Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Борьба Католической церкви с учением катаров в Окситании в XIII в.

Работа №62108

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы32
Год сдачи2020
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Возникновение и распространение учения катаров в Окситании 5
Глава 2. Крестовый поход против альбигойцев 13
Глава 3. Церковные Соборы 1215-1246 гг. и деятельность инквизиции 21
Заключение 28
Библиографический список

Актуальность темы курсовой работы определяется значимой ролью Католической церкви как в духовной, так и в политической жизни западноевропейского общества во все времена, в том числе в настоящее время. Однако наивысший расцвет ее могущества пришелся на период XI¬XIV вв., когда папство активно боролось со светскими правителями за главенствующее положение не только в религиозных, но и в мирских делах по всему христианскому миру. Эта политика встречала ожесточенное сопротивление как государей и крупных феодалов, так и населения города и деревни. Борьба последних против доминирующего положения Церкви во всех сферах общественной жизни выразилась в форме христианских ересей, из которых наиболее значительным являлось учение катаров, распространившееся в XI-XIII вв. преимущественно на территории Южной Франции, Северной Италии и Западной Германии.
Степень изученности проблематики исследования. Изучение ереси катаров и истории борьбы с ней Католической церковью активно началось со второй половины XIX в. В трудах отечественных и зарубежных медиевистов XIX в., таких как Н. А. Осокин, Л. П. Карсавин, К. Шмидт, Г. Ч. Ли, катаризм рассматривался как учение, продолжившее в период Высокого Средневековья позднеантичное манихейство. Н. А. Осокин и Г. Ч. Ли в своих работах уделяли особое внимание противодействию Церкви катарской ереси, выразившемуся в форме крестовых походов и инквизиции. Западные исследователи первой половины XX вв. (Ф. Ньель, Ж. Мадоль, З. С. Ольденбург) делали акцент на политическом аспекте борьбы с катаризмом, рассматривая ее как способ со стороны Святого Престола усилить свое влияние в христианском мире, а со стороны французской монархии - присоединить фактически независимые южнофранцузские земли к королевскому домену. Со второй половины XX в., после открытия немногочисленных аутентичных текстов катарских клириков, пересматриваются взгляды на доктринальные истоки этого учения. Французские исследователи Р. Нелли, Ж. Дювернуа, А. Бренон, основавшие в 1980-х гг. Центр исследования катаризма в Каркассоне, рассматривают учение катаров как одну из ветвей христианской религии и полноценную церковь, составившую в XII-XIII вв. ощутимую конкуренцию Риму.
Целью курсовой работы является изучение политики противодействия Католической церкви учению катаров в Окситании в XIII в.
Задачи исследования:
1. определить доктринальные истоки окситанского катаризма;
2. выявить причины распространения учения катаров в Южной Франции;
3. исследовать эволюцию форм и методов борьбы Католической церкви с катарами Окситании в XIII в.
Объектом исследования выступают религиозные отношения в Западной Европе в период XI-XIII вв.
Предметом исследования является совокупность средств и методов борьбы Католической церкви с учением катаров.
Источниковую базу курсовой работы составили хроники альбигойского крестового похода, сочинения католических теологов, постановления Вселенских и поместных Соборов Католической церкви, буллы Римских пап, а также ритуальные тексты катаров.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы и принципы. Принцип историзма позволил провести комплексный анализ этапов противоборства Католической церкви с учением катаров в общеисторическом, социокультурном и политико-правовом контекстах. Принцип объективности предполагает непредвзятый подход к изучению роли католического духовенства в борьбе с катаризмом. Также в основе работы лежат историко-антропологический метод, различные исторические методы (сравнительный, сравнительно-исторический, контент-анализ и др.); общефилософские и общенаучные методы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Возникшая и распространившаяся в Южной Франции в XI-XIII вв. религия катаров ставила под удар авторитет и влияние в регионе Католической церкви, определившей новое учение как еретическое. На фоне церковного кризиса, имевшего главным образом внутреннее происхождение, катаризм предложил новое религиозное видение, догматически основанное на апостольском благочестии первых веков христианства, что послужило одной из основных причин массовости его поддержки.
Стремясь искоренить угрозу, Римская церковь со второй половины XII в. принимает меры противодействия ереси, приравнивая борьбу с еретиками к «священной войне», при этом особо выделяя возвращение заблуждающихся к христианской вере в качестве первоочередной задачи. На рубеже XII-XIII вв. Церковь постепенно переходит от мер убеждения к принуждению. Объявленный против катаров Лангедока крестовый поход явился следствием политики Иннокентия III по реформированию Католической церкви и укреплению влияния папства не только в духовных, но и светских делах. Однако конечный результат предпринятого мероприятия в итоге имел главным образом политическое значение: окситанские земли вошли состав французского королевства, но ересь так и не была искоренена.
Необходимость эффективного противодействия Церкви катаризму обусловила создание инквизиции как церковного органа следствия и суда. Обретая в течение XIII-XIV вв. регламентированную организацию деятельности, инквизиция использовала меры физического принуждения к обвиняемым, а также смертельные наказания для «упорствующих в ереси», что в конечном итоге привело не только к полному искоренению религии катаров, но и в будущем стало основным инструментом борьбы Католической церкви с инакомыслием.



1. Булла папы Иннокентия IV «Ad extirpanda» / Пер. с лат. и примеч. А. Л. Дунаева // Средние века. 2010. № 71 (1-2). С. 212-222.
2. Донесение папского легата Арнольда, аббата Сито, папе Иннокентию III о взятии города Безье // Хрестоматия по истории Средних веков. Пособие для преподавателей средней школы / Под ред. Н. П. Грацианского, С. Д. Сказкина. М.: Учпедгиз, 1950. Т. 2. С. 271.
3. Жизнеописания трубадуров / Издание подгот. М. Б. Мейлах. М.: Наука, 1993. 736 с.
4. Наставления старшего совершенного неофиту // Ольденбург З. С. История альбигойских крестовых походов / Пер. с фр. О. И. Егоровой. СПб.: Алетейя, 2017. С. 346-348.
5. Песнь о крестовом походе против альбигойцев / Издание подгот. И. О. Белавин, Е. В. Морозова. М.: Ладомир: Наука, 2011. 440 с.
6. Репрессивные меры, провозглашенные против катаров на Соборах с 1179 по 1246 гг. // Ольденбург З. С. История альбигойских крестовых походов / Пер. с фр. О. И. Егоровой. СПб.: Алетейя, 2017. С. 350-355.
7. Ритуал катаров // Ольденбург З. С. История альбигойских крестовых походов / Пер. с фр. О. И. Егоровой. СПб.: Алетейя, 2017. С. 342-346.
8. Фома Аквинский. Сумма Теологии. Часть II-II. Вопросы 1-46 / Пер., ред., примеч. С. И. Еремеева. К.: Ника-Центр, 2011. 576 с.
9. Caesarius of Heisterbach. The Dialogue on Miracles / Trans. by H. von E. Scott and C. C. Swinton Bland, with an Introduction by G. G. Coulton. New York: Harcourt, Brace and Company, 1929. Vol. 1. XIX, 546 p.
10. Guillaume de Puylaurens. Chronique de maitre Guillaume de Puylaurens sur la guerre des Albigeois (1202-1272) / Par Ch. Lagarde. Beziers, 1864. XXIV, 354 p.
11. Pierre de Vaulx-Cernay. Histoire de l'heresie des Albigeois et de la sainte guerre entreprise contre eux (de l'an 1203 a 1'an 1218) // Collection des memoires relatifs a l'histoire de France depuis la fondation de la monarchie francaise jusqu'au 13e siecle / Par M. Guizot. Paris, 1824. Vol. 14. X, 399 p.
12. The Canons of the Third Lateran Council (1179) [Электронный ресурс] // Papal Encyclicals Online. URL: https://www.papalencyclicals.net/councils/ecum
11. htm (дата обращения: 20.03.2020).
13. The Constitutions of the Fourth Lateran Council (1215) [Электронный ресурс] // Papal Encyclicals Online. URL: https://www.papalencyclicals.net/counc ils/ecum12-2.htm (дата обращения: 20.03.2020).
Литература
1. Бренон А. Катары: Жизнь и смерть христианской Церкви [Электронный ресурс] / Пер. с фр. Н. Дульневой // Гностическая библиотека. URL: https:// gnosis. study/library/Другие%20учения/Катары/Книги/РПБ/Бренон %20А.%20-%20Катары.%20Жизнь%20и%20смерть%20христианской%20Цер кви (дата обращения: 20.03.2020).
2. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории / Пер. с нем. А. В. Дранова, А. Г. Гаджикурбанова. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 560 с.
3. Гергей Е. История папства / Пер. с венгр. О. В. Громова. М.: Республика, 1996. 463 с.
4. Дювернуа Ж. Религия катаров [Электронный ресурс] / Пер. с фр. Н. Дульневой // Гностическая библиотека. URL: https://gnosis.study/1ibrary/Др угие%20учения/Катарыы/Книги/RU S/Дювернуа%20Ж. %20-%20Религия%20ка таров (дата обращения: 20.03.2020).
5. Каратини Р. Катары / Пер. с фр. А. Васильковой. М.: Эксмо, 2010. 400 с.
6. Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII веков. СПб.: Типография М. А. Александрова, 1915. XX, 877 с.
7. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / Пер. с фр. А. И. Поповой; предисл. А. О. Чубарьяна. СПб.: Александрия, 2018. 398 с.
8. Ли Г. Ч. История инквизиции в Средние века: в 2 т. / Под ред. С. Г. Лозинского; пер. с фр. А. В. Башкирова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1911. Т. 1. XVIII, 559 с.
9. Люшер А. Иннокентий III и альбигойский крестовый поход / Пер. с фр. М. Ю. Некрасовой. СПб.: Евразия, 2017. 284 с.
10. Мадоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции / Пер. с фр. Г. Ф. Цибулько. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
11. Нелли Р. Катары. Святые еретики / Пер. с фр. А. М. Иванова. М.: Вече, 2005. 400 с.
12. Осокин Н. А. История альбигойцев и их времени. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. 896 с.
13. Ольденбург З. С. История альбигойских крестовых походов / Пер. с фр. О. И. Егоровой. СПб.: Алетейя, 2017. 404 с.
14. Погребенник А. И. Славянский религиозный дуализм X-XV вв.: болгарское богомильство как фактор возникновения и распространения идеологии альбигойского катаризма // European Journal of Humanities and Social Sciences. 2016 (2). С. 25-28.
15. Сидорова Н. А. Народные еретические движения во Франции в XII-XIII веках // Французский ежегодник, 1961. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 429-433.
16. Сперанский Н. В. Ведьмы и ведовство: очерк по истории церкви и школы в Западной Европе / Предисл. А. В. Сазанова, Т. Г. Бородинской; примеч. А. В. Сазанова. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2015. 398 с.
17. Устинова А. А. IV Латеранский собор 1215 года и программа борьбы с альбигойской ересью // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 111. С. 45-50.
18. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. / Пер. с фр.
Н. Б. Абалаковой [и др.]. М.: Критерион, 2002. Т. 3. От Магомета до
Реформации. 352 с.
19. Niel F. Albigeois et Cathares. Paris: Presses Universitaires de France, 1965. 128 p.
20. Schmidt C. Histoire et doctrine de la secte des Cathares ou Albigeois. Vol. 1. Paris; Geneve, 1849. XII, 391 p.
21. Vicaire M.-H. Histoire de saint Dominique. Paris: Les Editions du Cerf, 2004. 764 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ