Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №62256

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогических условий адаптации детей-мигрантов 6
1.1 Адаптация детей-мигрантов в образовательном учреждении 6
1.2 Социокультурные особенности семьи и детей мигрантов 9
1.3 Система работа педагога начальной школы с детьми мигрантов 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий адаптации детей-мигрантов 22
2.1 Организация и проведение диагностики адаптации детей 22
2.2 Формирующая часть исследования: система мероприятий по адаптации
детей-мигрантов 25
2.3 Результаты контрольного эксперимента 37
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложения


Актуальность исследования. Для современной школы исключительно важной является проблема адаптации детей-мигрантов. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.
В настоящее время значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования.
Нынешняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации. С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко
В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социальнопсихологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому проблемой исследования является необходимость в педагогической поддержки детей-мигрантов и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий адаптации детей-мигрантов в системе начального образования.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия адаптации детей-мигрантов в системе начального образования.
Объект исследования: адаптация детей-мигрантов.
Предмет исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей-мигрантов в системе начального образования.
Гипотеза исследования: адаптация детей-мигрантов будет
эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- при своевременном выявлении уровня адаптации детей-мигрантов;
- организация и проведения системы мероприятий совместных с школьным психологом по адаптации детей-мигрантов.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования;
2) выявить уровень адаптации детей-мигрантов;
3) выявить эффективность совместных с школьным психологом мероприятий по адаптации детей-мигрантов.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. формирующий констатирующий, контрольный эксперимент;
3. Методика изучения социально-психологической адаптации Э.М. Александровской;
4. Тест «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» Н. Лускановой;
5. наблюдение и анализ деятельности учащихся;
6. беседы с учителем и психологом.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы в практике учителей начальных классов при обучении детей-мигрантов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района, г. Казани


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Школьная адаптация детей мигрантов - это сложный психолого-педагогический процесс вхождения в новую для них этнокультурную и образовательную среду. Процессу адаптации детей-мигрантов к новой для них среде должно способствовать целенаправленное, планируемое и особым образом организуемое психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации детей мигрантов, позволяющее создать психолого-педагогические условия, необходимые для успешности адаптации.
Адаптация детей мигрантов должна обеспечиваться комплексной программой психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации, задачами которой являются: обеспечение самопознания
личностью своих особенностей и ее развития; обучение конструктивному взаимодействию с окружающими; расширение круга знаний о культурном многообразии; подготовка родителей и педагогов к оказанию содействия детям мигрантов в школьной адаптации. Результатом реализации комплекса мероприятий являются успешно адаптирующиеся дети мигрантов, которые успешны в учебной деятельности, имеют достаточно высокий статус в системе межличностных отношений в своем учебном коллективе и находятся в комфортном эмоциональном состоянии.
В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: адаптация детей-мигрантов будет эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- при своевременном выявлении уровня адаптации детей-мигрантов;
- организация и проведения системы мероприятий совместных с школьным психологом по адаптации детей-мигрантов.
Для детей-мигрантов проводилась система мероприятий по их адаптации. Упражнения были подобраны для развития межличностных отношений, навыков самопознания, доброжелательного отношения к людям, эффективного повседневного общения, умения замечать положительные качества в людях. Они предлагались в игровой форме, не имеющей никакой связи с уроками.
Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующий основной вывод: после проведенных адаптированных занятий у детей изменился эмоциональный фон, они стали более общительными, коммуникабельными, учащиеся стали более адаптированным к обучению в школе, перестали испытывать страх. Для детей стали характерны более позитивные эмоциональные состояния, свойственна активная позиция. Дети стали менее агрессивными, они научились лучше налаживать отношения со сверстниками, способны к коммуникациям.
Таким образом, полученные теоретико-экспериментальные данные позволяют констатировать, что цели и задачи исследования достигнуты, а выдвинутая гипотеза подтверждена.



1. Акрушенко А. В., Ларина О. А., Каратьян Т.В., Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций, Москва - «Эксмо», 2008.
2. Александрова Д. А. и др. Дети и родители - мигранты во взаимодействии с Российской школой // Вопросы образования. журн. 2012, № 1. С. 176-187.
3. Ахиезер А.С. Динамика урбанизации и миграция: Россия, СССР, Россия. //Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. М, 1999.
4. Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. - 2007. - N 7. - С. 18-21.
5. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
6. Барцица И.Н, Егорова В.К. Основы миграционной политики. - М., 2008. -
С. 366
7. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения. -М.: изд-во КДУ, 2009.
8. Бодренкова Г. П. , Захарова Е. А., Попова А. А. Программа «Service Learning - Обучение действием». - «Созидание», 2006.
9. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление): миграция и смысл жизни / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Москов. психолого-соц. институт. - Воронеж: НПО «МОДЭ», 2009.
10. Выготский T.C. Педагогическая психология. -М., 1996.
11. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. - 2003. - N 8. - С. 9-13.
12. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.
13. Гриценко В. В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов // Психол. журн., 2000. №4.
14. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
15. Дьякин Е. Н. и др. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения // Коррекционная педагогика Журн. 2012 С 35-38.
16. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе // Народное образование. - 2008. - N 5. - С. 157-165.
17. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. -М.,1999
18. Каргалова М. Мигранты и проблемы социальной адаптации // http://www.lawinrussia.ru/stati-i-publikatsii/2009-04-06/migranti-i-problemi- sotsialnoy-adaptatsii.html
19. Кемеров В. Философская энциклопедия. - “Панпринт”, 2008 .
20. Ковалева Н.И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения. - М.
2010. С.299.
21. Конькина Е.В. Воспитание культуры здоровья в традициях народной педагогики. / Е.В. Конькина. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 153 с.
22. Крамаренко Н. С. Адаптация детей к школе как психологическая проблема // Вестн. Ун-та Рос. Аккад. Образования. - 2007. - N 2. - С. 37-39.
23. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. / Как помочь детям мигрантов. // Электронный журнал «Отечественные записки» № 4 (19) 2004.
24. Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2006. - N 10. - С. 122-127.
25. Литвиненко Н. В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет // Изв. Волгоградского гос. педагог. унта. Серия Педагог. науки. - 2007. - N 1. - С. 35-38.
26. Лукашина И. А. Особенности миграционных процессов в современном российском обществе: региональный аспект. Автореф. дис. На к.с.н. Улан- Удэ. 2007.
27. Нечаев Е.М. / Риски социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов. // Психология социальных и экологических рисков в
современном обществе: материалы Международной науч.-практ. конф. Саратов, 17-18 нояб. 2011 г. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. 108 с.
28. Омельченко Е.Л., Андреева Ю.В., Лукьянова Е.Л., Сабирова, Г.А., Крупец Я.Н. Адаптация детей из семей мигрантов в школе. Ульяновск: Издательство Ульяновского государственногоуниверситета, 2010. 104 с.
29. Постановление Правительства РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
30. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. М.:ИСПИ. 2003. 239.
31. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Москва: АРКТИ, 2010. 85 с.
32. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш, пед, учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с
33. Смолина Т. Л. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий // Психология человека: интегративный подход. Сборник статей. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИНН», 2007. - С. 162-167.
34. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психология вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г. У. Солдатовой. М.:Смысл, 2001.
35. Тюменева Ю.А. К проблеме оценки готовности детей к школе // Психология обучения. - 2008. - N 3. - С. 95-107.
36. Тюрюканова Е.В., Леденева Л.И. Ориентации детей мигрантов на получение высшего образования // Социологические исследования. 2005. - №4.
37. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998.- Ч.З.
38. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002.
39. Фролова С. Адаптация новичков: способы создания атмосферы
взаимодействия и поддержки // Директор школы. - 2004. - N 7. - С. 61-65.
40. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - «Гардарики», 2007 .
41. Шапошникова Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве // Начальная школа. Журн. 2012 №5 С 87-92.
42. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. М.: Академический проспект, 2008.
43. Bosswick W., Fassmann H., Kohlbacher J., Luken-Klassen D. Housing and Residential Segregation of Migrants. A State-of-the-Art report // Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. — Wien, 2007.
44. Sherif M. Group conflict and cooperation: Their social psychology. L.,2010
45. Lehmeier A. The Projects of the Hertie Foundation fort he Integration of Immigrant Children and Youth. Bamberg, 2006
46. Шматова С. А. Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов в условиях поликультурной общеобразовательной среды [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 77-79.
47. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие. - М., 2005. - С. 117
48. Ackermann A. Ethnologische Migrationsforschung: ein Uberblick // Zeitschrift fur Kulturwissenschaften. Ethnologie der Migration. - Winter 1997. -
Ausg. 10. - P. 25.
49. Boyd M. Family and personal networks in international migration: Recent developments and new agenda // International Migration Review. - 1989. -
№ 23(3). - P. 238
50. http://www.nesse.fr/nesse/activities/reports


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ