ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ДРАМАТИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения драматических произведений в начальной школе 6
1.1. Специфика драмы как рода литературы 6
1.2. Методика чтения и анализа драмы в начальных классах (обзор научнометодической литературы) 15
1.3. Особенности восприятия литературного произведения младшими
школьниками 27
Выводы по главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению драматического произведения в 4 классе 36
2.1. Анализ программ и учебников по предмету «Литературное
чтение» 36
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению
драматического произведения в 4 классе 38
2.2.1. Констатирующий этап эксперимента 38
2.2.2. Формирующий этап эксперимента 41
2.2.3. Контрольный этап эксперимента 55
Выводы по главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение
Глава I. Теоретические основы изучения драматических произведений в начальной школе 6
1.1. Специфика драмы как рода литературы 6
1.2. Методика чтения и анализа драмы в начальных классах (обзор научнометодической литературы) 15
1.3. Особенности восприятия литературного произведения младшими
школьниками 27
Выводы по главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению драматического произведения в 4 классе 36
2.1. Анализ программ и учебников по предмету «Литературное
чтение» 36
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению
драматического произведения в 4 классе 38
2.2.1. Констатирующий этап эксперимента 38
2.2.2. Формирующий этап эксперимента 41
2.2.3. Контрольный этап эксперимента 55
Выводы по главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение
Формирование культурного читателя - цель современного литературного образования школьников. Опыт чтения текстов художественных, публицистических, критических и научных; устойчивые представления о том, как "устроены" литературное произведение и литературный процесс; система умений, позволяющая в течение последующей жизни расширять опыт чтения, анализа и текстопорождения - основные параметры результата образования по предмету "литература".
Традиционно основной объем чтения любителей словесности составляют литературные произведения эпического и лирического родов. Драматургию принято связывать с театром. Действительно, "драма живет на сцене" (Н. Гоголь), но просмотр спектакля не может быть адекватной заменой чтения пьесы, поскольку постановка - исторически и социально обусловленное прочтение, конкретизация возможных смыслов, кроме того, далеко не все драматические произведения можно увидеть на театральных подмостках, однако это не должно означать их "смерти" для духовной жизни общества.
Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при чтении и анализе драматургических произведений в школе.
Рассмотрение проблем восприятия и изучения драматического произведения в учебных условиях, как показывает опыт его научного осмысления, необходимо начинать с исследования его родовой и жанровой специфики, служащей основой для раскрытия природы тех трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. Принципиально важными в этом отношении являются труды отечественных методистов, связанные с изучением драматического произведения в школе: Г.А.Гуковского,
Т.С.Зепаловой, И.Б.Звагельской, В.Г.Маранцмана, А.Я.Подовинниковой,
Е.С.Роговер, З.С.Смелковой, Т.В.Чирковской, Богдановой О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. , Рыжковой Т.В. и др.
Серьезное внимание вопросам формирования теоретиколитературных понятий и возрастным особенностям развития школьника уделяют психологи и психолингвисты: В.М.Букатов, Л.С.Выготский,
А.А.Леонтьев, Н.Д.Молдавская и др., в работах которых говорится и о принципиальной динамичности содержания текста, и о сценической предназначенности драмы, что позволяет выйти на особые способы ее постижения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что накоплен достаточный опыт в разработке рассматриваемой проблемы. В то же время, проблемы, связанные с восприятием и изучением драматических произведений в школе, до сих пор являются актуальными в методике преподавания литературы. Многочисленные современные программы по литературе, включающие классические образцы драматургии, не предлагают научно-выверенных подходов к их целостному анализу. Вместе с тем в теории и методике обучения недостаточно исследованы возможности изучения драматической литературы в начальных классах.
Исходя из обозначенного круга проблем вытекает цель исследования: выявить эффективные организационно-педагогические условия изучения драматических произведений в начальных классах.
Объект исследования - литературное развитие младших школьников в процессе изучения драмы.
Предмет исследования - методы и приемы работы над драматическим произведением на уроках литературного чтения в 4 классе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой работа над драматическим произведением в начальной школе будет эффективной, если:
- ознакомить младших школьников со спецификой драмы как рода литературы;
- использовать методы активного обучения учащихся начальных классов: чтение по ролям, групповая работа, инсценирование.
В соответствии с цельюи выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике обучения.
2. Выявить уровень знаний младших школьников о драме.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методов и приемов работы над драматическим произведением в 4 классе начальной школы.
4. Разработать конспекты уроков по изучению драматических произведений в начальных классах.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, взаимно дополняющих друг друга:
теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы; наблюдение и педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; тестирование; анализ работ по теме; педагогический эксперимент.
База педагогического исследования: МБОУ “Большешинарская СОШ имени А.А. Ахунзянова Сабинского муниципального района Республики Татарстан”
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические материалы могут быть применены в практике начальной школы.
Структура работы отражает содержание и результат исследования, состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Традиционно основной объем чтения любителей словесности составляют литературные произведения эпического и лирического родов. Драматургию принято связывать с театром. Действительно, "драма живет на сцене" (Н. Гоголь), но просмотр спектакля не может быть адекватной заменой чтения пьесы, поскольку постановка - исторически и социально обусловленное прочтение, конкретизация возможных смыслов, кроме того, далеко не все драматические произведения можно увидеть на театральных подмостках, однако это не должно означать их "смерти" для духовной жизни общества.
Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при чтении и анализе драматургических произведений в школе.
Рассмотрение проблем восприятия и изучения драматического произведения в учебных условиях, как показывает опыт его научного осмысления, необходимо начинать с исследования его родовой и жанровой специфики, служащей основой для раскрытия природы тех трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. Принципиально важными в этом отношении являются труды отечественных методистов, связанные с изучением драматического произведения в школе: Г.А.Гуковского,
Т.С.Зепаловой, И.Б.Звагельской, В.Г.Маранцмана, А.Я.Подовинниковой,
Е.С.Роговер, З.С.Смелковой, Т.В.Чирковской, Богдановой О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. , Рыжковой Т.В. и др.
Серьезное внимание вопросам формирования теоретиколитературных понятий и возрастным особенностям развития школьника уделяют психологи и психолингвисты: В.М.Букатов, Л.С.Выготский,
А.А.Леонтьев, Н.Д.Молдавская и др., в работах которых говорится и о принципиальной динамичности содержания текста, и о сценической предназначенности драмы, что позволяет выйти на особые способы ее постижения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что накоплен достаточный опыт в разработке рассматриваемой проблемы. В то же время, проблемы, связанные с восприятием и изучением драматических произведений в школе, до сих пор являются актуальными в методике преподавания литературы. Многочисленные современные программы по литературе, включающие классические образцы драматургии, не предлагают научно-выверенных подходов к их целостному анализу. Вместе с тем в теории и методике обучения недостаточно исследованы возможности изучения драматической литературы в начальных классах.
Исходя из обозначенного круга проблем вытекает цель исследования: выявить эффективные организационно-педагогические условия изучения драматических произведений в начальных классах.
Объект исследования - литературное развитие младших школьников в процессе изучения драмы.
Предмет исследования - методы и приемы работы над драматическим произведением на уроках литературного чтения в 4 классе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой работа над драматическим произведением в начальной школе будет эффективной, если:
- ознакомить младших школьников со спецификой драмы как рода литературы;
- использовать методы активного обучения учащихся начальных классов: чтение по ролям, групповая работа, инсценирование.
В соответствии с цельюи выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике обучения.
2. Выявить уровень знаний младших школьников о драме.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методов и приемов работы над драматическим произведением в 4 классе начальной школы.
4. Разработать конспекты уроков по изучению драматических произведений в начальных классах.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, взаимно дополняющих друг друга:
теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы; наблюдение и педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; тестирование; анализ работ по теме; педагогический эксперимент.
База педагогического исследования: МБОУ “Большешинарская СОШ имени А.А. Ахунзянова Сабинского муниципального района Республики Татарстан”
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические материалы могут быть применены в практике начальной школы.
Структура работы отражает содержание и результат исследования, состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Усвоение каждого художественно ценного литературного
произведения оказывает влияние на развитие читателя. Каждая ступень в обучении связана с расширением и углублением развития учащихся. В чем же заключается литературное развитие учащихся, их рост и
совершенствование в процессе изучения драматических произведений?
Литературное развитие нередко понимается как степень знакомства с художественной литературой, разносторонность литературной образованности. Широко начитанного человека называют в этом смысле литературно развитым.
В процессе изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и общеэстетическое, тесно, органически связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру искусства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу, и театр.
Драма имеет свои особенности.
Во-первых, это отсутствие авторского повествования, а следовательно, фигуры повествователя - посредника между изображенным миром и читателем. В драматургическом произведении автор проявляет свое присутствие косвенно: через заглавие, список действующих лиц и
комментарии к нему, через описания сценической обстановки и ремарки. Кроме того, автор может предоставить возможность рассказывать об увиденном одному из действующих лиц. Содержание драматургического произведения оформляется преимущественно как процесс речевого общения персонажей, посредством упорядоченного чередования монологов, диалогов и полилогов.
Во-вторых, драматическое произведение отличает напряженный характер действия. События пьесы концентрируются вокруг основного конфликта, каждый эпизод служит его раскрытию. Не имея возможности с эпической полнотой изобразить своих героев, драматург выбирает наиболее
значимые моменты их жизни.
В-третьих, характеры героев драмы отличаются большей определенностью, чем в эпосе. Свойства характеров обнаруживаются в поступках и речах персонажей. Следовательно, драма тяготеет к таким стилевым доминантам, как сюжетность и разноречие.
В-четвертых, в драматическом произведении нет дистанции между временем изображаемого события и временем повествования о нем. Действие драмы совершается как бы в настоящем, что усиливает эмоциональное воздействие произведения.
В-пятых, специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической подстановки. Важнейшими компонентами драматического содержания являются игра актеров и результаты деятельности режиссера.
Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях методов работы, применяемых при изучении драматических произведений в начальной школе:
1. Драматическую литературу в начальной школе следует подбирать и изучать с учётом возрастных особенностей восприятия художественных произведений младшими школьниками.
2. Изучение драматических произведений в начальной школе необходимо начинать с исследования их родовой специфики, служащей основой для раскрытия природы тех трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. В тоже время, работая над пьесой, учащиеся анализируют ее прежде всего как литературное художественное произведение, то есть разбираются в образах героев, выстраивают систему их взаимоотношений, занимаются осмыслением их поступков, определяют идейно-тематическую направленность произведения.
3. В целях формирования познавательного интереса младших школьников, развития творческих способностей учащихся при изучении драматических произведений широко используются активные формы
обучения литературе: выразительное чтение по ролям, групповая работа,
инсценирование.
Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МБОУ “Большешинарская СОШ имени А.А. Ахунзянова Сабинского муниципального района Республики Татарстан”свидетельствуют о том, что выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась. Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута.
произведения оказывает влияние на развитие читателя. Каждая ступень в обучении связана с расширением и углублением развития учащихся. В чем же заключается литературное развитие учащихся, их рост и
совершенствование в процессе изучения драматических произведений?
Литературное развитие нередко понимается как степень знакомства с художественной литературой, разносторонность литературной образованности. Широко начитанного человека называют в этом смысле литературно развитым.
В процессе изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и общеэстетическое, тесно, органически связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру искусства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу, и театр.
Драма имеет свои особенности.
Во-первых, это отсутствие авторского повествования, а следовательно, фигуры повествователя - посредника между изображенным миром и читателем. В драматургическом произведении автор проявляет свое присутствие косвенно: через заглавие, список действующих лиц и
комментарии к нему, через описания сценической обстановки и ремарки. Кроме того, автор может предоставить возможность рассказывать об увиденном одному из действующих лиц. Содержание драматургического произведения оформляется преимущественно как процесс речевого общения персонажей, посредством упорядоченного чередования монологов, диалогов и полилогов.
Во-вторых, драматическое произведение отличает напряженный характер действия. События пьесы концентрируются вокруг основного конфликта, каждый эпизод служит его раскрытию. Не имея возможности с эпической полнотой изобразить своих героев, драматург выбирает наиболее
значимые моменты их жизни.
В-третьих, характеры героев драмы отличаются большей определенностью, чем в эпосе. Свойства характеров обнаруживаются в поступках и речах персонажей. Следовательно, драма тяготеет к таким стилевым доминантам, как сюжетность и разноречие.
В-четвертых, в драматическом произведении нет дистанции между временем изображаемого события и временем повествования о нем. Действие драмы совершается как бы в настоящем, что усиливает эмоциональное воздействие произведения.
В-пятых, специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической подстановки. Важнейшими компонентами драматического содержания являются игра актеров и результаты деятельности режиссера.
Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях методов работы, применяемых при изучении драматических произведений в начальной школе:
1. Драматическую литературу в начальной школе следует подбирать и изучать с учётом возрастных особенностей восприятия художественных произведений младшими школьниками.
2. Изучение драматических произведений в начальной школе необходимо начинать с исследования их родовой специфики, служащей основой для раскрытия природы тех трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. В тоже время, работая над пьесой, учащиеся анализируют ее прежде всего как литературное художественное произведение, то есть разбираются в образах героев, выстраивают систему их взаимоотношений, занимаются осмыслением их поступков, определяют идейно-тематическую направленность произведения.
3. В целях формирования познавательного интереса младших школьников, развития творческих способностей учащихся при изучении драматических произведений широко используются активные формы
обучения литературе: выразительное чтение по ролям, групповая работа,
инсценирование.
Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МБОУ “Большешинарская СОШ имени А.А. Ахунзянова Сабинского муниципального района Республики Татарстан”свидетельствуют о том, что выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась. Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАД
ДРАМАТИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИЕМА ДРАМАТИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2020 - Влияние философской сказки на развитие мышления младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирования личностных УУД у младших школьников в процессе изучение фольклора на уроках литературного чтение
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2021 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



