Введение 3
Глава 1. Исследование внеклассной работы как средства 5
повышения мотивации учащихся
1.1 Сущность внеклассной работы 5
1.2 Внеклассная работа при изучении иностранного языка 10
1.3 Приёмы развития мотивации при изучении иностранного 18
языка
Вывод 26
Глава 2. Организация и проведение внеклассного мероприятия 27
2.1 Организация и регламент внеклассного мероприятия 27
2.2 Анализ проведенных внеклассных мероприятий 40
Заключение 55
Список использованной литературы
Интерес к мотивационному аспекту изучения иностранного языка существенно повысился в последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком, - не только в психологии и педагогике, но и в лингводидактике, психолингвистике, методике обучения иностранным языкам в школе. Несмотря на то, что процесс овладения языком способствует развитию и саморазвитию личности, помогает разнообразить досуг, поддерживает самооценку личности на высоком уровне, повышает шансы выпускников на рынке труда, проблема развития и поддержания мотивации к изучению иностранного языка на внеклассном занятии остаётся достаточно острой; именно поэтому появляется необходимость поиска эффективных способов мотивации на внеклассном занятии, как в отечественной, так и в зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков в этом и заключается актуальность нашего исследования.
Цель проведённого исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на внеклассном занятии.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализировать отечественную и зарубежную литературу по педагогике, психологии, методике обучения иностранным языкам;
- выявить значение понятий «мотивация» и «специфика внеклассного занятия по иностранному языку»;
- выяснить, какие виды деятельности можно применить при проведении внеклассной работы;
- предложить оптимальную форму внеклассной работы для мотивации учащихся при изучении иностранного языка;
Объектом нашего исследования является обучение иностранному языку на средней ступени образования.
Для решения задач в качестве основного метода исследования предлагается анализ внеклассных мероприятий проведенных в шестом классе школы с углубленным изучение английского языка, направленных на развитие языковой личности учеников. А так же метод анализа теоретических источников отечественной и зарубежной научной литературы по педагогике, психологии и методике обучения иностранным языкам.
Практическая значимость работы определяется изучением проблемы эффективности мотивации учеников на внеклассном занятии. Были выявлены и апробированы новые методы, приемы и формы работы на практике, проверена их эффективность. Полученные результаты могут быть использованы в процессе обучения иностранным языкам на средней ступени образования.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первую главу включены разделы о внеклассной работе и её роли в системе образования, о мотивации и ее роли в процессе обучения, и раздел о способах повышения мотивации на внеклассном занятии. Вторая глава включает в себя регламент успешного внеклассного мероприятия и описывает исследование на выявление наиболее эффективного способа повышения мотивации учащихся.
При написании первой главы были поставлены следующие задачи: выяснить, какие виды деятельности можно относить к внеклассной работе; сравнить подход к внеклассной работе и подход к методике преподавания иностранных языков отечественных и зарубежных методистов; а также рассмотреть проблему мотивации в отечественной и зарубежной психологии и методике. Считаю, что с вышеназванными задачами мы справились, и, таким образом, данная работа одновременно освещает сущность внеклассной работы и сущность мотивации и предлагает практические модели ведения внеклассного занятия.
В ходе проведения работы мы выяснили, что:
1. Внеклассные занятия по иностранному языку - очень важная часть, как учебной программы, так и жизни учеников;
2. Степень вовлечения во внеклассные занятия учеников и учителей одинаково высока, как в России, так и за рубежом;
3. Ведущие методисты подтверждают, что внеклассная работа на уроке иностранного языка оказывает положительное влияние на все аспекты образовательного процесса;
4. Дабы мотивировать учеников к изучению иностранного языка, внеклассная работа должна быть организована в соответствии с текущими интересами учащихся, а так же проходить на добровольной основе и поощрять инициативу учеников.
Но, к сожалению, мы также вынуждены признать, что среди проблем сопряженных с проведением внеклассного занятия может находиться нехватка свободного времени, как у преподавателей, так и у студентов.
Итак, мотивировать учеников изучать иностранный язык мы можем при помощи внеклассного мероприятия, разрабатывая увлекательные и комплексные задания; демонстрируя важность изучаемого языка, через предметы интереса учеников (фильмы, книги, музыка); стимулируя участие наградой; привлекая большое число учеников широким спектром деятельности (языковой клуб, съемка, постановка). И самое главное, нужно всегда оставаться образцом для подражания для учеников и тем самым способствовать их мотивации при изучении языка.
Андреева М.Э. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - Л.:Учпедгиз, 1958.
Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. -
1989. - №1 - с. 21
Борисова З.С., Смолина Л.П. Некоторые пути развития интереса учащихся к изучению иностранного языка./Иностранные Языки в Школе. -
1990. -№3.-С.40
Божович Л.И. Проблема формирования личности: избранные
психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: НПО
"МОДЭК", 1997.-349 с.
Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.:Знамя, 1979. - 96 с.
Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 1988. - с.131
Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку./Иностранные Языки в Школе. - 2003.-№5.-С.31
Вершкова Н.В. Ролевая игра как средство повышения мотивации при изучении иностранного языка// Наука и образование в XXI веке: Статья в сборнике трудов конференции. - Тамбов, 2013. - С. 19 - 20.
Воробьева Е.Н. Аутентичные материалы как средство повышения мотивации изучения иностранного языка// Теория и практика инновационного развития кооперативного образования и науки: Тезисы докладов
международной научно-практи-ческой конференции профессорскопреподавательского состава и аспирантов. (Белгород, 14.04 - 16.04.2010). - Белгород, 2010. - С. 54 - 55.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991 - с.400
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения ИЯ.-М.:Аркти,2003.-192 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика.- М.:Академия,2004.-336 с.
Гольдштейн Я.В. Метод активизации как условие повышения эффективности педагогической деятельности. // Активизация учебной деятельности. Вып. 2. / Под ред. Г.А. Китайгородской. - М.: Гадарики, 2009.
Деркач А.А., С. Ф Щербак. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. / А. А. Деркач, С. Ф. Щербак - М: Педагогика,
2009. - 224 с.
Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - № 4.
Дубовицкая Т.Д. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вопросы психологии, 2005. - №1. - С. 73 - 78.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: 1989. - 298 с.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1978. - 210 с.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в средней школе. -М.: Дрофа, 1991. - 104 с
Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков. - М.: «МНПИ», 2004.
Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные приемы обучения // Начальная школа, 2005. №1.
Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. - Минск: 1979. - с. 97
Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам./Иностранные Языки в Школе.-1989.-№4.-с.15
Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель// Иностранные языки в школе. - 2011. - №1. - С. 9 - 11.
Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.: Просвещение, 1980. - 304 с.
Литтлвуд У. Коммуникативное обучения языку // Прикладная лингвистика, 1994 - С 71-94.
Королькова Ю. А. Основы педагогики и психологии. -Барнаул: БГПУ,
2008.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. I.M.,
2005.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. Том 1. М.: Педагогика, 1983. - С 45-51
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
Миролюбов А. А. Современные педагогические технологии // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под. ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - С. 346-348.
Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Ни А.А. Внеурочные мероприятия, как средство повышения мотивации при изучении иностранного языка// Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно - практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 130 - 133.
Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Серия: Библиотека учителя иностранного языка. -М.: Просвещение; Издание 2-е, 1991 г.-223
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М.: Педагогика, 2009. - 156 с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка./Иностранные Языки в Школе.-2000.-№2.-С.3;№3.-С.3
Рогова Г. В. Английский язык. 1-4 кл. Методика обучения. М.: Изд-во «Просвещение», 2008.
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - с.232
Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету// ИЯ-ИЯШ. - 1982. - № 2. - С. 51.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001.
Савина В.А. Нетрадиционные формы обучения английскому языку. М.: Изд-во «Дрофа», 2008.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2007. - 308 с.
Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Авторефер. канд.психол. наук. М., 2002.
Солодовник К. Б. Метод кейс-стадии в преподавании иностранных языков как свидетельство современных интеграционных процессов в образовательной системе // Материалы третьей международной научной конференции «Актуальные проблемы современного научного знания», часть 2. / под общей редакцией Н. А. Стадульской. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С. 313
315.
Сыроежин И. М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов. М.: НИИ ВШ, 2010. 36 с.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.:
Педагогика, 2009. 43 с.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. - М.: Мысль, 2008.
Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям; пер. с англ. Н. Друговейко. - М.: ГИППО, 2008. 228 с.
Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 2009. 240 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2009. - 350 с.
Domyei Z. Questionnaires in second language research: Construction, administration, and processing 2nd ed. New York: Routledge, 2010.
Eccles J. S. Extracurricular Activities and Adolescent Development. Journal of Social Issues 59 Winter 2003: 865-89.
Harding М. College Literary Societies. New York: Pagent - Poseidon, 1971.
Housen A., Baetens Beardsmore H. Curricular and Extra-Curricular Factors in Multilingual Education// Studies in Second Language Acquisition,: 1987.
Ingram D. E.; O'Neill S. Cross-Cultural Attitudes as a Goal of Language Teaching in the Global Context. Paper presented at the RELC Regional Seminar on Language in the Global Context: Implications for the Language Classroom, - Singapore, April 18-22, 1999.
Kohonen, V. Experiential language learning: Second language learning as cooperative learner education . In D. Nunan (ed.)// Collaborative Language Learning and Teaching. Cambridge: Cambridge University Press. 1992.
Mahoney, Joseph L.; Cairns, Beverley D.; Farmer, Thomas W. Promoting interpersonal competence and educational success through extracurricular activity participation// Journal of Educational Psychology, Vol 95(2), Jun 2003, 409-418 с.
Marsh, H., Kleitman, S. Extracurricular activities: The good, the bad, and the nonlinear// Harvard Educational Review, 72, 2002.
Tenhouse A. M. College Extracurricular Activities Encyclopedia of Education January 1, 2003
Trump, L. J. Extraclass Activities and the Needs of Youth// Adapting the Secondary-School Program to the Needs of Youth// National Society for the Study of Education. Yearbook LII, Part 1, 1953.