ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУСУЛЬМАН В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ «УСМАНИЯ» Г. КАЗАНЬ)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Ассимиляция социального пространства в рамках
образовательных учреждений 6
1.1 Процесс становления социологии пространства в отдельную научную дисциплину 6
1.2 Подходы понимания социального пространства 11
1.3 Особенности общественного пространства общеобразовательной школы 16
1.4 Процесс адаптации к мусульманскому образу жизни 22
1.5 Особенности мусульманского образования 27
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2 Важнейшие аспекты поддержки в рамках религиозной деятельности мусульман в общеобразовательном пространстве 38
2.1 Организация исследования и методы сбора информации 38
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 44
Выводы по второй главе 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 126
ПРИЛОЖЕНИЯ 131
Государство нашей страны является светским, однако, само общество внутри него различно и насчитывает множество разнообразных социальных групп, например, этнические (татарские, русские, якутские и прочие народности), профессиональные (бухгалтеры, психологи и прочие), религиозные (христиане, буддисты, иудеи, мусульмане и прочие), а также многие другие. Все эти составные части единого государства обладают разными ценностями, принципами, традициями, убеждениями и отношением к ряду вещей.
Одной из наиболее ключевых тем для дискуссий выступает религия. На территории нашей страны сосуществует множество религиозных конфессий, каждая из которых имеет свои взгляды на мир, политику, образование, медицину, веру и прочее, и при этом каждый из них имеет место быть в рамках законодательства.
Наиболее заметно толерантное сосуществование нескольких этнических и религиозных групп на территории Татарстана в целом, и Казани в частности. На территории нашего города уживается множество этносов: русские, татары, таджики, узбеки, белорусы, турки, чуваши и прочие; а также несколько религиозных конфессий: христиане, иудеи, буддисты, индуисты, мусульмане и прочие.
Однако между религиозными и светскими взглядами иногда все же возникают противоречия. В частности, это проявляется в образовательном пространстве. Например, в рамках мусульманской культуры возникают проблемы в интеграции светских и религиозных дисциплин, традиций, обычаев, правил поведения, проведения праздников и т.д. Решением данной проблемы выступает толерантное отношение со стороны государства в сторону религиозных сообществ и создание необходимых условий для дальнейшего поддержания гармоничного сосуществования в мире.
Актуальность нашего исследования строиться именно на этом. Количество детей мусульман растет, а школы светского уклада им не подходят, так как не учитывают их потребностям. И единственным решением, казалось бы, выступает в данном вопросе наличие в городах специализированных общеобразовательных школ, адаптированных для религиозных потребностей мусульман.
Проблема нашего исследования заключается в том, что на данный момент существует потребность в специализированных общеобразовательных школах, адаптированных для религиозных потребностей мусульман, однако вопрос о том, каким именно образом реализовать это в педагогике до сих пор открыт.
Цель работы заключается в выявлении важнейших аспектов поддержки в рамках религиозной деятельности мусульман в общественном пространстве общеобразовательной школы.
Объект исследования представляет собой общеобразовательное пространство общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются средства образовательной поддержки религиозной деятельности мусульман в общеобразовательном пространстве общеобразовательной школы.
Гипотеза: важнейшие аспекты поддержки в рамках религиозной деятельности мусульман наиболее явно проявляются в общественном пространстве частной общеобразовательной школы, адаптированной для потребностей мусульман. Предлагается, что такими аспектами будут выступать: наличие в школе возможности ношения девочками платков, наличие халяльного питания, включение в расписание религиозных предметов, по мимо светских.
Задачи исследования
1. Провести анализ социологических, педагогических, психологических теорий на тему общеобразовательного пространства общеобразовательной школы;
Эмпирически выявить ключевые элементы образовательной
поддержки осуществления религиозной деятельности мусульман в общественном пространстве общеобразовательной школы.
Теоретико-методологической основой для данной работы послужили труды таких советских и зарубежных научных деятелей, как Г. Зиммеля, А. Лефевра, Э. Гидденса, И. Гоффмана, П. Бурдье А.С. Макаренко, Ш. Султанова, Н. Сеннельса и многих других.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме мусульманской культуры и общеобразовательной школы (в частности религиозной деятельности мусульман, проявления и поддержке ее в рамках общественного пространства общеобразовательной школы);
2. Проведение психологического интервью;
3. Метод обработки данных: контентный анализ.
Практическая и теоретическая значимость: Данные, полученные в ходе нашего исследования могут позволить понять феномен образовательной поддержки религиозной деятельности мусульман в общественном пространстве общеобразовательной школы. На наш взгляд это поможет на практике школьным психологам и психологам-консультантам в оказании наиболее эффективной психологической помощи мусульманам.
Так же данная работа может быть полезна в таких сферах как: психология, социальная психология, социология. В том числе возможно ее использование в таких курсах как «Социология», «Социальная психология» и т.д.
Структура работы: Работа состоит из введения, первой главы, выводов по первой главе, второй главы, выводов по второй главе, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Таким образом, в первой главе «Ассимиляция социального пространства в рамках образовательных учреждений» мы проанализировали соответствующую литературу и социологические, педагогические, психологические теории на тему общеобразовательного пространства общеобразовательной школы, а во второй главе «Важнейшие аспекты поддержки в рамках религиозной деятельности мусульман в общеобразовательном пространстве» мы, исходя из целей работы, эмпирически выявили ключевые элементы образовательной поддержки осуществления религиозной деятельности мусульман в общественном пространстве общеобразовательной школы, исходя из чего мы можем сделать ряд выводов:
Во-первых, мы выяснили, что социологию пространства развивали Г. Зиммель, А. Лефевр, Э. Гидденс, И. Гоффман, П. Бурдьё и др. Для классиков социологии Г. Зиммеля и П.А. Сорокина социальное пространство было пространством физическим, служащим полем социального взаимодействия, что существуют два принципиально различных подхода к пониманию пространства: первый характеризуется дуализмом в анализе пространства: физическое и социальное пространство изучались как два взаимосвязанных, но различных феномена, основоположник которого был Э. Дюркгейм. Основоположником другого подхода можно считать Г. Зиммеля, который усматривал субъект познания в человеке, а не в обществе. Также выделили потенциальное влияние коллектива на ребёнка: взаимообмен информацией содействует общему развитию интеллекта, ребёнок черпает эмоциональный и поведенческий опыт, обнаруживает свою несхожесть с другими людьми - познает самого себя. Также группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что ему интересно, по силам, соответствует способностям, соответственно формируется индивидуальность.
Помимо этого, подсчитали и показали статистику приверженцев основных вероучений. Оказалось, что темп роста приверженцев ислама высокий, к концу века ислам может стать лидирующей религией в мире. Обосновали, что процесс адаптации к мусульманскому образу жизни неизбежен, и, что необходимо грамотно и гармонично сопровождать процесс интеграции разных народов и ассимиляции разных культур, ведь процесс такой ассимиляции вполне возможен, «не обижая» ни одну из сторон ассимилирования.
Также выяснили, что в настоящей момент российская система образования претерпела серьезные изменения. Определённую религию, к примеру ислам, преподавать в общеобразовательном пространстве нельзя, только в мусульманских институтах и курсах. Обозначили основные аспекты поддержки мусульман в общеобразовательном пространстве: проявление толерантности к ученикам-мусульмана, проявление понимания со стороны администрации школы к особенностям в питании детей-мусульман, предусмотрение отличной школьной формы, удовлетворяющей мусульманской вере предоставление администрацией школы раздельное обучение для мальчиков и девочек, наличие на территории школы или в близи нее места для проведения молитв, введение в школьную программу предметов с религиозным уклоном, наличие в педагогическом составе школы учителей, разделяющих данные религиозные убеждения.
Во-вторых, мы провели интервью у восьми респондентов разного пола и возраста. Был проведён контентный анализ по каждому респонденту, который показал, что:
1. Респондентами отмечается, что ношение платков представительницам женского пола не запрещается, а наоборот - приветствуется;
2. Респонденты утверждают, что наличие в школе халяльного питания имеется. Это очень удобно, вкусно, а иногда и безвозмездно;
3. Респонденты отмечают, что расписания занятий составлено с учетом времени намазов. Ученики читают намаз на больших переменах;
4. Атмосфера в школе, воспринимается и оценивается респондентами как толерантная к мусульманам;
5. Респонденты отмечают, что возможности изучения религиозных дисциплин есть вне светского обучения, во второй половине дня в виде примечетских курсов;
6. Респонденты считают, что поведение учителей в соответствии с религиозными канонами не обязательно, но приветствуется. Обязательны только методы обучения;
7. Респонденты считают, что проведение совместного намаза в мечети является нормой и большим примером для ребёнка, очень важным событием потому, что там и мама читает, и учитель - его авторитеты;
8.1. Респонденты указывают на то, что место для молитвы в школе имеется;
8.2. Так же говориться о том, что мечеть находиться рядом со школой, что играет важную роль в жизни школы;
9.1. Некоторые респонденты отмечают, что раздельное обучение детей разного пола с первого класса присутствует и расценивают его как положительно влияющее на процесс обучения;
9.2. Часть респондентов считает, что раздельное обучение детей разного пола практикуется и даёт свои плоды. Это связано с тем, что девочки раньше зреют, из-за этого мальчики начинают чувствовать себя второстепенными на уроках. Разделение даёт мальчикам раскрывать в себе мужчин лучше, а девочкам - женщин соответственно. Остальная часть респондентов воздержалась;
10. Респондентами также отмечается, что мусульманская символика в оформлении школы отсутствует, но во время каких-либо мероприятий происходят исключения;
11. Респонденты отмечают, что совместное с коллективом школы проведение религиозных праздников приветствуется и практикуется. Также это выступает в качестве воспитательного момента;
12.1. Часть респондентов отмечает, что религиозная точка зрения в светских предметах присутствует, но она не всегда применима и уместна. Часть респондентов воздержалась;
12.2. Часть респондентов указывает на то, что есть дисциплины точных наук: математика, физика, там не нужна религиозная точка зрения, а по гуманитарным дисциплинам нужны. Чтобы мирно существовали все конфессии, нужно находить точки соприкосновения, ученики должны понимать взгляд и с других позиций тоже, не только с мусульманской. Часть респондентов воздержалась;
13. Респондентами утверждается, что учителя религиозных дисциплин не входят в штат школы;
14. Респонденты говорят о том, то наличие профессионального религиозного образования у педагогов не обязательно, хотя и приветствуется;
15. Часть респондентов выражает нежелание тратить время на детей- мигрантов, предпочтение к жителям Татарстана, остальные относятся к ним, наиболее толерантно не предавая особого значения национальности, ведь все они мусульмане;
16. Респондентами отмечается, что качество образования находится на хорошем уровне, от учителей исходит поддержка и готовность помочь ученику в приобретении знаний и навыков. Однако, многое зависит от самого ученика, от его стремления и желания учиться и познавать новое;
17. Многие респонденты отмечают, что воспитательный элемент и формирование личности в образовательном процессе присутствует и, прежде всего, проявляется в взаимопонимании и взаимоуважении учеников и учителей;
18. Так же респондентами отмечается, что преобладает индивидуальный подход, есть возможность уследить за каждым учеником, в силу того, что мал коллектив, мала школа;
19. Многие респонденты отмечают, что толкотня в коридорах, маленькая территория для игр возле школы неблагоприятно влияют на психологическую обстановку в школе. Дети ограничены в своих действиях, другая часть не предает этому особого значения;
20. Так же часть респондентов считает, что изучение и применение опыта иных мусульманских школ желательно, но стоит учитывать этноконфессиональный и экономический факторы;
21. Некоторые респонденты отмечают, что адаптационные курсы перед поступлением в школу проводятся в начале лета в течении пяти дней, они бесплатные. В течении курса педагоги наблюдают за ребёнком. Большое значение имеют нравственные качества нежели умственные способности. Часть респондентов не высказалась по этому поводу;
22. У части респондентов преобладает желание выстроить определенную образовательную программу в соответствии с шариатом, мусульманскими требованиями, часть респондентов не высказалась на этот счет.
Выходя за рамки данного исследования и рассуждая о том, где можно было бы продолжить изучение, затронутое в нашем исследовании, мы может предположить, что наиболее интересным стало бы расширение исследования, которое получилось. Например, можно провести подобные исследования в других школах, подобной той, что мы затронули в своем исследовании, или провести сравнительный анализ светской общеобразовательной школы и частной общеобразовательной школы, в которой оказывается поддержка религиозной деятельности какой-либо конфессии. Так же можно изучить элемент взаимодействия подобной школы (ее устоя, организации учебной деятельности и т.д.) и то, насколько руководство школ, министерство образования готовы включать в работу элементы поддержки, выявленные нами.
1. Антонов К.С. «Произойдет ли закат Европы?» // «Завтра», 21.06. 2005
2. Анурин, В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии / В.Ф. Анурин. - Н. Новгород: НКИ, 1998. - 358 с.
3. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. Е. Руткевич. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
4. Большой словарь по социологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rusword.com.ua
5. Бурдьё, П. Структура, габитус, практика / П. Бурдьё; пер. Н.А. Шматко // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, вып. 2. - С. 40-58.
6. Бурдьё, П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение / П. Бурдьё; пер. с фр., общ. ред. и послесл. Н.А. Шматко // Социология социального пространства. - СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперимент. социологии, 2005. - 288 с.
7. Быстрова, А.Н. Мир культуры. (Основы культурологии) [Текст]: учебное пособие / А.Н. Быстрова. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Издательство Федора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА»,
2002. - 712 с.
8. Васильев Л.С. История религий Востока. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
9. Верлен, Б. Общество, действие и пространство. Альтернативная социальная география / Б. Верлен; пер. С.П. Баньковской // Социологическое обозрение. - 2001. - Т. 1. - № 2. - С. 25-47.
10. Виноградский, В.Г. Социальная организация пространства: Философско-социологический анализ / В.Г. Виноградский. - М.: Наука, 1988. - 189 с.
11. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Акад. Проект, 2003. -528 с. - («Концепции»).
12. Голованов, О. Краткий словарь по социологии / О. Голованов. - Кыштым: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2001. - 215 с.
13. Горшколепов, Г.А., Введение в культурологию [Текст] / Г.А. Горшколепов, А.А. Кузьмина. - М.: ВЛАДОС, 1995., 198 с.
14. Гоффман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гоффман. - М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000. - 304 с.
15. Грибанова С.Д. «Геполитические процессы в объединенной Европе». М., Наука, 2003
16. Добреньков, В.И. Социология: учебник. В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.
17. Зборовский, Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия / Г.Е. Зборовский. - Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1974. - 184 с.
18. Зеленков, М.Ю. - Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2003. - 252 с.
19. Зиммель, Г. Социология пространства / Г. Зиммель // Избранное. В 2 т. Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. - М.: Юристъ, 1996. - 607 с. - (Серия «Лики культуры»).
20. Ильина, Е.А. Культурология: конспект лекций [Текст] / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. - М.: МИЭМП, 2005. - 104 с.
21. История ислама / К.П. Матвеев. - М.: ACT: Восток - Запад, 2005. - 254 с.
22. Керимов, Г. М Шариат: Закон жизни мусульман. - М.: Диля, 2009. - 512 с.
23. Крыласов С.Р. «Исламизм: история и современность» М., Прогресс, 2001
24. Лефевр, А. Социальное пространство / А. Лефевр //
Неприкосновенный запас. - 2010. -№ 2 (70). - С. 3-14.
25. Лобазова, О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Жукова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. — 384 с.
26. Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.
27. Миллер, А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. - М.: АСТ, 2004. - 912 с.
28. Миронов, А.В., Бабинов, Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. Учеб. пособие. - М.: НОУ, 1998. - 328 с.
29. Морелли Э. «Мусульманская иммиграция угрожает Европе?» // «Известия» № 21, 2004.
30. Мышко М.В. «Мусульманская культура». СПб., 2002
31. «Новости» от 14.09.2005 Агенство федеральных расследований «FreeLance Bureau».
32. Основные миграционные потоки связывают Россию со странами
СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://demoscope.ru/weekly/2005/0207/barom04.php
33. Очкур, Ю.А. Социальное пространство (философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М.: ЛГУ, 1990. - 14 с.
34. Поликарпов, В.С. Лекции по культурологии [Текст] / В.С. Поликарпов. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. - 344 с.
35. Ярская, В.Н. Пространство и время социальных изменений / В. Н. Ярская [и др.]. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 280 с.
36. Проханова С.В. «Культурные связи Алжира и Франции» // «Французский вестник», №2, 2003
37. Радугин, А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2000. - 240 с.
38. Религиоведение: учеб. пособие / Р. А. Финк. - Омск: Изд- во ОмГТУ, 2009. - 112 с.
39. Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.
40. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 672 с.
41. Рукайа Максуд Ислам. - М., Т орговый дом «Г ранд», 2002.
42. Семашко, Л.М. Тетрасоциология - социология четырех измерений: К постановке проблемы / Л. М. Семашко // Социологические исследования. - 2001. - № 9. - С. 20-28.
43. Сухов, А.Н. Миграция в Европе и ее последствия / А.Н. Сухов, С.А. Трыканова. - Москва: Флинта, МПСИ, 2011. - 216 с.
44. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986
45. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). - М.: Стратегия, 1998. - 224 с.
46. Темирханова К.Ж. «Исламский терроризм наступает?» // «Российская газета», 21.09.2003
47. Терещенко, М.С. Социальное пространство / М.С. Терещенко // Социология: энциклопедия / сост.: А.А. Грицанов [и др.]. - Минск: Кн. дом,
2003. - 1312 с.
48. Топологизация жизненного пространства (постмодернистский взгляд на социологию личности) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.eom/biblio/archive/yakovlev mikeshina edinstvo/2.aspx
49. Филиппов, А.Ф. Социология пространства / А.Ф. Филиппов. - СПб.: Владимир Даль, 2008. - 290 с.
50. Филиппов, А.Ф. Теоретические основания социологии пространства: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.01 / А.Ф. Филиппов. - М., 2003. - 254 с.
51. Черников, В.Г. Общественное пространство: социально-философский анализ / В.Г. Черников. -Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1984. - 195 с.
52. Чернявская, О.С. Социальное пространство: обзор теоретических интерпретаций / О.С. Чернявская // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2008. -№ 5. - С. 329-335.
53. Этническая психология. История и методы. Социализация и идентичность. Общение и конфликты: хрестоматия / ред. А.И. Егорова. - СПб: Речь, 2003. С. 260-261.
54. Юдина Т.Н. О социологическом анализе миграционных процессов // Социол. исслед. 2002. № 11. С. 102.
55. Юдина, Т.Н. Миграция. Словарь основных терминов / Т.Н. Юдина. - Москва: РГСУ, Академический Проект, 2013. - 480 с.
56. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 464 с.