Выборка исследования: 20 детей младшего школьного возраста (4 класс) – составили экспериментальную группу.
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследовапния. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей младших школьников 6
1.1 Сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности творческих способностей в младшем школьном возрасте 9
1.3 Формы и методы развития творческих способностей младших школьников 12
Глава 2 Эмпирическое исследование специфики развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 22
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложение 41
Развитие творческих способностей младших школьников – это динамический процесс, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности, имеющей творческий аспект.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования выдвигаются также требования по развитию творческих способностей младших школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы развития творческих способностей младших школьников. Однако средствам развитию творческих способностей младших школьников не уделено должное внимание в современной научной литературе. Таким образом, следует отметить противоречие между необходимостью качественно изменить процесс развития творческих способностей младших школьников и недостаток научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на выбор средств для развития творческих способностей младших школьников.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с развитием творческих способностей младших школьников.
Цель исследования – изучить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная и реализованная нами программа с использованием во внеурочной деятельности групповых форм работы будет способствовать наиболее успешному развитию творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы развития творческих способностей у младших школьников в научно-методической литературе.
2. Выявить уровень развития творческих способностей у учащихся 2 класса.
3. Разработать и реализовать программу в рамках внеурочной деятельности, с использованием групповых форм работы по развитию творческих способностей у младших школьников.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут быть использованы в работе учителей по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности посредством групповых форм работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Значимым этапом в развитии названных общих творческих способностей можно считать младший школьный возраст. С приходом в школу процесс овладения ребенком социальным опытом приобретает черты целенаправленности, систематичности и регулируемости. Это дает возможность для включения в учебную деятельность опыта творческой деятельности как одного из условий развития творческих способностей младших школьников. Но, как известно, целенаправленная работа по формированию общих творческих способностей возможна только на основе определения особенностей и уровня их развития. Становление, а, следовательно, и изучение общих творческих способностей возможно в триединстве их составляющих компонентов: содержательного, мотивационного и операционного.
Развитие творческих способностей младших школьников – это динамический процесс, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности, имеющей творческий аспект.
Младший школьный возраст – это важнейший период, в котором ребенку необходимо уделять максимум внимания, поскольку именно в это время закладывается взаимопонимание со взрослыми. Те родители, которые в этот период уделяют мало внимания своим детям, впоследствии встречаются с большими трудностями в их подростковом возрасте.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что у достаточно большой группы младших школьников творческие способности развиты в основном на среднем и низком уровнях. Следовательно, необходима специальная работа по развитию творческих способностей младших школьников.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Антилогова, Л. Н. Внеучебная деятельность как фактор развития творческих способностей младших школьников [Текст] / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. – 2013. – № 3 (13) – С. 71–77.
2. Белкин, А. С. Педагогика детства: (основы возрастные педагогики) [Текст] / А. С. Белкин. – Екатеринбург: Сократ, 2013. – 192 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская; Психологический институт РАО. – Самара: Фёдоров, 2009. – 414 с
4. Вергелес, Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии [Текст] / Г. И. Вергелес // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – № 100. – 2015. – С. 7-18.
5. Вергелес, Г. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования: в сб. «Младший школьник: формирование и развитие его личности» [Текст] / Г. И. Вергелес, А. И. Раев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 3-9.
6. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.
7. Волкова, М. И. Методологические основы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте [Текст] / М. И. Волкова // Начальная школа до и После. – 2015. – №5. – С. 21-23.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.
9. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов [Текст] / П. Я. Гальперин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 502 с.
10. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. З. Гликман. – М.: Издательство «Школьные технологии», 2015. – 176 с.
11. Губин, В. Д. Способности и одаренность [Текст] / В. Д. Губин // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 2016. – № 1. – С. 12-14.
12. Дружинин, В. Н. Психология способностей: избранные тр. [Текст] / В. Н. Дружинин; отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. – М.: РГБ, 2009. – 652 с.
13. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – М.: Лабиринт, 2013. – 471 с.
14. Запорожец, А. В. Путь к развитию творчества [Текст] / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2013. – №11. – С. 32-38.
15. Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя [Текст] / И. П. Иванов. – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.
16. Карпов, А. А. Взаимосвязь общих способностей и метакогнитивных качеств личности: дис. … канд. психол. наук [Текст] / А. А. Карпов. – Ярославль: ЯГПУ, 2013. – 201 с.
17. Карташова, Е. С. Роль творческих способностей в развитии личности младшего школьника [Текст] / Е. С. Карташова // Психологические исследования. – 2013. – №6. – С. 74-77.
18. Киреенко, В. И. Творчество младших школьников [Текст] / В. И. Киреенко. – Ульяновск: Учитель, 2012. – 122 с.
19. Ковров, В. В. Воспитательная работа в школе как фактор профилактики насилия и обеспечения психологической безопасности образовательной среды [Текст] / В. В. Ковров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2014. – №167. – С. 70–81.
20. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии: учебн. пособие. [Текст] / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. ‒ М.: Юрайт, 2011. – 320 с.
21. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И. Ю. Кулагина. – М.: Наука, 2013. – 269 с.
22. Левитова, Н. Д. Педагогика и психология [Текст] / Н. Д. Левитова. – М.: Инфра-М, 2014. – 563 с.
23. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. – М.: Наука, 2013. – 205 с.
24. Маслова, В. И. Развитие творческого потенциала одаренных детей средствами искусства [Текст] / В. И. Маслова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. – 215 с.
25. Мелик-Пашаев, М. М. Креативность и творчество [Текст] / М. М. Мелик-Пашаев. – М.: АСТ, 2016. – 368 с.
26. Никитина, А. В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А. В. Никитина // Начальная школа до и После. – 2015. – № 10. – С.34-37.
27. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции [Текст] // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
28. Психологический словарь [Текст] / под ред. Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2013. – 648 с.
29. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 460 с.
30. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий: монография [Текст] / Б. М. Теплов. ‒ М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 452 с.
31. Терентьева, Ю. В. Проблема развития творческих способностей у младших школьников [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2013. – №2. – С. 74-81.
32. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 c.
33. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования: монография [Текст] / М. А. Холодная. ‒ Томск: ТГУ, 2011. – 392 с
34. Чистякова, Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур [Текст] / Г. Д. Чистякова // Вопросы психологии. – 2013. – №6. – С. 103-105.
35. Чуприкова, Н. И. Творческие способности: проблема исследования [Текст] / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 45-49.
36. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 28-34.