Содержание: 1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования 6
1. Сущность возрастного кризиса 6
2. Кризис семи лет и его симптоматика 11
3. Направления педагогической помощи в кризис 7 лет 16
Заключение 21
Список использованной литературы 24
Актуальность исследования. Реформа российского образования за последние годы внесла существенные изменения в систему обучения и воспитания школьников, опираясь на требования современного общества, которое нуждается в физически и психически здоровых и развитых личностях.
Знакомство ребенка с социальной средой и ее требованиями начинается с начальной школы, где он получает необходимые знания и навыки, которые служат основой для адаптации в обществе и построения дальнейшей жизни.
Однако познание окружающего мира у ребенка протекает не так гладко, как хотелось бы. В семь лет ребенок переживает кризис, который тесно связан с физиологическими и психическими изменениями в его организме, и с поступлением в школу, с приобретением статуса школьника, и с адаптацией в школе.
Сегодня в науке активно уделяют внимание «возрастной периодизации», «кризису семи лет», «адаптации ребенка в школе» и «педагогической помощи ребенку в кризис семи лет».
Ранее проблемой возрастной периодизации и кризисом семи лет занимались многие известные ученые. Видные деятели психолого-педагогической среды, всегда связывали «кризис семи лет» с началом школьного обучения. Данный вопрос в своих работах исследовал советский психолог Л.С. Выготский. Он называл «кризис семи лет – переходной ступенью в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник»[5].
Аспекты возрастной периодизации и кризис семи лет у младшего школьника интересовали и других не менее известных научных деятелей таких, как: П.П. Блонский, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и другие. Благодаря их деятельности был получен богатый материал для дальнейшего изучения и анализа.
В педагогической практике учителя также не оставляют без внимания кризис семи лет у младшего школьника. Они, для ребенка в первом классе, во многих вопросах являются авторитетом и зачастую оказывают большое влияние на него, в отличие от родителей, которые, столкнувшись в «плотную» с кризисными новообразованиями и изменениями в поведении их чада, не знают, что им делать и как вести себя со своим ребенком.
Таким образом, на классного руководителя ложится большая ответственность, которая заключается в оказании грамотной педагогической помощи, в первую очередь, ребенку, а затем его родителям. Такая помощь может проявляться в поддержке учителя, его понимании, умении выслушать, дать педагогический совет и рекомендации.
Более того, оказывая помощь школьнику в преодолении кризиса семи лет, учитель автоматически закладывает в нем основу для применения во взрослом будущем. Он дает ребенку особые навыки и умения, которыми человек может пользоваться на протяжении всей жизни.
Изучая проблему в настоящей работе, мы поставили перед собой следующий вопрос: в чем конкретно заключается педагогическая помощь младшему школьнику в период кризиса 7 лет?
Цель исследования: теоретически изучить направления педагогической помощи в кризисе 7 лет у ребенка.
Объект исследования: кризис 7 лет.
Предмет исследования: направления педагогической помощи в период кризиса 7 лет у ребенка.
Исходя из выдвинутой цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научные подходы в рассмотрении понятия «возрастная периодизация», «кризис семи лет» и «педагогическая помощь».
2. Охарактеризовать особенности переходного периода в развитии «кризиса 7 лет».
3. Выявить направления педагогической помощи, оказываемой младшему школьнику в период кризиса 7 лет.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы).
Итак, наша исследовательская работа посвящена актуальному в настоящее время вопросу педагогической помощи младшему школьнику в кризисе 7 лет.
В современной действительности весьма насущной может считаться потребность в грамотном, воспитанном, физически и психологически здоровом поколении.
Осознанная встреча ребенка с обществом, по большому счету, происходит именно в начальной школе. Школа дает человеку набор знаний и навыков, необходимый для формирования личности.
Главным помощником в освоении детьми окружающего мира – является педагог, на него–то и возлагает социум всю ответственность за обучение, воспитание и формирование личности, здравомыслящей и полезной социальному окружению.
К сожалению, познание общественной и природной среды у ребенка протекает не так гладко, как хотелось бы. В семь лет ребенок переживает кризис, который тесно связан с физиологическими и психическими изменениями в его организме, и с поступлением в школу, с приобретением нового статуса, и с адаптацией в школе. Поэтому перед учителем стоит важная задача – оказать необходимую помощь учащимся в успешном приспособлении к окружающим их условиям.
При подробном анализе психолого–педагогической литературы по теме изучаемой проблемы педагогической помощи младшему школьнику в кризис семи лет, мы можем сделать ряд некоторых выводов.
Первый шаг в изучении кризисов развития, способствующий дальнейшей навигации – это обратиться к понятию возрастной периодизации, под которой понимается система структуризации жизни человека, позволяющая разграничить не только его жизненный путь на отрезки, но и проследить ход его исторического, психического и социального развития.
Классифицировать возрастные периоды можно по разным критериям, например, с точки зрения диагностики стабильного и кризисного развития ребенка (Л.С. Выготский), или же по ведущему типу деятельности (Д.Б. Эльконин). На этот счет, у каждого автора своя градация кризисных возрастов.
Вытекающим понятием из классификаций возрастных периодизаций выступает кризис, который определяется как переломный этап в жизни человека, характеризующийся разрушением одной ситуации развития и возникновением другой, которая больше соответствует новому уровню его психологического развития.
Под сущностью возрастного кризиса понимают изменения, происходящие в психике, в организме человека; формирование качественно–личностных новообразований в его поведении, позволяющих адаптироваться к новой ситуации развития.
Вторым шагом было углубленное изучение понятия кризиса семи лет, что позволило нам выявить массу его особенностей.
Так, необходимо отметить, что кризис семи лет – это особый период в жизни ребенка, связанный с рождением его «социального Я», а также со сменой ведущей деятельности, с потерей детской непосредственности и возникновением у него различных новообразований в психическом и физическом развитии.
Авторы научных работ по интересующей нас тематике в качестве наиболее ярких симптомов кризиса семи лет выделяют манерничанье, капризность, искусственное поведение, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость.
Более того, кризисный период семи лет знаменуется сменой ведущей деятельности. Несмотря на это, игра не сразу переходит в учебную деятельность и занимает важное место в успешном развитии и обучении ребенка.
Для нейтрализации воздействия кризиса на процесс школьной деятельности ребенка следует использовать педагогическую помощь и понимать ее направления.
Мы выяснили, что педагогическая помощь – это определенная система мер, с помощью которых, учитель ставит перед собой цель – принести ребенку облегчение в каких–либо сложных для него ситуациях, а также создает условия для развития личности ребенка.
Существует множество направлений педагогической помощи, среди которых часто встречаются такие как: организация доверительного общения с ребенком и формирование у него позитивного настроя к обучению в школе; проведение диагностик, выявляющих индивидуальные особенности и возможности детей; работа с родителями; организация взаимодействия с психологом.
Обозначенные направления имеют огромное значение в оказании помощи ребенку и его родителям, по благополучному разрешению кризисного периода семи лет.
Подводя итоги, можно сказать, что задачи работы выполнены.
Конечно же, мы понимаем, что данная проблема педагогической помощи младшему школьнику помимо теоретического анализа требует подробного изучения на практике. Но на данном этапе, мы можем сказать, что цель, поставленная перед нами, достигнута и работа завершена.
1. Андриевская К. Энциклопедия мудрости. – Тверь: РООССА, 2010. – 813 с.
2. Андриенко Н.К. Семейная среда как фактор успешной адаптации ребенка к школьному обучению//Начальная школа плюс до и после – 2013. – №12. – С.47.
3. Арапова П.И. Организация взаимодействия с детьми в кризисные периоды 7 лет. – Новосибирск: Логос, 2004. – 22с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2004. – 512с.
6. Газман О. С. Неклассическое воспитание. – М.: МИРОС, 2002. – 296с.
7. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.– М.: ЗАО Изд– во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 736 с.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково–образовательный. 4– е изд. – М.: Рус. яз., 2006. – Кн.2. – 607с.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.
10. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями)/ Я.А. Коменский. – М.: Карапуз, 2008. – 288 с.
11.Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста//Вопросы психологии – 1996. – № 6. – С.65–75.
12. Крылова Н. Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272с.
13. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. Авторский сборник. – М.: Смысл, 2009. – 426с.
14. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – Спб.: Издательство «Речь», 2007. – 136 с.
15. Медведева Л. Н. Особенности работы с первоклассниками//Начальная школа – 2012. – № 9. – С. 54.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола,1995. –360с.
17. Петровский А. В. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 2012. – 494 с.
18. Поливанова К. Н. Возрастные кризисы: К. семи лет; К. подростковый // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – Спб .:«Питер», 1999. – 567 с.
19. Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6–7–летнего возраста//Вопросы психологии. –1986. –№ 4. – С. 36–43.
20. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 3–е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 507 с.
21.Феоктистова С.В., Васильева Н. Н. Теоретические подходы к организации взаимодействия педагогов и психологов по обеспечению адаптации детей к обучению в школе// Начальная школа плюс до и после – 2014. - № 2. – С.8.
22.Хафизова Н. Е. Адаптация первоклассников к учебному процессу//Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 1. – С.1.
23. Шнейдер Л. Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога//Школьный психолог. – 2009. – № 22. – 44 с.
24. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
25.http://studbooks.net/1634350/psihologiya/soprovozhdeniya_cheloveka_period_prohozhdeniya_vozrastnyh_krizisov_opyte_raboty_sotsialnyh_pedagogov_psihologov
26.http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/166-vozrastnaya-psixologiya/2187-tablicza-po-vozrastnoj-periodizaczii-frejd-erikson-piazhe