ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Роль изобразительного искусства в творчестве Дэна Брауна в контексте экфрастического дискурса 5
1.1. Понятие «экфрасиса» и основные подходы к его определению 5
1.2. Современные теории экфрасиса и его классификации 10
1.3. Роль изобразительного искусства в творчестве Дэна Брауна 16
Выводы по ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА II. Функции экфрасиса в произведении Д.Брауна «Инферно» 21
2.1. Функции экфрасиса в романе Дэна Брауна «Инферно» 21
2.2. Творчество Дэна Брауна в контексте экфрастического дискурса на
материале произведения «Inferno» 24
Выводы по ГЛАВЕ II 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Экфрасис, словесное описание произведений изобразительного искусства, появился ещё в античности. Самым ранним примером принято считать различные описания в гомеровской «Илиаде». Со временем взгляд на термин поддавался различным изменениям, на сегодняшний день существует множество определений и теорий экфрасиса.
Об актуальности данной проблемы свидетельствует возрастающее количество исследований в отечественном и зарубежном литературоведении, позволяющие с новой стороны посмотреть на проблему соотношения слова и образа. Появление экфрасиса в определенные периоды важно не только для литературы, но и для культуры в целом, так как может служить показателем направления и уровня её развития. Проанализировав экфрасис в творчестве Дэна Брауна, мы надеемся дать материал для дальнейшего расширения теоретической базы по данному вопросу и сопоставительного анализа поэтики экфрасиса у разных авторов.
В качестве объекта исследования рассматривается экфрастический дискурс в художественном тексте.
Предметом исследования работы является проявление экфрастического дискурса в романе Дэна Брауна «Инферно».
Целью работы является анализ экфрастического дискурса и его функций в художественном тексте на примере романа Дэна Брауна «Инферно».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать различные классификации и подходы к понятию экфрастического дискурса;
2) определить основные функции экфрасиса;
3) провести анализ текста с целью раскрытия понятия экфрасис;
4) выявить функции экфрасиса, которые используются для раскрытия замысла автора на примере романа Дэна Брауна «Инферно».
Теоретическая база исследования включает исследования Ю.М. Лотмана, которые посвящены структурно-семантическим аспектам портрета в литературе, его функционированию на разных уровнях текста. К этой же проблеме обращается и В.Н. Топоров. Современные исследователи, опираясь на классические работы Г.Э. Лессинга и Р. Якобсона и др. разработали теорию экфрасиса. Образцом исследования скульптурного экфрасиса в русской литературе является работа Ю.В. Манна.
Количество работ, посвященных изучению экфрасиса в литературе, постоянно увеличивается, однако вопрос до сих пор остаётся недостаточно освещённым, и русская и зарубежная литература даёт здесь обширный материал для исследования. Экфрасис в произведениях русских авторов стал объектом изучения для Ж.-К. Ланн, Н.А. Марченко, М. Нике, М. Рубинс, С. Франк, А.А. Хадынская, М. Цымбольска-Лебода и др.
Фактическим материалом для исследования выступил роман Дэна Брауна «Инферно» (2013), общим объёмом в 400 печатных страниц.
Данная работа включает в себя общенаучные, литературоведческие и экстралингвистические методы: общенаучные методы: дедуктивный метод, метод синтеза, метод обобщения; литературоведческие методы: историко-поэтологический метод, функциональный метод, метод интерпретации; экстралингвистические методы: историко-культурный метод, искусствоведческий метод.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования аналитического материала второй главы в научно-исследовательской деятельности.
Структура работы определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. В конце каждой главы приводятся выводы.
Во введении обосновывается актуальность, практическая значимость работы, определяются цель, задачи и методы исследования.
В первой главе излагаются основные теоретические положения исследования. Описываются основные определения понятия экфрасис и актуализация этого термина в настоящее время. В главе представлена роль изобразительного искусства в творчестве Дэна Брауна.
Вторая глава посвящена изучению функций экфрасиса в произведении Дэна Брауна «Инферно», в котором рассматривается творчество Брауна в контексте экфрастического дискурса.
В заключении излагаются основные выводы из проделанной работы и предлагаются пути дальнейшего исследования по рассматриваемой области.
Двадцатый век знаменуется появлением новых направлений в искусстве и литературе. В своем романе Дэн Брауну удается провести синтез изобразительного искусства и литературного текста. Он использует экфрасис как прием, выполняющий разные функции на различных уровнях текста, тем самым не перегружая произведение, а только привнося в него экстралингвистическую информацию, которая не только обогащает произведение, но и делает его более интересным для читателя. Это помогает ему визуализировать происходящее в своем воображении, а значит лучше понять идею, заложенную писателем. Все это подчеркивает важную роль экфрасиса в художественном произведении.
В практической части нашего исследования мы провели искусствоведческий и историко-поэтологический анализ выделенных нами примеров экфрасиса из романа Д. Брауна «Инферно». Было выявлено, что основными функциями описаний произведений, которые автор включает в повествование, являются: мировоззренческая, сюжетная (сюжетообразующая), характерологическая и разоблачающая функции. Экфрасис влияет как на внутренний, так и на внешний уровни текста - обогащает каждый из них экстралингвистической информацией. Благодаря классификации экфрасисов, автору настоящей работы удалось установить, что для раскрытия образа конкретного героя Браун использует экфрасисы определенного типа.
Следует упомянуть о том, что экфрасисы играют важную роль и в сюжетно-композиционном построении романа. Большую часть в произведении занимают диалогические экфрасисы. Кроме того, словесное выражение визуальных артефактов служит разрушению линейного способа развертывания событий, поскольку сюжетная линия часто прерывается разного рода описаниями и характеристиками разновременных событий.
Описательные экфрасисы, широко представленные в произведении, позволяют детально передать сюжет, мотивы, образы, характерные детали и особенности главных героев, местности, артефактов. Автор показывает, что картина также как и скульптура, позволяет увидеть живописно-образное отражение фактов текстовой действительности, а именно предметы искусства предвосхищают дальнейший ход событий произведения.
Кратко резюмируя основные функции экфрасиса в тексте художественного произведения, представляется возможным утверждать следующее: экфрасис, выступая, как структурно-семантическая единица
текста, становится способом его организации, служит созданию образов персонажей, художественного пространства, одновременно передавая их значение в этической концепции романа. Также экфрасис способствует раскрытию в романе сложного пути внутренних изменений главного героя Роберта Лэнгдона. После тщательного анализа функций экфрасиса в произведении становится понятной трансляция философско-эстетических взглядов автора. Следует добавить, что различного рода экфрасисы служат средством интеллектуальной игры с читателем.
Результаты проведенной работы позволяют наметить ряд перспективных направлений, связанных с анализом текста, основанном на экфрасисе. Эта методика имеет дальнейшие перспективы и может быть полезной как в контексте дальнейшего изучения творчества Д. Брауна, так и новейшей литературы в целом. Последнее, в свою очередь, даст возможность выхода на новый уровень теоретических обобщений в этой еще недостаточно изученной области литературоведения.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 392с.
2. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 297-318.
3. Бемиг М. Скульптура, живопись и музыка, как философские категории русского романтизма. Пиза, 2003. С. 309-323.
4. Бобрык Р. Схема и описание в научных текстах о живописи. Анализ или экфрасис? // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 180-189.
5. Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста: К проблеме структурной классификации // Славянское и балканское языкознание: Карпато- восточнославянские параллели. М, 1977. С. 259-283.
6. Бычков В.В. Малая история Византийской эстетики - Киев Путь к истине, 1991 - С 132-153.
7. Вальченко И.В. Особенности экфрасиса в произведениях Д.С.
Мережковского 1890-1900-х годов // Науковх записки
«Лггературознавство». №1. Харьков, 2008. С. 76-83.
8. Вишневская И.Л. Борис Лавренев. Л., 1962. 283 с.
9. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 5-22.
10. Геллер Л. На подступах к жанру экфрасиса. Русский фон для нерусских картин (и наоборот) // Wiener Slawistisher Almanach. — 1997. — Bd. 44.
11. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962. 314 с.
12. Достоевский Ф.М. Белые ночи. Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя) // Ф. М. Достоевский Собрание сочинений в 15- ти томах. Т. 2. Л., 1988. С. 152-203.
13. Есаулов И. Экфрасис в русской литературе нового времени: Картина и Икона // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 167-179.
14. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М., 1970. 125 с.
15. Зелински Я. «Беатрикс Ченчи» как экфрастическая драма // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 199-210.
16. Истрия русской литературы ХХ века (20-50-е годы): Литературный процесс. М., 2006. 776 с.
17. Карбышев А.А. Экфрасис и нарратив в романе С. Соколова «Между собакой и волком» // Мир науки, культуры, образования. № 1(8). Барнаул, 2008. С. 59-62.
18. Клинг О. Топоэкфрасис: место действия как герой литературного произведения (возможности термина) // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 97-110.
19. Криворучко А.Ю. Функции экфрасиса в русской прозе 1920-х годов. Автореф. дисс. ... к. ф. н. Тверь, 2009.
20. Криворучко А.Ю. Экфрасис в русской прозе 1920-х годов: И.А. Бунин, Б.А. Лавренев, В.А. Каверин // Филология и человек. Научный журнал. №2. Барнаул, 2009. С.112-118.
21. Криворучко А.Ю. Экфрасис как модель искусства в произведениях И.А. Бунина, Б.А. Лавренёва, В. А. Каверина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 33. СПб, 2008. С. 254-257.
22. Ланн Ж.-К. О разных аспектах экфрасиса у Велимира Хлебникова // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 71-86.
23. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г.Э. Избранное. М., 1980. С. 379-498.
24. Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. Л.,
1982. С. 31-65.
25. Лотман Ю.М. Портрет // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 2005. С. 500¬518.
26. Манн Ю.В. «Скульптурный миф» Пушкина и гоголевская формула окаменения // Пушкинские чтения в Тарту. Таллин, 1987. С. 18-21.
27. Марков А.В. Экфрасис // Человек-Искусство-Общество: закон целого. М., 2006. С. 111-114.
28. Марченко Н.А. Структура изобразительных образов в произведениях А.С. Пушкина // Пушкинские чтения в Тарту. Таллин, 1987. С. 21 -24.
29. Меднис Н.Е. «Религиозный экфрасис» в русской литературе // Критика и семиотика. Вып. 10. Новосибирск, 2006. С. 58-67.
30. Мещеряков В.П. Русская литература и изобразительное искусство 1840-1850-х годов // Русская литература и изобразительное искусство XVIII — начала XX века: сборник научных трудов. Л., 1988. С. 143-163.
31. Мних Р. Сакральная символика в ситуации экфрасиса (стихотворение Анны Ахматовой «Царскосельская статуя») // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 87-95.
32. Морозова Н. Г. Экфразис в русской прозе. Новосибирск, 2008. 210 с.
33. Нике М. Типология экфрасиса в «Жизни Клима Самгина» М. Горького // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 123-134.
34. Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII — первая четверть XIX века). М., 1966. 290с.
35. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века. М.,1972. 124 с.
36. Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб, 2003. 354 с.
37. Рубине М. Экфрасис в раннем творчестве Георгия Иванова // Русская литература. №1. 2003. С. 68-85.
38. Сапаров М.А. Словесный образ и зримое изображение (живопись - фотография - слово) // Литература и живопись. Л., 1982. С. 66-93.
39. Старикова Е. О творчестве Бориса Лавренева // Б.А. Лавренёв Собрание сочинений в 6ти томах. М., 1963. С. 5-51.
40. Танакова Т. «Я всегда буду любить революцию...» // Лавренев Б. А. Ветер. Повести и рассказы. М., 1988. С. 5-26.
41. Таруашвили Л.И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы. М., 1998. 374 с.
42. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.,
1983. С. 227-285.
43. Топоров В.Н. Тезисы к предыстории «портрета» как особого класса текстов // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 278-288.
44. Фарыно Е. Введение в литературоведение - Varszava'РЛТО, 1991 - С 336.
45. Франк С. Заражение страстями или текстовая «наглядность»: pathos и ekphrasis у Гоголя // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 31-41.
46. Хадынская А.А. Экфразис как способ воплощения пасторальности в ранней лирике Георгия Иванова. Автореф. дисс. ... к. ф.н. Тюмень, 2004.
47. Хетени Ж. Экфраза о двух концах - теоретическом и практическом. Тезисы несостоявшегося доклада // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 162-166.
48. Ходель Р. Экфрасис и «демодализация» высказывания // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 23-30.
49. Цимборска-Лебода М. Экфрасис в творчестве Вячеслава Иванова
(Сообщение - Память - Инобытие) // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 53-70.
50. Шатин Ю.В. Ожившие картины: экфрасис и диегезис // Критика и семиотика. Вып. 7. 2004. С. 217-226.
51. Якобсон Р.О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1987. С. 145-181.
52. Яценко Е.В. Любите живопись, поэты... Экфрасис как художественно- мировоззренческая модель / Е. В. Яценко // Вопросы философии. — 2011. — № 11. — С. 47-57.