Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ДОВЕРИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Работа №62196

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы концептуального анализа 8
1.1. Концепт как объект когнитивной лингвистики 8
1.2. Значение доверия в коммуникативно-прагматическом аспекте 16
1.3. Значение доверия в идеографическом аспекте 23
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Средства выражения доверия в репрезентации жителей
Белгородской области 33
2.1. Концепт доверие и его отображение в русской языковой
картине мира 33
2.2. Концепт доверия на уроках русского языка в средней школе ..47
Выводы по 2 главе 61
Заключение 62
Список использованной литературы


Развитие современной науки о языке идёт по пути разделения лингвистики на две сферы, которые имеют несовпадающие объекты и предметы изучения. Описание и исследование языковой структуры является предметом изучения традиционного языкознания, языковая личность - предметом изучения антропоцентрической лингвистики. По мнению отечественного лингвиста В.М. Алпатова, антропоцентрический подход исторически первичен и представляет собой отдельную сторону лингвистической науки.
Антропоцентрическая (или антропологическая) лингвистика - это область лингвистической науки, изучающая языковую личность и её коммуникативную деятельность.
Ю.В. Дорофеев считает, что «смена лингвистических приоритетов, разработка новых стратегий лингвистического поиска и привели к преобразованию сложившейся системы воззрений на язык и принципы лингвистических исследований и формированию новой научной парадигмы в лингвистике» [Гамалей 1983: 302].
Антропоцентрический подход к языку переместил исследовательский интерес с анализа внутренней структуры языка на анализ коммуникативного аспекта языка, его функционирования в процессе речевой деятельности.
Рассматривая данный подход как основополагающий, все исследования сводятся к изучению объектов по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития и усовершенствования личности. Это привело к интенсификации коммуникативных исследований в современной лингвистике [Костомаров 2014: 199].
Известный литовский исследователь Р.И. Павиленис отмечает, что при данном подходе «речь идет о человеке - не просто пассивном референте языковых выражений, а активном их интерпретаторе, не просто носителе языка, а прежде и важнее всего - носителе определенных концептуальных систем, на основе которых он понимает язык, познает мир и осуществляет коммуникацию с другими носителями языка» [Караулов 1987: 259 - 260].
Одним из активно развивающихся направлений современной коммуникативной лингвистики является исследование коммуникативного поведения носителей языка, их действий в той или иной языковой ситуации [Стернин 2004: 6-7].
В связи с этим возникает необходимость теоретического и практического исследования явлений, вербальная реализация которых обусловлена не только с точки зрения языка, коммуникативной ситуации, но и личностных установок человека. При этом реализуется герменевтический подход к исследованию культуры, представляющей собой совокупность текстов, являющихся результатом деятельности человека.
К таким явлениям относится доверие, его исследование основывается на понимании языка как важнейшего средства общения.
Наукой о языке накоплен недостаточный материал, отражающий коммуникативную реализацию базового понятия доверия, несмотря на то, что многие исследователи отмечают установление доверия одним из важнейших условий достижения успешной и эффективной коммуникации, что и определяет актуальность предпринятого нами исследования.
Объектом исследования дипломной работы является структура доверия, относящаяся к ядру языкового сознания носителя языка.
Предмет исследования составляют вербальные средства и способы выражения доверия в современном русском языке, используемые жителями Белгородской области.
Целью нашей работы является выявление и описание средств вербальной реализации доверия на различных уровнях языка.
Данная цель предполагает постановку следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть понятие доверия в лексикографическом, психологическом и философском аспектах;
2) составить анкету для выявления вербального выражения доверия носителями языка;
3) проанализировать и классифицировать вербальные средства выражения доверия в репрезентациях жителей Белгородской области;
4) описать функционально-семантическое поле доверия в плане его ядерно-периферийного устройства;
5) описать концепт доверия в лексикографическом и идеографическом аспектах.
Задачи исследования определили выбор методов. В работе использованы: метод наблюдения и анкетирования, функциональный анализ, статистический, сравнительный и описательный методы.
Материалом исследования послужили анкетные данные в количестве 104 штук, демонстрирующие репрезентацию смысла доверия в современном русском языке.
Теоретическая значимость работы определяется вкладом в дальнейшее развитие многоаспектного описания процесса коммуникации, описания разноуровневых средств и способов выражения смысла доверия в современном русском языке, позволяющем оценить важность данной категории для успешного взаимодействия коммуникантов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут применяться в процессе преподавания современного русского языка в школе и вузе, культуры речи, риторики, психологии, профессионального общения в вузе, а также для самообразования студентов и широкого круга лиц, интересующихся данной проблемой.
Апробация исследования состоялась в рамках IX Международного молодежного научного форума «Белгородский диалог - 2017: Проблемы истории и филологии» 20 апреля 2017 года.
Структура работы включает в себя Введение, две главы, Заключение, Список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Концепт является базовым понятием когнитивной лингвистики, но несмотря на это нет единства в его определении. Ряд ученых считают, что концептами оперируют индивиды, при чем эти ментальные образования унаследованы от предыдущих поколений, другие же отмечают, что концепт - результат деятельности совокупности индивидов.
Эти направления когнитивных исследований в той или иной степени взаимодействуют или пересекаются с лингвокультурологическим подходом к языку и языковым концептам. Опираясь на различные источники нами было предложено свое определение данного понятия: «Концепт - обобщенная ментальная единица, представляющая собой синтез собственно лексического и психологического значений, имеющая динамичную и продуцирующую структуру, а также этнокультурный и исторический генезис и содержательную основу».
Кроме того, нами были выделены отличительные характеристики такого понятия как концепт: ментальная природа, многозначность, синтез жизненного опыта и представлений, динамичность и продуктивность структуры, содержательная основа, связь с историей и традициями народа, социальная оцененность концепта.
Также нами было рассмотрено базовое абстрактное понятие доверия в различных аспектах.
В лексикографическом аспекте доверие определяется как уверенность, что совпадает с мнением людей, участвовавших в анкетировании, в психологическом аспекте доверие относится к плохо рационализуемой эмоциональной сфере, поэтому абсолютно невозможно ни вызвать его, ни оценить степень доверия к тебе собеседника, в философском аспекте представлена противоречивая формулировка, однако, отмечается, что доверие может существовать только в дружбе, но само его существование является нерациональным и приводит к возникновению новой религии.
Нами была предпринята попытка идеографического описания смысловой парадигмы доверия. Избрав четыре аспекта для характеристики, мы увидели разнообразие в смысловой характеристике данного понятия в репрезентации респондентов и скупость этих смыслов в текстах публицистических, что свидетельствует о том, что в средствах массовой информации данному понятию уделяется мало внимания.
Таким образом, вопрос о том, что такое доверие и как сделать его средством для реализации успешной коммуникации остается открытым.
Нами была составлена анкета для выявления вербального выражения доверия носителями языка. В качестве участников анкетирования выступали жители Белгородской области. Мы увидели, что функционально-семантические поля доверия и глагола доверять имеют четко выраженное ядро и довольно разнообразную периферию. Стоит отметить, что определение данных понятий у некоторых людей все же вызвало затруднения.
Доверяют люди в основном близким, но зато абсолютно все: информацию, тайны, вещи и т.д.
При том, что подавляющее большинство отмечает важность доверия при общении, незнакомцу большинство доверять не готово. Получается, что понимание о необходимости доверия в процессе коммуникации есть, а готовности все еще нет. Это подтверждает и тот факт, что самым популярным прецедентным текстом стала пословица: «Доверяй, но проверяй».
Анализ результатов также показал, что у людей возникают трудности с вербальным выражением доверия, а, следовательно, и с определением его степени по отношению друг к другу, что будет также создавать определенные трудности для успешности коммуникации.
Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на всю важность доверия вопрос о том, как применять данную категорию в процессе коммуникации остается открытым, потому что для большинства людей сложность представляет не чувственный, а вербальный уровень. Необходимо не только учиться вызывать доверие, но и доверять.



1. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Арутюнова. - М.: Школа,1998. - 896 с.
2. Антология концептов [Текст]. В 8 т. Т. 1. / под ред.
В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 352 с.
3. Антология концептов [Текст] В 8 т. Т. 2. / под ред.
В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 356 с.
4. Антология концептов [Текст] В 8 т. Т. 3. / под ред.
В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2006. - 381 с.
5. Антология концептов [Текст] В 8 т. Т. 4. / под ред.
В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2006. - 357 с.
6. Антология концептов [Текст] В 8 т. Т. 5. / под ред.
В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2007. - 332 с.
7. Антология концептов [Текст] В 8 т. Т. 6. / под ред.
В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2007. - 332 с.
8. Антология концептов [Текст] В 8 т. Т. 7. / под ред.
В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2009. - 334 с.
9. Антология концептов [Текст] В 8 т. Т. 8. / под ред.
В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2011. - 328 с.
10. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [Текст] / А.П. Бабушкин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. - 104 с.
11. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист; пер. с фр. / общ. ред., вступ. ст. и коммент. Ю. С. Степанова. - Изд. 2-е, стереотип.
- М.: Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.
12. Богин, Г.И. Филологическая герменевтика [Текст] / Г.И. Богин.
- Калинин: Изд-во КГУ, 1982. - 86 с.
13. Вейлерт, А.А. Немецкая диалектология (сбор и статистическая обработка материала): учеб. пособие по спецкурсу [Текст] / А.А. Вейлерт. - М.: Изд-во Моск. обл. пед. ин-та, 1980. - 93 с.
14. Виноградов, В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. - М.; Л.: Госиздат, 1930. - 202 с.
15. Витоняк, Е.П. Работа со словом-концептом на уроках русского
языка и литературы [Электронный ресурс] / Е.П. Витоняк. - М., 2016. - Режим доступа:
http://pedrazvitie.ru/raboty osnovnoe obshhee new/index?n=6190
16. Воркачев, С.Г. Концепт «счастья» в русском языковом
сознании: опыт лингвокультурологического анализа [Текст] /
С. Г. Воркачев. -Краснодар: Техн. ун-т Кубан. гос. технол. ун-та, 2002. - 142 с.
17. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: истоки и цели [Текст] / С.Г. Воркачев // Филологические науки. - 2005. - №4. - С. 72-78
18. Ворожбитова, А.А. Теория текста: антропоцентрическое
направление [Текст] / А.А. Ворожбитова. - М.: Высш. шк., 2005. - 365 с.
19. Гамалей, И.Г. Оформление центрального сектора простого предложения в севернобаварском говоре Алтая [Текст] / И.Г. Гамалей // Вопросы диалектологии и истории немецкого языка. - Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ин-та, 1983. - С. 48-60
20. Гумбольдт, Вильгельм фон. Язык и философия культуры [Текст] / Вильгельм фон Гумбольдт [пер. с нем.]; сост. общ. ред. и вступ. ст. А.В. Гулыги, Г.В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985. - 451 с.
21. Дорофеев, Ю.В. Антропоцетризм в лингвистике и предмет
когнитивной грамматики [Текст] / Ю.В. Дорофеев // Актуальные проблемы современной когнитивной лингвистики: мат. XV Междунар. лингвистической конф. «Язык и мир». Таврический национальный ун-т им. В. И. Вернадского. - 2008.
22. Залевская, А.А. Концепт как достояние индивида [Текст] /
A. А. Залевская // Слово. Текст. Избранные труды. - М., 2005. - С. 234-244.
23. Залевская, А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта [Текст] // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И.А. Стернина. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001.- С. 36-44.
24. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А. Земская. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с.
25. Ермакова, О.П. Концепт «безумие» с точки зрения языка [Текст] / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Космос и хаос: концептуальные поля порядка и беспорядка. - М., 2003. - С. 108-116
26. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. изд. 5-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 288 с.
27. Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке [Текст]: сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3-16.
28. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2007. - 477 с.
29. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 264 с.
30. Когнитивная лингвистика [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2010. - 314 с.
31. Колесов, В.В. Язык города: научно-попул. издание [Текст] /
B. В. Колесов. - Москва: Высшая школа, 1991 - 192 с.
32. Колесов, В.В. Культура речи-культура поведения [Текст] / В.В. Колесов. - Ленинград: Лениздат, 1988 - 271 с.
33. Комарова, З.И. Опыт парадигмального анализа языка науки [Текст] / З.И. Комарова // Современная коммуникация: язык, человек, общество, культура. - Екатеринбург, 2010. - С. 191-202.
34. Коммуникативное поведение. Вып. 21 [Текст] / Е.Б. Чернышова, И.А. Стернин // Коммуникативное поведение дошкольника. - Воронеж: изд- во «Истоки», 2004. - 210 с.
35. Конецкая, В.П. Социология коммуникации [Текст]: учеб. / В.П. Конецкая. - М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. - 304 с.
36. Конт-Спонвиль, Андре. Философский словарь [Текст] / А. Конт- Спонвиль. - М.: Этерна, 2012. - 501 с.
37. Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? [Текст] / В.В. Красных. - М.: Гнозис, 2003. - 375 с.
38. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М., 1996. - 245 с.
39. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука [Текст] / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 34-47.
40. Кубрякова, Е.С. Проблемы представления знаний в языке [Текст] / Е.С. Кубрякова // Структуры представления знаний в языке. - М.: РАН ИНИОН, 1994. - С. 2-31.
41. Кубрякова, Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира [Текст] / Е. С. Кубрякова // Филология и культура. Материалы междунар. конф. 12-14 мая 1999 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. - 1999. - Ч. 1. - С. 6-13.
42. Кубрякова, Е.С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи [Текст] / Е.С. Кубрякова, А.М. Шахнарович, Л.В. Сахарный; отв. ред. Е.С. Кубрякова; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1991. - 238 с.
43. Культурные концепты в языке и тексте [Текст]: сборник научных трудов / Белгор. гос. ун-т; науч. ред.: Н. Ф. Алефиренко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005 - 163 с.
44. Ланская, О.В. Концепт «дом» в языковой картине мира: (на материале повести Л. Н. Толстого «Детство» и рассказа «Утро помещика»): автореф. дис-ции на соискание уч. ст. кандид. филологич. наук [Текст] / О. В. Ланская; Липецкий гос. пед. ун-т. - Калининград, 2005. - 23 с.
45. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д. С. Лихачев // Изв. РАН - СЛЯ - 1993. - № 1. - С. 3-9
46. Логический анализ языка. Культурные концепты [Текст]. - М., 1991. - 203 с.
47. Ляпин, С.Х. Концептология: к становлению подхода [Текст] / С. Х. Ляпин // Концепты. Научные труды Центроконцепта.- Архангельск, 1977. - Вып. 1. - С. 11-35.
48. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику [Текст]: учебное пособие / В.А. Маслова. - М.: Флинта: Наука, 2007 - 293 с.
49. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика [Текст]: учебное пособие / В. А. Маслова. - Мн., 2004. - 256 с.
50. Маслова, В.А. Лингвокультурология [Текст] / В.А. Маслова. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
51. Маслова, В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой [Текст]: учеб. пособие / В.А. Маслова. - М., 2004. - 256 с.
52. Медведева, А. В. Когнитивные основы номинации [Текст] / А. В. Медведева // Вестник Новосибирского государственного университета. - 2010. - Вып. 1. - С. 9 - 100
53. Микаелян, М.Е. К вопросу о принципах и механизмах моделирования структуры концепта [Текст] / М. Е. Микаелян // Вестник Пятигорского гос. лингвистического университета. - 2010. - № 1. - С. 10 - 107
54. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко Большой психологический словарь. - М., 2002. - 633 с.
55. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Высшая школа, 1996. - 944 с.
56. Павиленис, Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка [Текст] / Р.И. Павиленис. - М.: Мысль, 1983. - 286 с.
57. Перевышина, И.Р. Концептуальные поля чувств и эмоций [Текст]: учеб. пособие / И.Р. Перевышина. - Белгород, 2006. - 76 с.
58. Пименова, М.В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) [Текст] / М.В. Пименова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 53-64.
59. Погосян, Р.Г. Концепт «судьба» и его языковое выражение в поэтическом тексте Ф.К. Сологуба: автореф. дис-ции на соискание уч. ст. кандид. филологич. наук [Текст] / Р.Г. Погосян; Пятигорский гос. лингвистический ун-т. - Ставрополь, 2005. - 22 с.
60. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин; Федеральное агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Москва: АСТ: Восток-Запад, 2010 - 314 с.
61. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. - 30 с.
62. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2001. - 191 с.
63. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Язык и национальная картина [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2002. - 59 с.
64. Потебня, А.А. Полное собрание трудов: мысль и язык [Текст] /
A. А. Потебня. - М.: Лабиринт, 1999. - 300 с.
65. Ремчукова, Е.Н. Креативный потенциал русской грамматики [Текст] / Е.Н. Ремчукова. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 329 с.
66. Русинова, И.И. Дневник М.П. Сусловой (1981 - 1985): публикация и исследование текста [Текст] / И.И. Русинова. - Пермь, 2007. - 264 с.
67. Русский идеографический словарь [Электронный ресурс] / отв.
ред. Н.Ю. Шведова. - Режим доступа:
http://www.slovari.ru/default.aspx?p=5485
68. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира [Текст] / Б.А. Серебренников [и др.]; отв. ред. Б.А. Серебренников; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1988. - 212 с.
69. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры [Текст] / Ю.С. Степанов. - М., 1997. - 824 с.
70. Соломоник, Е.А. Семиотика и лингвистика [Текст] /
Е.А. Соломоник. - Москва: Молодая гвардия, 1995 - 352 с.
71. Сурина, В.Н. Понятие концепта и концептосферы [Текст] /
B. Н. Сурина // Молодой ученый. - 2010. - №5. Т.2. - С. 43-46.
72. Тимофеев, В.П. Личность и язык среды [Текст] / В.П. Тимофеев. - Шадринск, 1971. - 122 с.
73. Тимофеева, М.К. Естественные и формальные языки: логико-философский анализ [Текст] / М.К. Тимофеева. - Новосибирск, 2003. - 200 с.
74. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования по русскому языку [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http: //www.sinykova.ru/pdf/standart-osnovno go -
obshchego-obrazovaniia-po-russkomu-iazyku.pdf
75. Фразеология, познание и культура: сб. докл. Междунар. науч. конф. (Белгород, 7-9 сентября 2010 года): в 2 т. [Текст] / отв. ред. проф. Н Ф. Алефиренко. - Белгород, 2010. - Т.1. Фразеология и познание. - 410 с.
76. Шелякин, М.А. Язык и человек: к проблеме мотивированности языковой системы: учеб. пособие [Текст] / М.А. Шелякин. - М.: Флинта, 2005. - 296 с.
77. Язык и культура [Текст]: материалы Международной
конференции (Белгород, 25-26 марта 2010 г.) / отв. ред. Н.Ф. Алефиренко. - Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2010 - 195 с.
78. Формановская, Н.И. Речевое общение: коммуникативно¬
прагматический подход [Текст] / Н.И. Формановская. - М., 2002. - 216 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ