Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Работа №62219

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Художественный психологизм как литературоведческая проблема 6
1.1 Становление художественного психологизма в русской литературе. 6
1.2. «Герой нашего времени» Лермонтова и психологическая традиция во французской исповедальной прозе 18
Глава 2. Художественный психологизм и способы его воплощения в романе «Герой нашего времени» 28
2.1 «Опрокинутая» композиция романа 28
2.2 Рассказчики и повествователи в романе «Герой нашего времени»... 31
2.3 Журнал Печорина как исповедь души 35
2.4 Система двойников Печорина 38
Глава 3. Женские образы в романе «Герой нашего времени» 45
3.1 Любовь к дикарке как поиск идеала 45
3.2 Ундина как романтическая жажда приключений 51
3.3 Жестокая игра в любовь 54
3.4 Любовь «рабыни» и к «рабыне» 60
Заключение 69
Список использованной и цитируемой литературы 73
Приложение

Как и каждое истинно классическое произведение, «Герой нашего времени» уже на протяжении 177 лет живет активной художественной жизнью, постоянно обновляясь в понимании все новых и новых поколений. О такого рода произведениях Белинский говорил, что они относятся «к вечно живущим движущим явлениям.. .Каждая эпоха произносит о них свои суждения. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего» [8, 92].
Говоря же именно о «Герое нашего времени» величайший критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живой водой поэзии» [8, 103].
Роман М.Ю. Лермонтова весь как бы составлен из противоположностей, которые образуют единое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем невероятно сложен и многозначен и в тоже время глубок и непостижимо загадочен.
Герштейн Э.Г., подводя результаты своим многолетним исследованиям, приходит к выводу: «Роман Лермонтова - самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет установившегося мнения об этой маленькой книге» [15, 178]. «Герой нашего времени» - это поистине художественный айсберг, одна восьмая которого находится на поверхности, а семь восьмых уходит в «подтекстовую» толщу многообразных социально-исторических, литературно-эстетических нравственно-духовных процессов. Оказавшись закономерным итогом русского и мирового литературного движения на определенном этапе «Герой нашего времени», как новое слово в поступательной художественном развитии человечества, оказал воздействие на развитие всей отечественной словесности. А.А. Блок отмечал: «Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы» [9, 73]. Композиции романа и своеобразие жанра М.Ю. Лермонтова связано с его главной особенностью. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Под психологизмом подразумевается художественное изображение внутреннего мира персонажей, то есть их мыслей, переживаний, желаний, чувств. Лермонтов чаще всего использует прямую форму психологизма, непосредственное изображение внутренней жизни человека, прежде всего Печорина, и передаёт эти процессы в виде монолога, диалога, психологического самоанализа. Поэтому более подробное рассмотрение особенностей художественного психологизма и его воплощения, композицию, систему двойников данного романа представляется нам актуальной.
Цель исследования: исследовать художественный психологизм и его воплощение в романе «Герой нашего времени» На основании цели работы были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать особенности романа «Герой нашего времени» как психологического
2. выяснить как «работает» композиция на психологичность романа
3. выявить формы и способы раскрытия образа Г. Печорина через призму отношений с героями романа
Объект исследования: роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Предмет исследования: особенности художественного психологизма и способы его выражения в романе «Герой нашего времени».
В дипломной работе использовались следующие исследовательские методы: типологический, сравнительный, биографический, культурно - исторический.
Теоретической базой исследования послужили работы И.Л. Андроникова, Э.Г. Герштейн, Ю.М. Лотмана, И.В. Золотаревой, С.В. Иванова, И. Е. Коплан, В.В. Липича, С.А. Леонова, Т.И. Михайловой, Б.Т. Удодова, У.Р. Фохта.
Практическая значимость результаты исследования могут быть использованы в школьном курсе преподавания литературы, а также при подготовке курсовых работ, рефератов и докладов.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Апробация: промежуточный результат дипломной работы был представлен на научной конференции «Белгородский диалог», в апреле 2017 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


О романе Лермонтова «Герой нашего времени» много написано и сказано, но несмотря на огромное количество исследований о «Герое нашего времени», для современного читателя в этом первом в русской литературе философско-психологическом романе остается большое количество загадок и тайн, в каждой из его частей, в каждой из его повестей: и самой странной, с трагическим финалом повести «Бэла», и с самой печальной и бессобытийной - «Максим Максимыч», и в самой поэтической и загадочной - «Тамань», и в самой исповедальной и психологической - «Княжна Мери», и в самой таинственной и философской - «Фаталист». Еще в 1844 году «Литературная газета» отметила, что «лермонтовский шедевр остался тайною, а для многих останется тайною навсегда» [30, 93-97].
В русской критике Печорина называли «странным человеком», «лишним человеком», «демоническим героем», но все эти определения отражают лишь отдельные грани этого сложного и противоречивого героя. Перед нами стояла цель исследовать художественный психологизм, воплощенный в романе «Герой нашего времени», и в соответствии с нашими наблюдениями постараться понять суть личности главного героя романа, его особенности и глубину.
В первой главе мы проанализировали суть художественного психологизма и выявили типологические связи лермонтовского романа, сравнили традиции русского и европейского романа. В странах зарубежья процесс активного развития художественного психологизма происходит в конце XVIII - начале XIX веков. В России же рост художественного психологизма стал наблюдаться в конце XVIII - начале XIX веков.
Взгляды Лермонтова на задачи психологического анализа близки эстетическим установках французских романтиков, которые стремились через постижение «истории души» героя разобраться в духовном состоянии современного поколения. Самоанализ, который основывается на разделении эмоциональной и рациональной частей сознания, у Печорина такой же, как и у героев французских писателей. Осваивая диалектический подход к изображению внутреннего мира, Лермонтов и французские романтики приходили к общей мысли, что «на дне» человеческой души таятся «темные» страсти, которые оказывают огромное влияние на поведение и мысли героев, лишая сознание героев цельности. Загадка психологии лермонтовского героя состоит в том, что страсти в его душе достигают чрезвычайного накала, но яркая эмоциональная жизнь дана в сочетании с его критическим самоанализом. Вместе с тем, в душевном мире Печорина некоторые моменты остаются немотивированными, не вполне ясными как герою, так и автору, для которого он во многом остается грандиозной личностью с крупным масштабом духовной жизни, существом «иной породы».
Средства психологического анализа определяются тем, как писатели понимают его задачи. Для Лермонтова и французских романтиков характерна спроецированность психологических размышлений в русле этической проблематики. Лермонтов, как и французские романтики, признает, что психологический «скальпель» часто убивает непосредственность чувства, и вместе с тем, именно в самопознании заключается для русского писателя нравственное величие человека, выражение его достоинства, бесстрашия. Лермонтов выдвигает идею духовного развития личности как процесса, основанного на опыте постоянного самоосмысления, раздвижения границ знания о себе и о мире, что позволяет человеку открывать для себя некие новые философские, этические, психологические основания поведения. Если у французских романтиков (Констана, Мюссе) исповедь представляет собой попытку уже ретроспективного изложения «истории души», то журнал Печорина становится выражением процесса духовного становления личности.
Во второй главе нами исследован широкий спектр воплощения художественного психологизма в поэтике романа. Мы проанализировали композицию романа и пришли к выводу, что Лермонтов сознательно нарушает хронологический порядок следования повестей, и такая «опрокинутая» хронология объективнее показывает внутренний мир нашего главного героя, показывает его истинного, высвечивает мотивации, которые им управляют, а также его представления о смысле человеческой жизни. В ходе исследования нами была проанализирована и система рассказчиков в романе, которая «работала» на объективное раскрытие образа главного героя, была выявлена исповедальная функция такой повести, как «Журнал Печорина», из которой мы узнаем скрытые мотивы поведения главного героя романа, его отношение к самому себе. Основным способом раскрытия души является самоанализ, которому Печорин подвергает не только свои поступки, но и поведение окружающих его лиц.
Рассмотрев систему двойником Печорина, мы пришли к выводу, что каждый из двойников по-своему «высвечивает» Печорина, помогая раскрыть характер главного героя, его желания, мечты, стремления.
Третью главу мы посвятили женским персонажам романа и проанализировали взаимоотношения Печорина с каждой из героинь. Бэлу он насильно забирает из естественного окружения и своим эгоизмом приводит ее к смерти. Из-за простого любопытства он вмешался в жизнь контрабандистов, за что чуть и не отдал свою жизнь. Герой ломает любовь княжны Мери. И он теряет ту самую, которая всю свою жизнь была ему верна, Веру. На основе данных выводов мы можем точно сказать, что Печорин не умеет по-настоящему любить. Он способен только приносить страдания, тем, кто преданно и трепетно к нему относился.
Лермонтова привлекали люди с сильным характером, деятельные, страстные. Его привлекал образ «странного человека», «лишнего человека», непонятого и отвергнутого окружающими. Поэта занимали «люди и страсти», борьба эгоизма и самоотверженности. В то же время Лермонтов стремился в творчестве выразить собственные мысли и чувства. Таким образом, психологизм в творчестве Лермонтова обусловлен, с одной стороны, влиянием эпохи, а с другой - потребностями самого поэта.
Исходя из поставленных задач, мы пришли к следующим результатам: проанализированы особенности романа «Герой нашего времени» как психологического, рассмотрели композицию и выяснили как она «работает» на психологичность романа. Также выявили формы и способы раскрытия образа главного героя через призму отношений с героями романа.
Таким образом, все аспекты, которые представлены в данной дипломной работе, дают нам полную картину образа Печорина со всеми его недостатками и достоинствами.



1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С. Аверинцев. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с.
2. Алексеева Т.П. «Я в мыслях вечный странник...»: очерки: [к 195-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова] / Т.П. Алексеева. - Псков: Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2009. -117 с.
3. Альбеткова Р.И. Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова «Герой нашего времени» / Р.И. Альбеткова // Русская словесность. - М.: Художественная литература, 1999. - № 3. - С. 42-48.
4. Андроников И.Л. Лермонтов исследования и находки / И.Л. Андроников.
- М.: Художественная литература, 1967. - С. 607.
5. Бахтин М.М. Эпос и роман // М.М. Бахтин Вопросы литературы и эстетики. - М.: Искусство, 1975. - С. 476-477.
6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 9-ти томах /
В.Г. Белинский. - М.: Художественная литература, 1954. - Т. 4. - 367 с.
7. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 9-ти томах /
В.Г. Белинский. - М.: Художественная литература, 1955. - Т. 7. - 36 с.
8. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М.Ю. Лермонтова // Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе / Сост. В.И. Кулешова. - М.: Художественная литература, 1983. - С. 82-153.
9. Блок А.А. Собраний сочинений: В 8 т. / Под общ. ред. В.Н. Орлова, А.А. Суркова, К.И. Чуковского. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. Т. 5. Проза: 1903-1917 / Подгот. текста и прим. Д.Е. Максимова и Г.А. Шабельской. - 799 с.
10. Виноградов В.В. Стиль прозы М.Ю. Лермонтова / В.В. Виноградов // Литературное наследство. - Т. 43-44. М.Ю. Лермонтов. - Т.1. - М., 1941.
- 529 с.
11. Каренин В. [Комарова В.Д.] Жорж Санд, ее жизнь и произведения. /
В. Каренин. // Вестник Московского государственного гуманитарного
университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2011. - Вып.
2. - С. 19-26.
12. Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции / Л.И. Вольперт. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПБ.: Алетейя, 2008. - 276 с.
13. Герасименко А.А. Божественный певец: К 160-летию со дня трагической гибели М.Ю. Лермонтова / А.А. Герасименко; Кавк. Горн. о-во. - М.: Пятигорск: Три Л, 2001. - 168 с.
14. Герцен А.Г. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2 /
A. И. Герцен; АН СССР; Институт философии. - М.: ОГИЗ: Госиздат политической литературы, 1948. - 368 с.
15. Герштейн Э.Г. Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова /
3. Г. Герштейн. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 1997. - 125 с.
16. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова / Э.Г. Герштейн. - М.:
Художественная литература, 1986. - 351 с.
17. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени» /
К.Н. Григорьян. - Л.: Наука, 1975. - 348 с.
18. Долина З.Ф. Лермонтов и Кавказ библиографический указатель / З.Ф. Долина, А.Н. Коваленко Т.Ю. Кравцова, К.Э. Штайн. - Ставрополь: СКУНБ им. Лермонтова, 2012. - 360 с.
19. Дюшен Э. Поэзия Лермонтова в ее отношении к русской и западноевропейской литературам / Э. Дюшен. - Казань.: Логос, 1914. -28 с.
20. Журавлева А.И. Творчество М. Ю. Лермонтова / А.И. Журавлева,
B. Н. Турбин «Творчество М.Ю. Лермонтова» Семинарий для студентов заочников филологических факультетов государственных университетов. - М.: МГУ, 1967. - 265 с.
21. Заборов П. Жермена де Сталь и русская литература первой трети XIX века. / П. Заборов. // В кн. Ранние романтические веяния: Из истории международных связей русской литературы / Отв. ред. академик М.П. Алексеев. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. - С. 168 -250.
22. Зонов Д. М.Ю. Лермонтов в русской критике сборник статей / Д. Зонов. - М.: Гослитиздат, 1955. - 301 с.
23. Идеи социализма в русской классической литературе. / Под ред. Н.И. Пруцкова / Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. - С. 104-113.
24. Казовский М.Г. Лермонтов и его женщины: украинка, черкешенка, шведка... / М.Г. Казовский. - М.: Астрель, 2012. - 349 с.
25. Калинникова Н.Г. Восприятие творчества Б. Константа в России первой половины XIX века. Дисс...канд.филолог. наук. М., 1993. - С.12-13.
26. Карташова И.В. Лермонтов и Мюссе / И.В. Карташова // Романтизм: грани и судьбы. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1999. - 68 с.
27. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция / В. Кожинов // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: в 3-х т. Т. 1.
- М.: Институт мировой литературы Академии наук СССР, 1964. -436 с.
28. Коровин В.И. Роман «Герой нашего времени» // Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973. - С. 217¬285.
29. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова / В.И. Коровин: монография.
- М.: Просвещение, 1973. - 287 с.
30. Краевский А.А. Воспоминания / А.А. Краевский // Литературная газета. - 1844. - N 3. - С. 93-97.
31. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х. Т.2. / М.Ю. Лермонтов; сост.
И.С. Чистовой. - М.: Правда, 1990. - 704 с.
32. Липич В.В. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в контексте русской и западноевропейской литератур первой трети XIX века. Дисс.канд. филолог.наук. М.,1991. С. 119-126
33. Луков Вл. А., Захаров Н.В. Литература: Практикум. Заочные
практические занятия. Зарубежная литература / Под общ. ред. проф. Вл. А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 73 с.
34. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. / В.А. Мануйлов. - Л.: Изд-во Просвещение, 1966. - 143 с.
35. Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Биография. Пособие для учащихся / В.А. Мануйлов. - М.: Просвещение, 1964. - 133 с.
36. Миллер О.В. Библиография литературы о М.Ю. Лермонтове (1917- 1977гг.) / О.В. Миллер. - Л.: Наука, 1980. - 516 с.
37. Мильчина В.А. Шатобриан в русской литературе первой трети XIX века. Дисс... канд. филолог, наук. М., 1979. - 44 с.
38. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова / Е.Н. Михайлова. - М.: Гос. Изд-во Художественная литература, 1957. - 383 с.
39. Мотовилова Н.М. Нодье в русской журналистике пушкинской эпохи. / Н.М. Мотовилова // Язык и литература. Л.: Наука, 1930. Т. 2. - 199 с.
40. Прохоров Г. М.Ю. Лермонтов и его значение в истории русской литературы: ист.-лит. очерк / Г. Прохоров. - Пг.: [б. и.], 1915. - 120 с.
41. Резник Н.А. М.Ю. Лермонтов и его спутники: жизненные и творческие связи / Н.А. Резник. - Ханты-Мансийск: Информ. - изд. центр, 2004. - 443 с.
42. Родзевич С.И. Предшественники Печорина во французской литературе: [«Рене» Шатобриана, «Адольф» Бенжамена Костана, «Исповедь сына века» А. де-Мюссе, «Оберман» Сенанкура] / С.И. Родзевич. - Киев: тип. Т.Г. Мейнандера, 1913. - 47 с.
43. Розанов В.В. О Лермонтове / В.В. Розанов // Московский вестник - 2001. - N 3. - С. 234-236.
44. Русская старина. - СПб.: тип. В.С. Балашева, 1881, Т. 72, кн.10. - С. 89.
45. Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки: перевод с французского / Ш. Сент-Бев; [составление, вступительная статья, комментарии М. Трескунова; редакция перевода А. Андрес, И. Лихачева]. - М.: Художественная литература, 1970. - С. 101 - 102.
46. Томашевский Б.В. Проза Лермонтова и западноевропейская литературная традиция / Б.В. Томашевский // М.Ю. Лермонтов / АН СССР Ин-т рус. лит. (Пушкин дом). - М.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 43-44. - 501 с.
47. Турбин В.Н. Сын отечества: К 175-летию М.Ю. Лермонтова / В.Н. Турбин // Новый мир. - 1989. - N 10. - С. 258-263.
48. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: кн. Для учителя. / Б.Т. Удодов. - М.: Просвещение, 1989. - 191с.
49. Федоров А.В. Творчество Лермонтова и западные литературы / А.В. Федоров // Литературное наследство. - М.: Изд-во Академия наук СССР, 1941. - Т.43-44. - С. 129-226.
50. Фридлендер Г.М. Русская и французская литература XIX в. / Г.М. Фридлендер // Русская литература. - 1989. №1. - 89 с.
51. Шаповал С.А. Филология в задачах. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени: учеб.-метод. пособие / С. А. Шаповал; Моск. ин-т открытого образования. - М.: МИОО, 2012. - 151 с.
52. Эйхенбаум Б.М. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б.М. Эйхенбаум // М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Литературные памятники. - М.: Художественная литература, 1962. - С. 125-162.
53. Эдельштейн М. Писатель как персонаж / М. Эдельштейн // Знамя. - 2005. - N 7. - С. 220-222.
54. Юхнова И.С. Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю. Лермонтова / И.С. Юхнова; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского - Нац. исслед. Ун-т. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. - 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ