Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АРКТИКА КАК ОБЪЕКТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Работа №62089

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общая геоэкономическая характеристика Арктики как геополитического региона 6
1.1 Физико-географическая характеристика Арктики 6
1.2 Природные ресурсы и экономический потенциал Арктического
региона 10
Глава 2.Полтика прав на разграничение сфер влияния между странами региона 24
2.1 История закрепления арктических зон прилегающих к Северному
Ледовитому океану 24
2.2 Правовой режим мореплавания и прибрежных водах приарктических
государств 35
Глава 3. Стратигическое значение Североморского пути в освоении региона и защита национальных интересов РФ 45
3.1 Статус и правовой режим Североморского пути 45
3.2 Правовой режим мореплавания в прибрежных водах приарктических
государств 48
Глава 4. Арктика — регион столкновения интересов ведущих стран мира..52
Заключение 61
Список использованных источников 


В последнее время наблюдается устойчивый рост интереса к Арктике как основных региональных игроков пять официальных арктических стран — Россия, США, Канада, Норвегия и Дания, так и других стран мира и ряда международных организаций НАТО, ЕС.
Вопросы о национальной принадлежности недр данного региона, для многих северных стран стали первоочередными, что, в свою очередь, повысило вероятность столкновения национальных интересов в Арктике и возникновения там кризисных ситуаций.
Особое место в глобальных и региональных международных отношениях занимает Россия, так как является одной из ведущих морских держав. Она обладает уникальным географическим положением, а кроме того, Россия внесла огромный вклад в изучение Северного Ледовитого океана и в развитие морского судоходства в этом регионе.
В соответствии с этим статусом, наша страна должна установить и поддерживать свои основные национальные интересы в Северном Ледовитом океане, заключающиеся в обеспечении суверенитета Российской Федерации во внутренних морских и территориальных водах, а также в воздушном пространстве над ними, на дне и в недрах.
Добиться этого государство может лишь путем проведения активной социально-экономической политики, согласованной по функциональным и региональным направлениям. Одним их таких направлений должно стать развитие Арктического региона.
Цель дипломной работы: во — первых изучить природные ресурсы и экономический потенциал Арктического региона, во-вторых, рассмотреть международно-правовое законодательство регулирующее правовой статус арктических зон, в-третьих - выделить геополитические, геоэкономические интересы России в Арктике.
Для реализации поставленной цели, можно обозначить следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- на основе анализа источников построить схему исследования особенностей арктического геоэкономического пространства (особенностей
географического положения, ресурсного потенциала Арктики, стратегического значения Североморского пути в освоение региона, правое разграничения сфер влияния между странами региона) ;
-отразить современное состояние международных отношений, и тенденции развития международного законодательства по вопросам Арктики;
-выделить характер и направленность стратегических интересов России в данном регионе
Объект исследования: Арктика — часть глобального геополитического пространства.
Предметом исследования — геополитические и геоэкономические интересы России в Арктическом регионе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из выше изложенного, можно подвести следующий итог. Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый Океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора.
Все страны, рассматривают ресурсы Арктики, как достояние всего человечества, и потому освоение ее природных богатств должно проходить в рамках максимально широкого международного сотрудничества.
Все желающие и имеющие для этого технические и финансовые возможности должны иметь доступ к эксплуатации ресурсов этого региона, а для этого необходимо выработать дополнительные международно-правовые договоренности.
Это особенно важно в условиях усиления процессов глобализации и с учетом необходимости встраивания России в новую геоэкономическую модель мирового развития как полноценного глобального игрока.
Тем самым было признано, что Арктика является объектом особой политики государства в силу своей специфичности и особенностей, отличающих ее от других регионов страны.
Кроме этого в данном регионе земного шара сложилась весьма неоднозначная ситуация, правовая (международно-правовая) оценка которой и тем более рекомендации по прогрессивному развитию соответствующих норм требуют предельно взвешенного подхода.
С одной стороны, мировое сообщество признает территориальные приобретения и особые интересы и права арктических государств, в том числе России, в данном регионе.
С другой - все настойчивее голоса в пользу выработки специального международно-правового режима данного региона по аналогии с Антарктическим регионом.
Нахождение разумного баланса данных подходов - вопрос политически острый, требующий всестороннего анализа проблематики.
При этом особенно важен этот регион для утверждения Россией своего глобального геополитического статуса — статуса “географической оси истории”.
Общий ритм геополитических процессов в настоящее время таков, что вопрос геополитической реорганизации Севера в соответствии с вышеперечисленными геополитическими константами является в высшей степени актуальным, насущным делом.
Для формирования целостной системы стимулов развития арктической зоны необходимо укрепление позиций Российской Федерации в этом регионе планеты с учетом факторов, которые станут определяющими в мировой экономике и глобальной политике.
Даже для того, чтобы сохранить статус-кво, необходимо немедленно начать геополитическую реорганизацию всех этих пространств.
И не случайно 11 декабря 2011 года, президент РФ Дмитрий Медведев, на встрече с работниками предприятия "Амуркабель", заявил: «Россия будет отстаивать свои интересы в Арктике, и вкладывать средства в исследования в регионе».
"Все решения об этом не просто подготовлены - они приняты", - подчеркнул он. "Если мы этого делать не будем, там будут хозяйствовать другие страны", - уточнил Медведев. "Арктика, регион Северного Ледовитого океана - это прилегающие к нам моря, это наша территория, наши пространства", - подчеркнул президент. "Если мы не будем вкладываться в это, туда придут внерегиональные государства", - предупредил он.
Минрегионом и Советом по изучению производительных сил по поручению президента РФ в рамках национальной политики России в Арктике ранее была разработана стратегия развития Арктической зоны.
Большое значение имеет дальнейшее развитие национального транспортного коридора - Северного Морского Пути - кратчайшего коридора, соединяющего Европу с Дальним Востоком и Северной Америкой.
Потенциальные грузы для этого коридора это не только транзит между портами Западной Европы, Дальнего Востока и Северной Америкой и Юго - Восточной Азии. Сегодня до 9 млн. тонн российских металлов и удобрений экспортируется в Юго-Восточную Азию южным морским маршрутом через Суэцкий канал, а могли бы идти по Севморпути.
В сентябре 2008 года президентом РФ были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Задача стратегии - создание единой нормативно-правовой базы и системы управления арктическими территориями. Основной элемент стратегии - госпрограмма "Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы", в которой прописаны конкретные меры стимулирования экономики и совершенствования правовых норм.
Стратегическими приоритетами государственной политики России являются:
1) осуществление активного взаимодействия РФ с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов РФ, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны РФ;
2) наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил;
3) укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами. Активизация экономического, научнотехнического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;
4) содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции РФ и в соответствии с международными договорами РФ;
5) активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия - Европейский союз;
6) разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген;
7) совершенствование системы государственного управления социальноэкономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;
8) улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;
9) развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;
10) модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.
Таким образом, судьба России напрямую связана с геополитической судьбой Севера. Этот закон является базой ее грядущей геополитики.



1. Конвенция по морскому праву, Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года. // Собрание законодательства Российской Федерации.1 декабря 1997 г., N 48. [Электронный ресурс] // СПС "Г арант"
2. Декларация об учреждении Арктического Совета, Оттава,19 сентября 1996г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 марта 1997 г., N 56. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире". // Российская газета.5 мая 1995 г. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"
4. Указ Президиума Верховного Совета СССР "О континентальном шельфе Союза ССР" 1968 г. // Свод законов СССР, т.2, 1969 г. 5. [Электронный ресурс] // СПС "Г арант"
5. Закон СССР "О государственной границе" 1982 г. // Свод законов СССР, том 8, II полугодие 1983 г. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"
6. Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. // Российская газета.4 мая 1993 г. N 84. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"
7. Федеральный закон от 22 января 2004 года N 2039-1 « О недрах» // СЗ РФ. 2002. N 30. СТ. 232.

1. Барциц И.Н. О правовом статусе российского арктического сектора./И.Н. Барциц // Право и политика. 2000. №12
2. Барсегов, Ю.Г. Территория в международном праве / Ю.Г. Барсегов. - М., 1958.
3. Голицын В.В. Антарктика: международно-правовой режим/B.B. Голицын. - М., 1983.
4. Колодкин А. Российский флаг на Северном полюсе / А. Колодкин, С. Гландин // Международная жизнь. — 2007. — № 9. — С. 3—15. — (Политика).
5. Международное право. / Под ред. Колосова, Кривчикова.- М. ,2000.- с. 418
6. Овлащенко, А.В. Формирование арктической политики ЕС / А. В. Овлащенко // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 7. — С. 28—36.
7. Юшкин Н.П. Арктика в стратегии реализации топливно-энергетических перспектив / Под ред. В.Е. Фортова, Ю.Г. Леонова. - М.: Наука, 2006. - С. 254
8. Яковлев А.И., Харлов И.Л. Регулирование судоходства в зарубежной Арктике./ А.И. Яковлев, И.Л. Харлов — М., 2002. -с. 125.
9. Яновский М.В. Правовой статус Арктики. /М.В. Яновский - М., 2005. - с.123.
10. Арктика и безопасность России [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа http://www.fondsk.ru, свободный. - Загл. с экрана
12. Арктические горизонты стратегии России: современная динамика [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа http://www.finanal.ru, свободный.- Загл. с экрана
13. Бои международного значения на арктическом направлении
[Электронный реурс]// Режим свободного доступа http://www.arms-expo.ru, свободный.- Загл. с экрана
14. Кочемасов Ю.В., Моргунов Б. А., Соломатин В. И.
Экологоэкономическая оценка перспективы развития Арктики/ Экология и энергетика [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа
http://www.ecoenergy.ru, свободный.- Загл. с экрана
15. Медведев защитил арктические притязания России от соседних стран [Электронный ресурс]//Режим свободного доступа http://www.newsru.com, свободный.- Загл. с экрана
16. Национальные экономические интересы и тенденции развития морских перевозок углеводородных ресурсов в Арктике / Апатиты: КНЦ РАН, 2009. — с.163
17. Потепление в Арктике и создание инфраструктуры по освоению региона
(Мониторинг федеральных СМИ: 25 июня — 1 июля 2012 года)
[Электронный ресурс]// Режим свободного доступа http://www.arctic-info.ru, свободный. - Загл. с экрана
18. Развитие международного сотрудничества в Арктике [Электронный ресурс] //Режим свободного доступа http://www/pomorsy.ru, свободный. — Загл. с экрана
19. Россия вступила в борьбу за передел территорий на Южном и Северном полюсах [Электронный ресурс]//Режим свободного доступа http://www.newsru.com, свободный.- Загл. с экрана .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ