые годы его жизни имеет огромное значение для дальнейшего гармоничного развития личности, формируя его социальный опыт и детские переживания.
Один из актуальных вопросов, который стоит перед современными родителями, педагогами и психологами, это - воспитание здорового будущего поколения. При тревожной экономической, социальной и идеологической обстановке, которую мы можем наблюдать сегодня в обществе, проблемы воспитания и взаимоотношения родителя и ребенка носят крайне важный характер. Поэтому, проблема эмоционального состояния ребенка находится в центре внимания современных психологических и педагогических исследований.
Особенности детско-материнских взаимоотношений и их влияние на процесс психического развития ребенка рассматривали А. С. Батуев (1999), Н. Н. Авдеева (1997), Е. О. Смирнова (1995) и др. Взаимосвязь характеристик взаимодействия матери и ребенка в связи c полом, возрастом ребенка, перинатальными показателями, особенностями развития ребенка и характеристиками взаимодействия матери и ребенка изучали И. А. Аринцина, Н. Н. Искра, М. Ю. Конькова (2005); В. Ю. Иванова (2006); М. Ю. Конькова, О. И. Пальмов (2006); И. А. Аринцина (2009); Р. Ж. Мухамедрахимов (2009) и др. Проблеме взаимоотношений между родителями и детьми в неполных семьях уделяли внимание такие исследователи, как А. И. Захаров, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, Г. Фигдор, К. Е. Пикхарт и др.
В этой связи можно зафиксировать ряд противоречий: несмотря на большое количество работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных особенностям родительских отношений, по-прежнему являются актуальными исследования, связанные с выявлением факторов, влияющих на формирование детско-родительских отношений. Поэтому в данной работе предпринимается попытка выявить и провести сравнительный анализ особенностей ДРО в родительской семье и эмоциональным состоянием ребенка.
Выше сказанное обозначило проблему исследования: как неполная семья влияет на особенности эмоциональной сферы детей.
Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования являются особенности эмоционального состояния ребенка.
Предметом исследования различия в эмоциональном состоянии у детей из полных и неполных семей.
Цель исследования - выявить и провести сравнительный анализ особенностей эмоционального состояния ребенка в зависимости от воспитания в полной или неполной семьи.
Гипотеза исследования:
Для выборки детей из неполной семьи присуще нестабильное эмоциональное состояние, они более тревожны и агрессивны.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть тенденции развития российской семьи в условиях современного мира.
2. Изучить влияние неполной семьи на эмоциональную сферу ребенка
3. Исследовать основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей
4. Разработать и реализовать программы снижения агрессивности и тревожности
Методы исследования: теоретический анализ литературных
источников; методы сбора эмпирической информации: эксперимент,
анкетирование, опросный метод; количественные методы математикостатистической обработки данных: сравнительный метод.
Психодиагностические методы включали в себя следующие методики: Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»; Шкала социальнопсихологической адаптированности, оценка эмоциональных проявлений М.Дорки.
Опытно - экспериментальной базой стали 25 детей и их семьи, посещающие МАДОУ № г. Казань.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми с определения особенностей эмоционального фона детей.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Раскрыты особенности современной российской семьи и особенности неполной семьи.
2. Выявлены, обоснованы и апробированы на практике программа снижения тревожности и агрессивности у детей из неполных семей.
Практическая значимость В практическом плане полученные результаты, могут быть использованы в составлении коррекционной программы для работы с родителями испытуемых дошкольников, а также в процессе психологического консультирования семьи. Также материалы исследования могут быть полезны в оказании психолого-педагогической помощи по проблеме взаимодействия матери и ребенка старшего дошкольного возраста: организации психологического сопровождения
системы «мать — ребенок».
Учитывая рост такого явления как изменения в семье, чрезвычайно важно понимать те изменения, которые происходят в личностной сфере ребенка оказавшегося в данной ситуации. Обобщая все данные, полученные в результате исследования можно сделать следующие выводы: важно выяснить, имеют ли эти изменения устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка. Ответить на этот вопрос довольно трудно, так как это требует объемных и сложных исследований. Анализ литературы по поднятым в нашей работе проблемам позволяет сделать следующие выводы. Дошкольный и младший школьный возраста являются периодами очень важными в становлении нормальной, адекватной самооценки, внутреннего мира и в целом полноценной личности. Исследования самооценки у детей из разведенных семей и семей матерей-одиночек свидетельствуют, что эти дети более склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. В нормальной семейной ситуации самооценка ребенка строится на основе самовосприятия. Оно в свою очередь опосредовано восприятием двух полярно противоположных образов - отца и матери. При отсутствии же одного из родителей самовосприятия ребенка концентрируется на образе одного из родителей, как правило, того, который живет с ним и заботится о нем. Это создает условия для искаженной самооценки. Исследования показывают, что поглощенные разводом и последствиями вызванного им потрясения родители уделяют значительно меньше времени и внимания воспитанию своих детей, менее требовательны к соблюдению ими дисциплины и не проявляют особой заботы о них. Большинство состоящих в разводе супругов проявляют к тому же крайнюю неорганизованность и не в состоянии эффективно исполнять родительские обязанности. Снижение же родительского влияния, в свою очередь постепенно нарушает нормальное и полноценное развитие ребенка. Распад семьи лишает ребенка наиболее существенной поддержки, необходимой ему для обретения достойного места в социуме.
На основе изучения теоретических материалов и результатов, проведенных исследований, предполагается, что дети, проживающие в неполных семьях, больше подвержены заниженной самооценке, состояниям неуверенности, раздражительности, что в более старшем возрасте может появляться в агрессивном и девиантном поведении, потере доверительных отношений с родителями. Тревожность проживающих в неполных семьях будет более высокой по сравнению с детьми, проживающих в полных семьях Эмоциональная включенность родителей в семьях с изменениями может иметь две противоположные тенденции: она может быть ниже, чем в полных семьях, или же быть намного выше, чем в полных семьях.
Дошкольный возраст являются периодом очень важным в становлении нормальной, адекватной самооценки, внутреннего мира и в целом полноценной личности. Исследования самооценки у детей из разведенных семей и семей матерей-одиночек свидетельствуют, что эти дети более склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. В нормальной семейной ситуации самооценка ребенка строится на основе самовосприятия. Оно в свою очередь опосредовано восприятием двух полярно противоположных образов - отца и матери. При отсутствии же одного из родителей самовосприятие ребенка концентрируется на образе одного из родителей, как правило, того, который живет с ним и заботится о нем. Это создает условия для искаженной самооценки. Исследования показывают, что поглощенные разводом и последствиями вызванного им потрясения родители уделяют значительно меньше времени и внимания воспитанию своих детей, менее требовательны к соблюдению ими дисциплины и не проявляют особой заботы о них. Большинство состоящих в разводе супругов проявляют к тому же крайнюю неорганизованность и не в состоянии эффективно исполнять родительские обязанности. Снижение же родительского влияния, в свою очередь постепенно нарушает нормальное и полноценное развитие ребенка. Распад семьи лишает ребенка наиболее существенной поддержки, необходимой ему для обретения достойного места в социуме.
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой- СПб.: Изд-во «Речь», 2004.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 2008.
3. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С.60-67.
4. Басов МЛ. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. — 38с.
5. Берон Р. Агрессия. - СПБ.: Изд-во «Питер», 2000.
6. Берковиц Л. Агрессия. Причины. Последствия, контроль .М.,
2001.
7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Изд-во «Речь», 2004.
8. Божович Л.И. Психология формирования личности. - М.: 2008.
9. Бубнова Э.Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада. Канд. дис. псих. наук. - М.,1995. - С. 193.
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. - 336с.3 7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. -М., 1991.-141с.
11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Просвещение,
1991.
12. Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Дис. канд. псих. наук. -М., 1995. 152с.
13. Васильева Г.С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников // Темперамент: Системное исследование. Пермь, 1976. С. 65 - 79.
14. Винникотт Д.В. Разговор с родителями / Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В.Тимофеева. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 112с.
15. Долгова А.Г., Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. - М.: Изд-во «Генезис», 2009 г.
16. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. канд. псих. наук. М., 1995. — 160с.
17. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья,
1995. -Т.2.-№3.-С. 35-49.
18. Ениколопов С.Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения // Дети и насилие. М., 1996. - Т.2. - № 3. - С. 22 - 28.
19. Кернберг Ф. Агрессия при расстройствах личности .-М., 2003.
20. Колосова С.Л. Психологические особенности агрессивности детей 5-7 летнего возраста: Дис. канд. псих. наук. М., 1994. — 222с.
21. Колосова С.И. Особенности дезадаптации детей 6-7-летнего возраста с агрессивным поведением //Вопросы психологии. 2006. No 2. С. 50-54.
22. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. - М.: Изд-во «Олма-Пресс», 2005.
23. Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. -М.: Изд-во «Генезис», 1998.
24. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1992. - №6.
25. Лещинский В.Н., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 240с.
26. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368с.
27. Ниссен Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков // Социальная и клиническая психиатрия, 1992. Т.2. - № 4. - С. 13 — 20.
28. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия. - Уфа, 2002.
29. Можгинский Ю. Агрессия у подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. - М.: Изд-во «Лань», 2008.
30. Проблемы детского психоанализа / Под ред. Н.Асановой. Информационный выпуск №1 — 2. — М.: Изд - во «Гуманитарий», 1996. — 125с.
31. Психология детей дошкольного возраста / Под. ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964. - 316с.
32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Изд-во «Олма-Пресс»,
1996.
33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб ., 1996.с.5.
34. Румянцева Т.Г.Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №5. - с.81.
35. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации. - Саратов, 2002.
36. Фрейд З. Я и Оно .Тбилиси, 1991; Фрейд З. Психоанализ , религия и культура. М. , 1992.
37. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности . М., 1994
38. Фурманов И. А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007.
39. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - СПб.: Изд-во «Речь», 1996.
40. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ., М., 1993.
41. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М..: Академический Проспект; Трикста, 2005
42. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. - 328с.