Введение 3
Глава 1. Актуальные вопросы изучения словообразования в русском языке
1.1 Словообразования в аспекте РКИ
Аффиксальные морфемы и их роль в формировании лексического
значения слова 7
1.2 Префикс и его роль в словообразовании русских глаголов 14
1.3Глагол и его роль в словообразовательной системе русского языка 21
Выводы 29
Глава2. Функционирование префиксов в-(во-), по-,за- в составе глагольной лексики в современном русском языке
2.1 Классификация и характеристика глаголов в соответствии со значениями
префиксов 31
2.2 Классификация глаголов в соответствии с управление 45
2.3 Классификация глаголов в соответствии со стилистическими
особенностями употребления 56
Выводы 66
Заключение 68
Литература 70
В данной работе мы исследуем русские глаголы с префиксами в-(во-), за-, по- и их функционирование в глаголах движения и в других глаголах (кроме глаголов движения). Актуальность выбранной для исследования обусловлена тем, что существующее функционирование префиксов в-, по-, за- в глаголах и их семантика могут существенно различаться в зависимости от особенностей глагола. Исследование проводится в рамках функционально-семантического принципа описания языка. Выбранный для анализа материал является важной частью языковой системы русского языка. Выбор приставок очень труден для иностранца в силу семантических и прагматических причин, глаголы и приставки, входящие в материал исследования, частотны в русском языке. Так как в русском языке выделается 70 префиксов, а значение префикса связано с лексическим значением самого глагола, мы выбрали 3 префикса: в-(во-), за-, по- и рассматриваем их на материале двух лексико-семантических групп: в глаголах движения и в других глаголах (кроме глаголов движения).
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать семантику и функционирование префиксальных производных глаголов движения и глаголов речи и мысли. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить теоретическую базу работы.
2. Выбрать наиболее частотные глаголы в современном русском языке с префиксами в-(во-), за-, по-.
3. Определить значения приставок в-(во-), за-, по- в глаголах движения и в других глаголах (кроме глаголов движения) на основании данных толковых словарей.
4. Выявить сходства и различия в семантике русских глаголов с префиксами в-(во-), за-, по- в глаголах движения и в других глаголах (кроме глаголов движения) на основании контекста употребления приставочных глаголов.
Материалом исследования послужил «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» Ефремовой, глаголы из которого извлекались приёмом сплошной выборки с привлечением материалов словарных статей «Большого толкового словаря русского языка» Кузнецова и «Частотного словаря современного русского языка» Засориной, контексты извлекались из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и корпуса русского языка.
Методы и приёмы исследования: метод словообразовательного анализа, семантического анализа, стилистического анализа, синтаксического анализа и приём сплошной выборки.
Объектом исследования являются русские глагольные приставки: в-, по-, за-.
Предметом исследования являются особенности семантики и функционирования русских глаголов с приставками: в-, по-, за-.
Гипотеза исследования: функционально-семантический анализ русских глаголов с префиксами в-, по-, за- позволяет выявить особенности функционирования глаголов с префиксами: в-, по-, за- в глаголах движения и в других глаголах (кроме глаголов движения), а также особенности
употребления и стилистики исследуемых глаголов в контекстах, чтобы иностранцы могли легче воспринимать русские приставочные глаголы.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении семантических и функциональных особенностей глаголов с префиксами в-, по-, за-, которые будут выявлены в процессе исследования глаголов движения и других глаголов (кроме глаголов движения).
Практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты могут использовать в практике преподавания русского языка как иностранного при обучении иноязычных учащихся особенностям функционирования приставочных глаголов в русском языке.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных источников. Во введении обосновываются актуальность, научная новизна и практическая значимость работы, ставятся цель и задачи исследования, оговариваются используемые методы, объект и предмет исследования, практическая значимость исследования, теоретическая значимость исследования. Первая глава посвящена основным теоретическим вопросам. Во второй главе приводится материал исследования - русские глаголы с префиксами в-, по-,за- в контекстах и их анализ.
Наша работа посвящена Функционально-семантическому особенности русских приставочных глаголов(приставки в-(во-), за-, по-).
В данной работе мы рассмотрели различные классификации глаголов с префиксами (по значению, по управлению, по стилистике): в-(во-), по-, за-. К тому же мы определили понятие префикса, его роль в словообразовании и рассмотрели значения данных префиксов в разных глаголах, а также особенности функционирования.
Во второй главе нами было проанализировано выборка 99 приставочных глаголов в контексте из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и корпуса русского языка. Мы разделяли их на 2 группы: глаголы движения и другие глаголы (кроме глаголов движения) проанализировали данные примеры по значению, по управлению и по стилистике. Мы нашли различия между этими 2 группами. Они состоят в следующем: Префикс в глаголах движения имеет значение направленности движения, а в других глаголах (кроме глаголов движения) имеет разных значений. Управление глаголов движения связано с направленностью движения, а управление других глаголов (кроме глаголов движения) больше связно с данными глаголами. И нельзя с уверенностью сказать, как зависит стиль от использования тех или иных приставок.
Результаты данной работы позволят иностранным учащемся, изучающем русский язык, более успешно и эффективно понимать и использовать русское префиксальное словообразование и управление на практических занятиях и при переводе художественных текстов хорошо зная семантику русских приставочных глаголов на текстов Ф. М. Достоевского, иностранные учащиеся смогут легче и адекватнее понимать русской классической литературы.
1. Алексеев Д. И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. Русский язык и советское общество, 1968.
2. А. И. Мисеев Богатство языка и культура речи. СПБ.,1995
3. А.П. Аверьянова, Лексическое и грамматическое значение префиксальных глаголов в современном русском языке. В кн.: Некоторые вопросы лексики и грамматики русского языка и методики его преподавания иностранцам. Вып. Ш. Л.: Л1У, 1966.
4. Ахапкина Я. Э. Проблемы функциональной грамматики. Категоризация семантики / Я. Э. Ахапкина и др. СПб.: Наука, 2008. 469 с.
5. Балалыкина Э.А., Николаев Г.А. Русское словообразование. Учебное пособие. - Казань: Изд. Казан. ун-та, 1985.
6. Бегаева Е .В., Лачимова Л .Я., Янсюкевич А. А., Гусева Т.И. Практическое пособие. — М.: Экзамен, 2005.
7. Бронникова Ю. О. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Ю. О. Бронникова, А. П. Сдобнова, И. А. Тарасова. М.: Флинта: Наука, 2009. 171 с.
8. Валгина Н. С. Русский язык: учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. М.: Высшая школа, 1968. 416 с.
9. Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972
10. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография: избранные труды / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1977. 310 с.
11. Виноградова В. Н. Стилистика русского языка. Жанрово- коммуникативный аспект стилистики текста / В. Н. Виноградова, Т. Г. Винокур, Л. И. Еремина и др. М.: Наука, 1987. 236 с.
12. Воронцова В. Л. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / В. Л. Воронцова, Л. К. Граудина, С. М. Кузьмина и др. Русский язык и советское общество. 1968. Кн. 2. 365 с.
13. В. Н. Ярцевой Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. Ин-т языкознания АН СССР. — М.: Сов. энцикл., 1990.
14. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие / И. Б. Голуб.
М.: Айрис-пресс, 1997. 442 с.
15. Гридина Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. М.: Флинта: Наука, 2009. 155 с.
16. Десяева Н. Д. Стилистика современного русского языка: учебное пособие / Н. Д. Десяева, С. А. Арефьева. М.: Академия, 2008. 270 с.
17. Дунев А. И. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев и др. М.: Юрайт, 2011. 492 с.
18. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Русский язык, 1979.
19. Кубрякова Е. С. Основы морфологического анализа. М., 1974.
20. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Флинта: Наука, 2007. 837 с.
21. Лыткина О. И. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / О. И. Лыткина, Л. В. Селезнева, Е. Ю. Скороходова. М.: Флинта: Наука, 2009. 203 с.
22. Мыльникова С. Е. Современный русский язык. Словообразование. Морфология: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения студентов педагогических вузов / С. Е.Мыльникова, Т. А. Фадеева, Е. А. Глотова. М.: Флинта: Наука, 2010. 503 с.
23. Обнорский С.П., Культура русского языка - Москва; Ленинград : Издательство Академии Наук СССР , 1948 . - 31 с. - На рус. яз. : 1.50 .
24. Осипова Л. И. Морфология современного русского языка: учебное пособие / Л. И. Осипова. М.: Академия, 2010. 185 с.
25. Ремчукова Е. Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: учебное пособие / Е. Н. Ремчукова. М.: Флинта: Наука, 2007. 136 с.
26. Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник.
Для работников печати. — М.: Книга, 1981.
27. Саевич С.Т., Шахматова М.А. Сборник лексико-грамматических упражнений. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. - 148 с.
28. Шведова Н.Ю. (гл. ред.). Русская грамматика. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 1980.
29. Шведова Н.Ю. Глагол как доминанта русской лексики // Филологический сборник: К 100-летию со дня рождения акад. В.В. Виноградова. - М.: ИРЯ, 1995.
30. Э.В. Кузнецова Лексикология русского языка.М., 1989.
Список источников
31. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». [Электронный ресурс] код доступа http://az.lib.ru/d/dostoewskii f m/text 0060.shtml
32. Корпус русского языка [Электронный ресурс]. Код доступа http:// www.ruscorpora.ru/corpora-intro.html
33. Русский Викисловарь [Электронный ресурс]. Код доступа https://ru.wiktionary.org/