Введение 3
Глава I. Теоретические основы понятия интенсификации обучения немецкому языку на среднем этапе формирования иноязычной коммуникативной компетенции 6
1.1 Понятие интенсификации процесса обучения 6
1.2. История изучения вопроса интенсификации обучения....8
1.3. Методы интенсификации обучения 10
1.4. Психолого-педагогические особенности школьников на
среднем этапе общеобразовательной школы 15
Выводы к I главе 21
Глава II. Практическое использование методов интенсификации обучения немецкому языку на среднем этапе формирования иноязычной коммуникативной компетенции 22
2.1. Образовательная обстановка в классе до использования методов интенсификации 22
2.2. Процесс внедрения методов интенсификации в процесс обучения 25
2.3. Анализ полученных результатов 35
2.4. Рекомендации учителям по организации процесса
интенсификации на уроке немецкого языка 41
Выводы ко II главе 44
Заключение 46
Zusammenfassung 49
Список используемой литературы 50
Приложение
Быстрый темп развития общества предполагает адаптацию каждого члена общества к условиям, предлагаемым огромной системой. Невозможно сейчас представить человека без технических средств под рукой: ноутбука или телефона. По причине этого, современный человек должен обладать навыком быстрой обучаемости, т.е. воспринимать и использовать большой объём информации.
Школа - это первый значимый этап для каждого человека, так как она предлагает основополагающие знания во многих сферах жизни. Именно поэтому постоянное обновление системы обучения является приоритетной задачей для учёных всего мира. Образовательный процесс должен подготовить ребёнка к изменяющемуся миру, формируя особенный тип мышления, воспитывая ценности и удовлетворяя при этом социальный запрос общества.
Кроме навыков владения техническими средствами, современный человек должен обладать знаниями хотя бы одного иностранного языка. Это связано с нарастанием приоритетности международных отношений. Знание языка может стать преимущественным критерием при выборе кандидата на ту или иную должность, ведь это единственное средство коммуникации с коллегами из других стран.
Интенсификация обучения давно стало приоритетным направлением в развитии педагогической науки, а обучение иностранному языку, наверно, в числе первых является предметом исследований учёных всего мира. Известны фамилии отечественных и зарубежных специалистов, которые посвятили свои труды этой теме (Г. Лозанов, К. Гаттеньо и др. - зарубежные учёные; Бабанский Ю.К, Давыдов В.В., Китайгородская Г.А. и др. - российские учёные). Выдающиеся учёные разработали целые методики, которые применяются, реформируются и являются примером для создания новых современными учителями на уроках иностранного языке в школе.
Этим фактом вызвана актуальность данной работы. Процесс интенсификации обучения иностранному языку - это сложный процесс, который исследован и проверен на практике многими поколениями, но он никогда не будет изучен полностью, так как этот процесс относится к современным технологиям и использует инновационные методы работы с материалом.
Объектом исследования является процесс обучения немецкому языку на средней ступени формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Предмет исследования в этой работе - это методы и приемы интенсификации обучения немецкому языку.
Цель данного исследования - изучение процесса интенсификации обучения немецкому языку на средней ступени формирования иноязычной коммуникативной компетенции в качестве эффективного процесса обучения иностранному языку в современной школе. Исходя из цели, перед исследователями ставятся следующие задачи:
1. Изучить историю процесса интенсификации;
2. Определить понятие и сущность интенсификации
обучения;
3. Назвать основные направления и принципы интенсификации обучения;
4. Доказать эффективность использования методов интенсификации на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования заключается в следующем: обучение немецкому языку на среднем этапе формирования иноязычной коммуникативной компетенции с применением методов интенсификации способствует активизации мыслительной деятельности учеников на уроке, созданию атмосферы успешности и включенности в учебный процесс, а также освоению учебного материала и достижению учебных целей и задач с наименьшими усилиями.
При проведении теоретического и практического исследования использовались следующие методы:
- анализ методической/ педагогической литературы;
- включенное наблюдение;
- организация опытно- экспериментального исследования;
- анкетирование учителей или учащихся.
Данная работа состоит из введения, 2 глав (теоретической и практической), списка литературы и приложения. В первой главе рассматривается понятие «интенсификация», история и методы интенсификации процесса обучения, анализируются выводы известных учёных и их достижения в данной сфере. Во второй главе приводятся примеры методов интенсификации, проверенные на практике авторами исследования, анализ их результатов и даны рекомендации учителям средней ступени обучения.
Апробация исследования проходила в 9 классе «Ломоносовской гимназии» города Петрозаводска с
01.09.2019 по 31.10.2019. Внедрение интенсивных приемов апробировалось при формировании лексических навыков, т.е. при изучении лексики, предусмотренной темами из учебного плана, а также формировании умения говорения, а именно умения отвечать полными ответами на вопросы собеседника. Результаты отражены во 2 части, которая содержит практические результаты, выводы и рекомендации по применению методов интенсификации на уроке немецкого языка в школе.
Современная дидактика ставит перед собой цель - изменения процесса обучения в связи с быстрыми темпами развития общества, технических и технологических возможностей и особенностями личности. Именно поэтому тема, которая была раскрыта в нашей исследовательской работе, «Интенсификация обучения немецкому языку на среднем этапе формирования иноязычной коммуникативной компетенции» является своевременной. Её важность доказана вниманием отечественных и зарубежных учёных к этой проблеме.
Перед нами стояла цель изучить процесс интенсификации обучения немецкому языку на практике и доказать эффективность методов, которые позволяют разнообразить учебный план, повысить активность детей на уроке и мотивацию к изучению немецкого языка в качестве второго иностранного.
С помощью знакомства с историей и более детального изучения понятия «интенсификация» было установлено, что процесс повышения качества преподавания иностранному языку невозможен без конкретных изменений. Например, обязательное выделение необходимого для изучения темы материала (лексики, грамматики и т.д.), представление данного материала в интересном формате, который будет привлекать внимание школьников и постоянный анализ действий обеих сторон образовательного процесса.
Изучением процесса интенсификации занимались и занимаются учёные во многих передовых странах. Уже в 80ые годы XX века исследователи обращали внимание на способы, которыми можно повысить качество образования, не затрачивая при этом дополнительное время. Мнения учёных постоянно расходятся, но в одном они пришли к единому выводу - обновлять систему обучения необходимо с помощью изменения методов преподавания в школе. В контексте данного исследования следует упомянуть следующие фамилии учёных, которые занимались разработками данной темы: Бабанский Ю.К, Архангельский С.И., Китайгородская Г.А., Г. Армстронг, Г. Лозанов, Дж. Дьюи.
Также нами были рассмотрены примеры методов, которые могут быть использованы в школе для достижения цели интенсификации обучения немецкому языку. Их специфика заключается в изменении традиционных методов работы на уроке, например, идея проектной деятельности возникла из групповой работы, а применение технических средств на уроке связано с массовым внедрением технических средств в жизнь человека. Эти и многие другие методы показывают возможность адаптации педагогического искусства к любой ситуации.
Некоторые методы были отмечены нами и применялись в дальнейшем в рамках школьной практики на средней ступени обучения немецкому языку как второму иностранному. В результате теоретического исследования темы, а затем и проведения практических экспериментов, нами было установлено, что учителю нужно обращать внимание на особенности учеников на разных стадиях обучения. Средний школьный возраст отличается своими особенностями, которые нельзя обойти стороной в процессе обучения. Например, повышение самостоятельности и желание выделиться, поднять свой авторитет среди сверстников - именно эти важные особенности могут быть использованы учителем на уроке и при подготовке заданий для учеников.
В ходе проведения практического исследования был сделан вывод о том, что вне зависимости от темы и учебного материала, который необходимо дать ученикам во время урока, учитель может и должен заранее продумывать и разрабатывать интересные способы подачи информации, отработки известного материала и проверки знаний учеников. Каждый этап урока может быть интенсифицирован с помощью разработанных учёными методов или разработанных самим учителем. Ученику на уроке должно быть интересно от начала и до конца, а при возникновении трудностей он должен знать, какие есть возможности, чтобы справиться с этой трудностью самостоятельно, с помощью одноклассников или учителя. Кроме того, мы пришли к выводу, что использование методов интенсификации на практике повышает процент успешности учеников, способствует более детальному усвоению материала и достижению целей урока, учителя и учеников, а, значит, и образовательной системе в целом.
Таким образом, гипотеза, представленная нами в начале исследования, которая гласит, что обучение немецкому языку на среднем этапе формирования иноязычной коммуникативной компетенции с применением методов интенсификации способствует активизации мыслительной деятельности учеников на уроке, созданию атмосферы успешности и включенности в учебный процесс, а также освоению учебного материала и достижению учебных целей и задач с наименьшими усилиями подтвердилась.
1. Акопян В.Г., Методы и принципы системы интенсивного обучения иностранным языкам // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. -№ 2-4. - Т. 16. - С. 909912.
2. Архангельский С. И., Учебный процесс в высшей школе,
его закономерные основы и методы. — М.: Высшая
школа, 1980. - 368 с.
3. Бабанский, Ю. К., Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М., 1985. - 208 с.
4. Бабанский Ю.К., Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. - М., 1982. - 249 с.
5. Бабанский Ю.К., Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987. - 78 с.
6. Бессарабова И. С. Педагогические взгляды Джерома Брунера в контексте американского образования (50 - 90-е годы): Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000. - 26
с.
7. Бурменская Г.В., Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Издательский Центр «Академия».
- 2007. - 480 с.
8. Гез Н.И., К вопросу об истории развития интенсивных
методов за рубежом. В кн.: Методы интенсивного
обучения иностранным языкам. Вып. 3. - М.,1977. - С. 31-45.
9. Давыдов В. В., Виды обобщений в обучении (логикопсихологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. / В.
В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. "Развивающее обучение". - М.: ОПЦ "ИНТОР", 1996. - 541 с.
11. Дьюи Дж., Демократия и образование: Пер. с англ.
- М.: Педагогика-Пресс, 2000. 382 с.
12. Елухина Н.В., О включении элементов интенсивного обучения в преподавании иностранного языка в средней школе//Иностранные языки в школе. -1990. -№6. - С.7.
13. Еникеев М.И., Общая и социальная психология: Учебник для вузов. /М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М,
2000. - 624 с.
14. Занков Л. В., Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) / М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 291 с.
15. Китайгородская Г.А., Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Русский язык, 1992. - 254 с.
16. Китайгородская Г.А., Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.: Высшая школа, 2009. - 277 с.
17. Китайгородская Г. А., Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1986. - 103 с.
18. Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург.: Каро, 2004. - 368 с.
19. Кон И.С., Психология старшеклассника: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
20. Лозанов Г. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы при обучении иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам /- М., 1977. - С. 7-16.
21. Макарова, А. К., Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Макарова. - М., 1983. - 96 с.
22. Мачнева В.В., Современные технологии обучения иностранному языку// Материалы межвузовской научнометодической конференции «Проблемы и практика дистанционного образования». - Оренбург: ОГУ, 2000. -
С. 118-119.
23. Миролюбов А.А., Методика обучения иностранному языку на западе/ А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. - 2003. №1-6.
24. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 359
25. Оглуздина Т.П., Структура языковой компетенции в зарубежной и отечественной методике обучения иностранным языкам // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -
2012. - Т. 1. № 4. - С. 197-202.
26. Одинцов А. И., Проблема интенсификации процесса обучения в современной педагогической науке // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 829-831.
27. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь
русского языка: около 100 000 слов, терминов и
фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.
28. Околелов О.П., Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Автореф. дис. ...док. пед. наук. - М.: 1995. - 45 с.
29. Петрусинский В. В., Обучающие технологии. Акмеология: Учебник / В. В. Петрусинский. - М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2002. - 650 с.
30. Пивоварова М.А., Информационные технологии в
учебном процессе: возможности и
опасности//Социально-гуманитарные знания. М: 2000. - №5. С. 129 - 140.
31. Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. -2000. -№2. - С. 7580.
32. Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. -2000. - №1. - С.4.
33. Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе - 2000. - № 3. - С.3-10.
34. Потатуров В.А., Проблемы отечественного гуманитарного образования в условиях глобализации. // Современное образование. - 2016. - № 2. - C. 12-24.
35. Рабинович Ф.М., Интенсивные методы обучения
иностранным языкам в средней школе//Иностранные
языки в школе - 1991. - №1.- С.9-17.
36. Рождественская Н.А., Как понять подростка:
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений/ 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998, 18 с.
37. Скаткин М. Н., Дидактика средней школы / - 2-е изд.- М., 1982. 319 с.
38. Сластенин В.А., Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
39. Davis, P., Rinvolucri, M. Dictation: New methods, new possibilities. Cambridge University Press. 1993
40. Wright, A. Games for Language Learning. Cambridge University Press. 1995
Электронные ресурсы
1. Интенсификация обучения как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie- opyta/1709-intensifikacija-obuchenija-kak-faktor-povyshe
2. Кривошеина Е.Ю., Технология интенсификации процесса обучения. - Интернет-публикация. [Электронный ресурс] - режим доступа: http s://textarchive .ru/c-1899151. html
3. Метод "активизации возможностей личности и
коллектива" (Метод Китайгородской) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://kitaygorodskaya.ru/method
4. Серостанова Н.Н., Интенсификация процесса обучения
иностранному языку в неязыковом вузе посредством применения интерактивных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.;
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://science- education.ru/ru/article/view?id=23597 (дата обращения:
24.03.2020)
5. Флеров О.В., — Интенсификация обучения взрослых
иностранному языку (психолого-педагогический и содержательно-методический анализ) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https : //nbpublish . com/library_read_ article. php?id=23147
6. Скрипникова Т.И., Теоретические основы методики обучения иностранным языкам. Учебно-методическое пособие / Дальневосточный федеральный университет - Владивосток, 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.dvfu.ru/schools/school_of_education/e-
publications/2017/skripnikova-ti_metodika_obucheniya-
inostr_yazykam_lektsii_2017.pdf