Введение 4
1. Теоретические основы планирования прибыли предприятия 8
1.1. Понятие прибыли, ее виды 8
1.2. Планирование и формирование прибыли предприятия 18
1.3. Организация планирования прибыли предприятия 25
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Фудз энд Сервис» 35
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Фудз энд Сервис» 35
2.2. Анализ экономических показателей и финансового состояния
предприятия ООО «Фудз энд Сервис» 43
2.3. Исследование практики планирования прибыли на предприятии 55
3. Рекомендации по совершенствованию системы планирования в ООО
«Фудз энд Сервис» 60
3.1. Разработка предложений по совершенствованию системы планирования прибыли предприятия. 60
Заключение 69
Список использованных источников 74
Приложения
В настоящее время роль прибыли в развитии экономики России кардинально изменилась, что обусловлено совершенствованием рыночных методов управления предприятием. Степень удовлетворения потребностей работников предприятия, уровень его финансового состояния напрямую зависит от величины полученной прибыли. Кроме того, важнейшая часть доходов государственного бюджета, а также региональных и местных бюджетов, формируется за счет налоговых платежей, размер которых определяется величиной полученной прибыли.
Как важная экономическая категория и цель деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль можно охарактеризовать как результат, который получается в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии значит, что приобретенные доходы превосходят расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль имеет стимулирующую функцию, поэтому предприятие заинтересованно в получении большей прибыли, так как это считается основой для расширения производственной деятельности, социального становления предприятия и научно-технического прогресса.
В-третьих, прибыль считается одним из основных источников формирования бюджетов разных уровней, так как зачисляется в бюджеты в виде налогов и вместе с другими доходными поступлениями применяется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения страной собственных функций и разных программ [51].
Исследованию понятия прибыли посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых, таких как Бланк И.А., Поддерегин А.М., Филимоненков О.С., Демчук О.В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж. и др.
Прибыль является главным собственным источником средств, зарабатываемым хозяйствующим субъектом в ходе его производственно- хозяйственной деятельности. Основным направлением распределения и использования прибыли является направление ее на уплату налога, на прибыль организаций и выплату дивидендов собственникам, что сокращает остаток нераспределенной прибыли в учете и отчетности.
Среди всех функций управления прибылью на предприятии ведущее место занимает планирование, т.к. оно призвано регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей.
В условиях современной рыночной экономики планирование приобретает все более весомое значение. С его помощью предприятие осуществляет выбор перспектив своего развития и скоординированных решений по использованию финансовых средств, материально-технических и трудовых ресурсов.
Планирование прибыли предприятия — это важный этап в формировании и развитии. Оно помогает организовать его функционирование таким образом, чтобы при минимальных финансовых затратах можно было получить максимальную выгоду, в соответствии с поставленными в бизнес-плане задачами на перспективу.
Планирование прибыли предприятия ориентировано на удовлетворение таких потребностей:
- выплата зарплат и стимулирование рабочего персонала;
- накопление собственного капитала, предназначенного для вложений в модернизацию и расширение технической базы;
- выплата задолженности и регулярных платежей руководству и управляющему персоналу, кредиторам, инвесторам и государственным учреждениям, перед которыми есть обязательства;
- увеличение суммы прибыли в соотношении к возможным рискам от стратегических действий;
- гарантия удержания конкурентоспособности предприятия на рынке;
- максимальное увеличение рентабельности;
Планирование прибыли — это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективному использованию в соответствии с целями и задачами развития предприятия. В настоящее время повышается значимость развития и совершенствования процессов планирования в системе управления прибылью на предприятии, что обусловило актуальность темы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей процесса планирования прибыли. Цель исследования определила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие функции и виды прибыли;
- изучить источники получения и процесс формирования прибыли;
- рассмотреть основные методы планирования прибыли на предприятии;
- проанализировать процесс формирования и использования прибыли на предприятии ООО «Фудз энд Сервис»;
- - исследовать практику планирования прибыли на предприятии ООО «Фудз энд Сервис»;
- предложить рекомендации по увеличению прибыли и улучшению практики планирования прибыли для исследуемого предприятия.
Объектом исследования является ООО «Фудз энд Сервис».
Предметом исследования является процесс планирования прибыли предприятия.
При решении задач были использованы в соответствии с их познавательными возможностями и разрешающими способностями приемы экономического анализа.
Результаты проведенного исследования могут оказать практическую помощь пользователям отчетности объекта анализа в оценке результатов его деятельности.
Методологической основой для разработки данной темы явились нормативные документы, публикации ведущих специалистов в периодической
печати, а также учебные пособия и монографии, ресурсы сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что прибыль является ключевой категорией, которая лежит в основе экономического развития. Прибыль является ключевой категорией, которая лежит в основе экономического развития. Прибыль - конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности. Получение прибыли - цель деятельности любой коммерческой организации. Её анализ дает возможность руководству предприятия получить информацию о тенденции в работе предприятии, его финансовом состоянии и уровне прибыльности для принятия решений относительно дальнейшей деятельности, планировать налоговую нагрузку, рассчитывать и корректировать фонды оплаты труда, величину материальных запасов, регулировать величину постоянных и переменных расходов с целью максимизации конечного финансового результата организации - прибыли.
Примеры максимизации прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывают возможность предприятиям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий и организаций, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной деятельности предприятий и организаций.
Анализ финансовых результатов позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных и финансовых ресурсов, разработать важнейшие положения конкурентной и финансовой политики
69
предприятия, а также принять инвестиционные решения и определить стратегические приоритеты развития. Это особенно необходимо в условиях усиления конкурентной борьбы, непрерывных нововведений в налоговом законодательстве, изменяющихся процентных ставок и курсов валют на фоне продолжающейся инфляции и экономических санкций.
По результатам анализа управления организацией ООО «Фудз энд Сервис», можно сделать вывод, что на данном этапе организационная структура представляет линейно-функциональную структуру управления. Управление централизовано. Кадровый состав управления укомплектован достаточно сильно: почти все работники управления имеют высшее образование, а также являются практиками, имеющими опыт работы.
По данным отчетов о финансовых результатах компании видно, что в последние 2 года наблюдается стремительное падение показателей прибыли и рентабельности предприятия, что связано с падением выручки от продаж на фоне роста себестоимости проданной продукции в 2014 году, однако по результатам 2015 года наблюдается некоторое замедление темпов снижения выручки относительно себестоимости, что всё же не позволило показать положительную динамику показателей прибыли компании.
Анализ источников формирования показывает, что ООО «Фудз энд Сервис» в 2015 году не пользовалось заемными средствами. Собственный капитал Общества вырос на 7450 тыс. руб. или на 14%. Росту собственного капитала способствовало увеличение нераспределенной прибыли на 7450 тыс. руб. или на те же 14%, что является положительным фактором в оценке финансового состояния предприятия.
По всем показателям платежеспособности ООО «Фудз энд Сервис» на протяжении последних трех лет наблюдался значительный рост. При этом значение коэффициента срочной ликвидности увеличилось за отчетный 2015 год на 9,9, а коэффициента абсолютной ликвидности на 10,9 пункта. Значительное превышение коэффициентов ликвидности над нормативом говорит о нерациональном использовании имеющихся средств предприятия.
Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет говорить о значительном запасе финансовой прочности, обусловленном высоким уровнем собственного капитала, который на конец анализируемого периода составил 0,95 (при рекомендуемом значении не менее 0,5) и низкой зависимости от заемных источников финансирования. При этом Обществу надо иметь в виду, что доля заемного капитала, растущая до определенного предела, может не приводить к потере финансовой устойчивости и при этом способствовать росту рентабельности собственного капитала. Использование заемных средств предприятием можно рассматривать, как способность находить их и вовремя возвращать, т.е. предприятию доверяют, тем самым подтверждая его платежеспособность.
Можно утверждать, что деятельность ООО «Фудз энд Сервис» в 2015 году была прибыльна, но в некоторой степени хуже, чем в 2014 году и значительно хуже, чем в 2013 году.
На прибыль от продаж существенным образом влияет себестоимость проданных товаров, а также величина постоянных расходов.
По данным анализа показателей рентабельности можно сделать вывод о том, что практически по всем показателям рентабельности произошло снижение за отчетный 2015 год.
Таким образом, прибыль предприятия используется для дальнейшего развития предпринимательской деятельности. Предприятие само принимает решение, как ею распорядиться, учитывая выбранную стратегию деятельности организации и влияние рыночных условий хозяйствования.
В ходе планирования прибыли в ООО «Фудз энд Сервис» используется 2 подхода, основанных на методе прямого счета. Планирование осуществляется при участии 3 лиц: Генерального директора, Исполнительного директора и Главного бухгалтера организации.
Минус данной практики заключается в том, что она не учитывает внешние факторы, влияющие на изменение показателей прибыли, такие как показатели инфляции и покупательской способности населения, структуру продаж, влияние
71
изменения постоянных и переменных расходов, не поддающихся быстрой коррекции, изменения цен на товары.
Таким образом, при изменении значения одного из факторов влияния на выручку от продаж, описанных выше, менеджмент компании тратит много времени на разработку мер и принятие решений по нивелированию негативного влияния, теряя при этом в прибыли. Кроме того, для реализации некоторых решений требуется определенное время, потеря которого также негативным образом сказывается на величине прибыли.
Для максимизации эффекта от планирования прибыли в «ООО УК Фудз энд Сервис» была разработана модель формирования прибыли, основанная на факторном анализе. Данная модель позволяет оценить влияние каждого отдельного фактора на конечный результат деятельности компании и получить плановые значения прибыли при различных сочетаниях значений изученных факторов.
Основываясь на расчетах, приведенных в 3 главе данной работы, можно сделать вывод о позитивном влиянии использования факторных моделей прогнозирования на планирование прибыли предприятия, имеющих своей целью минимизацию неопределенности в процессе планирования.
Применение факторных моделей расширяет возможности планирования и прогнозирования прибыли. Эти модели хорошо поддаются программированию и сочетаются с использованием возможностей обработки данных на персональных компьютерах, особенно для расчета структурных сдвигов, что позволяет оперативно реагировать на изменения факторов, влияющих на изменение прибыли предприятия.
Для совершенствования системы планирования прибыли в ООО «Фудз энд Сервис» разработана модель формирования прибыли с учетом влияния на нее внутренних и внешних экономических факторов, позволяющая оперативно вносить изменения в систему расчета прибыли и разрабатывать управленческие решения для минимизации негативного влияния на показатели прибыли.
Рекомендовано:
- внедрить разработанную модель планирования прибыли, основанную на возможностях факторного анализа и прогнозирования, в ООО «Фудз энд Сервис»;
- при среднесрочном и долгосрочном планировании прибыли в ООО «Фудз энд Сервис» на основе разработанной модели рассчитывать несколько сценариев изменения прибыли, учитывая разные сочетания значений влияющих на нее факторов;
- на основе полученных результатов разрабатывать несколько независимых комплексов управленческих решений для каждого сценария с целью минимизации времени реагирования на изменение факторов влияния на прибыль организации.
Кроме этого рекомендовано эффективнее использовать собственный капитал, при необходимости привлекая заемные средства, т.к. обеспечивая финансовую устойчивость с помощью большой доли собственного капитала, организация упускает возможность увеличения объемов продаж с помощью расширения сети заведений.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31 июля 1998 г., № 146-ФЗ и от 5 августа 2000 г., № 117— ФЗ. - Информ.-правов. система «Г арант». - Версия от 01.12.16.
2. Методические положения по оценке финансового состояния организаций и установлению неудовлетворительной структуры баланса [Электронный ресурс]: Распоряжение № 31-р Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. - Информ.-правов. система «Гарант». - Версия от 01.12.16.
3. Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства [Электронный ресурс]: распоряжение ФСДН России № 33-р. - Информ.-правов. система «Гарант». - Версия от 01.12.16.
4. Методические указания по проведению анализа финансового состояния
организаций [Электронный ресурс]: приказ Федеральной службы России по
финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2005 г. - Информ.-правов. система «Гарант». - Версия от 01.12.16.
5. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и Сервис, 2013. 624 с.
6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 480 с.
7. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: учебное пособие. Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова и др. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 656 с.
8. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. - М.: Омега-Л, 2014. - 669 с.
9. Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2014. - 1056 с.
10. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебнопрактическое пособие. / Отв. ред. Г.А. Александров. М.: БЕК, - 2014. - 400 с.
11. Антикризисное управление: учебник. / Под ред. Э.М.Короткова. М.: ИНФРА-М, 2013. - 280 с.
12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2013. - 720 с.
13. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. - 827 с.
14. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2013. - 518 с.
15. Бочаров В.В. Финансовый анализ. СПб.: Питер, 2013. 414 с.
16. Белобтецкий И.А. Прибыль компании. // Финансы. -2013. - № 3, - С.40 -
47.
17. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы компании. - М.: изд. Стандартов, 2014. -214 с.
18. Булатов А.С. Экономика. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 319 с.
19. Валдайцев С.В. Оценка операций и управление стоимостью компании, учеб, пособие для вузов М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - 720 с.
20. Васильев В.В. Налоги: Что и как их платить: Общедоступная книга о новых налогах в России. - М.: Страх. общест. «Анкип» 2014. - 595 с.
21. Глазунов В.Н. Финансовый анализ в управлении доходами компании // Финансы. - 2014. - № 3. - С. 54-57.
22. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. - М.: Софист, 2013. - 456 с.
23. Деньги Кредит Банки: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О. И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика 2014 625 с.
24. Джербеков С.М. Расходы организации в целях оптимизации прибыли и снижения себестоимости продукции, работ, услуг: выбор оптимального варианта, пути снижения // Финансы. -2013, № 3, с.40 - 47.
25. Докунин П.В. Некоторые направления использования мониторинга
75
компании // Деньги и Кредит. - 2013. - №1. - С. 41 - 44.
26. Ефимова О.В. Финансовый анализ - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд- во «Бухгалтерский учет». - 2013. - 528 с.
27. Зудилин А.П. Анализ хозяйственной операций развитых стран. - Екатеринбург: «Каменный пояс», 2014. - 224с.
28. Игнатова Е.А., Пушкарева Г.М. Анализ финансового результата деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2013. - 396 с.
29. Киперман Г.Я., Белялов А.З. Налогообложение предприятий и граждан РФ (Практическое руководство: Рекомендации и примеры расчетов). -М.: «Айтолан», 2014. -180 с.
30. Кузмина Л.А. Экономика. Учебное пособие. - Смоленск: издательство СГУ, 2014. - 398с.
31. Кукунина И.Г. Управление финансами: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2014. - 267 с.
32. Курс экономического анализа. / Под ред. Бокамова Н.И., Шеремета А.Д.. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 412 с.
33. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Изд.4-е исправл.доп. М.: Центр экономики маркетинга, 2013. 480с.
34. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: Проспект, 2011. - 576 с.
35. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2014. 133с.
36. Кренина М.Н. Финансовый менеджмент. М.: Дело, 2014. - 304 с.
37. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2014. -559 с.
38. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. М.: Проспект, 2013. - 490 с.
39. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
76
2014. -376 с.
40. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансовоэкономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 475 с.
41. Парасочка В.Т., Дубовенко Л.А., Медведева О.В. Самоокупаемость и самофинансирование (Методика анализа). - М.: Финансы и статистика, 2014. - 344 с.
42. Покропивный Г.А. Экономика компании. Учебное пособие. - К.: «Знания-Прес», 2014. - 343 с.
43. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ операций предприятий. - М.: Экономика, 2014. -210 с.
44. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 2013. -755 с.
45. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2014. -864 с.
46. Экономика предприятия: учебник / Под редакцией Семенова В.М. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 312 с.
47. Гиляровская Л.Т., Соболев А.В. [Электронный ресурс]: Факторный анализ показателей рентабельности активов коммерческих организаций - Режим доступа: http://www.dea-analysis.ru
48. Иванов Ю. [Электронный ресурс]: Факторный анализ выручки
предприятия // Управляем предприятием № 12 (23)/ - Режим доступа: http://www.consulting.1c.ru
49. Бровина Т.М., Репова М.Л. [Электронный ресурс]: Анализ
бухгалтерского баланса, Архангельский государственный технический университет. - Режим доступа: http://www.narfu.ru
50. Устав ООО «Фудз энд Сервис»
51. Бланк И.А. Экономическая сущность прибыли [Электронный ресурс]: http://psyera.ru