Введение 3
I. Теоретические и концептуальные аспекты изучения влияния тревожности на успеваемость детей школьного возраста 7
1.1. Проблема тревоги и тревожности в современной психологии 7
1.2. Школьная тревожность: причины, признаки, последствия 12
1.3. Понятие успеваемости и ее психолого-педагогическая
характеристика 19
Выводы по I главе 24
II. Экспериментальная работа по исследованию взаимосвязи школьной тревожности и успеваемости обучения детей школьного возраста 25
2.1. Организация эксперимента и обоснование методов
исследования 25
2.2. Описание эксперимента 29
2.3. Анализ и обсуждение полученных результатов экспериментального
исследования 35
Выводы по II главе 40
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложения
Актуальность исследования показывает важность темы работы, поскольку современные исследователи подчеркивают возрастающий интерес к проблеме тревожности личности и ее взаимосвязи с успеваемостью школьников.
Тревожность как психическое состояние является существенным субъективным фактором, который характеризует успешность и результативность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывает большое воздействие на эффективность и качество разнообразных видов деятельности, в том числе и учебной.
Уровень тревожности в настоящее время стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях является одним из существенных факторов в становлении личности ребенка школьного возраста. Многие значимые свойства и качества личности формируются именно в школьном возрасте. Дальнейшее развитие ребенка зависит от того как они будут заложены.
Среди исследователей не существует единого мнения в отношении временных границ становления тревожности как устойчивого личностного образования. Одни авторы считают таковым подростковый возраст, другие - дошкольный возраст и т.д. Однако большинство исследователей сходится на том, что в школьном возрасте количество тревожных детей значительно увеличивается. Появляется особый вид тревожности - школьная тревожность.
Анализ литературы показывает, что формирование школьной тревожности как устойчивой черты личности школьника может быть связанно с рядом причин. Так она может быть связана с особенностями организации учебного процесса, особенностями преподавателя и его взаимодействиями с учениками, особенностями родительских отношений, уровнем успеваемости в школьной деятельности, а так же свойствами характера ученика.
А.М. Прихожан отмечает, что основной причиной школьной тревожности является завышенные требования к ученику со стороны учителя, родителей и близких ребенку людей. Неадекватные ожидания по отношению к ребенку вызывает у ребенка чувство высокой ответственности и тревожности. В то время как такие противоречия становятся частью эмоциональной жизни школьника, появляются условия для формирования тревожности как устойчивого свойства личности.
Большую актуальность приобретают вопросы изучения тревожности в процессе учебной деятельности школьников. Именно в школьной деятельности понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является важнейшей стороной деятельности. Однако, не смотря на многочисленные исследования проявлений тревожности детей школьного возраста, а также изучение школьной успеваемости, проблема взаимосвязи тревожности школьников и успешности в учебной деятельности освещена недостаточно. Успешность в учебной деятельности - личностно-значимые учебные достижения, связанные с социальным признанием и переживанием радости.
Понимание значения тревожности в школьном возрасте и недостаточная изученность ее взаимосвязи с уровнем успеваемости у современных школьников обусловливают проблему исследования: каким образом школьная тревожности, как показатель эмоционального неблагополучия учащихся, влияет на их успешность в учебной деятельности?
Тема выпускной квалификационной работы: «Взаимосвязь
школьной тревожности и успеваемости».
Объект исследования: особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности тревожности школьников во взаимосвязи с уровнем успеваемости.
Цель исследования: выявление, обоснование и описание
особенностей взаимосвязи школьной тревожности и успеваемости у детей школьного возраста.
Гипотеза исследования: уровень тревоги обуславливает успеваемость детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выделить и описать основные проблемы тревоги и тревожности в современной психологии, а так же причины, признаки и последствия школьной тревожности;
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику
успеваемости;
3. Организовать и провести экспериментальное исследование взаимосвязи школьной тревожности и успеваемости обучения детей школьного возраста;
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методологической основой исследования выступают
концептуальные представления о школьной тревожности личности (Б.И. Кочубей [25], Е.Г. Новикова [25], А.М. Прихожан [43] и т.д.), исследования школьной успеваемости (Ю.К. Бабанским [6], П.П. Блонским [11], Н.П. Локаловой [28] и многими другими).
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; наблюдение, диагностика.
- изучение трудов и исследований философской, педагогической, психологической и научной литературы;
- экспериментальное исследование, включенное наблюдение, диагностические методы, персональные беседы со школьниками, изучение и анализ результатов деятельности школьников;
- качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с детьми школьного возраста в количестве 30 человек на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №37»
Авиастроительного района г. Казани.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами и психологами в своей практической деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы со школьниками Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №37»
Авиастроительного района г.Казани.
Итак, проведенная нами работа позволяет сделать следующие выводы:
Тревожность - это психологическая особенность, склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность связана с ожиданием социальных последствий его неудачи или успеха. Тревожность тесно связана со стрессом. Современная наука показывает большую заинтересованность к проблеме тревожности. Этот интерес показан во многих научных исследования, где данная проблема занимает значительное положение и анализируется в психологическом аспекте.
В психологии проблемами тревожности занимались такие ученые как
В.М. Астапов [5], В.Р. Кисловская [21], Я. Рейковский [46], В.А. Ананьев [1], Б.И. Кобучей [25], Е.В. Новикова и многие др. Все они отмечали, что тревожность, как правило, не является устойчивой чертой характера, но именно с детства высокий уровень тревожности закрепляется и становится чертой личности, что естественно создает угрозу в психическом развитии личности.
Наиболее распространенной причиной школьной тревожности являются высокие требования учителя, негибкая система обучения и воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности.
Г.Б. Монина [34] и Е.В. Панасюк [38] делят причины неуспеваемости на три группы: физиологические причины, социальные причины, причины психологического характера.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы с детьми Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани, в исследовании принимало участие 30 детей школьного возраста, от 6 до 9 лет, количество девочек и мальчиков одинаковое.
Исследование взаимосвязи школьной тревожности и успеваемости у детей школьного возраста проводилось в несколько последовательных этапов. На первом этапе нами выявлена успеваемость школьников. На втором этапе выявлены дети, для которых характерна повышенная школьная тревожность. На третьем этапе провели беседу с педагогами, психологом и родителями учеников.
Исследование проводились с помощью следующих методик:
- анализ учебной документации, которая использовалась для исследования школьной успеваемости;
- методика А.М.Прихожан, направленная на изучение уровня тревожности (Приложение 1);
- беседа с педагогами и родителями школьников.
В результате исследования выяснили, что 10% школьников имеют отличные оценки, 40% школьников получают хорошие оценки и 50% учеников удовлетворительные оценки.
Далее испытуемые были условно разделены нами на две группы по уровню успеваемости:
1 группа - 15 детей, учащиеся на «хорошо» и «отлично»;
2 группа - 15 детей, имеющие низкую школьную успеваемость (оценку «удовлетворительно») и испытывающие, по мнению учителей, проблемы в обучении.
Проявления тревожности есть как у школьников первой группы, так и у школьников второй группы. Однако у школьников имеющих удовлетворительные оценки данный показатель значительно выше.
В результате опроса родителей и педагогов выяснили, что тревожность школьников проявляется в определенный момент времени и в определенных ситуациях, таких например, как во время контрольных работ, ответа на вопрос на уроке, во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками. По мнению родителей, тревожность может проявляться в связи с требованиями педагога к ученику или преобладанием авторитарного стиля общения с учениками.
Среди учеников так же существует чувство соперничества и конкуренции, которое так же вызывает тревожность. Однако, стоит отметить, что источником проявления тревожности являются межличностные отношения. Ученики обеспокоены ожиданием быть не принятыми сверстниками или оказаться в смешной ситуации, а так же по причине конфликтов, которые связаны с успеваемостью или статусом в классе.
Кроме того, тревожность у школьников возникает в результате завышенных требований со стороны родителей и педагогов, в данном случае ребенок имеет расхождения между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого от него ждут окружающие.
Тревожные учащиеся быстрее других детей утомляются, не способны переключится с одного учебного предмета на другой. У данных школьников заметна разница в поведении на уроках и перемене. На переменах дети общительны и спокойны, а в процессе уроков напряжены и беспокойны.
Проведенное исследование говорит о необходимости коррекционных мероприятий, которые направленны на снижение тревожности у школьников.
Отсюда следует, что:
- проблема тревожности остается весьма актуальной для современной начальной школы и требующей своего решения со стороны психологов и педагогов;
- сфера школьной жизни характеризуется существенным преобладанием отрицательных эмоций;
- некоторые события повседневной школьной жизни являются для школьников высоко стрессовыми, травматичными, что приводит к нарастанию у них тревожного напряжения.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что существует связь между тревожностью школьников и уровнем их успеваемости, подтвердилась.
1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
2. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т.В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013. - 157 с.
3. Артюхова, Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности / Т.Ю. Артюхова. - Новосибирск, 2015. - 346 с.
4. Артюхова, Т.Ю. Тревожность современных подростков / Т.Ю. Артюхова, Н.В. Басалаева // Альманах современной науки и образования. -
2014. - № 4-1. - С. 15-19.
5. Астапов, В.М. Тревожные расстройства у детей / В.М. Астапов. - М.: Владос - Пресс, 2012. - 53 с.
6. Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С.18.
7. Бадикова, И.А. Взаимосвязь тревожности и учебной успеваемость в младшем школьном возрасте / Бадикова И.А. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2011. - № 8. - С. 135-139.
8. Бадоева, С.А. Тревожность как негативный фактор в процессе обучения младших школьников / С.А. Бадоева, А.М. Волкова // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы. - 2015. - С. 72- 77.
9. Белов, В.Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов / В.Г. Белов, Р.Г. Коротенкова, М.А, Гурьева и др. // Ученые записки университета Лесгафта. - 2011. - № 10. - С.19-21.
10. Беляева, Е.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии / Е.В. Беляева, И.В. Борзенкова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2015. - № 1 (4). - С. 85-88.
11. Блонский, П.П. Школьная успеваемость / П.П. Блонский // Избр. пед. произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 62 с.
12. Быстрова, Е.В. Изучение особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста / Е.В. Быстрова, Т.И. Митичева // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 9. - С.18-21.
13. Гульчевская, Н.Е. Особенности профессиональной тревожности учителя в условиях образовательных инноваций: дис. . канд. психол. наук / Н.Е. Гульчевская. - Ростов-на-Дону, 2004. - 232 с.
14. Гуров, В.А. Тревожность и здоровье младших школьников / В.А. Гуров // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - С. 56-60.
15. Долгова, В.И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В.И. Долгова, Г.М. Клочева, В.А. Бондарчук // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 26-30.
16. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
17. Дусавицкий, А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников / А.К. Дусавицкий // Вопросы психологии. - 1982. - № 3. - С. 56-61.
18. Евтеева, К.А. Взаимосвязь личностных особенностей младших школьников и учебной успеваемости / Евтеева К.А. // Развитие человека в современном мире материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой, 2016. - С. 177-182.
19. Зубова, Л.В. Неуспеваемость школьников. Проблемы и пути их решения. / Зубова Л.В. // Обучение и воспитание: методики и практика. -
2015. - № 22. - С. 207-210.
20. Ильин, Е.П. Теория функциональная системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под редакцией Б.Ф.Ломова. - М.: Наука, 1978. - 482 с.
21. Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении / В.Р. Кисловская.
- М., 1972. - 26 с.
22. Корепанова, Н.Л. Тревожность. Её причины и следствия / Н.Л. Корепанова, О.В. Лебедева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 35-37.
23. Костяк, Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст / Т.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 95 с.
24. Котова, О.Ю. Тревожность у младших школьников / О.Ю. Котова // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. Конф. - 2014. - С. 77-78.
25. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - М., 1988. - 80 с.
26. Курапова, Т.Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников / Курапова Т.Ю. // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2011. -.№ 5.
- С. 223-225.
27. Литвиненко, Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде / Н.В. Литвиненко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. -
С.34-36.
28. Локалова НЛ. 120 уроков психологического развития школьников. / Н.Л. Локалова // Книга для учителя начальных классов. - М.: «Ось», 2011. - 843 с.
29. Львова, С.В. Взаимосвязь успеваемости и тревожности в младшем школьном возрасте / Львова С.В. // Социальное воспитание: системный подход. Сборник научных статей. Под ред. А. В. Иванова. - Москва, 2016. - 84 с.
30. Макарова, Н.Г. Особенности ситуативной и личностной тревожности современной личности / Макарова Н.Г. // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2013. - № 2. - С. 88-91.
31. Манохина, О.А. Психологическая коррекция школьной
тревожности при переходе учащихся из начального в среднее звено школы /
О.А. Манохина // Социальная политика и социология. - 2010. - № 10. - С. 232-236.
32. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика,
профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь,
2004. - 248 с.
33. Мирошниченко, А.А. Школьная неуспеваемость как психологопедагогическая проблема / Мирошниченко А.А., Филиппова А.А., Елисеева
В.В. // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. -
2016. - № 3 (8). - С. 202-203.
34. Монина, Г.Б. Проблема школьной неуспеваемости по русскому языку / Г.Б. Монина. // Практическая психология в школе (цели и средства). СПб., 1998. - 582 с.
35. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит, 2003. - 688 с.
36. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С.38-40.
37. Нечаенко, И.Я. Тревожность у детей младшего школьного возраста / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. -
2015. - № 7-10. - С. 102-105.
38. Панасюк, Е.В. Влияние развития волевой готовности к школе на социальную успешность младших школьников / Е.В. Панасюк // Практическая психология в школе (цели и средства). - СПб., 1999. - 294 с.
39. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 266-270.
40. Пономарев, Р.И. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у детей семи-восьми лет / Р.И. Пономарев // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 126-130.
41. Попкова, М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста / М.А. Попкова // Проблемы Науки. - 2014. - №4 (22). - С.51-54.
42. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 583 с.
43. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. / А.М. Прихожан. - М; Питер, 2007. - 78 с.
44. Психология состояний: Учебное пособие / под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Цетнр», 2011. - 624 с
45. Радюк, О.М. Диагностика уровней тревожности в
психотерапевтической практике / О.М. Радюк, О.Г. Родцевич // Учебнометодическое пособие. - Минск,: 2003. - 89 с.
46. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. - М., 1979. - 88 с.
47. Ратанова, Т.А. Школьная тревожность как фактор когнитивных особенностей младших школьников / Т.А. Ратанова, Э.В. Лихачева // Человеческий капитал. - 2016. - № 1 (85). - С. 50-58.
48. Рототаева, Н.А. Организационно-педагогическая концепция школы социального успеха / Н.А. Рототаева // Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2004. - № 5. - С. 13-21.
49. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. - М., 1983. - 482 с.
50. Федякин, А.А. Педагогическая коррекция тревожности студентов методами физического тренинга. / А.А. Федякин. - Сочи, 2003. - 22 с.
51. Чебучева, Е.В. Коррекция страхов и тревожности в младшем школьном возрасте / Е.В. Чебучева, Ю.А. Тарычева // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. - Т. 2 № 2. - 207 с.
52. Шехмаметьева, Э.Р. Игротерапия как средство коррекции тревожности младших школьников / Э.Р. Шехмаметьева, Е.В. Царева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2015. - № 1. - С. 287-295.