СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 7
1.1. Особенности становления эстетического отношения к окружающему
миру у детей дошкольного возраста 7
1.2. Сущность и содержание полихудожественного подхода в дошкольном
образовании 15
1.3. Педагогические условия становления эстетического отношения
к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 20
Глава 2. Экспериментальная работа по становлению эстетического отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста на основе полихудожественного подхода 30
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетического отношения
к окружающему миру у старших дошкольников 30
2.2. Реализация педагогических условий становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 40
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 50
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение
Глава 1. Теоретические основы становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 7
1.1. Особенности становления эстетического отношения к окружающему
миру у детей дошкольного возраста 7
1.2. Сущность и содержание полихудожественного подхода в дошкольном
образовании 15
1.3. Педагогические условия становления эстетического отношения
к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 20
Глава 2. Экспериментальная работа по становлению эстетического отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста на основе полихудожественного подхода 30
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетического отношения
к окружающему миру у старших дошкольников 30
2.2. Реализация педагогических условий становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 40
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 50
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение
Дошкольный период детства - это начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Общее развитие невозможно рассматривать вне контекста эстетического развития. Психологи подчеркивают, что на общее психическое развитие ребенка оказывает влияние восприятие прекрасного в окружающем мире.
Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребенка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательно-практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребенком его деятельности, чем простое овладение ее технической стороной. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитания, отмечал А.В. Запорожец.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач художественно-эстетического развития дошкольника является становление эстетического отношения к окружающему миру.
Вслед за А.А. Мелик-Пашаевым, под эстетическим отношением к окружающему миру мы понимаем комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе, т.е., это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.
В области эстетического воспитания проблему формирования отношений ребенка к окружающему миру разрабатывали А.И. Буров, Е.В. Квятковский, А.М. Коршунов, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др. Общевоспитательное значение художественного творчества раскрыто в работах Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, В.С. Кузина, Г.Б. Лабунской, Р.А. Мирошкиной, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, Б.П. Юсова и др.
Полихудожественный подход - это качественно новый уровень работы с детьми. Полихудожественный подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию. Используя возможности и средства разных видов искусства можно достаточно успешно влиять на формирование личности ребенка, его нравственных представлений и понятий.
В 80-е годы XX века Б.П. Юсов впервые использовал термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. Учеными научной школы Б.П. Юсова утверждалось, что единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов, т.е. одновременного возникновения интереса к разным видам искусства и желанию выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке, музыкальной фразе и т.п.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в дошкольных образовательных организациях недостаточно используется полихудожественный подход в процесс образования детей, в том числе в становлении эстетического отношения к окружающему миру.
На основании вышеизложенного мы сформулировали тему исследования «Становление эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода».
Проблема исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса становления эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего до-школьного возраста на основе полихудожественного подхода.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс становления эстетического отношения к окружающему миру у старших до-школьников будет эффективным, если на основе полихудожественного подхода будут обеспечены:
- соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО;
- последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности;
- обогащение эстетических суждений дошкольников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «полихудожественный подход» в дошкольном образовании.
3. Апробировать педагогические условия становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе поли- художественного подхода.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 «Центр развития ребенка «Непоседы» г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение
Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребенка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательно-практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребенком его деятельности, чем простое овладение ее технической стороной. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитания, отмечал А.В. Запорожец.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач художественно-эстетического развития дошкольника является становление эстетического отношения к окружающему миру.
Вслед за А.А. Мелик-Пашаевым, под эстетическим отношением к окружающему миру мы понимаем комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе, т.е., это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.
В области эстетического воспитания проблему формирования отношений ребенка к окружающему миру разрабатывали А.И. Буров, Е.В. Квятковский, А.М. Коршунов, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др. Общевоспитательное значение художественного творчества раскрыто в работах Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, В.С. Кузина, Г.Б. Лабунской, Р.А. Мирошкиной, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, Б.П. Юсова и др.
Полихудожественный подход - это качественно новый уровень работы с детьми. Полихудожественный подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию. Используя возможности и средства разных видов искусства можно достаточно успешно влиять на формирование личности ребенка, его нравственных представлений и понятий.
В 80-е годы XX века Б.П. Юсов впервые использовал термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. Учеными научной школы Б.П. Юсова утверждалось, что единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов, т.е. одновременного возникновения интереса к разным видам искусства и желанию выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке, музыкальной фразе и т.п.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в дошкольных образовательных организациях недостаточно используется полихудожественный подход в процесс образования детей, в том числе в становлении эстетического отношения к окружающему миру.
На основании вышеизложенного мы сформулировали тему исследования «Становление эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода».
Проблема исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса становления эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего до-школьного возраста на основе полихудожественного подхода.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс становления эстетического отношения к окружающему миру у старших до-школьников будет эффективным, если на основе полихудожественного подхода будут обеспечены:
- соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО;
- последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности;
- обогащение эстетических суждений дошкольников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «полихудожественный подход» в дошкольном образовании.
3. Апробировать педагогические условия становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе поли- художественного подхода.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 «Центр развития ребенка «Непоседы» г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение
В результате анализа педагогической литературы по проблеме исследования, а также в результате анализа данных констатирующего этапа работы были определены особенности эстетического отношения детей старшего до-школьного возраста к окружающему миру, а также особенности его развития.
Под эстетическим отношением к окружающему миру мы понимаем комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе, т.е., это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.
Особенностью полихудожественного подхода является обогащение до-минирующего вида искусства другими искусствами, когда эстетическое отношение формируется под воздействием нескольких взаимоинтегрированных искусств, что обусловливает многогранное отношение к миру, развивает ассоциативное творческое мышление, способности к созданию искусственных образов.
Следует отметить такие характерные особенности эстетического отношения ребенка старшего дошкольного возраста к окружающему миру как: высокая эмоциональность восприятия, выражающаяся в мгновенном действии, слове; видение за чувственными свойствами действительности настроения, характера, что находит выражение в самостоятельной художественной деятельности; синкретизм (переживания находятся в неразрывной связи с образами, творимыми воображением); активное подключение воображения и фантазии; ярко выраженный деятельностный характер (в деятельности происходит становление отношения, в деятельности же отношение находит свое выражение).
Становление эстетического отношения к окружающему миру эффективнее всего происходит на основе полихудожественного подхода.
Полихудожественный подход, по нашему мнению, представляет собой концептуальную идею о необходимости включения ребенка в разные виды художественной деятельности.
Мы выявили и теоретически обосновали педагогические условия, способствующие, на наш взгляд, становлению эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников: соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО; последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности; поощрение эстетических суждений дошкольников.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 89 «Центр развития ребенка «Непоседы» г. Белгорода. Анализ результатов констатирующего эксперимента показали, что 28,6% дошкольников имеют высокий уровень эстетического отношения к окружающему миру, средний уровень показали 42,8% детей, 28,6% дошкольников показали низкий уровень.
С целью становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников, мы разработали и провели праздники, развлечения и театрализованные игры, в которых реализовали заявленные в гипотезе условия.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы показал эффективность реализованных нами педагогических условий по становлению эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода. У детей значительно повысился уровень становления эстетического отношения к окружающему миру: 61,9% детей имеют высокий уровень, 28,6% - средний уровень и 9,5% - низкий уровень.
Дошкольники замечают красоту в окружающем, выражают эмоциональную удовлетворенность от общения с прекрасным, которая проявляется в эмоциональном отклике, дают аргументированную эстетическую оценку увиденному, у них сформировано обобщенное представление об эстетических качествах окружающего мира.
Таким образом, работа по становлению эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода будет проходит успешно, если обеспечить: соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО; последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности; обогащение эстетических суждений дошкольников.
Задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Под эстетическим отношением к окружающему миру мы понимаем комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе, т.е., это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.
Особенностью полихудожественного подхода является обогащение до-минирующего вида искусства другими искусствами, когда эстетическое отношение формируется под воздействием нескольких взаимоинтегрированных искусств, что обусловливает многогранное отношение к миру, развивает ассоциативное творческое мышление, способности к созданию искусственных образов.
Следует отметить такие характерные особенности эстетического отношения ребенка старшего дошкольного возраста к окружающему миру как: высокая эмоциональность восприятия, выражающаяся в мгновенном действии, слове; видение за чувственными свойствами действительности настроения, характера, что находит выражение в самостоятельной художественной деятельности; синкретизм (переживания находятся в неразрывной связи с образами, творимыми воображением); активное подключение воображения и фантазии; ярко выраженный деятельностный характер (в деятельности происходит становление отношения, в деятельности же отношение находит свое выражение).
Становление эстетического отношения к окружающему миру эффективнее всего происходит на основе полихудожественного подхода.
Полихудожественный подход, по нашему мнению, представляет собой концептуальную идею о необходимости включения ребенка в разные виды художественной деятельности.
Мы выявили и теоретически обосновали педагогические условия, способствующие, на наш взгляд, становлению эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников: соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО; последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности; поощрение эстетических суждений дошкольников.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 89 «Центр развития ребенка «Непоседы» г. Белгорода. Анализ результатов констатирующего эксперимента показали, что 28,6% дошкольников имеют высокий уровень эстетического отношения к окружающему миру, средний уровень показали 42,8% детей, 28,6% дошкольников показали низкий уровень.
С целью становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников, мы разработали и провели праздники, развлечения и театрализованные игры, в которых реализовали заявленные в гипотезе условия.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы показал эффективность реализованных нами педагогических условий по становлению эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода. У детей значительно повысился уровень становления эстетического отношения к окружающему миру: 61,9% детей имеют высокий уровень, 28,6% - средний уровень и 9,5% - низкий уровень.
Дошкольники замечают красоту в окружающем, выражают эмоциональную удовлетворенность от общения с прекрасным, которая проявляется в эмоциональном отклике, дают аргументированную эстетическую оценку увиденному, у них сформировано обобщенное представление об эстетических качествах окружающего мира.
Таким образом, работа по становлению эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода будет проходит успешно, если обеспечить: соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО; последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности; обогащение эстетических суждений дошкольников.
Задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников в
полихудожественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО
ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, этика и эстетика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО
ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



