СОДЕРЖАНИЕ: 2
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С МИФОЛОГИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ 7
1.1. Мифологический текст в системе современного литературного образования младших школьников 7
1.2. Восприятие мифологического текста младшими школьниками 12
1.3. Методика работы с мифологическими текстами в начальных
классах 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С МИФОЛОГИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Анализ учебно-методических комплектов по литературному чтению в начальных классах по изучаемой проблеме 24
2.2. Диагностика уровней развития восприятия мифологических текстов младшими школьниками 29
2.3. Программа работы с мифологическим текстом в начальной школе 35
2.4. Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы 64
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список используемой литературы: 74
Приложение №1 80
Приложение №2 90
Актуальность темы. Современное общество диктует свои условия к воспитанию и обучению личности, способной к нестандартному решению поставленных задач, к быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения в окружающей их социальной среде. Главным исполнителем выдвигаемых социумом потребностей в творческих людях является начальная школа. Именно она закладывает основную базу ребенку, дает ему представления об окружающем мире.
Подчиняясь требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и Основной Общеобразовательной Программе, школа выполняет заказ и обеспечивает формирование творческой личности через учебную деятельность.
Среди основных дисциплин в начальных классах важное место занимают уроки литературного чтения, являющиеся фундаментом для всего последующего обучения, формирующие не просто личность, но и грамотного читателя, способного к самостоятельному поиску знаний и умений учиться, проявлять свое творчество. Чтение дает учащимся возможность развить себя, полноценно освоить духовный опыт нескольких поколений на практике, научиться выражать свою точку зрения, развивать творческое мышление, воображение и фантазию, а также уважать культуру других народов. Знакомство с мифами в рамках учебного процесса помогает детям относиться с почтением к людям других национальностей и к их традициям.
К сожалению, учителя редко уделяют время работе с мифологическими текстами, чаще оставляя их в качестве домашнего задания для самостоятельного чтения.
Изучение мифов и легенд заявлено в Основной образовательной программе начального общего образования, однако, в учебно-методических комплексах отведено на них одно или несколько занятий.
Более того, учащиеся сталкиваются с мифами в повседневной жизни, просматривая фильмы и мультфильмы, например, «Русалочка», «Моана», «Синдбад и легенда семи морей», «Атлантида», и другие экранизации, содержащие сюжеты, элементы, имена и названия из мифов. Общаясь с людьми, дети слышат устойчивые выражения, значения которых, можно понять только после чтения того или иного мифа, например, «верная Пенелопа» - «Одиссей», «вещая Кассандра» - «Агамемнон» и т. д. Поэтому, темой нашего исследования является «Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе».
Проблема исследования: каковы особенности работы с мифологическими текстами на уроках литературного чтения.
Цель исследования: составить программу работы с мифологическими текстами для младших школьников.
Объект исследования: особенности восприятия учащихся при работе с мифологическим текстом.
Предмет исследования: методика работы с мифологическим текстом в начальной школе.
Гипотеза: Работа с мифологическим текстом будет эффективна при условии:
- включения в процесс обучения занятий, направленных на знакомство с мифологическим текстом;
- адаптации мифологического текста в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Исходя из темы, цели работы, объекта, предмета и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности восприятия мифологического текста младшими школьниками на современных уроках литературного чтения.
3. Проанализировать учебно-методические комплексы на наличие мифологического материала в учебниках по литературному чтению.
4. Разработать программу, пособие и цикл занятий по литературному чтению, направленных на работу с мифологическим текстом, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют труды педагогов в области мифологи: Воеводина Л. Н., Потебня А. А., Афанасьев А. Н., Пропп В. Я., Кун Н. А., Кемплбелл Дж. и другие;
в области педагогики и методики преподавания литературы в начальных классах: Никитина Л. А., Зарубина Светлана Павловна, Воюшина М. П. и многие другие.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 1080», школьное отделение № 4. В эксперименте принимало участие 25 человек.
Структура дипломной работы: Представленная работа состоит из введения, двух глав, с выводами по каждой из них, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определены актуальность исследования, обозначены цель, предмет, объект, гипотеза и задачи исследования.
В I главе «Теоретические основы работы с мифологическим текстом на современном уроке» раскрыто понятие «миф», обозначена актуальность изучения мифа в современной школе на уроках литературного чтения, а также описаны особенности восприятия мифологических текстов младшими школьниками и методика работы с мифологическими произведениями.
Во II главе «Опытно-экспериментальная работа с мифологическим текстом учащихся начальной школы» проанализированы учебно-методические комплексы по литературному чтению, на наличие в них мифологического материала, затем описана проведенная диагностика на выявление уровня восприятия мифологического текста младшими школьниками. В ней же содержится описание программы и проведенного цикла уроков по литературному чтению, направленных на работу с мифологическими текстами, а также указаны результаты повторной диагностики, определяющей эффективность опытно-экспериментальной работы.
В заключении подводятся итоги по всей исследовательской работе.
Список литературы содержит 65наименований.
Объем дипломной работы - 111 страниц.
Основные результаты по теме исследования опубликованы в статье: Савельева М. В. Олимпийские боги Древней Греции: Проектная деятельность младших школьников// Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов и молодых ученых. – 2018, - №7. – С. 88.
Данная исследовательская работа посвящена проблеме организации работы с мифологическими текстами в начальных классах.
При подробном изучении психолого-педагогической литературы, работ по культурологии, мифологии, филологии и истории, отражающих проблему нашего исследования по работе с мифологическим текстом в начальной школе, мы сделали следующие выводы:
1.Миф с греческого языка обозначает «слово», «предание», «сказание о богах и героях», основанное на фантазии и особенностях мировосприятия первобытных людей, объясняющее происхождение мира, процессы и явления, встречающиеся в окружающем мире, а также отражающее социально-психологическое и культурное развитие общества.
В качестве основных особенностей восприятия мифологического текста младшими школьниками выделяют: физическое и психическое развитие ребенка, отбор мифологического материала и способ подачи информации учителем. Стоит сказать о том, что дети начальных классов воспринимают миф как сказку так, как обоим жанрам свойственны следующие элементы: двоемирие, наличие волшебных предметов и животных-помощников, а также чуда и самое главное то, что в обоих жанрах главный герой проходит путь инициализации. Выделяют четыре уровня восприятия литературного текста детьми: фрагментарный, констатирующий, аналитический и концептуальный.
2.Методика работы с мифологическими текстами основывается на структуре обычной работы с художественным текстом, а именно: вступительная беседа учителя; первичное чтение произведения; лексическая работа; вторичное чтение; беседа по изученному мифу; подробный анализ произведения; выполнение задания или творческой работы по тексту.
На каждом этапе учащиеся отвечают на вопросы, предполагая, о чем будет произведение, затем читают текст, прорабатывая лексический материал, а потом отвечают на вопросы по тексту, отыскивая необходимую информацию в тексте.
3.Нами был проведен анализ учебно-методических комплексов («Школа России», «Школа XXI века», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа» и «Гармония», «Система Эльконина-Давыдова», «Ритм») по литературному чтению, с целью обнаружения в них мифологического материала. По результатам анализа мы выяснили, что в четырех из шести учебниках есть мифы, однако только в двух из них представлено разнообразие мифологических произведений и выделена отдельный раздел. 4.По нашей теме исследования была проведена опытно-экспериментальная работа в ГБОУ «Школа № 1080», школьное отделение № 4, в 3 «И» классе. В эксперименте участвовало 25 человек.
Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы было проведение диагностики выявления уровней восприятия младшими школьниками художественного текста, по результатам которой больше половины класса (16 человек) учащихся показало фрагментарный и констатирующий уровень восприятия произведения.
Затем, нами была разработана программа по знакомству детей с богами Древней Греции и мифами с их участием, а также проведен цикл уроков: Знакомство с Зевсом и Герой. Миф «Олимп»; Знакомство с Посейдоном. Миф «Атлантида»; Знакомство с Аполлоном. Миф «Дафна»; Знакомство с Артемидой. Миф «Керинейская лань»; Знакомство с Деметрой, Аидом и Персефоной. Миф «Похищение Персефоны»; Знакомство с Дионисом. Миф «Дар Мидаса». Тексты мифов были адаптированы с учетом возраста детей, на уроках прорабатывалась незнакомая лексика, разбирались крылатые выражения вида: «Петь дифирамбы», «Гераклов труд», «Олимпийское спокойствие», «Рог Амалфеи», «Второй раз родиться» и другие. На каждом занятии учащиеся выполняли разного рода задания, например, пересказ от лица героя, разыгрывание сценки, отгадывание кроссворда и так далее. Последней ступенью нашей трудоемкой и кропотливой работы было повторное проведение диагностики уровней восприятия художественного текста. По результатам диагностики нас порадовало то, что те дети, которые были на фрагментарном и констатирующем уровнях, поднялись до уровня «героя» (9 человек). Один ученик достиг уровня героя, хотя в первой диагностике был на фрагментарном уровне. При этом 3 человека, по результатам обеих диагностик, остались на прежнем уровне «героя». Однако были и те ученики, которые наоборот «сползли» с высокого уровня на уровни ниже. К счастью, таких детей не много. Всего 7 человек из 25.
Подводя итоги, можно сказать, что задачи нашей работы выполнены, гипотеза подтверждена.
1.Афанасьев А. Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения//Наука и образование – 1996. - № 4 – С. 52-59.
2.Афанасьев А. Н. Сказка и миф//Воспитание и образование – 1989. - № 12 – С. 28-34.
3.Афанасьев А. Н. «Происхождение мифа» Статьи по фольклору, этнографии и мифологии // Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. М.: Индрик, - 1996.– 640с.
4. Афанасьев А. Н. Русские народные сказки в 3-х томах – М.: Полииздат, - 1987. – 374с.
5. Баландин А. И. Мифологическая школа. — В кн.: Академические школы в русском литературоведении. М.: Наука, 1975, С. 61—77.
6.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества// Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, - 1979. – 423с.
7. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: Учебное пособие. — М.: Институт общегуманитарный исследований, - 2001. – 356с.
8.Воюшина М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений: под ред. Воюшиной М. П. – М.: Академия, - 2010. – 283с.
9. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Литературное чтение: 1 класс: учебники для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Дрова, 2011. – Ч. 1 – 133 с., - Ч. 2 – 140 с.
10. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Литературное чтение: 2 класс: учебники для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Дрова, 2011. – Ч. 1 – 160 с., - Ч. 2 – 162 с.
11. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Литературное чтение: 3 класс: учебники для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Дрова, 2011. – Ч. 1 – 162с., - Ч. 2 – 170 с.
12. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Литературное чтение: 4 класс: учебники для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Дрова, 2011. – Ч. 1 – 192с., - Ч. 2 – 196 с.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.– М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000– 736 с.
14.Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – 2-х томах. – 976 с.
15. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / под. ред. Виноградовой Н. Ф. – 4-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2013. – Ч.1 – 130с., - Ч. 2 – 132 с.
16.Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / под. ред. Виноградовой Н. Ф. – 4-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2013. – Ч.1 – 145 с., - Ч. 2 – 150 с.
17.Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / под. ред. Виноградовой Н. Ф. – 4-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2013. – Ч.1 – 192с., - Ч. 2 – 194с.
18. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / под. ред. Виноградовой Н. Ф. – 4-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2013. – Ч.1 – 204с., - Ч. 2 – 206с.
19. Кац Э. Э. Литературное чтение: 1 класс: в 2-х частях: комплект учеб. для нач. школы /под ред. Петровой И. А. – М.: Астрель, 2012. – Ч. 1 – 156 с., - Ч. 2 – 160 с.
20. Кац Э. Э. Литературное чтение: 2 класс: в 2-х частях: комплект учеб. для нач. школы /под ред. Петровой И. А. – М.: Астрель, 2012. – Ч. 1 – 170с., - Ч. 2 – 172 с.
21. Кац Э. Э. Литературное чтение: 3 класс: в 2-х частях: комплект учеб. для нач. школы /под ред. Петровой И. А. – М.: Астрель, 2012. – Ч. 1 – 174с., - Ч. 2 – 176с.
22. Кац Э. Э. Литературное чтение: 4 класс: в 2-х частях: комплект учеб. для нач. школы /под ред. Петровой И. А. – М.: Астрель, 2012. – Ч. 1 – 186с., - Ч. 2 – 190с.
23. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях: 4 – е изд. – М.: «Просвещение», 2014. – Ч.1 – 126 с., Ч. 2 – 130 с.
24. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях: 4 – е изд. – М.: «Просвещение», 2014. – Ч.1 – 146 с., Ч. 2 – 148 с.
25. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях: 4 – е изд. – М.: «Просвещение», 2014. – Ч.1 – 234 с., Ч. 2 – 244 с.
26. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях: 4 – е изд. – М.: «Просвещение», 2014. – Ч.1 – 245 с., Ч. 2 – 260 с.
27. Коджаспирова М. Г., Кождаспиров А. Ю. Педагогический словарь – М.: Академия, 2000. – 176 с.
28. Кубасова О. В. Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х частях: 12 - е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, - 2013 - Ч. 1 – 125 с., Ч. 2 – 120 с., Ч. 3 – 130 с.
29. Кубасова О. В. Литературное чтение: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х частях: 12 - е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, - 2013 - Ч. 1 – 124 с., Ч. 2 – 135с., Ч. 3 – 144с.
30. Кубасова О. В. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х частях: 12 - е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, - 2013 - Ч. 1 – 175 с., Ч. 2 – 164 с., Ч. 3 – 170 с.
31. Кубасова О. В. Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х частях: 12 - е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, - 2013 - Ч. 1 – 166 с., Ч. 2 – 170 с., Ч. 3 – 176 с.
32. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Йошкар – Ола Марийский полиграфическо – издательский комбинат, - 2000. – 492 с.
33. Кэмпбелл Дж. Мифы и личностные изменения. Путь к блаженству/Пер. О. Ю. Чекчурина. — СПб.: Питер, 2017. — 256 с.
34. Левидов А. М. Чтение и перечитывание//Автор-образ-читатель. – Л.: - 1997. – С.303-336.
35. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка и литературного чтения в начальных классах. – М.: Академия, - 2000. – 507 с.
36. Матвеева Е. И. «Литературное чтение». Учебник для 1 класса. «Введение в литературное чтение. Где прячется чудо?». - М.: ВИТА – ПРЕСС, - 2016. – 123с.
37. Матвеева Е. И. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса. «Введение в литературное чтение». - М.: ВИТА – ПРЕСС, - 2016. – 128с.
38. Матвеева Е. И. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса. - М.: ВИТА – ПРЕСС, - 2016. – 132с.
39. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Мир, созданный автором: 3 класс: в 2-х частях - М.: ВИТА-ПРЕСС, - 2015. – 168 с.
40. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Секреты рождения образа: 3 класс: в 2 -х частях - М.: ВИТА-ПРЕСС, - 2015. – 226 с.
41. Матвеева Е.И. «Литературное чтение. Детства чудная страна» - учебник, 1книга, 4 класс: - М.: «ВИТА-ПРЕСС», - 2014. – 246 с.
42. Матвеева Е.И. «Литературное чтение. Все мы – родом из детства» - учебник, 2 книга, 4 класс. М.: «ВИТА-ПРЕСС», - 2014. – 268 с.
43. Малиновский Б. Научная теория культуры / Бронислав Малиновский; Перев. с англ. Утехина И. В.: сост. и вступ. ст. А. К. Байбурина – 2-е изд. исп. – М.: ОГИ, - 2005. – 184 с.
44. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа: 3-е изд. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, - 2000. — 407 с.
45. Никитина Л. А., Зарубина С. П. Исследование мифов в начальной школе// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского – 2012. - №1. – С. 174-177.
46.Никитченков А.Ю. Русские народные мифологические рассказы как материал для литературного чтения / А.Ю. Никитченков //Начальная школа. – 2005. -№ 7. - С.51-57.
47.Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы/ О.И. Никифорова – М.: Наука, - 1972– 152 с.
48. Новлянская З. Н., Кудина Г. Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» //Народное образование. – 1995. - №11. – С. 159 – 165.
49. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой– 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990.– 921 с.
50. Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий / А.А. Потебня – М.: Книга по Требованию, 2012. – 422 с.
51. Потебня А. А. Эстетика и поэтика: история поэтики в памятниках и документах: под ред. Овсянникова М. Ф. – М.: Искусство, - 1976. – 614 с.
52. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп – М.: Искусство, - 1934. – 128 с.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – 2-е изд. – СПб.: Юпитер, 2002 – 720 с.
54. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа - 2003. - № 1. - С. 11-18.
55. Тохтахунова Е. В. Особенности формирования навыков исследования текста на основе мифов и легенд в начальной школе //Символ науки - 2015. - № 4. – С.197.
56. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии – Изд. Тбилиси: Мерани, - 1991. – 387с.
57.Чуракова Н. А. Литературное чтение. Учебник для 1 класса в 2-х частях. М.: Академкнига, - 2011. – Ч. 1 – 140 с., Ч. 2 – 146 с.
58.Чуракова Н. А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса в 2-х частях. М.: Академкнига, - 2011. – Ч. 1 – 145 с., Ч. 2 – 152 с.
59. Чуракова Н. А. Литературное чтение. Учебник для 3 класса в 2-х частях. М.: Академкнига, - 2011. – Ч. 1 – 180 с., Ч. 2 – 192 с.
60. Чуракова Н. А. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2-х частях. М.: Академкнига, - 2011. – Ч. 1 – 195 с., Ч. 2 – 205с.
61. Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии/ М. П. Чередникова - Ульяновск : Лаб. культурологии, 1995. – 237 с.
62. Эстес К. П. Бегущая с волками женский архетип в мифах и сказаниях: перев. Науменко Т. – М.: ИД «Гелиос», - 2002. - 496 с.
63. https://fgos.ru/
64. http://narodstory.net/ (дата обращения: 12.11.2019)
65. https://womanadvice.ru/bog-drevney-grecii-zevs-kak-vyglyadel-bog-gromoverzhec-mif-o-rozhdenii-zevsa (дата обращения: 12.11.2019)