Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

Работа №62121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
539
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 7
1.1. Особенности становления эстетического отношения к окружающему
миру у детей дошкольного возраста 7
1.2. Сущность и содержание полихудожественного подхода в дошкольном
образовании 15
1.3. Педагогические условия становления эстетического отношения
к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 20
Глава 2. Экспериментальная работа по становлению эстетического отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста на основе полихудожественного подхода 30
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетического отношения
к окружающему миру у старших дошкольников 30
2.2. Реализация педагогических условий становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 40
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 50
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение

Дошкольный период детства - это начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Общее развитие невозможно рассматривать вне контекста эстетического развития. Психологи подчеркивают, что на общее психическое развитие ребенка оказывает влияние восприятие прекрасного в окружающем мире.
Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребенка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательно-практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребенком его деятельности, чем простое овладение ее технической стороной. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитания, отмечал А.В. Запорожец.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач художественно-эстетического развития дошкольника является становление эстетического отношения к окружающему миру.
Вслед за А.А. Мелик-Пашаевым, под эстетическим отношением к окружающему миру мы понимаем комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе, т.е., это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.
В области эстетического воспитания проблему формирования отношений ребенка к окружающему миру разрабатывали А.И. Буров, Е.В. Квятковский, А.М. Коршунов, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др. Общевоспитательное значение художественного творчества раскрыто в работах Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, В.С. Кузина, Г.Б. Лабунской, Р.А. Мирошкиной, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, Б.П. Юсова и др.
Полихудожественный подход - это качественно новый уровень работы с детьми. Полихудожественный подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию. Используя возможности и средства разных видов искусства можно достаточно успешно влиять на формирование личности ребенка, его нравственных представлений и понятий.
В 80-е годы XX века Б.П. Юсов впервые использовал термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. Учеными научной школы Б.П. Юсова утверждалось, что единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов, т.е. одновременного возникновения интереса к разным видам искусства и желанию выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке, музыкальной фразе и т.п.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в дошкольных образовательных организациях недостаточно используется полихудожественный подход в процесс образования детей, в том числе в становлении эстетического отношения к окружающему миру.
На основании вышеизложенного мы сформулировали тему исследования «Становление эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода».
Проблема исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса становления эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего до-школьного возраста на основе полихудожественного подхода.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс становления эстетического отношения к окружающему миру у старших до-школьников будет эффективным, если на основе полихудожественного подхода будут обеспечены:
- соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО;
- последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности;
- обогащение эстетических суждений дошкольников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «полихудожественный подход» в дошкольном образовании.
3. Апробировать педагогические условия становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе поли- художественного подхода.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 «Центр развития ребенка «Непоседы» г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа педагогической литературы по проблеме исследования, а также в результате анализа данных констатирующего этапа работы были определены особенности эстетического отношения детей старшего до-школьного возраста к окружающему миру, а также особенности его развития.
Под эстетическим отношением к окружающему миру мы понимаем комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе, т.е., это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.
Особенностью полихудожественного подхода является обогащение до-минирующего вида искусства другими искусствами, когда эстетическое отношение формируется под воздействием нескольких взаимоинтегрированных искусств, что обусловливает многогранное отношение к миру, развивает ассоциативное творческое мышление, способности к созданию искусственных образов.
Следует отметить такие характерные особенности эстетического отношения ребенка старшего дошкольного возраста к окружающему миру как: высокая эмоциональность восприятия, выражающаяся в мгновенном действии, слове; видение за чувственными свойствами действительности настроения, характера, что находит выражение в самостоятельной художественной деятельности; синкретизм (переживания находятся в неразрывной связи с образами, творимыми воображением); активное подключение воображения и фантазии; ярко выраженный деятельностный характер (в деятельности происходит становление отношения, в деятельности же отношение находит свое выражение).
Становление эстетического отношения к окружающему миру эффективнее всего происходит на основе полихудожественного подхода.
Полихудожественный подход, по нашему мнению, представляет собой концептуальную идею о необходимости включения ребенка в разные виды художественной деятельности.
Мы выявили и теоретически обосновали педагогические условия, способствующие, на наш взгляд, становлению эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников: соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО; последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности; поощрение эстетических суждений дошкольников.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 89 «Центр развития ребенка «Непоседы» г. Белгорода. Анализ результатов констатирующего эксперимента показали, что 28,6% дошкольников имеют высокий уровень эстетического отношения к окружающему миру, средний уровень показали 42,8% детей, 28,6% дошкольников показали низкий уровень.
С целью становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников, мы разработали и провели праздники, развлечения и театрализованные игры, в которых реализовали заявленные в гипотезе условия.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы показал эффективность реализованных нами педагогических условий по становлению эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода. У детей значительно повысился уровень становления эстетического отношения к окружающему миру: 61,9% детей имеют высокий уровень, 28,6% - средний уровень и 9,5% - низкий уровень.
Дошкольники замечают красоту в окружающем, выражают эмоциональную удовлетворенность от общения с прекрасным, которая проявляется в эмоциональном отклике, дают аргументированную эстетическую оценку увиденному, у них сформировано обобщенное представление об эстетических качествах окружающего мира.
Таким образом, работа по становлению эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода будет проходит успешно, если обеспечить: соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО; последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности; обогащение эстетических суждений дошкольников.
Задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. - 2011. - №6. - С. 100-110.
2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление - М.: Мысль, 1988. - 256с.
3. Антонова А.В. Интегративные процессы в художественной культуре и воспитания // Детский сад от А до Я. - 2014. - №6. - С.50-54.
4. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание / A.B. Бакушинский. - М.: Новая Москва, 2012. - 66с.
5. Барабанова И.И. Некоторые аспекты теории эстетического воспитания в трудах ученых второй половины ХХ века: Монография / И.И. Барабанова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 132 с.
6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. С.П. Баранов. - М.: Культура, 2005. - 240 с.
7. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Высш. шк., 2002. - 511 с.
8. Брожик В. Эстетика на каждый день / В. Брожик. Пер. со словац. С.Д. Баранниковой. - М.: Знание, 2008.-208с.
9. Васюкова Н.Е. Эстетическое воспитание в условиях образовательного комплекса «детский сад - школа». - М.: Сфера, 2012. - 240с.
10. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду/ Н.А. Ветлугина. - М., 1999. 146с.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.
12. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества - Москва: МГУ, 2007. - 246с.
13. Дайкова Е.И. Взаимосвязь искусств в приобщении дошкольников к народному творчеству // Современный детский сад. - 2007. - №10. - С.5-9.
14. Джола Д.Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. - М., 1999. - 109 с.
15. Дианова В. М. Культурология: учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Издательство Юрайт, 2013
16. Дронова О., Левищева И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте . - СПб., Детство-Пресс, 2006.
17. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2006. - 197с.
18. Ермолинская Е.А. Взаимодействие искусств как условие активизации педагогического творчества учителя изобразительного искусства : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. - М, 2004
19. Есаян Т.С. Начальное эстетическое воспитание детей 5-7 лет как фактор целостного освоения ими действительности: автореф.дис.канд.пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2012. - 197с.
20. Запорожец A.B. Психологические проблемы эстетического воспитания. - М., 1999.
21. Зырянова О.Ю. Изобразительная деятельность детей 6-8 лет как средство
формирования эстетического отношения к природе: авто-
реф.дис.канд.пед.наук. - М., 2010. - 15 с.
22. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.-413с.
23. Казакова Т.Г. Искусство и ребенок // Электронный журнал Педагогика искусства. - 2009. - №3. Режим доступа: http://art-education.ru/AE- magazine/new-magazine-3-2009. htm
24. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании // URL: http://dugward.ru/library/kapterev pfkapterev p f ob esteticheskom razvitii.html
25. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет. - М.: «Скрипторий 2003», 2010. - 112 с.
26. Киященко Н.И. Эстетика жизни: книга для учителя. - М., 2004.
27. Кленина В.В. Эстетическое отношение к искусству: вопросы теории и
практики. - Режим доступа: http://pws-conf.ru/nauchnaya/brest-2007/364-
aktualnye-problemy-sovremennogo-esteticheskogo-obrazovaniya/8088- esteticheskoe-otnoshenie-k-iskusstvu-voprosy-teorii-i-praktiki.html
28. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 с.
29. Культурология. Эстетика. Искусствознание: словарь-справочник / Бусленко Н.И., Бутов В.И. и др. - Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2013.-270 с.
30. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: метод. рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: Баласс, 2015.- 383с.
31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Психология эмоции: Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипленрейтер — М.: Просвещение, 1993.—231с
32. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин - тов. - М.: Просвещение, 1985.-175с.
33. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. - М.: Просвещение, 1992.-159с.
34. Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: автореф.дис. ... д-ра пед. Наук. - М., 2001.
35. Лыкова И.А. Педагогическая система формирования эстетического отношения к миру у детей дошкольного возраста: теорет. исслед.: монография
- М.: Ин-т художеств. образования Рос. акад. образования, 2009. - 223 с.
36. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей. - М.: Наука, 1999.
37. Москалева Э.Ф. Проблема формирования эстетического отношения младших школьников к окружающему миру. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 144 с.
38. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов / А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. - СПб., 2008, с. 186.
39. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: Воронеж: МОДЭК, 1998-368с.
40. Некрасова H.A. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности / H.A. Некрасов. — М.: Сов. Россия, 2003. - 219с.
41. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
42. Никитина H.H. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессионально - ценностных ориентаций будущего воспитателя. Дис...кан. пед. наук. -М., 1988-261с.
43. Никитина Э.В. Содержание и характер эстетических суждений детей дошкольного возраста о красоте объектов природы // Оптимизация воспитания и обучения в детском саду. Всероссийский сборник научных трудов. - Владимир, 2013.
44. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М., 2007.
45. Пелих Е.А. Философские и психолого-педагогические аспекты интеграции искусств и разнообразных видов художественной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников // Молодые голоса: Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ им. М.А. Шолохова. - М.: «Альфа», 2003. - С. 88-94. - 0,4 п.л.
46. Петрушин В. Музыкальная психология. - М.: Владос, 2007.
47. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека: Пособие для клубных работников. - М.: Просвещение, 2011. - 102с.
48. Плясецкая И.А. Моделирование нравственно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования. - М.; 2005. - 174 с.
49. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. - Режим доступа: http://www.firo.ru
50. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Ребенок в мире культуры/Под общ. ред. Чумичевой P.M.- Ставрополь, 2008.
51. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - Дубна: Феникс +, 2011. - 352 с.
52. Ребенок в мире культуры / под общ. ред. Р.М. Чумичевой. - Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа, 2008. - С. 456-502.
53. Рындина А.Г. Игровой приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру // Дошкольная педагогика. - 2015. - 9 (114) Ноябрь.
54. Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. - Новосибирск, НИПК и ПРО, 2014. - 65 с.
55. Сенновская И.Б. Дети искусство - творчество в современном дошкольном образовательном учреждении: полихудожественный подход (материалы педагогического исследования). - М., 2009. - 219 с.
56. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду.- 2011.- №3. - с.80-83.
57. Спорышева Е.Б. Интеграция художественно-эстетического воспитания// Искусство и образование. - 2005. - №5. - С.17-28.
58. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - М.: Наука, 1989. - 284с.
59. Торшилова Е.М. Эстетическая одаренность. Что это?//Дошкольное воспитание. - 2012 - №2.
60. Фадеева С.А. Оценочное отношение к искусству в дошкольном возрасте // Материалы международной конференции «Искусство и дошкольники в 21 веке». - Екатеринбург, 2013.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - Режим доступа: http://www.firo.ru
62. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 2001.-215с.
63. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусства в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 180с.
64. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с.
65. Эстетика / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1998. - 220 с.
66. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с.
67. Юсов Б.П. Живой мир искусства. - М.: Просвещение, 1998
68. Яворский Б.Л. Избранное: Письма. Воспоминания //Серия «Классика. Русское музыкознание ХХ века». — М.: Издательство «Композитор», 2008. — 288с.
69. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 464с.
70. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. - Воронеж, «Стелла», 1999 -251с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ