Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №62175

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ 13
1.1. Понятие и аспекты патриотизма 13
1.2. Сущность, содержание, методы патриотического
воспитания 15
1.3. Особенности патриотического воспитания младших школьников. 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 31
2.1. Исследование сформированности патриотизма у младших
школьников 31
2.2. Комплекс занятий, направленный на формирование патриотизма
младших школьников 37
2.3 Описание и анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан. Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения является одним из элементов традиционной системы воспитания в работах отечественных учёных (В.А. Сластёнин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый и другие). По мнению Б.Т. Лихачёва, «сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа». В.А. Сластёнин считает, что «патриотизм, как качество личности, проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине».
Под ценностными отношениями авторский коллектив под руководством П.И. Пидкасистого понимает «ценностные отношения и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностные для жизни». Патриотизм они рассматривают как «отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к её людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в общем, их отношении к жизни».
Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через систему нравственных ценностей - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Патриотизм в рамках социальной культуры личности раскрывается через: осознание себя гражданином России, веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество, развитость гражданской солидарности, развитие моральной ответственности личности перед народом, Отечеством, поддержание межэтнического мира и согласия.
Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» ФГОС должны обеспечить «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования» [32].
В образовательных программах начального общего и основного общего образования патриотизм, как личностный результат, является одной из характеристик «портрета выпускника» каждой ступени обучения. Так в «портрете выпускника начальной школы» это отражено в следующих характеристиках - «любящий свой народ, свой край и свою Родину»; на ступени основного общего образования - «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык»; среднего (общего) полного образования - «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества».
В примерных программах приведено общее определение патриотизма как «чувства и сформировавшейся гражданской позиции верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству». Следует отметить, что воспитание патриотизма в образовательных программах раскрывается в основном содержании духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся
Само понятие «патриотизм» чаще всего олицетворяет любовь к собственной Родине, активную сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Иными словами, патриотизм - это нравственная категория. Идея воспитания патриотизма и гражданственности является государственной.
Основным компонентом воспитательного процесса в современной российской школе является основание патриотизма и культуры межнациональных отношений, имеющих колоссальное значение в социально-гражданском и внутреннем развитии личности ученика.
Укрепление любви к Родине, появление чувства ответственности за ее могущество, чести и независимости, сохранения материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности, возникают на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь. Большинство мыслителей и педагогов прошлого, раскрыв роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указали на его многогранное развивающее влияние. К.Д. Ушинский полагал, что патриотизм представляет собой не только важную задачу воспитания, но и мощное педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» писал: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».
В настоящее время становится очевидным, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из наиболее актуальных. Своевременность данного направления деятельности педагогов подтверждают созданные за последнее время нормативные документы. Так, принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В ней предлагается учитывать опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития государства.
Патриотизм призван дать новый импульс духовного оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.
Проблема воспитания человека-патриота не нова. В нашей стране она насчитывает несколько сот лет. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности. Теоретический анализ педагогической литературы показывает, что на протяжении многовековой истории Российского государства само содержание понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания, на наш взгляд, заключена именно в том, что это понятие требует очередного переосмысления.
Нет сомнения в том, что уже в школе в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка должны быть сформированы элементы гражданственности, первоначальной идейной направленности его развивающегося сознания. С младшего школьного возраста ребёнку должны быть знакомо слово «Родина».
Однако возникает противоречие: с одной стороны представители государственной власти и исследователи в области отечественной педагогики осознают необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, начиная с самого детства, а с другой, - недостаточно количество современных методических пособий для учителя начальных классов, практически реализующих основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Те же материалы, которые на сегодняшний день доступны педагогам-практикам, созданы в годы советской власти и требуют определённой переработки.
Недостаточная изученность этой проблемы, её актуальность явились основанием для проведения настоящего исследования. Такое состояние проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения вывело нас на выбор темы исследования: «Воспитание патриотизма у младших школьников». Целенаправленная и своевременная работа по патриотическому воспитанию младших школьников позволит сформировать у них такое комплексное качество, как патриотизм, положительно влияющий на развитие личности и на отношение к своему коллективу, краю, Родине.
Целью исследования явилась разработка программы патриотического воспитания учащихся начальных классов.
Объектом исследования - процесс патриотического воспитания в начальной школе.
Предметом исследования - особенности организации учебной и внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
Г ипотезой исследования явилось предложение о том, что активизация патриотического воспитания в начальной школе, основанная на использовании наиболее эффективных форм и средств в учебной и внеурочной деятельности окажет стимулирующее влияние на учебно-воспитательный процесс, формирование благоприятных взаимоотношений в коллективе и обеспечит воспитание патриотизма младших школьников.
Основные задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Изучить особенности формирования патриотизма младших школьников.
3. Разработать и апробировать программу формирования патриотизма у младших школьников.
Методы исследования: теоретический и ретроспективный анализ социологической, психологической и педагогической литературы; диагностические методы: анкетирование, наблюдение, опрос; изучение и обобщение опыта, эксперимент и др.
Теоретико-методологической основой исследования являются: концепции развития гражданского общества (М.Г. Алиев, А.Ш. Ахмедуев, Т.И. Заславская, В.К. Левашов), теория гуманистического и личностноориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Абраменкова,
В.А. Караковский, А.Н. Нюдюрмагомедов, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Шиянов), теория социальной сущности человека (В.В. Абраменкова, Г.М. Андреева, Д.М. Маллаев, Н.Д. Никандров, Ф. Зимбардо), теория межнационального общения (З.Т. Гасанов, К.О. Омаров), теория патриотического воспитания (А.Г. Агаев, Г.В. Агапова, З.Т. Гасанов, Б.Р. Павлов, Г.Н. Филонов), теория гражданского образования и правовой защиты (Н.И. Зинченко, Я.В. Соколов, Е.Е. Вяземский, Е.В. Татаринцева, А.Н. Тубельский, И. Медведева).
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы опирались на труды: В.И. Белова, А.К. Бондаренко, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Жарикова, В.А. Караковский, Н.С. Карпинский, С.А. Козлова, В.К. Котырло, Н.К. Крупская, Т.А. Куликова, А.И. Матусик, В.С. Мухина, Р.С. Немов, В.Г. Нечаева, А.В. Петровский, Л.Н. Проколиенко, Е.И. Рогов, Р.В. Тонковой- Ямпольская, М.Г. Ярошевский и др.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Принятие детьми общенациональных и общечеловеческих ценностей, и следования им в личной и общественной жизни требует усиления внимания учителя к патриотическому воспитанию младших школьников.
2. Комплексная программа патриотического воспитания младших школьников, реализуемая в условиях учебной и внеурочной деятельности, наилучшим образом способствует воспитанию патриотизма у детей.
3. Воспитание патриотизма в системе общего воспитания младших школьников оказывает положительное влияние на взаимоотношения в коллективе, на отношение к учебно-воспитательному процессу в образовательном учреждении, к Родине.
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования дополнят раздел воспитательной работы с младшими школьниками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в выпускной работе материалы и рекомендации окажут помощь в организации патриотического воспитания младших школьников. Рекомендованная программа патриотического воспитания может использоваться при работе с детьми младшего школьного возраста. Предложенная методика диагностики патриотической воспитанности может использоваться в практической работе учителя начальных классов.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, проблема, гипотеза исследование.
Первая глава «Теоретические основы исследования формирования патриотизма младших школьников» раскрывает теоретические основы исследования педагогических условий патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. В ней раскрываются сущность патриотизма и особенности патриотического воспитания в нашей стране на современном этапе, и основные направления патриотического воспитания подрастающего поколения.
Вторая глава. «Экспериментальное исследование формирования патриотизма младших школьников» посвящена экспериментальному исследованию педагогических условий патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. В данной главе выпускной квалификационной работы содержится описание организации и методик исследования патриотизма детей младшего школьного возраста, программа создания педагогических условий патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, анализ и описание результатов исследования.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система учебной и внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. наиболее продуктивно это воспитание осуществлять комплексно: в учебное и в свободное от обучения время.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных задач. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить ее и предпринять конкретные шаги в современных условиях.
Перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача - вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с её историей, культурой, с современной жизнью, её достижениями и проблемами.
Разброс мнений относительно патриотического воспитания сегодня очень широк: от признания его приоритетом школы до его трансформации в воспитание национальной, религиозной, культурной исключительности.
Нелегко сейчас молодому поколению, поскольку оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между прошлым и настоящим. Жизненное самоопределение школьников, которое всегда было непростым, в современных условиях стало невероятно сложным. Сложившаяся ситуация вызывает у обучающихся пассивность, нигилизм, агрессию, нравственное равнодушие и создаёт трудности в освоении ими духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей. В их преодолении велика роль общеобразовательной школы и ее внеурочной деятельности.
Для школы, имеющей свою определённую социальную характеристику вопрос воспитания патриотических чувств, любви к Родине, к своему народу, служение Отечеству, готовности к самостоятельной жизни в правовом многонациональном государстве, стоит очень остро.
Многие школьные дисциплины касаются вопросов патриотического воспитания и формирования гражданственности. Внеурочные занятия по способны существенно улучшить патриотическое воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Для формирования патриотизма учебного материала недостаточно, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в учебно-воспитательной сфере.
Патриотическое воспитание младших школьников является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Комплексный подход к формированию у них патриотизма будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на всестороннее и гармоничное развитие личности.



1. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников. - 2008. - №6.
2. Амоношвили, Ш.А. Единство цели / Ш.А. Амоношвили. - М.: Просвещение, 1987. - 208с.
3. Аргутинский-Долгорукий А.И. Путь России: Итоги тысячелетия. XXI век.
- М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2010. -115с.
4. Баронина К.А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века / К.А. Баронина,
А.В. Лукинова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №1.
5. Барышникова С.В. «Сопереживание судьбе Родины» как стратегия патриотического воспитания // Воспитание школьников. - 2010.
6. Бедник Д.В. Патриотическое воспитание: от парадоксов поведения к стандартам воспитания // Библиотечное дело. - 2006.
7. Белорусова В.В. Педагогика. - М., 2009-251с.
8. Бениаминова М.В. Воспитание детей - М., 2009.
9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад.
- М.: Большая Российския энциклопедия, 2002. - 528 с.
10. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2т. - Т.1. - М.: Педагогика, 2009.
11. Богданова О.С., Калинин О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - Москва, - 2010. - 160 с.
12. Бойков, В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти / В.Э. Бойков. // Социс. - 2002. - №8.
13. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240с.
14. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания // Педагогика. - 2009. - №4. - С.29-36.
15. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. -
2006. - № 2. - С. 37-42.
16. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. - 2010.
17. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков. // Педагогика. - 2006.
18. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт. / Ю.С. Васютин. - М.: Мысль, 2010. - 172 с.
19. Воспитание патриотизма - залог возрождения Отечества //Парламентский час. - 23 февраля 2003 г.
20. Воспитание: современные парадигмы. - М., 2006. - 160 с.
21. Галанин Ю. Еще раз о патриотическом воспитании // Основы безопасности жизни. - 2011. №3. - С. 20-23.
22. Гартман Н. Проблема духовного бытия: Исследования к обоснованию философии истории наук о духе: Введение // Культурология. ХХ век: Антология. М.: Юристъ, 2012. с.608-648.
23. Гасанов З.Т. Морально-эстетические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. - 2013. - №5. - С. 18-26.
24. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2010. №4. - С.24-30.
25. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». - М.: Росвоенцентр, 2005. - 61 с.
26. Гражданское образование в российской школе. - М.: Астрель, 2003. - 605 с.
27. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. - М.: Эдиториал УРСС, 2011. - 208с.
28. Дан старт реализации новой госпрограммы// Патриот Отечества. -
2006. - № 8. - С. 11-17.
29. Духовность, художественное творчество, нравственность: «Круглый стол» // Вопросы философии. - 2009. №2. - С.3.
30. Жариков А.Д. Растите детей патриотами - М., 2009. - 236с.
31. Жуковская Р.И., Козлова С.А. - Родной край - М., 2010. - 123с.
32. «Закон Российской Федерации об образовании» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - М., 2013. - 79 с.
33. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 2011. - 241с.
34. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 2008. - 203с.
35. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»// Патриот Отечества. - 2006. - № 4. - С. 15-33.
36. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. - М. - 2012, - 319 с.
37. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей - М., 2008. - 184с.
38. Квятковский Ю.П. Программа работает на консолидацию общества// Патриот Отечества. - 2006. - № 1. - С. 26-30.
39. Кондакова Н. Патриотизм: из прошлого в будущее // Гос. служба. -
2009. №2. - С. 119-127.
40. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативноправовых документов и программно-методических материалов. М., 2010. - 172с.
41. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. - 24 с.
42. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление дошкольным образовательным учреждением. -
2010. - №1. - С. 36-46
43. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М.: Росвоенцентр, 2003. - 25 с.
44. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. - 1997. №3. - С. 52-56.
45. Мазняк И.О. Понятие «патриотизм» в контексте сравнительного социологического исследования // Социс.- 2010.- № 7. - С. 21-25
46. Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 2008. - 301 с.
47. Молодежь и общество. - 2006. - № 1. - с. 62-157. Раздел 3: Патриотическое воспитание молодежи.
48. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2010. - 456 с.
49. Официальные документы в образовании. - № 23 (235) август 2006.-96 с.
50. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М, -2009. - 160 с.
51. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. - М.: Роспатриотцентр; Волгоград: Авторское перо, 2005. - 400 с.
52. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
53. Программа педагога дополнительного образования: от разроботки до реализации. В.А. Разумный, Д.А. Белухин. Москва 2010. - 87с.
54. Российская педагогическая энциклопедия М., 2011. Т.2. - 562с.
55. С.П. Баранов, Л.Ф. Болотина, А.А. Сластенин. - Изд. 2-е, перераб. Учебное пособие для пед.училищ. - Просвещение, 2010. - 368с.
56. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.- 2009. - 144 с.
57. Солженицын А. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2011. - 102с.
58. Старцев А.В., Тяпкин М.О., Тапкина О.А. История Барнаула: Учебное пособие для средней школы. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2010. - 330с.
59. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. - Курган: КУ, 2006. - 177 с.
60. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся
национальных школ / [В.Г. Бирюков, В.Г. Ветвицкий, Л.М. Гайдарова и др.] Под ред. М.И. Махмутова, А.В. Текучева, Н.М. Шанского. - Л.: Просвещение, 2009. - 384с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ