Введение
Глава 1. Формирование творческого мышления у студентов в процессе создания предметно пространственной среды.
1.1. Роль и функции формирования творческого мышления у студентов на занятиях проектирования
1.2. Методы и способы решения предметно-пространственной среды авто-дома средствам проектирования
Выводы по I главе
Глава II. Художественно-проектный раздел
2.1. Характеристика стилей авто-дома и мониторинг прототипов
2.2. Этапы работы над дизайн-проектом: объемно-планировочное решение авто-дома
Вывод по главе II
Заключение
Литература
Приложение
Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деятельности и активностью. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях.
Профессиональное образование - базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития, самоутверждения личности. В решении задач социально-экономического развития России, удовлетворения запросов и потребностей личности в получении соответствующего уровня профессиональной квалификации важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию. Среднее профессиональное образование содействует восстановлению промышленной дееспособности страны, поскольку ни одна область экономики не может функционировать без специалистов среднего звена. Социологический анализ ситуации на рынке труда показывает, что на фоне поступательного развития экономики по-прежнему в большом дефиците остаются рабочие высокой квалификации, происходит сокращение специалистов неквалифицированного труда и рост приоритетов специалистов повышенного уровня квалификации и образования, работников с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности.
В современных условиях особую важность приобретают не столько собственно знания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять определенную профессиональную деятельность, которая и становится основным объектом оценивания и свойством качества обучения.
Для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса студентов возникает реальная потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального обучения за счет включения студентов в различные виды деятельности.
Использование проектной деятельности в обучении ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.
Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания (вне определенных навыков и умений их использования) не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения. Анализ ситуации убеждает преподавателя в том, что целью образования в настоящее время становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Актуальность выборной темы обусловлена тем, что она имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно- управленческие функции, обеспечивает конкурентоспособность специалиста.
Объект исследования: проектная деятельность студентов в
образовательном процессе учреждений профессионального образования.
Предмет исследования: средства, формы и способы организации проектной деятельности студентов, направленные на формирование их профессиональных компетенций.
Цель исследования: выявить целесообразность включения проектной деятельности в процесс обучения студентов с целью формирования их профессиональных компетенций.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач: - проанализировать современные подходы в психолого¬педагогической литературе и практике образовательных учреждений к организации проектной деятельности;
- выявить наиболее эффективные средства и способы организации проектной деятельности, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций и практически подтвердить их эффективность.
- на основе теоретического анализа развития автотуризма в мире разработать, мобильную передвижную дачу;- разработка дизайн проекта « Мобильной передвижной дачи с прицепом».
Гипотеза исследования: проектная деятельность обеспечит
формирование профессиональных компетенций студентов, в ходе обучения предлагаются использовать различные средства, формы и способы организации проектной деятельности, позволяющие обеспечить высокий уровень интеллектуального развития обучающихся, инициативность, творчество, компетентность, опережающую направленность обучения.
Степень изученности проблемы: происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деятельности и активностью.
Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно работникам сферы образования, в сфере туризма организаторам коллективными походами, выездами на пленэр, учебной практикой для студентов. А также данная информация должна найти отклики среди любителя путешествий, семейного отдыха.
Подводя итоги дипломной работы, можем сделать следующие выводы:
Мобильная передвижная дача с прицепом - это средство передвижения, оснащенная всем необходимым для долгосрочного проживания вне дома. Передвижная дача- еще несет частое название как, загородный дом на колесах, зачастую предназначено для городской семьи, как правило дача на колесах, не используется его владельцами для постоянного проживания. Прототипом домов на колесах и их начальным вариантом являются передвижные повозки фургоны древних людей, которые вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством, в том числе и разведением лошадей. Чаще всего производители используют шасси лёгких грузовиков и устанавливают на него жилой модуль. Кабина автомобиля при этом связана проходом с жилым помещением. На современном этапе производства авто домов применяются технологии, позволяющие создавать полностью интегрированный автодом.
Первая глава раскрывает общие вопросы, раскрываются теоретические аспекты. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность. Вторая глава имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ и предоставляется мобильной перед.
Источниками информации для написания работы по теме «Мобильная передвижная дача с прицепом» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Авто дом», «Дом на колесах», «Авто дача».
В ходе нашего исследования гипотеза о том, что проектная
деятельность обеспечит формирование профессиональных компетенций студентов, если в ходе обучения будут использованы различные средства, формы и способы организации проектной деятельности, позволяющие обеспечить высокий уровень интеллектуального развития обучающихся, инициативность, творчество, компетентность, опережающую направленность обучения.
Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ , является широкое использование в учебном процессе активных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки. Данные требования успешней всего могут быть реализованы в процессе проектной деятельности студентов.
Проектная деятельность основана на творческом усвоении знаний в процессе совместной поисковой деятельности. Структура проектной деятельности студентов среднего специального учебного заведения характеризуется единством целевого, мотивационного, содержательного, оценочно-результативного компонентов.
Особенности организации проектной деятельности состоят в формировании у студентов мотивационно-ценностного отношения к профессионально-ориентированной деятельности, творческой активности и воображения в процессе проектной деятельности; ориентации обучаемых на творческое решение проблем; включении студентов в поисково¬исследовательскую деятельность в рамках работы над проектами; формировании у будущих педагогов рефлексивно-оценочных способностей, направленности на самооценку, саморазвитие и самовыражение; организации опыта работы в коллективе, формировании коммуникативных умений, гибкости и творческого стиля общения.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт, что, в конечном счете, формирует профессиональные компетенции студентов педагогического колледжа, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Критериями сформированности проектной деятельности студентов в процессе изучения методики преподавания математики являются: творческая активность, вариативное владение способами математической речевой деятельности, умение прогнозировать и оценивать результаты, способность общаться в группе.
В проектной деятельности заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Проектная деятельность способствует формированию профессиональных компетенций студентов.
В данной работе рассматривается в качестве примера, на уроках проектирования, служит дизайн-проектирование мобильной передвижной дачи с прицепом. Автодом служит источником изучения новых природных мест, сближение с природой, поможет увидеть живую, дикую природу. Формирует положительное отношение к живой природе, как у детей, так и у взрослых.
Данная работа посвящена созданию дизайн-проекта мобильной передвижной дачи с прицепом. Перед нами стояла задача создать мобильную передвижную дачу с прицепом, где спокойно и комфортно размещаются четыре взрослых человека. Немало важным решением было, то чтобы дача с прицепом была компактной, максимально экологичной как для потребителя, так и для самой природы. При выборе внешнего стиля и внутреннего интерьера, необходимо помнить в первую очередь о функциональности. Идея выбранной тематики должна подходить виду обслуживания в сфере туризма, привлекать аудиторию своей новизной, и возможно не стандартным решениям самого кузова автодома и прицепа, а также внутреннего оснащения автодома.
При создании интерьера были учтены номы проектирования и санитарные требования РФ.
Нами было выбрано цветовое решения проекта, цвета, приближенные к природным материалам, , мы опирались на естественные оттенки. Чтоб в целом тандем мобильной передвижной дачи в тандеме с прицепом, не нарушал естественную красоту природы и радовал отдыхающих. Выбор пал на белые, зеленые, желтые, синие оттенки. Сам фургон и прицеп окрашен в белый цвет, по всей длине фургона, с двух сторон, идут не наващивые лини зеленого, голубого оттенка напоминающие плетущие растение.
Интерьер автодома преобладают свежие оттенки желтого, зеленого с преимуществом белого цвета. Все предложенная мебель, сделанная из экологически чистых натуральных материалов, не содержащих токсичных, вредных для здоровья человека веществ.
1. Басин Е. Я. Психология художественного творчества (Личностный подход). - М.: Знание, 2015. - 264 с.
2. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность в современном образовании. - М.: Наука, 2011. - 284 с.
3. Шарлотт и Питер Фиелл. Энциклопедия дизайна. Концепции, материалы, стили - 2008 г.
4. Дергачев Б.Г. Художественная потребность и художественный процесс. - М.: Аеадемия, 2011. - 198 с.
5. Джонсон. Дж. Инженерное и художественное проектирование. - М.:
Проспект, 2011. - 276 с.
6. Ермолаева-Томина Л. Б. Принципы диагностики и развития творческих способностей // Творчество и педагогика. - 2011. - №11. - С.73.
7. Кабардина С. М. Роль проектирования в профессиональной подготовке дизайнеров. Современные тенденции преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования. Сборник тезисов и статей. - СПб: Питер, 2011. - 158 с.
8. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / Под ред. В. В. Ванслова. - М.: Изобразительное искусство, 2012. - 292 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - СПб: Питер, 2012. - 512 с.
10. Мельников А.Г. Основы художественного проектирования. - М.: Приор, 2013. - 310 с.
11. Морозова Н. Г. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 2011. - 296 с.
12. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. - 2013. - № 4. - С.56.
13. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса. Исследования проблем психологии творчества. - М.: Педагогика, 2011. - 98 с.
14. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Н. А. Хренова. - М.: Наука, 2011. - 284 с.
15. Пучкова Н. Н. Формирование творческих потребностей студентов. - М.: Прометей, 2012. - 466 с.
16. Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. - М.: Мысль. 2012. - 109 с.
17. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. - М.: Современная энциклопедия, 2014. - 234 с.
18. Бондаренко И.А. Архитектурное наследство. - М.: ЛКИ, 2008. - 154 с.
19. Буймистру Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии. - М.: Ниола-Пресс, 2010. - 236 с.
20. Л.Д. Тютчева. Методика развития креативного мышления у студентов изучающих основы графического дизайна. - 2003г.
21. Колпинский Ю.Д., Ротенберг Е.И.. Всеобщая история искусств в шести томах. Т.4. Искусство 17 - 18 веков. М.: Искусство, 1963.- с.334
22. Мир искусств №2 (02). Казань, Вестник Международного института
антиквариата, 2013. - C 91
23. О.В. Чернышев. Формальная композиция. Творческий практикум.-Мн.: Харвест- 1999.-312 с.
24. Микульский В.Г. Строительные материалы: Учебник/Под общей редакцией. М.: АВС, 2000,- 536 с.
25. Даськова Ю. В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)// Педагогика: традиции и инновации:
материалы II междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 163-166.
26. Бусева - Давыдова И.Л., Акимова Л.И. История искусства. - М.:
Искусство XXI век, 2003. - 392 с.
27. Виноградов Я.П. Изучение взаимодействия полихромии и структуры объемно-пространственной формы // Техническая эстетика. - 2010. - №3.- С.7-8.
28. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. - М.: Приор, 2012. - 298 с.
29. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. - М.: Архитектура-С, 2006. - 190 с.
30. Панеро, Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. С англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зеленик. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
31. Рябушин А.В., А.Н. Шукурова А.Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 288 с.
32. Сарабьянов Д.В. Стиль Модерн: истоки, история, проблемы. - М.: Приор, 1999. - 142 с.
33. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Кн. Для учащихся. - М.:
Просвещение, 2015. - 240 с.
34. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. А.В. Иконникова. - М.: Стройиздат, 2010.-108 с.
35. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве. М.: Арт-Родник, 2007. - 256 с.
36. Соррел К. Пространство и свет в современном интерьере. - Кладезь-Букс, 2007. - 144 с
37.Э.Уилхайд. Отделочные материалы. Справочник материалов для отделки интерьера 2009. - 256 с
38. Власенко О.В. Методы и средства проектирования в дизайне // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 8. URL: littp:Avvv.science-echication.i4mi/ai1icleA3ev'’icl 19939(дага обращения:
25.02.2016).
39. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.docload.ru/Basesdoc/11/11776/index.htm (Дата обращения: 22.02.2016).
40. Население России за 100 лет (1813-1913) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://istmat.info/node/30/ (Дата обращения: 12.02.2015).
41. Иоханес Иттен. Искусство цвета [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://modernlib.ru/books/itten iohannes/iskusstvo cveta/read/ (Дата обращения: 20.03.2015).
42. История появления автодома [Электронный ресурс].- Режим доступа http://avtodom.shikarus.ru/istoriya-avtodomov.html (Дата обращения: 22.02.2016).
43. Автономное электроснабжение для автодома [Электронный ресурс].-
Режим доступа
http://utem.org.ua/materials/show/avtonomnoe elektrosnabzhenie dlya avto putesh estvennikov ( Дата обращения : 10.02.2016)
44. Автотуризм в России [Электронный ресурс].- Режим доступа http://otherreferats.allbest.ru/sport/00150300 0.html ( Дата обращения : 10.02.2016)
45. Автокемпер [Электронный ресурс].- Режим доступа
http://autocamper.ru/node/197 ( Дата обращения : 18.02.2016)
46. Какие бывают виды автодомов. Особенности автодомов и различия между
их видами [Электронный ресурс].- Режим доступа http://camper-
group.com.ua/index.php?newsid= 186 ( Дата обращения : 13.01.2016)
47. Компоновка и наполнение автодомов. Технические характеристики.
[Электронный ресурс].- Режим доступа
http://www.mogilev.by/avto/print:page,1,120128-doma-na-kolesah-i-ih- osobennosti.html ( Дата обращения : 129.02.2016)
48. проектирование и технологии строительства автодома [Электронный ресурс].- Режим доступа http://proekt-sam.ru/proektdoma/doma-na-kolesax.html ( Дата обращения : 25.02.2016)
49. Стиль обтекаемых форм (аэродинамический стиль) 1930 - 1950
[Электронный ресурс].- Режим доступа http://kniga-v-podarok.com.ua/Stil-
55
obtekaemyh-form-ayerodinamicheskij-stil-1930-1950-a-19.html ( Дата обращения : 29.02.2016)
50. Аэродинамика [Электронный ресурс].- Режим доступа
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/66356/ ( Дата обращения : 27.02.2016)
51. Экологически чистые материалы для мебели. [Электронный ресурс].-
Режим доступа http://vredpolza.ru/bit/item/50-ekomebel-uyut-ne-v-ushcherb-
zdorovyu.html ( Дата обращения : 27.02.2016)