ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогических условий адаптации детей-мигрантов 6
1.1 Адаптация детей-мигрантов в образовательном учреждении 6
1.2 Социокультурные особенности семьи и детей мигрантов 9
1.3 Система работа педагога начальной школы с детьми мигрантов 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий адаптации детей-мигрантов 22
2.1 Организация и проведение диагностики адаптации детей 22
2.2 Формирующая часть исследования: система мероприятий по адаптации
детей-мигрантов 25
2.3 Результаты контрольного эксперимента 37
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложения
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогических условий адаптации детей-мигрантов 6
1.1 Адаптация детей-мигрантов в образовательном учреждении 6
1.2 Социокультурные особенности семьи и детей мигрантов 9
1.3 Система работа педагога начальной школы с детьми мигрантов 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий адаптации детей-мигрантов 22
2.1 Организация и проведение диагностики адаптации детей 22
2.2 Формирующая часть исследования: система мероприятий по адаптации
детей-мигрантов 25
2.3 Результаты контрольного эксперимента 37
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложения
Актуальность исследования. Для современной школы исключительно важной является проблема адаптации детей-мигрантов. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.
В настоящее время значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования.
Нынешняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации. С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко
В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социальнопсихологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому проблемой исследования является необходимость в педагогической поддержки детей-мигрантов и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий адаптации детей-мигрантов в системе начального образования.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия адаптации детей-мигрантов в системе начального образования.
Объект исследования: адаптация детей-мигрантов.
Предмет исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей-мигрантов в системе начального образования.
Гипотеза исследования: адаптация детей-мигрантов будет
эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- при своевременном выявлении уровня адаптации детей-мигрантов;
- организация и проведения системы мероприятий совместных с школьным психологом по адаптации детей-мигрантов.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования;
2) выявить уровень адаптации детей-мигрантов;
3) выявить эффективность совместных с школьным психологом мероприятий по адаптации детей-мигрантов.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. формирующий констатирующий, контрольный эксперимент;
3. Методика изучения социально-психологической адаптации Э.М. Александровской;
4. Тест «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» Н. Лускановой;
5. наблюдение и анализ деятельности учащихся;
6. беседы с учителем и психологом.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы в практике учителей начальных классов при обучении детей-мигрантов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района, г. Казани
В настоящее время значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования.
Нынешняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации. С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко
В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социальнопсихологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому проблемой исследования является необходимость в педагогической поддержки детей-мигрантов и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий адаптации детей-мигрантов в системе начального образования.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия адаптации детей-мигрантов в системе начального образования.
Объект исследования: адаптация детей-мигрантов.
Предмет исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей-мигрантов в системе начального образования.
Гипотеза исследования: адаптация детей-мигрантов будет
эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- при своевременном выявлении уровня адаптации детей-мигрантов;
- организация и проведения системы мероприятий совместных с школьным психологом по адаптации детей-мигрантов.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования;
2) выявить уровень адаптации детей-мигрантов;
3) выявить эффективность совместных с школьным психологом мероприятий по адаптации детей-мигрантов.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. формирующий констатирующий, контрольный эксперимент;
3. Методика изучения социально-психологической адаптации Э.М. Александровской;
4. Тест «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» Н. Лускановой;
5. наблюдение и анализ деятельности учащихся;
6. беседы с учителем и психологом.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы в практике учителей начальных классов при обучении детей-мигрантов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района, г. Казани
Школьная адаптация детей мигрантов - это сложный психолого-педагогический процесс вхождения в новую для них этнокультурную и образовательную среду. Процессу адаптации детей-мигрантов к новой для них среде должно способствовать целенаправленное, планируемое и особым образом организуемое психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации детей мигрантов, позволяющее создать психолого-педагогические условия, необходимые для успешности адаптации.
Адаптация детей мигрантов должна обеспечиваться комплексной программой психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации, задачами которой являются: обеспечение самопознания
личностью своих особенностей и ее развития; обучение конструктивному взаимодействию с окружающими; расширение круга знаний о культурном многообразии; подготовка родителей и педагогов к оказанию содействия детям мигрантов в школьной адаптации. Результатом реализации комплекса мероприятий являются успешно адаптирующиеся дети мигрантов, которые успешны в учебной деятельности, имеют достаточно высокий статус в системе межличностных отношений в своем учебном коллективе и находятся в комфортном эмоциональном состоянии.
В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: адаптация детей-мигрантов будет эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- при своевременном выявлении уровня адаптации детей-мигрантов;
- организация и проведения системы мероприятий совместных с школьным психологом по адаптации детей-мигрантов.
Для детей-мигрантов проводилась система мероприятий по их адаптации. Упражнения были подобраны для развития межличностных отношений, навыков самопознания, доброжелательного отношения к людям, эффективного повседневного общения, умения замечать положительные качества в людях. Они предлагались в игровой форме, не имеющей никакой связи с уроками.
Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующий основной вывод: после проведенных адаптированных занятий у детей изменился эмоциональный фон, они стали более общительными, коммуникабельными, учащиеся стали более адаптированным к обучению в школе, перестали испытывать страх. Для детей стали характерны более позитивные эмоциональные состояния, свойственна активная позиция. Дети стали менее агрессивными, они научились лучше налаживать отношения со сверстниками, способны к коммуникациям.
Таким образом, полученные теоретико-экспериментальные данные позволяют констатировать, что цели и задачи исследования достигнуты, а выдвинутая гипотеза подтверждена.
Адаптация детей мигрантов должна обеспечиваться комплексной программой психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации, задачами которой являются: обеспечение самопознания
личностью своих особенностей и ее развития; обучение конструктивному взаимодействию с окружающими; расширение круга знаний о культурном многообразии; подготовка родителей и педагогов к оказанию содействия детям мигрантов в школьной адаптации. Результатом реализации комплекса мероприятий являются успешно адаптирующиеся дети мигрантов, которые успешны в учебной деятельности, имеют достаточно высокий статус в системе межличностных отношений в своем учебном коллективе и находятся в комфортном эмоциональном состоянии.
В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: адаптация детей-мигрантов будет эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- при своевременном выявлении уровня адаптации детей-мигрантов;
- организация и проведения системы мероприятий совместных с школьным психологом по адаптации детей-мигрантов.
Для детей-мигрантов проводилась система мероприятий по их адаптации. Упражнения были подобраны для развития межличностных отношений, навыков самопознания, доброжелательного отношения к людям, эффективного повседневного общения, умения замечать положительные качества в людях. Они предлагались в игровой форме, не имеющей никакой связи с уроками.
Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующий основной вывод: после проведенных адаптированных занятий у детей изменился эмоциональный фон, они стали более общительными, коммуникабельными, учащиеся стали более адаптированным к обучению в школе, перестали испытывать страх. Для детей стали характерны более позитивные эмоциональные состояния, свойственна активная позиция. Дети стали менее агрессивными, они научились лучше налаживать отношения со сверстниками, способны к коммуникациям.
Таким образом, полученные теоретико-экспериментальные данные позволяют констатировать, что цели и задачи исследования достигнуты, а выдвинутая гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-
МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ -
МИГРАНТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Подготовка детей мигрантов к обучению в российских школах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа сопровождения адаптации первокурсников педагогического вуза
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



