Введение
Глава 1. Кооперативные методы обучения в образовании
1.1. Сущность понятия «кооперативное обучение»
1.2. Опыт использования кооперативных методов обучения в российской и
зарубежной педагогике
Выводы по 1 главе
Глава 2. Теория и практика применения кооперативных методов обучения в мультикультурной образовательной среде начальной школы
2.1. Особенности мультикультурной образовательной среды
2.2. Система занятий с использованием кооперативного обучения в
мультикультурной образовательной среде начальной школы
Выводы по 2 главе
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по применению кооперативных методов обучения в мультикультурной образовательной среде начальной школы
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Контрольный эксперимент
Выводы по 3 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время мультикультурная среда является характерной особенностью современных общеобразовательных учреждений РТ. В школах стабильно увеличивается число детей из армянских, азербайджанских, казахских и других семей, что создает новые, мультикультурные, условия организации образовательного процесса. Детьми из мигрирующих семей объективно вносятся в учебновоспитательный процесс особенности разных культур и национальных традиций. Это неизбежно приводит к возникновению коммуникативных проблем во взаимоотношениях учащихся.
В современных условиях функционирования образовательного процесса кооперативный метод представляется самым эффективным методом обучения, успешно развивающим социальную компетентность школьников, умение договариваться, сотрудничать, работать сообща, что в конечном итоге приведет их к успеху не только в школе, но в жизни. Учитывая специфику обучения в начальной школе, этот метод может обеспечивать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого обучающегося, предоставляя возможность осмыслить и осознать новый изучаемый материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений всех участников.
Новизна опыта определяется тем, что теоретико-методологическому анализу подвергнута проблема формирования социальной компетентности детей в начальной школе в условиях кооперативного обучения, уточнены и конкретизированы основные методы и приемы работы, способствующие социализации детей, обосновано новое направление работы учителя начальной школы. Данный опыт может быть использован для совершенствования содержания методов учебно-воспитательной работы в школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в системе современной начальной школы.
Предмет исследования: кооперативные методы обучения в
мультикультурной образовательной среде начальной школы.
Цель исследования: выявить эффективность использования
кооперативных методов обучения в мультикультурной образовательной среде начальной школы.
Гипотеза: кооперативные методы обучения, основанные на принципах групповой работы, классбилдинга, тимбилдинга, будут способствовать развитию коммуникативных навыков младших школьников, межкультурной толерантности, сплочению коллектива.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме
«кооперативное обучение»;
2.Описать опыт использования кооперативных методов обучения в российской и зарубежной педагогике;
Э.Охарактеризовать особенности мультикультурной образовательной среды;
4. Проанализировать методику проведения занятий с использованием кооперативных методов обучения в мультикультурной образовательной среде начальной школы;
5. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности использования кооперативных методов обучения в мультикультурной образовательной среде начальной школы.
Теоретическую базу исследования составили труды таких известных ученых, как Ж. Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С.Каган, М. А. Чошанов, Р. Славин, К. Левин, Д. В. Джонсон, К. А. Смит, С. Мейерс, А. Р. Луриа, Т. Джонс, Б. Ф. Поршнев, Б. Г. Ананьев, Л. Н. Гумилев, Т. Г. Стефаненко.
Методы исследования: для решения поставленных задач был
использован комплекс исследовательских методов, взаимно дополняющих друг друга: теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы; наблюдение, беседа и педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; педагогический эксперимент.
База педагогического исследования: «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что была представлена система занятий с использованием кооперативных методов обучения в начальной школе. Данная система занятий будет интересна для широкого круга педагогов -практиков.
Применение структур метода кооперативного обучения положительно сказывается на работе учащихся на уроках. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что многие учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или командах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов и структур метода кооперативного обучения в сравнении с групповой работой более выигрышно и даёт учителю возможность реализовать инновационные подходы в обучении младших школьников. Ученик получает возможность развивать свои способности, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней, формируют навыки сотрудничества, способности к анализу и синтезу. Пассивность ученика на уроках сменяется активностью, заинтересованностью и желанием открыть истину.
Применение кооперативных методов обучения оказывает эффективное влияние на сплочение класса в котором обучаются дети разных национальностей, развитию коммуникативных навыков младших школьников, межкультурной толерантности.
1. Абасов З. Форма обучения - групповая работа // Директор школы.- 2009. - № 5.
2. Азимов Э. Г., Щукин А . Н . Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. - 472 с.
3. Акифьева Р.Н. Условие социальной адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях. /Р.Н. Акифьева // Нижегородское обозрение, 2011. - 126 с.
4. Александров Д.А. Дети - мигранты в российских школах./ Д.А. Александров, В.В. Баранова, В.А. Иванюшина. Предварительные результаты проекта НИУ ВШЭ, С-Пб: 2011. - 116 с.
5. Андреева Г.М. Социальная педагогика, / Г.М. Андреева, М: Аспент пресс, 2014. - 187с.
6. Арутюнян Л. Дети Беженцев: Проблема социальной адаптации. Миграция и информация. Под ред. Ж. Зайончковской/ Л. Арутюнян, Г. Мосесов, М. Оганесян - М: 2000. - 114 с.
7. Белинская Е.П. Проблемы социализации: история и современность./ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М: Воронеж, изд. МПСУ и изд. дома РАО, 2012. - 59 с.
8. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 2008. - 336 с.
9. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка. - М. : Образовательный центр
«Педагогический поиск», 1998. - 160 с.
10. Болотина Т.В. «Международный опыт организации внутришкольных межэтнических коммуникаций в сфере образования» // ж. "Управление образованием: теория и практика», 2014. - 68 с.
11. Болотина Т.В.,Мишина И.А. «Формирование поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного диалога в поликультурной (многокультурной) образовательной среде» // ж. "Управление образованием: теория и практика», 2014 №2 - 87 с.
12. Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). Т. I. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ,
2006. - 238 с.
13. Гукаленко О.В. Теоретико - методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся - мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореферат дис. на соиск учен. степ. канд. педаг. наук./ О.В. Гукаленко - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 138 с.
14. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 2001. - 192с.
15. Ермакова Т. М. Особенности социализации учащихся средней школы в период общегореформирования системы образования. - М. : МГАПИ- МИПК, 1998. - 20 с.
16. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: «Знание», 2013. - 80 с .
17. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопросы психологии. М., 1993. - 153 с.
18. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы. - М.: «Владос», 2013. - 416 с .
19. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 45 с .
20. Краевский В. В.. Приливы и отливы в современном образовании/В. В. Краевский// Инновации в образовании. - М.: 2013.- № 6. - 12 с.
21. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального
образования. -М .: «Март», 2015.- 592 с.
22. Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. - Ростов-
на-Дону: «Феникс», 2015. - 474 с .
23. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Издательский центр «Педагогический поиск», 2012. - 160с .
24. Меликов И.М. Культура диалога культур. Постановка и грани проблемы / И.М. Меликов, А.А. Гезалов. -М.: Канон+, РООИ “Реабилитация”, 2016. - 448с.
25. Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации. - М., 2000. - 160 с.
26. Межуев В.В. Национальная культура / Теоретическая культурология. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 678с.
27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. - М., 2010.
28. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб, - метод.
пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2014. -
281 с.
29. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
30. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. - М.: «Владос»,
2014. - 365 с
31. Поляков С. Д. Технологии воспитания: Учебно-методическое пособие.-
М.: «Владос», 2012. - 144 с.
32. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология - СПб.: Питер, 2000. - 67 с.
33. Русинова Л. П. Учебное пособие «Педагогический словарь по темам», Сарапул, 2010 г. - 44 с.
34. Самусенко Д.Р. Кейс-метод как инструмент соединения основного и дополнительного образования. // Д.Р. Самусенко, М.Н. Матвеева - В сб.,
2004. - 137 с.
35. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 2008. - 174 с.
36. Сензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.- М.: Педагогическое общество России, 2010. - 224 с.
37. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: «Академия», 2002. - 576 с.
38. Смирнов С.А.Педагогические теории, системы, технологии. - М.: «Просвещение», 2010. - 512 с.
39. Статьи Спенсера Кагана онлайн: www.kaganonline.com
40. Стефаненко Т.Г., Белинская Е.Г. Этническая социализация подростка. М.: МСИ, 2000. - 208 с.
41. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д, 2001.
42. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная — проблема современной школы // Педагогика, 2011. - 200 с.
43. Титкова В.А. Популярность школьников и образовательная среда школы. // В.А. Титкова, В.А. Иванюшина, Д.А. Александров. Вопросы образования, М., 2013. - 119 с.
44. Фатыхова Р.М. Культура как диалог и диалог в культуре // Вестник ВЭГУ. 2009. № 1(39). С. 35-61.
45. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: «Высшая школа», 2013. - 520 с.
46. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной
школе. - М.: «Владос», 2016. - 360 с.
47. Чередов И. М. Сочетание фронтальной общеклассной, групповой и индивидуализированной форм учебной работы на уроке. - Омск., 2012.
48. Черкезова М.В. Литература и культура: Пособие для национальной школы. - М.: ИНПО, 1999. -125 с.
49. Чошанов Малая группа в учебном процессе // Директор школы. - 2009. -