Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе
|
СОДЕРЖАНИЕ: 2
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С МИФОЛОГИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ 7
1.1. Мифологический текст в системе современного литературного образования младших школьников 7
1.2. Восприятие мифологического текста младшими школьниками 12
1.3. Методика работы с мифологическими текстами в начальных
классах 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С МИФОЛОГИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Анализ учебно-методических комплектов по литературному чтению в начальных классах по изучаемой проблеме 24
2.2. Диагностика уровней развития восприятия мифологических текстов младшими школьниками 29
2.3. Программа работы с мифологическим текстом в начальной школе 35
2.4. Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы 64
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список используемой литературы: 74
Приложение №1 80
Приложение №2 90
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С МИФОЛОГИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ 7
1.1. Мифологический текст в системе современного литературного образования младших школьников 7
1.2. Восприятие мифологического текста младшими школьниками 12
1.3. Методика работы с мифологическими текстами в начальных
классах 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С МИФОЛОГИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Анализ учебно-методических комплектов по литературному чтению в начальных классах по изучаемой проблеме 24
2.2. Диагностика уровней развития восприятия мифологических текстов младшими школьниками 29
2.3. Программа работы с мифологическим текстом в начальной школе 35
2.4. Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы 64
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список используемой литературы: 74
Приложение №1 80
Приложение №2 90
Актуальность темы. Современное общество диктует свои условия к воспитанию и обучению личности, способной к нестандартному решению поставленных задач, к быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения в окружающей их социальной среде. Главным исполнителем выдвигаемых социумом потребностей в творческих людях является начальная школа. Именно она закладывает основную базу ребенку, дает ему представления об окружающем мире.
Подчиняясь требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и Основной Общеобразовательной Программе, школа выполняет заказ и обеспечивает формирование творческой личности через учебную деятельность.
Среди основных дисциплин в начальных классах важное место занимают уроки литературного чтения, являющиеся фундаментом для всего последующего обучения, формирующие не просто личность, но и грамотного читателя, способного к самостоятельному поиску знаний и умений учиться, проявлять свое творчество. Чтение дает учащимся возможность развить себя, полноценно освоить духовный опыт нескольких поколений на практике, научиться выражать свою точку зрения, развивать творческое мышление, воображение и фантазию, а также уважать культуру других народов. Знакомство с мифами в рамках учебного процесса помогает детям относиться с почтением к людям других национальностей и к их традициям.
К сожалению, учителя редко уделяют время работе с мифологическими текстами, чаще оставляя их в качестве домашнего задания для самостоятельного чтения.
Изучение мифов и легенд заявлено в Основной образовательной программе начального общего образования, однако, в учебно-методических комплексах отведено на них одно или несколько занятий.
Более того, учащиеся сталкиваются с мифами в повседневной жизни, просматривая фильмы и мультфильмы, например, «Русалочка», «Моана», «Синдбад и легенда семи морей», «Атлантида», и другие экранизации, содержащие сюжеты, элементы, имена и названия из мифов. Общаясь с людьми, дети слышат устойчивые выражения, значения которых, можно понять только после чтения того или иного мифа, например, «верная Пенелопа» - «Одиссей», «вещая Кассандра» - «Агамемнон» и т. д. Поэтому, темой нашего исследования является «Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе».
Проблема исследования: каковы особенности работы с мифологическими текстами на уроках литературного чтения.
Цель исследования: составить программу работы с мифологическими текстами для младших школьников.
Объект исследования: особенности восприятия учащихся при работе с мифологическим текстом.
Предмет исследования: методика работы с мифологическим текстом в начальной школе.
Гипотеза: Работа с мифологическим текстом будет эффективна при условии:
- включения в процесс обучения занятий, направленных на знакомство с мифологическим текстом;
- адаптации мифологического текста в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Исходя из темы, цели работы, объекта, предмета и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности восприятия мифологического текста младшими школьниками на современных уроках литературного чтения.
3. Проанализировать учебно-методические комплексы на наличие мифологического материала в учебниках по литературному чтению.
4. Разработать программу, пособие и цикл занятий по литературному чтению, направленных на работу с мифологическим текстом, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют труды педагогов в области мифологи: Воеводина Л. Н., Потебня А. А., Афанасьев А. Н., Пропп В. Я., Кун Н. А., Кемплбелл Дж. и другие;
в области педагогики и методики преподавания литературы в начальных классах: Никитина Л. А., Зарубина Светлана Павловна, Воюшина М. П. и многие другие.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 1080», школьное отделение № 4. В эксперименте принимало участие 25 человек.
Структура дипломной работы: Представленная работа состоит из введения, двух глав, с выводами по каждой из них, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определены актуальность исследования, обозначены цель, предмет, объект, гипотеза и задачи исследования.
В I главе «Теоретические основы работы с мифологическим текстом на современном уроке» раскрыто понятие «миф», обозначена актуальность изучения мифа в современной школе на уроках литературного чтения, а также описаны особенности восприятия мифологических текстов младшими школьниками и методика работы с мифологическими произведениями.
Во II главе «Опытно-экспериментальная работа с мифологическим текстом учащихся начальной школы» проанализированы учебно-методические комплексы по литературному чтению, на наличие в них мифологического материала, затем описана проведенная диагностика на выявление уровня восприятия мифологического текста младшими школьниками. В ней же содержится описание программы и проведенного цикла уроков по литературному чтению, направленных на работу с мифологическими текстами, а также указаны результаты повторной диагностики, определяющей эффективность опытно-экспериментальной работы.
В заключении подводятся итоги по всей исследовательской работе.
Список литературы содержит 65наименований.
Объем дипломной работы - 111 страниц.
Основные результаты по теме исследования опубликованы в статье: Савельева М. В. Олимпийские боги Древней Греции: Проектная деятельность младших школьников// Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов и молодых ученых. – 2018, - №7. – С. 88.
Подчиняясь требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и Основной Общеобразовательной Программе, школа выполняет заказ и обеспечивает формирование творческой личности через учебную деятельность.
Среди основных дисциплин в начальных классах важное место занимают уроки литературного чтения, являющиеся фундаментом для всего последующего обучения, формирующие не просто личность, но и грамотного читателя, способного к самостоятельному поиску знаний и умений учиться, проявлять свое творчество. Чтение дает учащимся возможность развить себя, полноценно освоить духовный опыт нескольких поколений на практике, научиться выражать свою точку зрения, развивать творческое мышление, воображение и фантазию, а также уважать культуру других народов. Знакомство с мифами в рамках учебного процесса помогает детям относиться с почтением к людям других национальностей и к их традициям.
К сожалению, учителя редко уделяют время работе с мифологическими текстами, чаще оставляя их в качестве домашнего задания для самостоятельного чтения.
Изучение мифов и легенд заявлено в Основной образовательной программе начального общего образования, однако, в учебно-методических комплексах отведено на них одно или несколько занятий.
Более того, учащиеся сталкиваются с мифами в повседневной жизни, просматривая фильмы и мультфильмы, например, «Русалочка», «Моана», «Синдбад и легенда семи морей», «Атлантида», и другие экранизации, содержащие сюжеты, элементы, имена и названия из мифов. Общаясь с людьми, дети слышат устойчивые выражения, значения которых, можно понять только после чтения того или иного мифа, например, «верная Пенелопа» - «Одиссей», «вещая Кассандра» - «Агамемнон» и т. д. Поэтому, темой нашего исследования является «Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе».
Проблема исследования: каковы особенности работы с мифологическими текстами на уроках литературного чтения.
Цель исследования: составить программу работы с мифологическими текстами для младших школьников.
Объект исследования: особенности восприятия учащихся при работе с мифологическим текстом.
Предмет исследования: методика работы с мифологическим текстом в начальной школе.
Гипотеза: Работа с мифологическим текстом будет эффективна при условии:
- включения в процесс обучения занятий, направленных на знакомство с мифологическим текстом;
- адаптации мифологического текста в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Исходя из темы, цели работы, объекта, предмета и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности восприятия мифологического текста младшими школьниками на современных уроках литературного чтения.
3. Проанализировать учебно-методические комплексы на наличие мифологического материала в учебниках по литературному чтению.
4. Разработать программу, пособие и цикл занятий по литературному чтению, направленных на работу с мифологическим текстом, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют труды педагогов в области мифологи: Воеводина Л. Н., Потебня А. А., Афанасьев А. Н., Пропп В. Я., Кун Н. А., Кемплбелл Дж. и другие;
в области педагогики и методики преподавания литературы в начальных классах: Никитина Л. А., Зарубина Светлана Павловна, Воюшина М. П. и многие другие.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 1080», школьное отделение № 4. В эксперименте принимало участие 25 человек.
Структура дипломной работы: Представленная работа состоит из введения, двух глав, с выводами по каждой из них, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определены актуальность исследования, обозначены цель, предмет, объект, гипотеза и задачи исследования.
В I главе «Теоретические основы работы с мифологическим текстом на современном уроке» раскрыто понятие «миф», обозначена актуальность изучения мифа в современной школе на уроках литературного чтения, а также описаны особенности восприятия мифологических текстов младшими школьниками и методика работы с мифологическими произведениями.
Во II главе «Опытно-экспериментальная работа с мифологическим текстом учащихся начальной школы» проанализированы учебно-методические комплексы по литературному чтению, на наличие в них мифологического материала, затем описана проведенная диагностика на выявление уровня восприятия мифологического текста младшими школьниками. В ней же содержится описание программы и проведенного цикла уроков по литературному чтению, направленных на работу с мифологическими текстами, а также указаны результаты повторной диагностики, определяющей эффективность опытно-экспериментальной работы.
В заключении подводятся итоги по всей исследовательской работе.
Список литературы содержит 65наименований.
Объем дипломной работы - 111 страниц.
Основные результаты по теме исследования опубликованы в статье: Савельева М. В. Олимпийские боги Древней Греции: Проектная деятельность младших школьников// Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов и молодых ученых. – 2018, - №7. – С. 88.
Данная исследовательская работа посвящена проблеме организации работы с мифологическими текстами в начальных классах.
При подробном изучении психолого-педагогической литературы, работ по культурологии, мифологии, филологии и истории, отражающих проблему нашего исследования по работе с мифологическим текстом в начальной школе, мы сделали следующие выводы:
1.Миф с греческого языка обозначает «слово», «предание», «сказание о богах и героях», основанное на фантазии и особенностях мировосприятия первобытных людей, объясняющее происхождение мира, процессы и явления, встречающиеся в окружающем мире, а также отражающее социально-психологическое и культурное развитие общества.
В качестве основных особенностей восприятия мифологического текста младшими школьниками выделяют: физическое и психическое развитие ребенка, отбор мифологического материала и способ подачи информации учителем. Стоит сказать о том, что дети начальных классов воспринимают миф как сказку так, как обоим жанрам свойственны следующие элементы: двоемирие, наличие волшебных предметов и животных-помощников, а также чуда и самое главное то, что в обоих жанрах главный герой проходит путь инициализации. Выделяют четыре уровня восприятия литературного текста детьми: фрагментарный, констатирующий, аналитический и концептуальный.
2.Методика работы с мифологическими текстами основывается на структуре обычной работы с художественным текстом, а именно: вступительная беседа учителя; первичное чтение произведения; лексическая работа; вторичное чтение; беседа по изученному мифу; подробный анализ произведения; выполнение задания или творческой работы по тексту.
На каждом этапе учащиеся отвечают на вопросы, предполагая, о чем будет произведение, затем читают текст, прорабатывая лексический материал, а потом отвечают на вопросы по тексту, отыскивая необходимую информацию в тексте.
3.Нами был проведен анализ учебно-методических комплексов («Школа России», «Школа XXI века», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа» и «Гармония», «Система Эльконина-Давыдова», «Ритм») по литературному чтению, с целью обнаружения в них мифологического материала. По результатам анализа мы выяснили, что в четырех из шести учебниках есть мифы, однако только в двух из них представлено разнообразие мифологических произведений и выделена отдельный раздел. 4.По нашей теме исследования была проведена опытно-экспериментальная работа в ГБОУ «Школа № 1080», школьное отделение № 4, в 3 «И» классе. В эксперименте участвовало 25 человек.
Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы было проведение диагностики выявления уровней восприятия младшими школьниками художественного текста, по результатам которой больше половины класса (16 человек) учащихся показало фрагментарный и констатирующий уровень восприятия произведения.
Затем, нами была разработана программа по знакомству детей с богами Древней Греции и мифами с их участием, а также проведен цикл уроков: Знакомство с Зевсом и Герой. Миф «Олимп»; Знакомство с Посейдоном. Миф «Атлантида»; Знакомство с Аполлоном. Миф «Дафна»; Знакомство с Артемидой. Миф «Керинейская лань»; Знакомство с Деметрой, Аидом и Персефоной. Миф «Похищение Персефоны»; Знакомство с Дионисом. Миф «Дар Мидаса». Тексты мифов были адаптированы с учетом возраста детей, на уроках прорабатывалась незнакомая лексика, разбирались крылатые выражения вида: «Петь дифирамбы», «Гераклов труд», «Олимпийское спокойствие», «Рог Амалфеи», «Второй раз родиться» и другие. На каждом занятии учащиеся выполняли разного рода задания, например, пересказ от лица героя, разыгрывание сценки, отгадывание кроссворда и так далее. Последней ступенью нашей трудоемкой и кропотливой работы было повторное проведение диагностики уровней восприятия художественного текста. По результатам диагностики нас порадовало то, что те дети, которые были на фрагментарном и констатирующем уровнях, поднялись до уровня «героя» (9 человек). Один ученик достиг уровня героя, хотя в первой диагностике был на фрагментарном уровне. При этом 3 человека, по результатам обеих диагностик, остались на прежнем уровне «героя». Однако были и те ученики, которые наоборот «сползли» с высокого уровня на уровни ниже. К счастью, таких детей не много. Всего 7 человек из 25.
Подводя итоги, можно сказать, что задачи нашей работы выполнены, гипотеза подтверждена.
При подробном изучении психолого-педагогической литературы, работ по культурологии, мифологии, филологии и истории, отражающих проблему нашего исследования по работе с мифологическим текстом в начальной школе, мы сделали следующие выводы:
1.Миф с греческого языка обозначает «слово», «предание», «сказание о богах и героях», основанное на фантазии и особенностях мировосприятия первобытных людей, объясняющее происхождение мира, процессы и явления, встречающиеся в окружающем мире, а также отражающее социально-психологическое и культурное развитие общества.
В качестве основных особенностей восприятия мифологического текста младшими школьниками выделяют: физическое и психическое развитие ребенка, отбор мифологического материала и способ подачи информации учителем. Стоит сказать о том, что дети начальных классов воспринимают миф как сказку так, как обоим жанрам свойственны следующие элементы: двоемирие, наличие волшебных предметов и животных-помощников, а также чуда и самое главное то, что в обоих жанрах главный герой проходит путь инициализации. Выделяют четыре уровня восприятия литературного текста детьми: фрагментарный, констатирующий, аналитический и концептуальный.
2.Методика работы с мифологическими текстами основывается на структуре обычной работы с художественным текстом, а именно: вступительная беседа учителя; первичное чтение произведения; лексическая работа; вторичное чтение; беседа по изученному мифу; подробный анализ произведения; выполнение задания или творческой работы по тексту.
На каждом этапе учащиеся отвечают на вопросы, предполагая, о чем будет произведение, затем читают текст, прорабатывая лексический материал, а потом отвечают на вопросы по тексту, отыскивая необходимую информацию в тексте.
3.Нами был проведен анализ учебно-методических комплексов («Школа России», «Школа XXI века», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа» и «Гармония», «Система Эльконина-Давыдова», «Ритм») по литературному чтению, с целью обнаружения в них мифологического материала. По результатам анализа мы выяснили, что в четырех из шести учебниках есть мифы, однако только в двух из них представлено разнообразие мифологических произведений и выделена отдельный раздел. 4.По нашей теме исследования была проведена опытно-экспериментальная работа в ГБОУ «Школа № 1080», школьное отделение № 4, в 3 «И» классе. В эксперименте участвовало 25 человек.
Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы было проведение диагностики выявления уровней восприятия младшими школьниками художественного текста, по результатам которой больше половины класса (16 человек) учащихся показало фрагментарный и констатирующий уровень восприятия произведения.
Затем, нами была разработана программа по знакомству детей с богами Древней Греции и мифами с их участием, а также проведен цикл уроков: Знакомство с Зевсом и Герой. Миф «Олимп»; Знакомство с Посейдоном. Миф «Атлантида»; Знакомство с Аполлоном. Миф «Дафна»; Знакомство с Артемидой. Миф «Керинейская лань»; Знакомство с Деметрой, Аидом и Персефоной. Миф «Похищение Персефоны»; Знакомство с Дионисом. Миф «Дар Мидаса». Тексты мифов были адаптированы с учетом возраста детей, на уроках прорабатывалась незнакомая лексика, разбирались крылатые выражения вида: «Петь дифирамбы», «Гераклов труд», «Олимпийское спокойствие», «Рог Амалфеи», «Второй раз родиться» и другие. На каждом занятии учащиеся выполняли разного рода задания, например, пересказ от лица героя, разыгрывание сценки, отгадывание кроссворда и так далее. Последней ступенью нашей трудоемкой и кропотливой работы было повторное проведение диагностики уровней восприятия художественного текста. По результатам диагностики нас порадовало то, что те дети, которые были на фрагментарном и констатирующем уровнях, поднялись до уровня «героя» (9 человек). Один ученик достиг уровня героя, хотя в первой диагностике был на фрагментарном уровне. При этом 3 человека, по результатам обеих диагностик, остались на прежнем уровне «героя». Однако были и те ученики, которые наоборот «сползли» с высокого уровня на уровни ниже. К счастью, таких детей не много. Всего 7 человек из 25.
Подводя итоги, можно сказать, что задачи нашей работы выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе
Рефераты, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Изучение представлений младших школьников о лироэпическом произведении (Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.В. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.В. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»
НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 6150 р. Год сдачи: 2016 - Английская народная сказка и лингвостилистические особенности ее перевода на русский язык (с апробацией в
СОШ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ФИТОНИМОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ ГОВОРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ» (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА И Н. С. ГУМИЛЕВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



