Введение 3
Глава 1. Тенденции развития журналистской этики 8
1.1. Генезис журналистской этики 8
1.2. История развития профессиональных норм этики 18
1.3. Этапы становления журналистской этики как науки в России 23
1.4. Институты саморегулирования СМИ 33
Глава 2. Этические дилеммы в современной журналистской практике 43
2.1. Этические проблемы при работе с частными лицами 45
2.2. Этические проблемы при взаимодействии с органами государственной власти 56
2.3. Этические дилеммы в работе с источниками информации 62
2.4. Этические проблемы в условиях развития цифрового медиапространства 67
Заключение 76
Список использованной литературы 81
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время профессиональные этические нормы журналиста в современном мире не всегда соблюдаются, журналистика довольно часто привлекает внимание общественности случаями нарушения данных норм. Данное положение представляет собой проблему всей журналистской деятельности и наносит серьезный вред репутации журналистского профессионального сообщества.
Из этого следует цель данной работы: рассмотреть и подробно изучить проблемы профессиональной этики в современной журналистской практике.
Для выполнения поставленной цели требуется реализация следующих задач.
В первой главе:
1. Изучить зарождение журналистской этики и его этапы.
2. Проследить историю развития профессиональных норм этики.
3. Рассмотреть основные институты саморегулирования СМИ: совет по прессе, институт ньюз-омбудсмена и различные этические кодексы.
Во второй главе:
4. Проанализировать этические проблемы, возникающие при работе журналистов с частными лицами и органами государственной власти и источниками информации.
5. Выявить и описать дилеммы возникающие в журналистской практике при работе с источниками информации.
6. Рассмотреть появление системы новых этических проблем в журналистике в условиях активного развития новых и социальных медиа.
Научно-практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно предоставляет возможность анализа уже проведенных исследований с новыми открытиями, на основе результатов которых осуществляется оформление новой стратегии и методов решения этических дилемм в работе журналиста.
Объектом исследования является профессиональная этика журналиста.
Предмет исследования - проблемы, с которыми сталкивается журналист в своей работе с этической точки зрения.
Теоретическая базой исследования явились основополагающие труды по теории журналистики, средств массовой информации, профессиональной этики журналиста. Для решения поставленных теоретических и эмпирических задач были использованы такие методы, как анализ, сравнение, обобщение, исторический метод и контент-анализ.
Среди трудов о профессиональной этике журналиста, прежде всего, следует отметить работы российских ученных, таких как Д. С. Авраамов, Г. В. Лазутина, С. А. Муратов, В. М. Теплюк, М. И. Шостак и др.
В рамках настоящей работы были изучены также труды зарубежных исследователей и экспертов Джона Д. Стивенса, Д. Макквейла, Л. Кианпур и др.
Эмпирическую базу данного исследования составили статистические материалы, выборочные нормативные документы, в том числе федеральные законы РФ по вопросам средств массовой информации, этические кодексы, манифесты и декларации Международной федерации журналистов.
Методы исследования: исторический и сравнительный анализ, нормативный подход, метода типологии и классификации.
Структура работа: данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной. В первой главе представлен исторический обзор зарождения профессиональной этики и ее становления как научной дисциплины. Во второй главе производится анализ этических дилемм, возникающих в журналистской практике, а также методы и способы их решения.
Степень изученности проблемы. Рассматриваемая нами проблема нашла свое освещение в исследованиях таких российских учёных, как Д. С. Авраамов, Г. В. Лазутина, С. А. Муратов, В. М. Теплюк, В. М. Хруль, М. И. Шостак и многих других.
Книга исследователя Г. В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста» является первым пособием по данной дисциплине в России. Используются два подхода к рассмотрению профессиональной этики: как научной дисциплины и как практической проблемы. Автор рассматривает проблемы и парадоксы профессиональной этики в рамках конкретных ситуаций с различных точек зрения, с позиции новой концепции морали. Автор объясняет частную концепцию профессиональной этики, основанной на восприятии общества как саморегулирующейся системы. Данная работа является одной из немногих, в которой рассматриваются этические проблемы взаимодействия журналистов и власти. Данная книга представляет для нас интерес в освещении вопросов первой и второй главы.
Книга «Путеводитель по саморегулированию СМИ» представляет собой пособие по изучению институтов саморегулирования. В данном материале устанавливается понятие саморегулирования СМИ, рассматриваются основные его институты, принципы и особенности их работы, а также история их создания. В ней собраны статьи нескольких авторов (таких как Явуз Байдар, Уильям Гор, Огнян Златев, Вероник Морус и другие), которые на основе своих исследований подробно отвечают на всевозможные вопросы, связанные с изучением работы институтов саморегулирования. Данные исследования представлены нами в первой главе. Данное пособие служит для нас источником примеров разновидностей журналистской этики в разных странах.
Статья К.А. Назаретян «Журналистская этика: тенденции развития» раскрывает основные этапы формирования профессиональной этики журналиста, рассказывает историю этических кодексов, советов по прессе, институтов пресс-омбудсмена. Автор в данной работе изучает историю появления профессиональной морали. Определяет две точки зрения на данный вопрос: профессиональная мораль зарождалась одновременно с журналистикой; профессиональная мораль начало свое оформление лишь в период становления журналистики массовой. Данный источник используется в первой главе работы.
В «Вестнике Московского университета» за 2011 год опубликована статья В.М. Хруль «Религиозный этнос как вызов универсальной журналистской этике», в которой автор обращается к проблеме журналистской этики и ее применения в религиозной сфере. Статья рассматривает неудачную попытку создания Общественного совета по нравственности на российском телевидении и последствия этого. Автор раскрывает симптомы кризиса СМИ, рассуждает, возможно ли создание универсального этоса. Автор отмечает воздействие многих социальных факторов, которые при определенных обстоятельствах расширяют пространство этических норм. В. М. Хруль утверждает, что любая этическая норма может при определенных условиях стать правовой и наоборот, так как между данными нормами нет онтологической разницы.
В статье «Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок» В.В. Бурматов отвечает на вопрос о том, как можно обеспечить эффективную коммуникацию между властью и обществом в интересах нашего развития. Автор повествует о проблемах взаимодействия СМИ и политики в рамках их коммуникации, рассматривает формирование общественного мнения как «последнюю инстанцию» работы СМИ, описывает общественно-политические институты и их свойства. Данная информация пригодится нам для второй главы и освещения этиче ских проблем взаимодействия журналистов с государственными органами.
Тепляшина А.Н. в статье «Этический базис профессиональной культуры журналиста» Рассматривает взаимосвязь таких категорий как профессиональная мораль и нравственность журналиста. Приводит результаты исследования, позволяющего сформировать основные дилеммы морального выбора журналиста. А. Н. Тепляшина в своих исследованиях говорит о существовании проблемы вторичности информации в сетевой журналистике, раскрывает понятие виртуального редактора.
В данной работе были исследованы основные тенденции развития журналистской этики. Были определены понятия этики в общем (нормы нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы, а также наука эти нормы изучающая) и профессиональной этики журналиста в частности (юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания; принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста).
Изучению были подвергнуты именно нормы морали в профессиональной деятельности журналиста и их соблюдение, которое зависит от конкретных нравственных воззрений журналиста как индивида. В основе норм и правил нравственного поведения журналиста лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга. Таким образом, для журналиста как профессионала решение какой-либо нравственной дилеммы подразумевает принятие выбора в соответствие с нормами и правилами прописанными в этических кодексах. На практике возможно существование определенной свободы, так как нормы морали не закреплены на законодательном уровне, и лишь сам журналист определяет насколько его нравственные качества как личности соответствуют предъявляемым нормам этики в профессии.
В ходе проводимых исследований в рамках данной работы была выявлена проблема скептического отношения к нормам морали и этическим принципам в профессиональной деятельно сти журналиста. В современном профессиональном сообществе существует дискуссия об отношении к этическим принципам и нормам в профессии журналиста. Столкновение противоположных мнений: журналисты в сущности не этичны или этичны. У каждой из вышеуказанных точек зрения есть сторонники и среди исследователей, и среди действующих журналистов.
В данной работе мы рассмотрели институты саморегулирования СМИ, описали проблемы взаимодействия «четвертой власти» как с государственными органами, так и с частными лицами. Нами были выявлены проблемы при защите журналистами своих источников информации и основные дилеммы профессиональной этики журналистики.
В первой главе изучено зарождение журналисткой этики. В современной науке существуют различные мнения, все их можно рассмотреть с двух точек зрения. Первая точка зрения состоит в том, что профессиональная мораль журналиста зародилась вместе с журналистикой и развивалась параллельно ней. Противоположная - журналистская мораль начала распространяться лишь во время периода становления журналистики массовой, т.е. в середине девятнадцатого века.
В истории становления профессиональной этики как научной дисциплины в России удалось выделить два этапа данного процесса: «советский» (1970-е - 1991 гг.) и «современный» этап (1992 г. - по начало XXI века). «Советский» этап отличался начало теоретического обоснования журналистской этики как науки: появлялись первые научные исследования, формировались основы данной дисциплины, мораль начали определять как социокультурный феномен, в особенности осуществляя попытки изучения взаимосвязи между уровнем профессионализма журналиста и присущих ему как личности нравственных и моральных качеств. Однако изучение было осложнено тем, что журналистские тексты того времени писались, подчиняясь партийным правилам.
«Современный» этап выделяется формирование в данной науке пласта профессионально-нравственных отношений, были определены и обозначены формы и методы влияния профессиональной этики как на журналистов, так и на их аудиторию. в работах исследователей свое отражение нашла концепция профессиональной этики, основанной на восприятии общества как саморегулирующейся системы. Примечательным в начале данного этапа является появление профессиональной этики как научной дисциплины в российских вузах.
В первой главе были описаны на примере опыта различных стран следующие элементы саморегулирования:
• Совет по прессе (орган, созданный ею для саморегуляции, который дает возможность читателям, оказавшимся в противоречии прессой, найти вне судебное решение),
• институт ньюз-омбудсмена (собирает критические замечания и предложения от пользователей СМИ, объяснения от редакционной коллегии, руководства или администрации, а также пытается примирить стороны),
• этические кодексы (документы, публично определяющие функции, права и обязанности журналистов в сфере профессиональной этики и тем самым предоставляющие журналистам указания в отношении оптимального осуществления их профессиональной деятельности).
Во второй главе рассмотрены этические проблемы, с которыми сталкивается журналист в своей деятельности при работе с частными лицами (проблема нарушения права на неприкосновенность), при осуществлении взаимодействия с органами государственной власти, а также этические дилеммы в ходе отношений с источниками информации. При изучении данных дилемм была выявлена общность этических и правовых норм. Данная общность обусловлена тем, что профессиональная этика регламентирует профессиональную мораль теми же средствами, с помощью которых появляются нормы права: закреплением в публичных конвенциональных документах с четкими, стремящимися к однозначному толкованию формулировками. Однако не все категории столь же четко закреплены в нормам этики журналиста. Вопрос о том, что является предметом общественного интереса решает сам журналист.
Можно заключить, что наиболее эффективным способом саморегулирования является непосредственное соблюдение самими журналистами этических принципов и стандартов, заложенных профессиональным сообществом. Журналист может нарушить и этические, и правовые нормы лишь в случаи защиты общественного интереса. Однако в большинстве случаев журналист самостоятельно определяет что является общественным интересом. При решении данного вопроса журналист руководствуется своими профессиональными навыками и умениями, ориентируется на установленные профессиональным сообществом профессионально-нравственные нормы и принципы. Проводит на их основание оценку необходимости нарушения норм права и этики для получения сведений, затрагивающих интересы общества
Было установлено, что наибольшее количество этических дилемм возникает при работе с частными лицами. Формулировки обвинений в наибольшем числе исков, поданных гражданами в отношении СМИ, довольно одинаковы, суть их заключается в нанесении авторами журналистских текстов морального вреда героям. Существует достаточно много исследовательских работ на данную тематику, однако в ходе данной работы мы установили, что число подобных работ об этической стороне взаимодействия журналистов и власти, является небольшим. Исследователи профессиональной этики журналиста редко рассматривают в своих работах отношения журналистики с властью, так не считают их включенными в сферу интересов данной науки. В других научных дисциплинах, к примеру, в экономике и политологии, вопросы данного взаимодействия изучаются давно и достаточно обширно.
Примечательным стало существование этической дилеммы о возможности распространения сведений о поведении человека в общественных местах, т.е. улицах, ресторанах, парках и т.д. Вопрос о том, имеет ли журналист право такие сведения освещать в своих публикациях или же иным образом использовать полученные сведения в своей профессиональной деятельности, является спорным с точки зрения законодательства, и здесь в силу вступают этические принципы и нормы, а их соблюдение уже зависит от нравственного выбора самого журналиста.
Также во второй главе был рассмотрен вопрос этических дилемм в условиях развития новых и социальных медиа. Их появление такого формирует собой одну из важнейших причин дальнейшего развития дискуссии о профессиональной этике журналиста. В данной главе были выявлены новые этические дилеммы, появляющиеся в профессиональном сообществе с их данных медиа, и социальных сетей в частности.
Существует вопрос о том, как на такие этические вызовы должна отвечать журналиста. Точно ответа на него нет, так как вопрос в современной профессиональной этике, в научном и профессиональном сообществе ведется дискуссия. Мнение о необходимости выработки методов борьбы журналистики с блогерством на данный момент является совершенно неактуальным. Появление такого явления как новые медиа формирует собой одну из важнейших причин дальнейшего развития дискуссии о профессиональной этике журналиста.
1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 2003. 42 стр.
2. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски перспективы. М. 1991. 253 стр.
3. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. М., 2003. 432 стр.
4. Бухарцев Р Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985. 140 стр.
5. Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976. С.55.
6. Выборы и журналистское расследование. М.: «Права человека», 2001. 216 стр.
7. Григорян М. Прикладное религиоведение для журналистов. М.: Права человека, 2009. 254 стр.
8. Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997. 384 стр.
9. Журналист: российско-американские социологические исследования / Я. Г. Засурский, С. Г. Колесник, Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева.М., 1998.
10. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. Спб., 2001. 320 стр.
11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998. 336 стр.
12. Короченский А. П. Этическое регулирование журналистской деятельности(зарубежный опыт). Ростов-на-Дону, 1999. 493 стр.
13. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2010. 240 стр.
14. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2011. 224 стр.
15. Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии, М., 1998. 318 стр.
16. Михаилов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. Спб., 620 стр.
17. Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики: опыт этического кодекса. 1997. 55 стр.
18. Муратов С. А. Телевизионное общение: в кадре и за кадром. М., 2007. 2002 стр.
19. Муратов С. А. ТВ - эволюция нетерпимости. М., 2000. 241 стр.
20. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности. Самара. 2009. 29 стр.
21. Прохоров. Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2011. 351 стр.
22. Путеводитель по саморегулированию СМИ. Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Вена, 2008. 113 стр.
23. Российская Федерация, Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
24. Рихтер. А. Г. Правовые основы журналистики. М., 2016. 339 стр.
25. Рихтер. А. Г. Правовые основы журналистики. М., 2002. 352 стр.
26. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001. 192 стр.
27. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. - 192 с
28. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». СПб., 2004.
29. Юрков А. А. Этика журналистского творчества. Спб., 2003. 142 стр.
На иностранном языке:
1. Pattyn B., ed. Media Ethics: Opening Social Dialogue. Leuven, 2000. 422 p.
Авторефераты, диссертации
1. Бухарцев Р Г. Вопросы профессиональной этики журналиста. Канд. дисс. Свердловск, 1971;
2. Кианпур Л. Профессиональная этика журналиста как теоретическое требование телевидения : на примере информационных программ телевидения ВВС (персидская) и Телевидения ИРИ : диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Л. Кианпур; Тадж. нац. ун-т. Душанбе, 2012. 185 стр.
3. Мамонтова О. И. Совет по прессе как институт саморегулирования СМИ в России и за рубежом: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / О. И. Мамонтова; Мос. гос. ун-т.. Москва, 2011. 198 с.
4. Смирнова. Е. А. Профессионально-этические нормы в современной российской журналистике: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. А. Смирнова; Моск. гос. ун-т. Москва. 2015.
Научные статьи
На русском языке:
1. Абилькенова В. В. Новые медиафеномены в курсе профессиональной этики журналиста // Ведомости прикладной этики. 2012. № 41. С. 240¬248.
2. Авраамов Д. С. Человек для субботы? // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2004. № 1. С. 24-32.
3. Бурматов В.В. Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок // Вестник Государственного управления. 2012. № 33. С. 1-11.
4. Жолудь. Р. Р. Профессиональная этика журналиста в социальных медиа: новые вызовы // Вестиник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012, №1. С. 167-171.
5. Лазутина Г.В. Журналистика и качество массово-информационных потоков: этический аспект // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 2004. №1. С. 174-182.
6. Назаретян К.А. Журналистская этика: тенденции развития // Этическая мысль. Вып. 10 / Под ред. А.А.Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2010. С. 213-234
7. Тепляшина А.Н. Этический базис профессиональной культуры журналиста // Вестник Северного федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. №6. 2014. С. 90-98.
8. Хруль В. М. Религиозный этнос как вызов универсальной журналистской этике // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 2011. № 6. С. 82-95.
Статьи в периодических изданиях
1. Казаков Ю. Плавать по морю необходимо. Но плыть - трудно (Об особенностях процесса становления саморегулирования в России). // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. М.,2003. С. 194 - 244.
2. Кумылганова И.А. Развитие современных механизмов прессы в России // Журналистика на перепутье: опыт России и США. М. : Медиа Мир, 2006.
Электронные ресурсы
На русском языке:
1. Алексей Венедиктов: "Мы не формируем аудиторию, мы только
влияем". URL: http://onair.ru/main/themes/view/THID 152/
2. Глобальная база данных кодексов этики // medialaw.ru: сайт «Право и средства массовой информации». URL: http://www.medialaw.ru/selfreg/ 13/index.html.
3. Илья Варламов. Этический кодекс блогера URL: http://echo.msk.ru/blog/ varlamov_i/911963-echo/
4. Мелочи журналиста. Профессиональная этика журналиста. URL: http:// its-journalist.ru/Articles/professional._naya_e-tika_zhurnalista.html
5. Мирошенко А. Вирусный редактор Интернета и смерть газет. URL: http://www.aka-media.ru/foresight/185/.
6. Колесникова А. Основные этапы становления науки о профессиональной этике журналиста в России. Научно - культурологический журнал "Релга". №10. URL: http://www.relga.ru/ Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? textid=2208&level1=main&level2=articles.
7. Руководство EASA по созданию организации саморегулирования. Европейское издание, 2008. 50 стр. URL: http://www.easa-alliance.org/ sites/default/files/ Guide%20to%20Setting%20Up%20an%20SRO%20%282008%29%20- %20Russian%20version.pdf
8. Федеральный закон от 21.07.1993 г. №5485-1 (ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481. Дата обращения: 17.04.2014.
9. Федеральный закон Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
10.Человек из телевизора. «Эхо Москвы». URL: http://echo.msk.ru/ programs/persontv/760528-echo/.
На иностранном языке:
1. BBC Editorial Guidelines. URL: http:// www.bbc.co.uk/guidelines/ editorialguidelines/guidelines
2. The New York Times Company Policy on Ethics in Journalism. URL: http:// www.nytco.com/companyproperties-times-coe.html.