Введение 3
1. Теоретические основы управления развитием персонала 6
1.1 Содержание основных понятий 6
1.2 Методы развития персонала 13
1.3 Процесс управления развитием персонала 21
2. Анализ управления действующей системой развития персонала в ООО
«Евросеть-Ритейл» 30
2.1 Общая характеристика организации 30
2.2 Исследование системы управления организации 35
2.3 Оценка состояния развития персонала ООО «Евросеть-Ритейл» 42
3. Рекомендации по совершенствованию системы развития персонала в
ООО «Евросеть-Ритейл» 51
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы управления деловой
карьерой 51
3.2 Предложения по совершенствованию социально-психологических методов
управления развитием человеческих ресурсов 57
3.3 Оценка экономической эффективности внедрения рекомендаций 63
Заключение 69
Список использованных источников
Приложения
Развитие персонала является неотъемлемым условием эффективного функционирования организации любого уровня. Начиная с 80-х гг. XX века, исследователи отмечают всё более возрастающую роль этой составляющей в управлении человеческими ресурсами компаний и, соответственно, служб подготовки персонала.
В современных условиях деятельности компаний функция обучения и развития играет всё более значимую роль. Вчерашние порой слабо интегрированные в деловую жизнь специалисты по обучению сегодня превратились в начальников учебных центров и руководителей корпоративных университетов. Наступает время, когда появляются серьёзные структуры, занимающиеся обучением, аттестацией и развитием высокопотенциальных сотрудников в современных корпорациях. Теперь количество уровней в структуре системы развития и обучения может составлять три, четыре и даже пять ступеней. Соответственно, растут бюджеты на развитие, равно как и количество стандартов и систем, сопровождающих систему развития и обучения персонала компании.
Причины, обуславливающие возникновение подобных тенденций, очевидны. В крупных, средних и даже малых организациях в настоящее время сделана ставка на развитие талантов внутри компании, а не на привлечение их в результате нахождения на рынке новой рабочей силы.
Актуальность исследования очевидна: человеческие ресурсы остаются ключевым фактором эффективности и конкурентоспособности любой организации в условиях современной бизнес-среды. Люди представляют конкурентное богатство компаний, которое надо развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. Откройте любую книгу по управлению персоналом, и вы обязательно увидите главу, посвящённую данной теме. Её не затрагивают только ленивые менеджеры; красивые лозунги, посвящённые развитию сотрудников, можно увидеть во многих компаниях
мира. Однако если спросить руководителей, как именно они развивают коллектив, то разговор сводится к банальным методам, в частности, к тренингам. Именно поэтому необходимо продолжать изучать, дополнять, расширять и совершенствовать теоретические построения, относящиеся к этой теме.
Степень разработанности проблемы. В современной литературе и литературе последних десятилетий уделяется особое внимание проблеме управления развитием персонала. Тем не менее, заметна недостаточная изученность данной проблемы. Анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов показывает, что в разных странах разные авторы трактуют представленную тему по-разному. Несмотря на то, что целостность процесса развития персонала должно определяться общими целями организации, комплексные исследования отдельных авторов не базируются на системе целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности.
Исследованию теоретических основ управления развитием персонала посвящены труды таких авторов, как А.Я. Кибанова, Ю.Г. Одегова, М. Армстронга, В.М. Масловой, Журавлёва П.В. и других.
Цель исследования - изучение и развитие теоретических положений управления развитием персонала в условиях рыночной конкуренции и разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы развития персонала в ООО «Евросеть-Ритейл».
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретические основы управления развитием персонала;
- проанализировать управление действующей системой развития персонала в ООО «Евросеть-Ритейл»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы развития персонала в ООО «Евросеть-Ритейл».
Объект исследования - ООО «Евросеть-Ритейл».
Предмет исследования - приёмы и методы развития, а также условия, при которых достигается управление развитием персонала хозяйствующего субъекта.
В процессе проведения исследования были использованы общенаучные методы познания: системный и ситуационный, логический, а также
сравнительный и абстрактно-теоретический. В качестве специальных методов отметим экономико-математические и статистические методы.
Информационной базой исследования стали фактические материалы авторов разных стран, статьи в отечественных и иностранных научных журналах, результаты анализа и статистические данные международных центров развития персонала и консалтинговых служб, а также информация об опыте развития персонала в зарубежных организациях.
В современных экономических условиях система управления развитием персонала способствует формированию такого коллектива, который обладает высокими способностями и сильной мотивацией к решению задач, стоящих перед ними. Развитие персонала приводит к росту производительности и значительному повышению качества выполняемых работ, принимаемых решений, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.
Основная тенденция в области развития персонала как в нашей стране, так и за рубежом состоит в перенесении акцента с заполнения памяти работников профессиональными знаниями на развитие их мышления и лидерских качеств, воображения и творческих способностей, устойчивости и самостоятельности, ответственности и надежности. Для развития персонала в этих направлениях нужны совершенно иные, чем традиционные, методы и формы работы. Именно поэтому перед менеджерами возникает задача совершенствования методов развития, что позволяет не только улучшать их навыки и профессионализм, а также даёт возможность повысить мотивацию сотрудников за счёт интереса к карьерному росту и профессиональному развитию.
Проанализировав методы развития персонала в теоретической части бакалаврской работы, необходимо отметить, что в современном мире существует многообразие способов развития сотрудников, которые широко доступны для применения руководителями кадровых служб. Но, к сожалению, менеджеры многих компаний направляют сотрудников на обучение или повышение квалификации, не заботясь о том, чтобы их работа стала более содержательной, более серьезной, чтобы открылись новые возможности индивидуального роста, продвижения по служебной лестнице или расширилась сфера их рабочей ответственности. Это снижает не только отдачу, которую компания может получить от своего персонала в результате обучения, но и мотивацию работников к обучению.
В аналитической части бакалаврской работы был проведен анализ таких элементов деятельности общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл», как организационная структура, финансовые результаты, система управления развитием персонала.
Анализ системы управления развитием персонала в компании позволил выявить имеющиеся недостатки, которые мешают эффективному развитию организации:
- текучесть кадров: проблема удержания обученных сотрудников;
- низкая заинтересованность развивающими программами, отсутствие мотивации к посещению обучающих мероприятий;
- низкая информированность сотрудников своими карьерными возможностями;
- отсутствие этапа определения оценки потребности (эффективности) в процессе реализации управления развитием персонала.
Негативные последствия проявляются в увеличении текучести кадров, снижении уровня мотивации, снижении качества работы и наличии растущего числа жалоб клиентов. Анализ этих явлений позволил определить направления совершенствования обучения персонала.
В ходе исследования был разработан план мероприятий по совершенствованию системы развития персонала для ООО «Евросеть-Ритейл», основными целями которого стало оптимизация системы управления деловой карьеры и социально-психологических методов развития.
В результате разработки плана мероприятий, оценки социальноэкономической эффективности новшеств, можно сделать вывод, что данный проект представляет именно те совершенствования и изменения, которые необходимы компании в настоящее время. Данные мероприятия помогут организации развить персонал до уровня своих главных конкурентов на рынке, что позволит захватить еще большую долю рынка и удерживать свои позиции.
Среди положительных эффектов от реализации предложенных мероприятий можно выделить следующие, являющиеся источниками социально-экономического эффекта:
- экономия средств;
- повышения качества обслуживания;
- реализация и развитие индивидуальных способностей сотрудников;
- повышение профессионального уровня специалистов, их конкурентоспособности;
- повышение уровня мотивации и содержательности труда сотрудников;
- создание благоприятного климата в коллективе.
Целесообразность внедрения мероприятий подтверждается проведенной оценкой их социально-экономической эффективности.
Полученные результаты говорят о том, что в ходе работы удалось решить все поставленные задачи и достичь установленной цели исследования - изучение и развитие теоретических положений управления развитием персонала в условиях рыночной конкуренции и разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы развития персонала в ООО «Евросеть-Ритейл».
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - Питер: Классика МВА, 2010. 848 с.
2. Зайцева Т.В. Управление развитием человеческих ресурсов / Т.В. Зайцева.- М.: ИНФРА-М, 2012. 127 с.
3. Иващенко А.А. Модели и механизмы управления развитием персонала / Е.В. Галинская, А.А. Иващенко, Д.А. Новиков. - М.: ИПУ РАН,
2005. 68 с.
4. Карпов А.В. Технологии управления развитием персонала: учебник /
А.В. Карпов, Н.В. Клюева. - М.: Проспект, 2016. с. 5-9.
5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов.- М.: Инфра-М, 2015. 695 с.
6. Колпаков В.М. Управление развитием персонала: пособие для студентов / В.М. Колпаков.- К.: МАУП, 2006. 712 с.
7. Маслова В.М. Управление персоналом : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. - М.: Юрайт, 2016. 492 с.
8. Мирошниченко А.Н. Управление человеческими ресурсами организации: учебный курс / А.Н. Мирошниченко.- М.: МФПУ «Синергия», 2013. 230 с.
9. Одегов Ю. Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: учебник, 3-е издание / Ю.Г. Одегов, А.Я. Кибанов.- М.:Альфа-Пресс, 2013. 954 с.
10. Щербина В.В. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / В.В. Щербина.- М.: Независимый институт гражданского общества, 2013. 520 с.
11. Bratton J. Human resource management: theory and practice/ J. Bratton, J. Gold. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2012. 317 с.
12. Dr. Scott Norton. Human resources administration for educational leaders/ Dr. M. Scott Norton. CA: Sage Publications, 2011. с. 194-207.
13. Dr. Stephen Gibb. Human Resource Development / Dr. Stephen Gibb. United Kingdom: Edinburgh Business School, 2011. с. 13-17.
14. Giguere Sylvain. More than just jobs workforce development in a skills- based economy: workforce development in a skills-based economy / Giguere Sylvain. OECD Publishing, 2008. 256 с.
15. Harvard Business School Press. Developing Employees / Harvard Business School Press, 2013. 96 с.
16. Henderson I. People management: personnel management and human resource management / I. Henderson. CIPD, 2011. 31 с.
17. Luciano L'Abate. A Theory of Personality Development / Luciano L'Abate, Charles H. Bryson. John Wiley & Sons, 2010. 313 с.
18. Miranda-Petronella Vlad. Modern methods for the continuous development of SME personnel / Miranda-Petronella Vlad, Alexandru Chi§. Romania: University of Cluj-Napoca, 2013. 642 с.
19. O'Lawrence H. Managing workforce development in the 21st century: global reflections and forward thinking in the new millennium / H. O'Lawrence. California: ISPress, 2016. с. 175-180.
20. Roberto G. Personnel and human resources management / Roberto G. Medina. Philippines: Rex book, 2010. 272 с.
21. Steyn G.M. Human resource management: training manual for educational management/ G.M Steyn. UNESCO International Institute. 2011. 35 с.
22. Werner J. Human resource development / Jon M. Werner, Randy L. DeSimone. Cengage Learning, 2011. 688 с.
23. Wilson J. Human resource development: learning & training for individuals & organizations / John P. Wilson, 2012. 535 с.
24. Абросимов Н.В. Зарубежный опыт инновационного развития кадрового потенциала организации / Н.В. Абросимов // Экономика и управление. 2012. №1. с. 30-33.
25. Бабилурова Н.Г. Управление системой развития персонала / Н.Г. Бабилурова, Т.Е. Зерчанинова // Вопросы управления (электронный научный журнал). 2014. №4. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2009/04/8/
26. Бажин А.С. Анализ методов развития персонала организации в
практике менеджмента зарубежных стран / А.С. Бажин // Science Time (электронный научный журнал). 2015. № 3. URL:
http://cyberleninka.m/article/n/analiz-metodov-razvitiya-personala-organizatsii-v- praktike-menedzhmenta-zarubezhnyh-stran
27. Варламова Е. Инвестиции в будущее компании: планируем карьеру сотрудников / Е. Варламова // Директор по персоналу. 2015. № 4. с. 19.
28. Кодачигов В. О чистой прибыли Евросети / В. Кодачигов // Ведомости. 2015. № 31. с. 4
29. Коновалова В. Мировые тенденции обучения и развития персонала и ситуация в России / В. Коновалова // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2012. №
9. с. 29.
30. Кречетников К.Г. Использование зарубежных методов обучения персонала в практике российских предприятий / К.Г. Кречетников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования (электронный научный журнал). 2015. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- zarubezhnyh-metodov-obucheniya-personala-v-praktike-rossiyskih-predpriyatiy
31. Крючков В. Обучение или развитие персонала? / В. Крючков //
HRMagazine (электронный научный журнал). 2013. № 5. URL:
http://www.training.com.ua/publication/obuchenie_ili_razvitie_personala
32. Кузьмина Т. Как сформировать бюджет на обучение и развитие персонала / Т. Кузьмина // Директор по персоналу. 2015. № 6. с. 25.
33. Логинова Е.А. Управление развитием персонала: как использовать потенциал сотрудников и экономить на развитии / Е.А. Логинова // Директор по персоналу (электронный научный журнал). 2016. №3. URL: http://www.hr- director.ru/article/65979-qqq-16-m3-upravlenie-razvitiem-personala
34. Мамонова И.Ф. Услуги консалтинговых компаний по развитию персонала / И.Ф. Мамонова, Е.В. Погуляева // Управление развитием персонала (электронный научный журнал). 2011. № 3. URL: http://grebennikon.ru/article- yw1z.html
35. Мартыненко И.О. Место профессионального обучения в процессе развития персонала / И.О. Мартыненко // Бизнес Информ (электронный научный журнал). 2013. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mesto- professionalnogo-obucheniya-v-protsesse-razvitiya-personala
36. Мартынова А.К. Оценка эффективности развития персонала / А.К. Мартынова // Директор по персоналу. 2015. № 11. с. 7.
37. Петрова С. Выбор оптимальной стратегии профессионального развития кадрового потенциала / С. Петрова // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 4. с. 23.
38. Плугина Ю.А. Современные методы профессионального развития
персонала предприятия / Ю.А. Плугина // Вестник экономики, транспорта и промышленности (электронный научный журнал). 2013. № 43. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-professionalnogo-razvitiya- personala-predpriyatiya
39. Савина С.А. Механизмы развития и адаптации персонала в
международном бизнесе / С.А. Савина, А.А. Хачатрян, Ю.В. Павленя // Науковедение (электронный научный журнал). 2014. № 3. URL:
http: //naukovedenie.ru/PDF/5 7EVN314.pdf
40. Семикова Н. Что делать, чтобы сотрудники стремились получать новые знания / Н. Семикова // Директор по персоналу. 2013. № 10. с. 9.
41. Смирнова Е. Сочетая преимущества / Е. Смирнова // Эксперт online (электронный журнал). 2016. URL: http://expert.ru/northwest/2011/06/sochetaya- preimuschestva/
42. Старикова С. Обучение персонала - 2016: как учить, чтобы получать прибыль, неординарные методы / С. Старикова //Директор по персоналу. 2016. № 6. с. 16.
43. Старцев Ю.Н. Современный подход к развитию профессиональных компетенций управленческого персонала / Ю.Н. Старцев // Вопросы управления. 2014. № 1. с. 8.
44. Сухорукова М. / Управление карьерой, или путь вверх / М. Сухорукова // Директор по персоналу. 2015. № 2. с. 12.
45. Сухорученко О.В. Развитие концепции профессионального развития персонала организации / О.В. Сухорученко // Науковедение (электронный научный журнал). 2013. № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/07evn513.pdf
46. Ужакина Ю. Методы обучения и развития персонала в России и зарубежем / Ю. Ужакина // Деловой мир (электронный научный журнал). 2010. № 4. URL: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=5526
47. Фоменков С.М. Эмоциональное управление развитием персонала /
С.М. Фоменков // Управление развитием персонала (электронный научный журнал). 2014. № 2. URL: http://grebennikon.ru/article-hs5z.html
48. Черницкая И.Б. Изменение приоритетов в развитии персонала / И.Б. Черницкая // Управление развитием персонала (электронный научный журнал). 2013. №1. URL: http://grebennikon.ru/article-c17m.html
49. Шанаева Е. Чтобы ценные и перспективные сотрудники не уходили. Выстраиваем такую систему управления, которая их удержит / Е. Шанаева // Директор по персоналу. 2012. № 11. с. 11.
50. Шипшова Н.В. Система развития персонала в 2016 году / Н.В. Шипшова // Директор по персоналу. 2016. №2. с. 19.
51. Chernyshova E.R.. Lifelong education: the foreign experience of
developing potential of personnel / E.R. Chernyshova // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития
(электронный научный журнал). 2012. № 2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/lifelong-education-the-foreign-experience-of- developing-potential-of-personnel
52. Logvinovskiy E.I. The using of coaching in the development of personnel / E.I. Logvinovskiy // Economic sciences (электронный научный журнал). 2013. №
1. URL: http://ej.kherson.ua/journal/economic_01_eng/16.pdf
53. Martynenko I.O. Place of professional training in the process of personnel development / I.O. Martynenko // Business-inform (электронный научный журнал). 2013. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7mesto-professionalnogo- obucheniya-v-protsesse-razvitiya-personala
54. Nelson A. e-Learning - What is it all about? / Alan Nelson // Accountancy plus. 2010. №3. с. 40-42.
55. Surbhi J. Difference Between Training and Development / J. Surbhi // Key difference (электронный научный журнал). 2015. URL: http://keydifferences.com/difference-between-training-and-development.html
56. Видеокурс «Процесс управления развитием персонала». 2016 http://free.megacampus.ru/xbookM0022/index.html?go=part-065*page.htm
57. Официальный сайт ООО «Евросеть-Ритейл» филиал «Поволжский». URL: http://euroset.ru/samara/
58. Trends in L&D practices and methods. Chartered Institute of Personnel Development (CIPD, ежегодный отчёт). 2016 г. URL: http://www.cipd.co.uk/binaries/learning-development_2015.pdf