Введение 3
1. Теоретические основы стиля и методов управления руководителя 5
1.1 Сущность основных понятий 5
1.2 Методы и стили управления руководителя при управлении организацией 9
1.3 Оценка эффективности стиля руководителя и методов управления организацией 23
2. Анализ стиля и методов управления руководителя ООО «КАН АВТО - 3» 29
2.1 Общая характеристика организации 29
2.2 Анализ системы управления учреждения 39
2.3 Исследование существующего стиля и методов управления руководителя
организации 43
3. Предложения по совершенствованию стиля и методов управления руководителя ООО «КАН АВТО - 3» 55
3.1 Использование теорий лидерства при разработке эффективного стиля руководства 55
3.2 Предложения по совершенствованию методов управления 59
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию
стиля и методов управления руководителя 62
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложения
Общество является сложной, многоуровневой, целостной и динамически развивающейся системой. Неотъемлемый атрибут любой системы - это управление, обеспечивающее ее сохранение, развитие и упорядочение структуры, а также взаимодействие с окружающей средой системы и достижение ее целей.
По мере проведения научных исследований в социологии и психологии управления организации и развития производства появлялись различные подходы к понятию управления и его оценки как специфической человеческой деятельности.
Экономическая устойчивость организации зависит от большого количества факторов, среди которых стоит отметить следующие инструменты влияния: методы и стили управления руководителя. Процесс постоянного изменения и адаптации внутренних составляющих компании к быстро меняющимся условиям внешней среды требует применения новых стилей управления, методов, форм организации эффективной работы.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена необходимостью выбора такого метода и стиля управления руководителя, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности предприятия в целом и благоприятному социально-психологическому климату в коллективе.
Объект исследования дипломной работы - ООО «КАН АВТО - 3». Данное Общество входит в ГК «КАН АВТО» - это компания, которая является официальным дилером таких ведущих автомобильных брендов, как Renault, Hyundai, KIA, LADA, Daewoo, Chevrolet. Организация занимается предоставлением услуг в области кредитования, сервисного обслуживания и страхования.
Предметом исследования выступают стиль и методы управления руководителя ООО «КАН АВТО - 3».
Цель данной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию стиля и методов управления руководителя ООО «КАН АВТО - 3».
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть сущность основных теоретических понятий;
- провести анализ системы управления учреждения;
- исследовать существующие стиль и метод управления руководителя организации;
- разработать предложения по совершенствованию стиля и методов управления;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
При решении поставленных в данной работе задач применялись следующие методы: метод анализа и синтеза, наблюдение, тестирование, анализ эмпирического материала, метод сравнения, метод экономического анализа.
Для организации значимость проведенного исследования заключается в следующем: проведен анализ существующего стиля и метода управления руководителя организации и были предложены меры по их совершенствованию, а также проведена оценка их эффективности.
Информационной базой работы были специальная учебная, справочная и методическая литература отечественных и зарубежных авторов, отчетные материалы компании, положение об организационной структуре организации.
Проведенные при написании дипломной работы исследования позволили сделать следующие выводы.
Стиль управления - это привычная манера поведения руководства по отношению к персоналу, оказывающая на сотрудников влияние и побуждающая к достижению организационных целей.
На стиль управления влияет личность менеджера, способы, приёмы, посредством которых он реализует функции управления, специфика сферы деятельности, особенности коллектива. Стиль, применяемый руководителем при управлении организацией, отражает взаимоотношения между руководителем и подчиненными. Разнообразие и сложность данных отношений предопределяет наличие большого количества вариантов конкретных стилей управления.
Анализ стиля управления руководителя основывается на следующих подходах: личностный, поведенческий и ситуационный. В данной работе в рамках первого подхода были рассмотрены теории, предложенные Р. Стогдиллом, Р. Манном, У. Беннисом. В результате проведенных исследований были выделены такие группы качеств лидера как физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные) и личностные деловые.
Среди поведенческих моделей лидерства были выделены наиболее известные: исследования группы в Университете штата Огайо, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона, системы управления Р. Лайкерта. И также в дипломной работе представлены основные концепции ситуационного подхода. К ним относится: модель ситуационного лидерства Ф. Фидлера, подход «путь — цель» Митчелла - Хауса, модель ситуационного лидерства Херси - Бланша- ра, ситуационная модель принятия решений Врума — Йеттона — Яго.
Стиль руководства основан на методах работы директора организации, которые можно определить как конкретные способы и приемы воздействия субъекта управления на объект для достижения определенных целей. Принято выделять три основные группы методов: экономические, организационно - распорядительные (административные), социально - психологические.
Руководители, как правило, используют одновременно комплекс методов, так как применение их сочетания способствует наиболее эффективному достижению целей компании.
В работе проанализирована деятельность ООО «КАН АВТО - 3». Данная организация является официальным дилером концерна KIA Motors в Казани. Компания предоставляет ряд услуг, среди которых: кредитование и страхование, получение государственных регистрационных знаков, прохождение Государственного Технического Осмотра,
Trade-in, лизинг, сервисное обслуживание.
Также во второй главе была рассмотрена организационно-правовая характеристика ООО «КАН АВТО - 3», проведен анализ системы управления, исследованы существующий стиль и методы управления руководителя.
В целях оценки эффективности финансово - хозяйственной деятельности компании были рассчитаны показатели ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности. В результате выяснилось, что организация обладает низкой платежеспособностью и устойчивостью, значения коэффициентов рентабельности также имеют низкие значения.
Анализ стиля директора автосалона был выполнен с применением модели Ф. Фидлера, Херси - Бланшара и модели принятия решений Врума - Йеттона. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что руководитель ООО «КАН АВТО - 3» использует авторитарный стиль управления, что не соответствует сложившейся в компании ситуации (зрелости сотрудников, структурированности задач, отношениям в коллективе). Для наиболее эффективной работы компании директору следует применять демократический стиль руководства, уделяя высокое внимание не только решению производственных задач, но и подчиненным.
Предложения по совершенствованию методов управления в данной работе включают: медицинское страхование здоровья сотрудников, создание комнаты отдыха для персонала, ежемесячные однодневные мероприятия для общения руководителя ООО «КАН АВТО - 3» с подчиненными, привлечение для решения социальных проблем организации профессионального психолога (данную должность в компании можно ввести).
Оценка эффективности предложенных мероприятий показала, что при учете рекомендаций увеличится эффективность стиля управления директора дилерского центра KIA и уменьшатся затраты организации, связанные с высокой текучестью персонала.
Руководитель ООО «КАН АВТО - 3» реализуя предложения, которые были разработаны в рамках данной дипломной работы, сможет обеспечить увеличение результатов рабочего процесса в компании и при этом создать у сотрудников чувство значимости и причастности к общему делу.
1. Андреева И. Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ - менеджмента / И. Н. Андреева. Издательство: BHV, 2012. 416 с.
2. Бородушко И. В., Лукашевич И. В. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И. В. Бородушко, В. В. Лукашевич. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. 271 с.
3. Викулина О. В. Теория и практика психологии управления / О. В. Викулина. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. 240 с.
4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виха- нский, А. И. Наумов. М.: Магистр: ИНФРА - М, 2014. 576 с.
5. Гвишиани Д.М. Организация управления [Текст] / Д. М. Гвишиани - М.: Наука, 2011. - 332 с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник / И. Н. Герчикова. ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 512 с.
7. Голов Р.С., Агарков А.П., Теплышев В.Ю., Ерохина Е.А. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / Р. С. Голов, А. П. Агарков, В. Ю. Теплышев, Е. А. Ерохина. Дашков и К, 2013. 400 с.
8. Дайнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дайнека. Дашков и К, 2013. 291 с.
9. Добровинский А.П. Управление персоналом в организации / А. П. Добровинский. Томск: ТПУ, 2011. 416 с.
10. Друкер П., Макьярелло Дж. А Менеджмент / П. Друкер, Дж. А. Макьярелло. Питер, 2012. 704 с.
11. Елисеев А. С. Экономика: Учебник для бакалавроа / А. С. Елисеев. Дашков и К, 2014. 528 с.
12. Жуков Б. М., Ткачева Е. Н. Исследование систем управления: Учебное пособие / Б. М. Жуков, Е. Н. Ткачева. Дашков и К, 2014. 207 с.
13. Захарова Л. Н. Основы психологического консультирования организаций / Л. Н. Захарова, Логос, 2012. 431 с.
14. Захарова Л. Н. Психология управления / Л. Н. Захарова. Логос, 2014. 374 с.
15. Илларионов А., Клименко Э. Самоучитель топ-менеджера / А. Илларионов, Э. Клименко. Издательство: Альпина Паблишер, 2013. 648 с.
16. Илышева Н. Н., Крылов С. И. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. Финансы и статистика, 2011. 241 с.
17. Исаев Р.А. Основы менеджмента / Р. А. Исаев. Дашков и К, 2011.
264 с.
18. Киржнер Л.А., Киенко Л.П Менеджмент организаций / Л. А. Киржнер, Л. П. Киенко. Издательство: КНТ, 2012. 688 с.
19. Коротков Э. М. Менеджмент / Э. М. Коротков. Юрайт, 2013. 320 с.
20. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения / В. Н. Лавриненко. Юнити - Дана, 2012. 419 с.
21. Ларионов Г. В. Организационное поведение в экономике наукоемких производств / Г. В. Ларионов. БИБЛИО - ГЛОБУС, 2013. 104 с.
22. Лисичкин В. А., Корягин Н. Д., Осипов Г. В. Менеджмент / В. А. Лисичкин, Н. Д. Корягин, Г. В. Осипов. Инфра - М, 2011. 528 с.
23. Лукаш Ю. А. Профилактика конфликтов и иных негативных проявлений со стороны персонала как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса / Ю. А. Лукаш. Флинта, 2012. 70 с.
24. Макаров В. М., Попова Г. В. Менеджмент: учебное пособие / В. М. Макаров, Г. В. Попова. Спб.: Питер, 2011. 256 с.
25. Македошин А. А., Молодькова Э. Б., Перешивкин С. А., Попазо- ва О. А. Организация труда персонала / А. А. Македошин, Э. Б. Молодькова, С. А. Перешивкин, О. А. Попазова. СПб.: СПбГУЭФ, 2011. 188 с.
26. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Издательство «Дело», 1997. 658 с.
27. Михненко П. А. Теория менеджмента: Учебник / П. А. Михненко. Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. 368 с.
28. Набиев Р. А., Локтев Т. Ф., Вахромов Е. Н. Менеджмент / Р. А. Набиев, Т. Ф. Локтев, Е. Н. Вахромов. Финансы и статистика, 2011. 144 с.
29. Новиков А. Д. Методология управления / А. Д. Новиков. М.: Либ- роком, 2011. 128 с.
30. Попович А. М., Попович И. П, Люфт С. А. Основы менеджмента / А. М. Попович, И. П. Попович, С. А. Люфт. Омский государственный университет, 2012. 268 с.
31. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: учебное пособие / Ш. Ричи, П. Мартин. Юнити - Дана, 2012. 796 с.
32. Розенков Д. А. Классический менеджмент: организационные
структуры управления: учеб. пособие / Д. А. Розенков. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. 188 с.
33. Романенко И. В. Экономика предприятия / И. В. Романенко. Финансы и статистика, 2011. 352 с.
34. Салаева Е.Ю. #КАНАВТОfamily / Е. Ю. Салаева// Ракета «КАН АВТО» (журнал компании). 2015. №4.
35. Салаева Е.Ю. #КАНАВТОfamily / Е. Ю. Салаева// Сотрудники КАН АВТО, как знак качества (журнал компании). 2015. №3.
36. Свердлина Е. Б. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Е. Б. Свердлина. Омский государственный университет, 2011. 100 с.
37. Семенов А. К., Набоков В. И. Теория менеджмента: Учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. Дашков и К, 2015. 491 с.
38. Смелик Р. Г., Левицкая Л. А. Экономика предприятия (организации) / Р. Г. Смелик, Л. А. Левицкая. Омский государственный университет, 2014. 296 с.
39. Темплар Р. Правила менеджмента: Как ведут себя успешные руководители / Р. Темплар. Издательство: Альпина Паблишер, 2011. 229 с.
40. Ткачук Л. Т. Менеджмент / Л. Т. Ткачук. Феникс, 2012. 539 с.
41. Тузова А. А. Мотивация персонала / А. А. Тузова. Интернет - Университет информационных технологий, 2011. 93 с.
42. Туревский И. С. Экономика и управление автотранспортным предприятием [Текст] / И. С. Туревский - М.: Наука, 2012. - 384 с.
43. Шарипов Ф. В. Психологические основы менеджмента / Ф. В. Шарипов. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. 296 с.
44. Шуванов В. И. Социальная психология управления: Учебник / В. И. Шуванов. Юнити - Дана, 2012. 463 с.
45. Официальный сайт ГК «КАН АВТО». - Режим доступа http://kanavto.ru/, свободный.
46. Официальный сайт ООО «КАН АВТО - 3». - Режим доступа http: //www.kia.kanavto .ru/, свободный.
47. Официальный сайт 1C - Рарус: 1C автоматизация бухгалтерского, управленческого, налогового учета. - Режим доступа http://rarus.ru/1c8/1c-doc- 8/, свободный.
48. Официальный сайт Менеджмент - новости, лекции, статьи, литература. - Режим доступа http://infomanagement.ru/lekciya/effectivnost_upravleniya, свободный.
49. Отчет о финансовых результатах ООО «КАН АВТО - 3» (2014 - 2015 гг.)
50. Бухгалтерский баланс ООО «КАН АВТО - 3» за 2013 - 2015 гг.