ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Характеристика анатомо-физиологического развития детей 6
1.2. Динамика развития координационных способностей у детей 11
1.3. Понятие и значение координационных способностей
в спортивных играх 20
1.4. Критерии и методы оценки координационных способностей 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследований 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Экспериментальная методика для целенаправленной тренировки
координации движений юных футболистов 37
3.2. Результаты педагогического эксперимента 45
ВЫВОДЫ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Современный футбол характеризуются тем, что основной объем соревновательной деятельности осуществляется в вероятностных и неожиданных ситуациях, которые требуют от спортсменов проявления быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной и временной точности движений, их адекватности внезапно изменяющимся внешним условиям.
В последние годы фактор «техника-координация» рассматривается специалистами как один из главных резервов повышения технико-тактического мастерства и эффективности соревновательной деятельности, а также как один из основных критериев, применяемых при отборе детей и молодежи к занятиям спортивными играми (Л.П.Матвеев, 1997; Ю.В.Верхошанский, 1988; В.И.Лях, 1989).
Специалисты отмечают, что упущенные возможности для развития координационных способностей в детском возрасте, едва ли удастся наверстать позднее, что может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов.
К настоящему времени выполнено много теоретических и экспериментальных работ и получены важные сведения о развитии и тренировки координационных способностей. Последние являются основой приобретения и эффективного использования технических умений в соревновательной деятельности.
В настоящее время продолжается поиск новых путей технико-тактического совершенствования и улучшения эффективности игры юных игроков. Один из важнейших резервов в этой сфере, как показывают исследования последних двух-трех десятилетий - это повышение уровня координационных способностей (КС).
Вместе с тем, знания многие аспекты координационной подготовки футболистов остаются еще недостаточно изученными.
До настоящего времени не разработана система координационных упражнений в футболе, которую можно было бы эффективно использовать в тренировке специфических координационных способностей.
Разрешение этих вопросов позволит эффективнее управлять процессом спортивной тренировки и осуществлять отбор и прогнозирование способностей юных спортсменов к занятиям футболом.
Объект исследования - тренировочный процесс юных футболистов в школьной секции.
Предмет исследования - содержание и методика координационной подготовки юных футболистов.
Цель исследования. Разработка и экспериментальное обоснование средств и методов, направленных на развитие координации движений футболистов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать по данным научно-методической литературы анатомо-физиологические особенности юных футболистов и средства и методы развития координации движений.
2. Подобрать методику тренировки координации движений юных футболистов в школьной секции.
3. Экспериментально обосновать влияние подобранной методики на координационные способности юных футболистов.
4. Разработать практические рекомендации по развитию координации движений футболистов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что целенаправленное применение комплекса специальных упражнений позволит эффективно развить координацию движений юных футболистов.
Элементы научной новизны. Установлено влияние новой методики на изменения показателей разных координационных способностей юных футболистов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методы развития координационных способностей можно использовать в тренировочном процессе футболистов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Анализ и обобщение данных научной литературы.
• Педагогический эксперимент.
• Методы педагогического тестирования.
• Методы математической статистики.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что двигательная координация является основой двигательной деятельности футболиста. Однако эти качества до настоящего времени еще недостаточно изучены, как по способам их оценки, так и по методам развития и совершенствования.
2. Разработана экспериментальная методика развития координации движений и у юных футболистов в процессе тренировки. Методика состоит из комплексов упражнений и включает акробатические упражнения, эстафеты, игры, упражнения технико-тактического характера и другие.
3. Использование в процессе тренировки юных футболистов экспериментальной методики развития координации движений эффективно. Статистически достоверный прирост показателей за период эксперимента выявлен в тестах: «бег по обручам без ведения мяча» (на 13,7%), «бег по обручам с ведением мяча» (на 11,5 %), «подтягивание мяча левой стопой» (на 14,9 %), «стояние на правой ноге с удержанием мяча на левой стопе» (на 29,7 %), «повороты на гимнастической скамье» (на 33,8 %), «бег с обеганием стоек с левой стороны» и «бег с обеганием стоек с правой стороны» (на 12,1 и 11,2 %), «слалом между стойками с ведением двух мячей» (11,9 %) (p<0,05).
1. Андреев С.Н. Футбол в школе: Книга для учителя [Текст]/ Андреев С.Н.. - М.: Просвещение, 1986 - 144 с.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. / Безруких М.М., Сонькин В.Д.; Рец.: А.С. Батуев, И.А. Корниенко; УМО вузов России по педагогическому образованию. - М.: Академия, 2003 - 416 с.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]. - М.; Физкультура и спорт, 1988. -332 с.
4. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков [Текст]. — Киев: Здоров'я» 1981. — 1 16 с.
5. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся [Текст]: Пособие для учителя / Волков Л.В.. - Киев: Радянська школа, 1988 - 184 с.
6. Гаджиев Г.М. Оценка функционального состояния организма футболистов [Текст]/ Г.М. Гаджиев, С.Д. Халимов, К.М. Портнов //Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5.- С.21-49.
7. Голиков В.Г. Практикум для начинающего тренера по футболу [Текст|: Учебное пособие для тренеров, работающих с детско-юношескими и взрослыми командами по футболу / Голиков В.Г. - Белгород: Крестьянское дело, 2002 - 168 с.
8. Голомазов С., Чирва Б. Адаптация техники при использовании развивающих режимов тренировки в футболе [Текст]//Теория и практика футбола. - 1999.-№4.-С. 13-17.
9. Голомазов С.В. Теория и методика футбола [Текст]/С.В.Голомазов, Б.Г.Чирва. -М.; СпортАкадемПресс, 2002. - 472 с.
10. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология [Текст]: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры / Ермолаев Ю.А.; Гос. комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. - М.: СпортАкадемПресс, 2001 - 443 с.
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033100 "Физическая культура" / Железняк Ю.Д., Петров П.К.; Рец.: В.Г. Никитушкин, И.В. Роберт; УМО вузов России по педагогическому образованию. - М.: Академия, 2008 - 262 с.
12. Искусство подготовки высококлассных футболистов [Текст]: Научно¬
методическое пособие; Под ред. Н.М. Люкшинова. - 2-е изд., испр., доп.. - М.: Советский спорт : ТВТ Дивизион, 2006 - 432 с.
13. Лакин Г.Ф. Биометрия [Текст]: Учебное пособие для биологических специальностей вузов / Лакин Г.Ф.. - 4-е изд., перераб. и доп. . - М.: Высшая школа, 1990 - 351 с.: ил.
14. Лаптев А.П., Сучилин А.А. Юный футболист [Текст]. - М; Физкультура и спорт, 1983.-193 с.
15. Лях В.И. Координационные способности школьников [Текст]. Минск: Полымя, 1989. — 160 с.
16. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей [Текст]//Физическая культура в школе. — 2001. - № 2. — С.7-14.
17. Лях В.И., Витковски 3., Жмуда В. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов [Текст]//Теория и практика физической культуры. -2002. -№ 4, - С.21-25.
18. Лях В.И., Витковски 3., Жмуда В. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболистов [Текст]//Теория и практика физической культуры. -2002. - № 8 — С.51-54.
19. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов [Текст]. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
21. Монаков Г.В. Подготовка футболистов: Теория и практика [Текст]/ Монаков Г.В.. - М.: Советский спорт, 2007 - 288 с.
22. Петухов А.В. Футбол: Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов [Текст]: Проблемы и пути решения / Петухов А.В.; Рец.: С.Ю. Тюленьков, Р.Р. Сабитов. - М.: Советский спорт, 2006 - 232 с.
23. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 287 с.
24. Романенко А.Н. Книга тренера по футболу [Текст]/ Романенко А.Н., Джус О.Н.. - Киев: Здоров'я, 1988 - 252 с.
25. Савостьянова Е.Б. Морфологические особенности футболистов на разных этапах спортивной подготовки [Текст]: Учебное пособие для студентов и слушателей РГАФК. - М, 1997. - 37 с.
26. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учебник для средних специальных учебных заведений и вузов по физической культуре / Смирнов В.М., Дубровский В.И.; Рец.: В.Н. Яковлев, В.А. Правдивцев, В.И. Торшин; Худ. оформ. Н.М. Замешаева; Гос. комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. - М.: ВЛАДОС, 2002 - 606 с.
27. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. вузов по спец. 033100-Физическая культура; Ю.Д. Железняк и др. ; Под ред.: Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова; Рец.: С.Ю. Тюленьков, А.Я. Гомельский; УМО вузов России по педагогическому образованию. - М.: Академия, 2001 - 519 с.
28. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2001 - 366 с.
29. Сучилин А.А. Теоретико-методические основы подготовки резерва для профессионального футбола [Текст]. - Волгоград: ВГИФК, 1997. - 237 с.
30. Теория и методика физической культуры. Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд.. - М. : Советский спорт, 2004 - 464с.
31. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности [Текст]: Учебник: Пер. с англ. / Уилмор Дж. Х., Костилл Д.Л.; Ответ. ред. А. Ященко. - Киев: Олимпийская литература, 1997 - 504 с.
32. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст]/ Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н.; Рец.: В.Л. Уткин. - М.: Физкультура и спорт, 1991 - 224 с.
33. Футбол [Текст]: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР [Текст]. - М, 1986. - 201с.
34. Футбол [Текст]: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. М.С. Полишкиса и В.А. Выжгина: Физкультура, образование и наука, 1999. - 253 с.
35. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Хрипкова А.Г., Антропова М.В.; Рец.: Каф. анатомии и физиологии Ярославского пед. ин-та, Р.А. Шабунин; Гос. комитет СССР по народному образованию. - М.: Просвещение, 1990 - 319 с.
36. Шамардин В.Н. Медико-биологические основы спортивной тренировки футболистов [Текст]. -Днепропетровск: «Пороги», 1998. - 134 с.