КОНТРАСТ КАК ОСНОВА ПОЭТИКИ ЦИКЛА И.А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»
|
Введение 3
Глава I . Цикл И.А. Бунина «Темные аллеи»: некоторые вопросы изучения поэтики
1.1. Проблема циклизации в работах отечественных
литературоведов 8
1.2. Поэтика контраста в теоретическом осмыслении
литературоведения 14
1.3. Оксюморонность художественного мира И.А. Бунина 19
Глава II. Контраст как стилевая доминанта цикла рассказов
И.А. Бунина «Темные аллеи»
2.1. Цикл «Темные аллеи» - итог авторских раздумий о прекрасном
и трагическом 24
2.2. Полярность бытия как основа «бунинской вселенной» 31
2.3. Бинарность системы персонажей цикла «Темные аллеи» 41
2.4. Контраст как основа поэтики пейзажа в цикле И.А. Бунина
«Темные аллеи» 50
2.5. Произведения И.А. Бунина в практике преподавания
литературы в школе 59
Заключение 71
Список использованной литературы
Глава I . Цикл И.А. Бунина «Темные аллеи»: некоторые вопросы изучения поэтики
1.1. Проблема циклизации в работах отечественных
литературоведов 8
1.2. Поэтика контраста в теоретическом осмыслении
литературоведения 14
1.3. Оксюморонность художественного мира И.А. Бунина 19
Глава II. Контраст как стилевая доминанта цикла рассказов
И.А. Бунина «Темные аллеи»
2.1. Цикл «Темные аллеи» - итог авторских раздумий о прекрасном
и трагическом 24
2.2. Полярность бытия как основа «бунинской вселенной» 31
2.3. Бинарность системы персонажей цикла «Темные аллеи» 41
2.4. Контраст как основа поэтики пейзажа в цикле И.А. Бунина
«Темные аллеи» 50
2.5. Произведения И.А. Бунина в практике преподавания
литературы в школе 59
Заключение 71
Список использованной литературы
Имя И.А. Бунина является знаковым для русской литературы XX века. Поэт, прозаик, нобелевский лауреат, по выражению О.Н. Михайлова, «Иван-царевич русской литературы [48, 3], он завершает золотой век отечественной изящной словесности. В его работах ярко отражены традиции русской литературы. И.А. Бунин - писатель, для которого свойственны образная память, великолепное знание народного языка, высокая художественная изобразительность, необычайная словесная чувствительность. Он внес в литературу новые темы и звучания, создал неповторимый «бунинский» стиль. Л.А. Смирнова обращает внимание на то, что «как личность, как творец Бунин рожден отечественной культурой. Где бы ни находился, он продолжал ее священные традиции» [60, 4].
Исследователь О.Н. Михайлов, характеризуя жизненный и творческий путь писателя, говорит об уникальности И.А. Бунина как художника слова: «В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей, особенной индивидуальностью <...> Перо Бунина - <...> пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы» [47, 6].
Л.В. Крутикова пишет: «Бунинское слово <...> вошло в ту сокровищницу прекрасного и вечного, что именуется искусством и к чему всю жизнь стремился художник» [цит по: 1, 507].
Феномен его творчества обладает одной особенностью: он начал свой литературный путь, когда жили и творили И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков- Щедрин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, продолжил творить во времена И.Э. Бабеля, А.П. Платонова, М.А. Булгакова, соединив, как указывают современные исследователи, две литературные эпохи, два века, две литературные стратегии - реализм и модернизм.
Нобелевский лауреат, автор лирических и прозаических произведений («Деревня», «Суходол», «Митина любовь», «Дело корнета Елагина», «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.), известных не только в России, но и за рубежом, И.А. Бунин сумел проникнуть в глубины народной жизни, показать силу и красоту национального характера, представить картину мира, моделируемую в соответствии с собственным пониманием закономерностей природы и целой Вселенной.
Исследователи историко-литературного процесса признают, что произведения писателя насыщены философскими обобщениями, имеют как бесспорную художественную ценность, так и несомненное историко-культурологическое значение. Сочинения И.А. Бунина всегда отличались от творчества не только его предшественников, но и от того, что было создано его современниками. Исключительность писателя объяснялась не только неповторимым художественным стилем, но и определенными свойствами его характера и таланта.
Более чем шестидесятилетний путь И.А. Бунина в литературе можно разделить на две примерно равные части - дооктябрьскую и эмигрантскую. И хотя после катастрофических для писателя событий 1917 года он не мог не измениться, его творчество обладает высокой цельностью - редкое качество для русской литературы ХХ века. Тем больший смысл имеет приверженность художника слова национальному началу, стремление через него раскрыть всемирное содержание жизни.
Последнее его значительное произведение - книга рассказов о любви «Темные аллеи» (1937 - 1945). Она была написана И.А. Буниным в оккупированной фашистскими захватчиками Франции. Впервые сборник был издан в Нью-Йорке в 1943 году тиражом всего 600 экземпляров. Это происходило в разгар Второй мировой войны. Писатель голодал, вел жизнь затворника в приальпийском Грасе, но работал над последним шедевром в своей жизни.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тенденциями в современном литературоведении, которое уделяет большое внимание наследию И.А. Бунина как классика русской литературы мирового масштаба. Для Белгородчины она связана еще и с особым интересом к творчеству отечественных нобелевских лауреатов по литературе, вызванным появлением на улице Студенческой одной из достопримечательностей города - аллеи нобелевских лауреатов, открытой установкой в 2011 году памятника И.А. Бунину (скульптор Анатолий Шишков).
Важно подчеркнуть, что научный интерес к бунинскому наследию возник еще в конце 50-х - начале 60-х годов XX века, когда стали выходить первые статьи, учебные пособия, монографии, позволившие представить разные аспекты литературного наследия И.А. Бунина. При этом в силу объективных исторических причин о цикле «Темные аллеи» заговорили лишь к концу 80-х годов. До этого существовали лишь единичные исследования, в числе которых можно отметить работы В.Н. Афанасьева «И.А. Бунин» (1966) [9], Н.И. Волынской «Взгляды И.А. Бунина на художественное мастерство» (1966) [20], А.А. Волкова «Проза Ивана Бунина» (1969) [19], Б.Е. Бунджуловой «Стилевые особенности прозы И.А. Бунина» (1972) [16], О.Н. Михайлова «Строгий талант. Иван Бунин: Жизнь. Судьба. Творчество» (1976) [48]. Так, В.А. Афанасьев в монографии «И.А. Бунин» [9] делает акцент на исследовании основной темы цикла - любви, в работе О.Н. Михайлова «Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество» [48] содержится характеристика творчества писателя в соотношении с его литературной генеалогией, местом в ряду предшественников.
С конца 80-х годов прошлого века ученые-литературоведы обратили более пристальное внимание на цикл «Темные аллеи». Который буниноведы исследовали с разных сторон. В частности, они широко рассматривали жанровые и композиционные особенности книги (работы «Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» (1990) Н.П. Евстафьевой [27], «К вопросу о мотиве смерти в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» (1995) А.А. Коновалова [33], «Художественное пространство аллей в творчестве И.А. Бунина» (1992) Е.Б. Рогачевской [54]), тематику и проблематику произведений, составляющих книгу (работы «Двуединое начало в бунинской концепции любви» (2000) Г.М. Благасовой [12], «Художественное «вочеловечивание» у Бунина темы любви и смерти» (1999) И.Г. Богдановой [14]). Среди трудов нового века особо следует выделить монографию О.Н. Михайлова «Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана» (2001) [47], Б.В. Аверина «Иван Бунин: Pro et contra» (2001) [1], куда вошло много никогда ранее не публиковавшегося материала. Сквозь призму некоторых подробностей личной жизни писателя дается достаточно глубокий, обстоятельный анализ цикла «Темные аллеи».
Объект исследования - цикл рассказов И.А. Бунина о любви «Темные аллеи».
Предмет исследования - контраст как принцип художественной организации рассказов, составивших цикл И.А. Бунина «Темные аллеи».
Цель дипломной работы - выявить основные особенности поэтики контраста в сборнике И.А. Бунина «Темные аллеи».
Обозначенная цель определила постановку следующих задач:
1) осмыслить теоретические вопросы циклизации, поэтики контраста, обоснованные литературоведением;
2) выявить роль контраста в творчестве И.А. Бунина;
3) проанализировать поэтику контраста в рассказах цикла «Темные аллеи»;
4) осмыслить методический опыт, направленный на изучение произведений И.А. Бунина в школе.
Осуществление поставленной цели и задач потребовало обращения к сравнительно-историческому, структурно-генетическому, типологическому методам исследования.
Теоретической базой стали работы В.М. Аврасина [3], Н.Д. Арутюновой [8], М.М. Бахтина [11], Л.С. Выготского [21], Ю.М. Лотмана [41], В.В. Одинцова [51] и других исследователей, посвященные вопросам циклизации и поэтики контраста в литературе.
Материалы дипломной работы прошли апробацию 21 апреля 2017 года на международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2017».
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 79 наименований.
Исследователь О.Н. Михайлов, характеризуя жизненный и творческий путь писателя, говорит об уникальности И.А. Бунина как художника слова: «В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей, особенной индивидуальностью <...> Перо Бунина - <...> пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы» [47, 6].
Л.В. Крутикова пишет: «Бунинское слово <...> вошло в ту сокровищницу прекрасного и вечного, что именуется искусством и к чему всю жизнь стремился художник» [цит по: 1, 507].
Феномен его творчества обладает одной особенностью: он начал свой литературный путь, когда жили и творили И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков- Щедрин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, продолжил творить во времена И.Э. Бабеля, А.П. Платонова, М.А. Булгакова, соединив, как указывают современные исследователи, две литературные эпохи, два века, две литературные стратегии - реализм и модернизм.
Нобелевский лауреат, автор лирических и прозаических произведений («Деревня», «Суходол», «Митина любовь», «Дело корнета Елагина», «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.), известных не только в России, но и за рубежом, И.А. Бунин сумел проникнуть в глубины народной жизни, показать силу и красоту национального характера, представить картину мира, моделируемую в соответствии с собственным пониманием закономерностей природы и целой Вселенной.
Исследователи историко-литературного процесса признают, что произведения писателя насыщены философскими обобщениями, имеют как бесспорную художественную ценность, так и несомненное историко-культурологическое значение. Сочинения И.А. Бунина всегда отличались от творчества не только его предшественников, но и от того, что было создано его современниками. Исключительность писателя объяснялась не только неповторимым художественным стилем, но и определенными свойствами его характера и таланта.
Более чем шестидесятилетний путь И.А. Бунина в литературе можно разделить на две примерно равные части - дооктябрьскую и эмигрантскую. И хотя после катастрофических для писателя событий 1917 года он не мог не измениться, его творчество обладает высокой цельностью - редкое качество для русской литературы ХХ века. Тем больший смысл имеет приверженность художника слова национальному началу, стремление через него раскрыть всемирное содержание жизни.
Последнее его значительное произведение - книга рассказов о любви «Темные аллеи» (1937 - 1945). Она была написана И.А. Буниным в оккупированной фашистскими захватчиками Франции. Впервые сборник был издан в Нью-Йорке в 1943 году тиражом всего 600 экземпляров. Это происходило в разгар Второй мировой войны. Писатель голодал, вел жизнь затворника в приальпийском Грасе, но работал над последним шедевром в своей жизни.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тенденциями в современном литературоведении, которое уделяет большое внимание наследию И.А. Бунина как классика русской литературы мирового масштаба. Для Белгородчины она связана еще и с особым интересом к творчеству отечественных нобелевских лауреатов по литературе, вызванным появлением на улице Студенческой одной из достопримечательностей города - аллеи нобелевских лауреатов, открытой установкой в 2011 году памятника И.А. Бунину (скульптор Анатолий Шишков).
Важно подчеркнуть, что научный интерес к бунинскому наследию возник еще в конце 50-х - начале 60-х годов XX века, когда стали выходить первые статьи, учебные пособия, монографии, позволившие представить разные аспекты литературного наследия И.А. Бунина. При этом в силу объективных исторических причин о цикле «Темные аллеи» заговорили лишь к концу 80-х годов. До этого существовали лишь единичные исследования, в числе которых можно отметить работы В.Н. Афанасьева «И.А. Бунин» (1966) [9], Н.И. Волынской «Взгляды И.А. Бунина на художественное мастерство» (1966) [20], А.А. Волкова «Проза Ивана Бунина» (1969) [19], Б.Е. Бунджуловой «Стилевые особенности прозы И.А. Бунина» (1972) [16], О.Н. Михайлова «Строгий талант. Иван Бунин: Жизнь. Судьба. Творчество» (1976) [48]. Так, В.А. Афанасьев в монографии «И.А. Бунин» [9] делает акцент на исследовании основной темы цикла - любви, в работе О.Н. Михайлова «Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество» [48] содержится характеристика творчества писателя в соотношении с его литературной генеалогией, местом в ряду предшественников.
С конца 80-х годов прошлого века ученые-литературоведы обратили более пристальное внимание на цикл «Темные аллеи». Который буниноведы исследовали с разных сторон. В частности, они широко рассматривали жанровые и композиционные особенности книги (работы «Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» (1990) Н.П. Евстафьевой [27], «К вопросу о мотиве смерти в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» (1995) А.А. Коновалова [33], «Художественное пространство аллей в творчестве И.А. Бунина» (1992) Е.Б. Рогачевской [54]), тематику и проблематику произведений, составляющих книгу (работы «Двуединое начало в бунинской концепции любви» (2000) Г.М. Благасовой [12], «Художественное «вочеловечивание» у Бунина темы любви и смерти» (1999) И.Г. Богдановой [14]). Среди трудов нового века особо следует выделить монографию О.Н. Михайлова «Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана» (2001) [47], Б.В. Аверина «Иван Бунин: Pro et contra» (2001) [1], куда вошло много никогда ранее не публиковавшегося материала. Сквозь призму некоторых подробностей личной жизни писателя дается достаточно глубокий, обстоятельный анализ цикла «Темные аллеи».
Объект исследования - цикл рассказов И.А. Бунина о любви «Темные аллеи».
Предмет исследования - контраст как принцип художественной организации рассказов, составивших цикл И.А. Бунина «Темные аллеи».
Цель дипломной работы - выявить основные особенности поэтики контраста в сборнике И.А. Бунина «Темные аллеи».
Обозначенная цель определила постановку следующих задач:
1) осмыслить теоретические вопросы циклизации, поэтики контраста, обоснованные литературоведением;
2) выявить роль контраста в творчестве И.А. Бунина;
3) проанализировать поэтику контраста в рассказах цикла «Темные аллеи»;
4) осмыслить методический опыт, направленный на изучение произведений И.А. Бунина в школе.
Осуществление поставленной цели и задач потребовало обращения к сравнительно-историческому, структурно-генетическому, типологическому методам исследования.
Теоретической базой стали работы В.М. Аврасина [3], Н.Д. Арутюновой [8], М.М. Бахтина [11], Л.С. Выготского [21], Ю.М. Лотмана [41], В.В. Одинцова [51] и других исследователей, посвященные вопросам циклизации и поэтики контраста в литературе.
Материалы дипломной работы прошли апробацию 21 апреля 2017 года на международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2017».
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 79 наименований.
Творчество И.А. Бунина занимает важное место в литературном процессе XIX - XX веков. На протяжении всего этого времени фигура И.А. Бунина оставалась одной из крупнейших в истории литературы. Произведения писателя пользуются большой популярностью в России и мире, издаются огромными тиражами.
Итогом многолетних творческих исканий писателя стал цикл рассказов «Темные аллеи». Л.А. Смирнова определяет эту книгу как «тайное тайных самого художника» [60, 135]. Она пишет: «То, что он не решался высказать раньше, сделать достоянием литературы, теперь вышло, обнаружилось, обретя новые формы выражения» [60, 135]. В.А. Афанасьев отмечает, с какой «удивительной свежестью, сочетающейся со зрелым, высоким мастерством, написана Буниным его последняя книга художественной прозы» [9, 368].
Анализ книги И.А. Бунина и работ литературоведов дает основания утверждать, что сборник состоит из тридцати восьми произведений, специфика которых близка различным жанрам (новелла, рассказ, лирическая миниатюра, притча), композиционной доминантой которого является контраст. Своеобразие контрастов в цикле рассказов «Темные аллеи» определяет художественная философия бытия, жизни человека, любви между мужчиной и женщиной как сложного единства противоположных начал. Именно поэтому контрасты пронизывают произведение на всех его уровнях: на идейно-тематическом, на уровне образной системы, широко представлены они и в пейзажах.
Неразрывность ощущения И.А. Буниным жизни и смерти, вечности природного бытия и краткости человеческого существования обостряет восприятие всех проявлений бытия, чувство наслаждения любовью и душевной боли от неизбежности ее утраты. Контраст прежде всего проявляется в оппозициях: «любовь - смерть», «счастье - страдание», «прошлое - настоящее», «мечты - реальность». Изучение бунинских рассказов приводит к выводу о том, что в них нет счастливого конца, хотя все произведения цикла посвящены такому светлому чувству, как любовь («Темные аллеи», «Муза», «Поздний час», «Руся», «Антигона», «Зойка и Валерия», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Натали», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие). В этом проявляется своеобразный взгляд писателя на чувство, которое, по И.А. Бунину, и не должно быть счастливым, скорее любовь рассматривается им как возможность прикоснуться к вечности всего лишь на мгновение, и оно останется в памяти уже навсегда.
В образной системе рассказов цикла «Темные аллеи» контраст играет ключевую роль. Все образы даны через призму любовного чувства. Важной стилевой особенностью цикла является превалирование в нем женских образов (Надежда, Степа, Муза, Руся, Катерина Николаевна, Зойка, Валерия, Таня, Ольга Александровна, Галя Ганская, Елена Генрих, Натали и другие),в то время как мужские персонажи менее выразительны и интересны (Николай Алексеевич, купец Красильщиков, Левицкий, Петр Николаевич, Николай Платоныч, Мещерский и другие). Это также является отражением бунинского взгляда на жизнь. Уже здесь через отношение к любви проявляется контраст между мужскими и женскими персонажами. Бунинские героини более искренни, они умеют любить, готовы ради любимого на все, не боятся социальных предрассудков («Темные аллеи», «Таня», «Натали», «Руся»), в то время как многие герои-мужчины бесхарактерны, легкомысленны, слабы, подчас жестоки («Степа», «Муза», «Галя Ганская», «Визитные карточки», «Смарагд»).
Природоописания, построенные на основе контраста, способствуют выражению основной идеи книги «Темные аллеи». Пейзаж является одновременно отражением мыслей и чувств автора и важнейшим средством характеристики персонажей. Важно заметить, что через отношение героев к природе, через их способность или неспособность чувствовать ее автор показывает их отношение к любви. Особенностью пейзажных зарисовок в «Темных аллеях» является то, что почти в каждой из них появляется свет, но всегда он контрастирует с темными цветовыми и световыми деталями. Именно таким видит жизнь и любовь И.А. Бунин: одновременно трагичной и прекрасной.
Изучение творчества И.А. Бунина занимает важное место в школьных программах по литературе, их авторы (Т.В. Курдюмова, В.Г. Маранцман, А.Г. Кутузов) обращают внимание на своеобразие творческой манеры И.А. Бунина, нравственно-философскую проблематику его прозы. Характерной особенностью его произведений является сложное переплетение лирического и эпического начал, поэтому непременной составляющей уроков литературы по произведениям И.А. Бунина является внимание к эволюции стиля писателя, которая связана с углублением взгляда на мир и расширением тематического диапазона его творчества.
В целом, можно сделать вывод о том, что контраст является важнейшим свойством поэтики цикла И.А. Бунина «Темные аллеи», средством передачи авторского отношения ко всем важнейшим явлениям бытия. Итоги проведенной работы позволяют сделать вывод о том, И.А. Бунин, говоря словами Ю.В. Мальцева, «остро ощущает оба полюса жизненной антиномии: ужас жизни и красоту жизни» [43, 324], а контраст выступает важнейшим элементом художественной системы писателя, основой его поэтики в целом.
Итогом многолетних творческих исканий писателя стал цикл рассказов «Темные аллеи». Л.А. Смирнова определяет эту книгу как «тайное тайных самого художника» [60, 135]. Она пишет: «То, что он не решался высказать раньше, сделать достоянием литературы, теперь вышло, обнаружилось, обретя новые формы выражения» [60, 135]. В.А. Афанасьев отмечает, с какой «удивительной свежестью, сочетающейся со зрелым, высоким мастерством, написана Буниным его последняя книга художественной прозы» [9, 368].
Анализ книги И.А. Бунина и работ литературоведов дает основания утверждать, что сборник состоит из тридцати восьми произведений, специфика которых близка различным жанрам (новелла, рассказ, лирическая миниатюра, притча), композиционной доминантой которого является контраст. Своеобразие контрастов в цикле рассказов «Темные аллеи» определяет художественная философия бытия, жизни человека, любви между мужчиной и женщиной как сложного единства противоположных начал. Именно поэтому контрасты пронизывают произведение на всех его уровнях: на идейно-тематическом, на уровне образной системы, широко представлены они и в пейзажах.
Неразрывность ощущения И.А. Буниным жизни и смерти, вечности природного бытия и краткости человеческого существования обостряет восприятие всех проявлений бытия, чувство наслаждения любовью и душевной боли от неизбежности ее утраты. Контраст прежде всего проявляется в оппозициях: «любовь - смерть», «счастье - страдание», «прошлое - настоящее», «мечты - реальность». Изучение бунинских рассказов приводит к выводу о том, что в них нет счастливого конца, хотя все произведения цикла посвящены такому светлому чувству, как любовь («Темные аллеи», «Муза», «Поздний час», «Руся», «Антигона», «Зойка и Валерия», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Натали», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие). В этом проявляется своеобразный взгляд писателя на чувство, которое, по И.А. Бунину, и не должно быть счастливым, скорее любовь рассматривается им как возможность прикоснуться к вечности всего лишь на мгновение, и оно останется в памяти уже навсегда.
В образной системе рассказов цикла «Темные аллеи» контраст играет ключевую роль. Все образы даны через призму любовного чувства. Важной стилевой особенностью цикла является превалирование в нем женских образов (Надежда, Степа, Муза, Руся, Катерина Николаевна, Зойка, Валерия, Таня, Ольга Александровна, Галя Ганская, Елена Генрих, Натали и другие),в то время как мужские персонажи менее выразительны и интересны (Николай Алексеевич, купец Красильщиков, Левицкий, Петр Николаевич, Николай Платоныч, Мещерский и другие). Это также является отражением бунинского взгляда на жизнь. Уже здесь через отношение к любви проявляется контраст между мужскими и женскими персонажами. Бунинские героини более искренни, они умеют любить, готовы ради любимого на все, не боятся социальных предрассудков («Темные аллеи», «Таня», «Натали», «Руся»), в то время как многие герои-мужчины бесхарактерны, легкомысленны, слабы, подчас жестоки («Степа», «Муза», «Галя Ганская», «Визитные карточки», «Смарагд»).
Природоописания, построенные на основе контраста, способствуют выражению основной идеи книги «Темные аллеи». Пейзаж является одновременно отражением мыслей и чувств автора и важнейшим средством характеристики персонажей. Важно заметить, что через отношение героев к природе, через их способность или неспособность чувствовать ее автор показывает их отношение к любви. Особенностью пейзажных зарисовок в «Темных аллеях» является то, что почти в каждой из них появляется свет, но всегда он контрастирует с темными цветовыми и световыми деталями. Именно таким видит жизнь и любовь И.А. Бунин: одновременно трагичной и прекрасной.
Изучение творчества И.А. Бунина занимает важное место в школьных программах по литературе, их авторы (Т.В. Курдюмова, В.Г. Маранцман, А.Г. Кутузов) обращают внимание на своеобразие творческой манеры И.А. Бунина, нравственно-философскую проблематику его прозы. Характерной особенностью его произведений является сложное переплетение лирического и эпического начал, поэтому непременной составляющей уроков литературы по произведениям И.А. Бунина является внимание к эволюции стиля писателя, которая связана с углублением взгляда на мир и расширением тематического диапазона его творчества.
В целом, можно сделать вывод о том, что контраст является важнейшим свойством поэтики цикла И.А. Бунина «Темные аллеи», средством передачи авторского отношения ко всем важнейшим явлениям бытия. Итоги проведенной работы позволяют сделать вывод о том, И.А. Бунин, говоря словами Ю.В. Мальцева, «остро ощущает оба полюса жизненной антиномии: ужас жизни и красоту жизни» [43, 324], а контраст выступает важнейшим элементом художественной системы писателя, основой его поэтики в целом.
Подобные работы
- Контраст, как основа поэтики цикла И.А.Бунина "Темные аллеи"
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - Семантика и функции персонажей в цикле новелл И. А, Бунина «Темные аллеи»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА (ИГОРЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОТАРЕВА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Лингвопоэтический аспект оценочных значений в творчестве Игоря Северянина
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002



