Введение 3
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования 5
1.1 Физическая подготовка в футболе, ее особенности и виды 5
1.2 Виды скоростных способностей и их характеристика 8
1.3 Средства и методы развития скоростных способностей 14
1.4. Возрастные особенности развития скоростных способностей 23
Глава 2. Методы и организация исследования 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 31
Глава 3. Анализ результатов педагогического эксперимента 33
3.1. Экспериментальная методика развития скоростных способностей
футболистов школьной секции 33
3.2. Диагностика развития скоростных способностей футболистов 15-16 лет 35
3.3. Влияние экспериментальной методики на развитие скоростных
способностей и обсуждение результатов 36
Выводы 40
Практические рекомендации 41
Список литературы 42
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследования. Специалисты современного футбола отмечают растущий интенсификацией к игре, связывая это с высоким уровнем индивидуального мастерства игроков, высокой степенью импровизаций, большим арсеналом тактических средств игры, преобладанием атакующих действий над обороной.
В связи с этим, физическая подготовка в футболе является очень важной. Совершенствование техники, тактики и физической подготовки должно быть на высоком уровне. Значительно продвинулся в этом направлении и отечественный футбол. Не потеряв высокой техники и сильной тактики, наши футболисты стали более боеспособными, после того как специалисты признали, что только при условии достижения футболистами значительной физической подготовленности развитая техника и тактика могут быть максимально полезными.
Во время игры одни технические действия сменяются совершенно другими в постоянно меняющихся ситуациях, двигательная деятельность футболистов постоянно меняется.
Футбол требует проявления значительных скоростных способностей: игроки должны проявлять их при выполнении движений с мячом и без мяча, в очень короткие отрезки времени. Чтобы делать на футбольном поле значительные ускорения, прыжки за мячом, бить по воротам соперников с расстояния 25-30 шагов или делать длинные передачи партнеру через все поле, останавливаться и резко менять направление бега, футболист должен обладать хорошими скоростными качествами.
Цель работы - повысить уровень скоростных способностей футболистов 11-12 лет занимающихся в школьной секции.
Объект исследования - процесс физической подготовки школьников старших классов.
Предмет исследования - методика развития скоростных способностей футболистов 11-12 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику развития скоростных способностей футболистов 11 -12 лет.
3. Оценить эффективность экспериментальной методики по развитию скоростных способностей юных футболистов.
Гипотеза исследования состояла в том, что развитие скоростных способностей футболистов 11 -12 лет будет протекать наиболее эффективно, если в процессе подготовки применять разработанные нами комплексы специальных упражнений, используя метод интервальной подготовки.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемая нами методика позволит повысить уровень скоростных способностей юных футболистов, что обусловлено важностью при дальнейшей специализации на занятиях в секции футбола.
1. В результате исследования литературных источников и личных наблюдений, было установлено, что достижение высоких спортивных результатов возможно путем достижения высокой физической подготовленности игроков. Скорость - одно из главных физических качеств футболистов, которое определяет на данный момент современный футбол.
2. Разработана методика развития скоростных способностей игроков 11-12 лет, которая заключалась в применении разработанного нами комплекса специальных упражнений, с использованием метода интервальной тренировки.
3. Результаты сравнительного анализа этих контрольных тестов, полученные до и после педагогического эксперимента, убедили нас в обоснованности гипотезы. Так, в тесте "бег 30м" в экспериментальной группе результат улучшился на 0,2 секунды., и в управлении 0,1 секунды. В тесте "Пробег 60м" в опытной группе прирост составил 0,3, а в контроле 0,2. В тесте "Челночный бег 3x10m" в экспериментальной группе результат улучшился на 0,3
1. Абдулкадыров А.Л. Соотношение физической и технической подготовки юных футболистов 11-14 лет на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1985. 18 с.
2. Аванесов В.У., Лукин Ю.К. Исследование влияния дозировки упражнений на эффективность развития скоростно-силовых качеств. Проблемы физического воспитания студентов. // Материалы III республиканской научной конференции. - Баку, 1963. - 190с.
3. Аванесов В.У., Лунин Ю.К. К вопросам совершенствования методики развития физических качеств футболистов высокого класса. Проблемы физического воспитания студентов. // Материалы II республиканской научной конференции. - Баку, 1981. - 174с.
4. Адамбеков К.И., Адамбеков М.И. Динамика физической подготовки юных футболистов в годичном цикле тренировки. Сборник научных статей, Алма- Ата, 1985г.- с 75-80.
5. Адамбеков К.И., Адамбеков М.И. Управление физической подготовкой спортсменов. Сборник научных статей: Алма-Ата, 1985г.- с.40-43
6. Адамбеков К.М.Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. 16 с.
7. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дисс. - Омск, 1983. - 31с.
8. Азарова И.В.Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1983. 22 с.
9. Алексеев В.А. Физиологические аспекты футбола. М, ФиС, 1986г.- 86 с.
10. Антипов А.В.Формирование специальных скоростно-силовых
способностей 12-14-летних футболистов в период полового созревания: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002. 22 с.
11. Беликов В.И. Особенности проявления взаимосвязи двигательных качеств и техники в беге с максимальной скоростью у детей школьного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук: М., 1983г.-19с.
12. Бизанц Г. Основные положения предсезонной подготовки юных футболистов // Зарубежные научные исследования. Вып. I. - М.: ФиС, 1992. - 177с.
13. Бойченко Б.Ф.Методика комплексного контроля в процессе отбора юных футболистов: Методические рекомендации. М., 1984. 29 с.
14. Брейкин А.В. Футбол в коллективах физкультуры. М. ФиС, 1979г.-140 с.
15. Бриль М.С.Принципы и методические основы активного отбора школьников для спортивного совершенствования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1987. 47 с.
16. Голомазов С.В. Футбол. Универсальная техника атаки (Текст): Уч.- методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - 2-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 80 с.
17. Дегтярев В.П.. Нормальная Физиология.М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2006.С.960
18.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания/ В.М, Зациорский. - М.: Советский спорт, 2008.С.850
19. Искусство подготовки высококлассных футболистов (Текст): Науч.- методич.пособие/ Под.ред.проф.Н.М.Люкшинова. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. - 432 с.
20. Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных футболистов // Теория и методика футбола. - М.: Олим- пия, 2007. - С. 1012.
21. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.: Олимпия; Человек, 2007. [1 этап (8-10 лет) - 111 с.; 2 этап (11-12 лет) - 204 с.; 3 этап (13-15 лет) - 310 с.; 4 этап - 165 с.].
22. Койнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие/ Э.Б Койнова - М.: ИНФА, 2007.С 740