Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрализованная игра как средство формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Работа №62258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 6
1.1 Особенности формирования познавательной активности у ребенка
дошкольника 6
1.2 Психолого-педагогические предпосылки развития познавательной
активности ребенка в процессе экспериментирования 13
1.3 Общие требования предъявляемые к организации опытов 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Реализация работы по развитию познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста 38
2.3 Определение эффективности работы по развитию познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.
Актуальность работы. Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике. Вместе с тем детское экспериментирование в практике ДОУ используется еще не достаточно широко.
«Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка».
Проблема познавательной активности является одной из центральных в психологическом учении о личности. Её разработке посвящен ряд психологических и педагогических исследований Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Божович Л.И., Щукиной Г.А. и др.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Цель исследования - теоретически изучить и путём опытно - экспериментальной работы проверить эффективность детского экспериментирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития познавательной активности у дошкольников средствами детского экспериментирования.
2. Изучить актуальный уровень познавательной активности у дошкольников.
3. Реализовать работу по развитию познавательной активности у дошкольников средствами детского экспериментирования и выявить эффективность.
Объект исследования - процесс развития познавательной активности у дошкольников в экспериментировании.
Предмет исследования - детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников.
Гипотеза исследования: специально-организованная педагогом
экспериментальная деятельность с детьми, способна повысить уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995). [45]
Данная проблема нашла отражение в ряде исследований (Д.Б.Горовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, Н.Н. Поддьяков), где даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.
А.В.З Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности [1]
Практическая значимость работы заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- наблюдение;
- беседа;
- количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ Детский сад № 2 «Радуга» г. Чистополь.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При решении первой задачи исследования по изучению литературных источников выяснили, что познавательная активность - это и познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.
Познавательную активность нужно признать одним из самых главных факторов процесса познания, который влияет на создание светлой и радостной атмосферы обучения, и на интенсивность протекания познавательной деятельности детей.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Именно в процессе экспериментально -познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Ценность практического эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Для решения второй задачи по диагностике уровня развития познавательной активности старших дошкольников на констатирующем этапе нами были использованы следующие методики:
1. - «Познавательная потребность дошкольника» (В.С. Юркевич), «Модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту» (Э.А. Баранова), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности;
2. «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач;
3. - методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич), направленная на изучение познавательной активности детей;
В результате проведения данных методик на констатирующем этапе, мы выяснили, что большинство исследуемых старших дошкольников имеют либо низкий, либо средний уровень развития познавательной активности, причем подобная картина наблюдается как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Данные результаты выявили необходимость проведения работы по активизации познавательной активности у старших дошкольников.
Для решения третей задачи, в рамках формирующего этапа мы составили и потом реализовывали план по развитию познавательной активности старших дошкольников. С этой целью были подобраны и проведены в рамках групповой и индивидуальной работы опыты - эксперименты с песком и глиной, воздухом, растениями, предметами, водой, снегом, в группе был переоборудован уголок экспериментирования. Нами была подобрана серия занятий - экспериментов с объектами неживой природы, познавательные рассказы и сказки, схемы. При организации работы с детьми учитывались их возрастные и индивидуальные особенности развития познавательной активности.
В процессе работы выяснили, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
После проведения контрольной диагностики мы выяснили, что в экспериментальной группе зафиксирован рост уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. У детей преобладает средний уровень развития познавательной активности, менее выражен более высокий уровень. Низкий уровень развития познавательной активности на контрольном этапе у детей экспериментальной группы выявлен значительно меньший, чем на констатирующем этапе. А в контрольной группе большинство исследуемых имеют либо низкий, либо средний уровень развития познавательной активности.
При сравнении результатов мы выявили, что присутствуют значимые различия в уровне развития познавательной активности дошкольников экспериментальной группы как по результатам методик. Также выявлено наличие значимых различий в уровне развития познавательной активности дошкольников контрольной группы, но данные различия ниже чем в экспериментальной группе.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были решены, цель достигнута.



1. Агафонова, И.Н. Воспитание познавательной активности у дошкольников / И. Н. Агафонова [и др.] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - № 5. - С. 50-55.
2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.Л. Баранова. - СПб.: Речь, 2012. - 128 с.
3. Басько, Е. Ф. Развитие познавательной активности детей 6-8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Е. Ф. Басько. - Ростов-на- Дону, 2011. - 198 с.
4. Басько, Е.Ф. Динамика познавательной активности детей 6-8 лет / Е. Ф. Басько // Искусство и образование. - 2013. - № 6(86). - С. 113-123.
5. Басько, Е.Ф. Любознательность детей 6-8 лет как ценное свойство личности / Е. Ф. Басько // Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - C. 34
41.
6. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : метод, пособие / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.
7. Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии - 2011. - №3.- С. 54-60.
8. Богуславская, Т. Н. Формирование теории содержания дошкольного образования в отечественной педагогике второй половины XX века / Т. Н. Богуславская // Педагогика. — 2013. — № 2. — С. 31-38
9. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И. Божович. - СПб., 2009. - 225 с.
10. Болушевский, С.В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / С.В. Болушевский, М.А. Яковлева. - М.: Эксмо, 2015. - 200 с.
11. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5—6 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / Т. М. Бондаренко — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2006. — 159 с.
12. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6—7 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ./ Т. М. Бондаренко — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2006. — 190 с.
13. Вахрушева, Л. Н. Методы выявления познавательных интересов у детей 6-8 лет / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. — 2012. — № 9. — С. 12-16
14. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет./ Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: Мозаика- Синтез, 2016. - 80с.
15. Веракса, Н. Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для занятий с детьми 5-7 лет / Н. Н. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
16. Вострухина, Т.В. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. 2-е изд., испр. и доп. / Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
17. Галушкина, С. В. Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников / С. В. Галушкина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 2. - С. 123-125.
18. Гризик, Т. И. Познаю мир: метод, рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»./ Т. И Гризик — М.: Просвещение, 2003. — 160 с.
19. Губайдуллина, Э. Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении / Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 4. - С. 91-99.
20. Гуткина, Н.И. Развитие познавательной мотивации у детей 5-7 лет / Н.И. Гуткина, В.В. Назаренко // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 3-12.
21. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ В. В. Давыдов — М.: Академия, 2004. — 288 с.
22. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./ О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина - М..: Творческий центр «Сфера», 2002. - 113с.
23. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. / О.В.Дыбина, Н.Н.Поддьяков, Н. Рахманова, В. Щетинина - М..: Творческий центр «Сфера», 2009. - 64с.
24. Ежкова, Н. С. Руководство самостоятельной деятельностью старших
дошкольников. / Н. С. Ежкова — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. —144 с
25. Жихарева, Е.В. Психологические особенности познавательной активности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста / Е.В. Жихарева, Е.В. Маликова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6. - С. 174-176.
26. Запорожец А. В. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников: [сборник статей] / Акад. пед. наук РСФСР, Ин -т дошкольного воспитания; под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. — М.: Просвещение, 1965. — 418 с.
27. Капустина, Н.Г. Психологические аспекты развития познавательного интереса у дошкольников / Н.Г. Капустина // Детский сад от А до Я. - 2012. - №1. - С 118-126.
28. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М. : Аркти,
2006.
29. Комарова, Т. С. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации / сост. Т. С. Комарова. — М: Мозаика-Синтез, 2006. — 224 с.
30. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие./ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.- М.: Педагогическое общество России, 2003 - 80с.
31. Купарадзе, Н. Ц. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Ц. Купарадзе. - М., 2011, - 121 с.
32. Лазарева, Л. П. Развиваем любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование / Л.П. Лазарева, Е.С. Акшонова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 8. - С. 32-33.
33. Листик, Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования / Е. Листик// Дошкольное воспитание. — 2010. — № 9. — С. 112—117.
34. Лосева, Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы./ Е.В. Лосева - СПб.: Издательство «Детство Пресс», 2013. - 128с.
35. Мейяни, А. Большая книга экспериментов для школьников / под ред.А. Мейяни, пер. с итал. Э. И. Мотылевой. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2009. — 264 с.
36. Меньшикова, Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и познавательной активности детей / Е.А. Меньшикова // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 3. - C. 26-31.;
37. Михайлова, З.А. Развитие познавательно -исследовательских умений у старших дошкольников./ З.А Михайлова, Л.М. Кларина, З.А. Серова. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 160 с.
38. Нищева, Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
39. Нищева, Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»),
40. Нищева, Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ Сост. Н. В. Нищева - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2013. - 105с.
41. Нищева, Н.В. Проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. — СПб.
: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 304 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
42. Павлова Л. Раннее детство: воспитание познавательной активности / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12. - С. 113-118.
43. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Российская газета от 5 марта 2010 г. - С. 5.
44. Похващева, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет. Практико-значимый проект «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь!»/авт.-сост. Т. А. Похващева [и др.]. -Волгоград: Учитель, 2016.-41 с.
45. Поддьяков, Н.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: об исследовательском поведении детей и не только детей: учебное пособие / Н.Н. Поддьяков. - Москва : Издательство Московского университета, 1998. - 85 с.
46. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования/ Л.В. Рыжова - СПб.: ООО «Издательсво «Детство-Пресс», 2014. - 208с.
47. Семенова, Т. М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т. М. Семенова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 10. - С. 17-21.
48. Скольник, Л. А. Воспитываем ребенка-исследователя / Л. А. Скольник, Е. Б. Пинахина, И. В. Корабельникова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 3. - С. 114-116.
49. Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». — 2-е изд-е, стереотип. / О. А. Скоролупова — М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2000», 2003. — 96 с.
50. Соломенникова, О. А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и метод, рекомендации / сост. О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 224 с.
51. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. - СПб.: Детство-Пресс, 2013.
52. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Попул. пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2011. — 192 с.
53. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - СПб.: Детство Пресс, 2009. - 115 с.
54. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.
В. Хабарова. - СПб.: Детство-Пресс, 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ