Музеи-заповедники в сфере культурного туризма (на примере Татарстана)
|
Введение 3
Глава 1. Культурный туризм: понятие и характеристика 12
Глава 2. Музеи - заповедники РТ 28
Глава 3. Развитие культурного туризма в музеях - заповедниках РТ...53
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 69
Глава 1. Культурный туризм: понятие и характеристика 12
Глава 2. Музеи - заповедники РТ 28
Глава 3. Развитие культурного туризма в музеях - заповедниках РТ...53
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 69
В настоящее время необходим взгляд на культурное наследие - как на особый экономический ресурс региона. В рамках такого подхода наследие понимается не просто как совокупность движимых и недвижимых объектов, требующих постоянных мер по их сохранению, оно может одновременно рассматриваться и как особый ресурс и даже отрасль специализации историко-культурной территории. В этих условиях можно говорить об экономической программе использования наследия, основанной на вовлечении его в туризм.
Туризм - очень важный аспект экономического использования памятников истории и культуры в современных условиях. Привлекательность объекта наследия увеличивает туристский поток, в туристские программы и проекты вкладываются финансовые средства, часть которых может и должна быть использована на содержание объекта наследия. В этом заключена важная проблема - проблема «развития туризма для целей сохранения наследия».
В XX веке широкое распространение во многих странах мира получили музеи под открытым небом. Причины их популярности и неуклонного количественного роста во многом объясняются значительно большими возможностями сохранения и демонстрации объектов культурного наследия, позволяющими показывать их комплексно и всесторонне, размещая памятники архитектуры, предметы быта и орудия труда, произведения искусства в обстановке, близкой к естественной, в единстве с историческим и природным окружением.
Идея создания музеев под открытым небом и ее воплощение в жизнь связывается с именем Артура Хазелиуса, по инициативе которого в 1891 году был открыт для всеобщего обозрения «Скансен», положивший начало возникновению в Европе нового типа музеев. Главными объектами показа в нем стали крестьянские жилые и хозяйственные постройки, мастерские ремесленников, культовые и общественные здания. Экспозицию памятников архитектуры дополнял зоопарк, в котором была богато представлена фауна Скандинавии.
Идея Хазелиуса об охране памятников прошлого посредством их перенесения и сосредоточения в одном месте почти с момента ее реализации стимулировала возникновение новых концепций, и, в частности, охрану и музеефикацию памятников городской архитектуры и культуры городского сословия, памятников промышленности и техники, наконец, создание археологических музеев на месте раскопок, а также разнообразных специализированных музеев под открытым небом. Развитие этих идей и их реализация в музейной практике наглядно доказывает эволюцию музеев под открытым небом, как в плане расширения толкования и интерпретации самого понятия, так и в развитии широкого спектра деятельности данной группы музеев, в частности во взаимодействии с туризмом.
Вследствие этого, следует отметить, что экономический потенциал многих российских музеев-заповедников реализован далеко не в полной мере. Для большинства памятников и исторических мест туризм не сыграл еще сколько-нибудь значительной роли.
Исторические и археологические памятники, достопримечательности и мемориальные объекты всегда привлекали внимание людей, стремившихся увидеть их собственными глазами и в силу этого становившихся туристами. Однако сегодня музеи составляют неотъемлемую часть туристической инфраструктуры и рассматриваются в качестве своеобразного культурноисторического ресурса, с помощью которого можно разработать продукт, предлагаемый туристам наряду с другими материальными и нематериальными формами культуры. Всемирная туристическая организация (ВТО) и Всемирный совет путешествий и туризма (ВТТК) считают туризм крупнейшей в мире индустрией. По примерной оценке, в 1995 году было совершено 567 млн. международных туристических поездок по сравнению с 25млн. в 1950г. Кроме того, подсчитано, что туристических поездок внутри страны совершается в 10 раз больше приведенных цифр. ВТТК, подчеркивая международное значение туризма, отметил, что туризм создает более 10 процентов экономической продукции в мире, обеспечивая одно из 9 рабочих мест и 11 процентов налоговых поступлений.
Считается, что половину всех туристов при посещении ими иностранного государства, прежде всего, интересует местная культура в разнообразных ее проявлениях. Музеи под открытым небом, главным образом, историко-архитектурные, историко-бытовые и историкоэтнографические, а также экомузеи дают им возможность познакомиться с культурой принимающей их страны. Исследования, проведенные недавно в Великобритании, в Канаде, а также в нескольких странах Средиземноморья, показали преимущества развития культурного и этнографического туризма, основанного на добротном музейном продукте. Они продемонстрировали, что, спрос на другие виды привлечения посетителей (рекреационный, экотуризм, спортивный, экстремальный туризм и др.) подвержен регулярным колебаниям, в то время как спрос на культурный туризм остается стабильным и год от года непрерывно растет. Данная стабильность делает инвестирование в музеи под открытым небом обоснованным с точки зрения
4
перспективы туризма.
Новаторское использование методов показа и интерпретации, призваны усилить привлекательность объектов, позволяющих туристам получить «впечатления и переживания, связанные с наследием», пленяя их воображение и одновременно предоставляя им максимум информации и комфорта.
Кроме собирания, хранения, исследования, экспонирования, музей стал энергично осваивать в качестве культурной практики, действие, преобразуя, таким образом, некогда статичное пространство, в живое и динамичное. Такой модернизированный подход используют многие музеи мира. В отечественной практике наиболее отчетливо они проявляются в деятельности музеев-заповедников, музеев под открытым небом, а также литературномемориальных музеев-усадеб.
Таким образом, музеи становятся органической частью современных социальных и экономических процессов. Совершенствование механизмов, способных обеспечить жизнедеятельность музея-заповедника в новых условиях, должно учитывать наличие ценнейших музейных фондов, земли, недвижимости, предусматривать установление тесных контактов с местным населением, ведение разнообразной культурно-образовательной и творческой, хозяйственной и предпринимательской деятельности, используя для этого как значительный информационный потенциал, так и уникальные ресурсы, наличие недвижимости и т. д. Культурный туризм создает дополнительные стимулы для этого.
Актуальность исследования. Занимая ведущее место в мировой экономике, передвижениях людей и идей, свободном обмене мнениями и культурно - познавательными ценностями, туризм выступает как актуальная проблема всемирного культурно - исторического наследия, которое будет оставаться важным экономическим козырем только до тех пор, пока мы осознаём его нематериальную ценность, так как нельзя приступать к решению проблем сохранения памятников культуры и природы, не затрагивая принципиальных вопросов, связанных с развитием туризма.
Культурный туризм открывает широкие возможности по охране культурного наследия и общения, тем самым, сохраняя не только памятники из камня, но и связанные с языком, обычаями, танцами, фольклором и многие другие, составляющие нематериальное наследие. Культурный туризм формирует облик района, региона, республики, государства и общества стран, народов, культур.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время интерес к культурно-историческому туризму в России возрастает. Россия располагает богатыми культурными традициями, многочисленными объектами культуры, а также насыщенным календарём событий, которые и должны стать основой для развития культурного туризма.
На основании всего вышеперечисленного особую важность приобретает изучение туристского потенциала республики Татарстан.
Целью дипломной работы является изучение вовлеченности ближайших к Казани музеев-заповедников в культурный туризм.
Исходя из цели дипломной работы автором были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия «культурный туризм»;
- рассмотрение деятельности музеев-заповедников РТ в области развития культурного туризма;
- изучение потенциала музеев-заповедников РТ в этой сфере.
Объектами исследования являются: музеи-заповедники РТ, а именно,
Казанский Кремль, музей-заповедник «Ленино-Кокушкино», «Иске- Казанский» и музей-заповедник «Остров-град Свияжск» (их история, культурный, рекреационный и туристский потенциал). Выбор именно этих музеев-заповедников определен их близостью к столице Татарстана, откуда начинается большая часть туристических маршрутов в республике.
Предметом исследования выступает интеграция музеев-заповедников РТ в сферу культурного туризма.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования, аналитический и типологический методы.
Научной и методологической базой нашей работы стали труды и исследования отечественных ученых по рассматриваемой нами проблеме. В частности ее затрагивают Сущинская М.Д. в учебном пособии «Культурный туризм», Гордин В.Э., Сущинская М.Д., Яцкевич М. в своей коллективной работе «Теоретические и практические подходы к развитию туризма. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХ! века», а также Матецкая М.В. в своем труде «Современные технологии менеджмента в сфере культуры».
Роль культурного туризма в экономическом развитии территории,
- 7
инновации культурного туризма представлены в ряде статей.
Вторая половина ХХ века, а именно 1960 - 1980-е годы стали временем количественного и качественного скачка в развитии музеев под открытым небом в самых различных странах мира. В этот период сложились основные
о
теоретические принципы их формирования и структуры. Проблемы создания музеев под открытым небом получили достаточно полное отражение в литературе обозначенного периода. Имеется целый ряд монографических и обзорно-реферативных публикаций, исследований как общетеоретического, так и конкретно-практического характера, посвященных в основном зарубежным скансенам, или отечественным музеям-заповедникам. Однако вопросы взаимосвязи интенсивного развития музеев под открытым небом и туризма как одного из «катализаторов» этого процесса во второй половине ХХ века не получили пока должного освещения в научной литературе, что подтверждает их актуальность и недостаточную изученность. В отечественной литературе можно отметить лишь реферативный обзор А. В. Крикловенской.
Также в данной работе важную роль сыграли и различные Интернетресурсы, посвященные нашей проблеме. Прежде всего, это официальные сайты музеев-заповедников, где представлен материал, позволивший изучить деятельность музеев-заповедников и их ресурсы в сфере культурного туризма.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что популяризация музеев-заповедников способствует поступательному развитию культурного туризма, а культурный туризм, в свою очередь, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования по теме «Музеи-заповедники в сфере культурного туризма (на примере Татарстана)» могут быть использованы в разработке туристических маршрутов по РТ, а также при изучении истории памятникоохранительной деятельности в нашей республике.
Поставленные цель и задачи определили структуру исследования. Оно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Культурный туризм: понятие и характеристика
Культурный туризм - это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично желанием посетить культурные достопримечательности , включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных
13
потребностей.
Следует отметить, что термин "культурный туризм" плохо соотносится с нормами русского языка. Его появлению способствовало наличие, прежде всего, в Интернет-ресурсах, большого количества зарубежных публикаций, главным образом, на английском языке, в которых используется понятие «cultural tourism» , которое, с легкой руки пользователей, стало использоваться в русском языке в буквальном переводе - «культурный туризм». Хотя в практике туристской деятельности уже много десятилетий существует понятие «культурно-познавательный или познавательный туризм», что соответствует значению английского термина «cultural tourism».
Следовательно, речь идет об использовании клишированного иностранного термина, который, тем не менее, прижился и широко используется в специальной литературе.
Таким образом, культурный туризм - это разновидность туризма, где культура, в разных ее проявлениях, выступает основной мотивацией туристской деятельности и средством формирования туристской привлекательности дестинации.
Культурный туризм - форма, в рамках которой реализуются, в той или иной степени, многие виды туризма. Именно как форму определяет культурный туризм Международный совет по охране памятников и достопримечательностей (ICOMOS). Цель культурного туризма - знакомство с культурой и культурной средой, включая ландшафт, искусство, традиции и образ жизни местного населения, различные формы проведения досуга местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.
Фундамент культурного туризма - историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями. Для развития культурного туризма требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, таких как:
• памятники археологии;
• культовая и гражданская архитектура;
• памятники ландшафтной архитектуры;
• малые и большие исторические города;
• сельские поселения;
• музеи, театры, выставочные залы и др.;
• объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
• технические комплексы и сооружения.
Культурный туризм основывается на потребности человека в духовном освоении культуры мира, через его посещение, участие и непосредственное освоение культурных ценностей.
В число объектов культурного туризма исследователи включают как памятники культурно-исторического наследия (исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов), так и актуальную культуру сегодняшнего дня (преимущественно художественную, но также и образ жизни населения: кухня, костюм, особенности гостеприимства и пр.).
Культурный туризм играет значимую роль в современном мире по целому ряду причин. Прежде всего, он способствует развитию культуры и туризма в определенном регионе, оказывая позитивное экономическое и социальное воздействие на его развитие и поддерживая сохранение культурного наследия. Кроме того, культурный туризм облегчает установление взаимопонимания между людьми в разных странах и регионах.
Весьма важно отметить такую составляющую культурного туризма, как объекты нематериального наследия. Путешествие в рамках культурного туризма подразумевает знакомство с традициями, обычаями людей, культурой повседневности. Именно благодаря туризму в провинции возникают этнографические деревни, центры народной культуры, воспроизводящие обстановку традиционного быта прошлых веков, а иногда
и представляющие собой реконструкцию культурного наследия времен
17
достаточно отдаленных.
Значимость сохранения и актуализации нематериального культурного наследия неоднократно подчёркивалась в документах. ЮНЕСКО. Согласно определению нематериального культурного наследия, содержащемуся в «Международной конвенции по охране нематериального культурного наследия», принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 17
октября 2003 г. к такому наследию относятся обычаи, обряды, празднества, а
18
также знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Изучение практик музеев-заповедников позволяет уточнить и дополнить содержание термина "культурный туризм" и его составляющих. Ряд современных исследователей включает в его состав религиозный туризм, т.е. поездки с познавательными целями в достопримечательные
19
места, связанные с религиозными традициями.
Примерно до 1980-х годов культурный туризм рассматривался как относительно небольшая ниша туристского рынка. Сегодня, согласно новым данным, культурный туризм является главным направлением массовой туристской активности.
Туризм - очень важный аспект экономического использования памятников истории и культуры в современных условиях. Привлекательность объекта наследия увеличивает туристский поток, в туристские программы и проекты вкладываются финансовые средства, часть которых может и должна быть использована на содержание объекта наследия. В этом заключена важная проблема - проблема «развития туризма для целей сохранения наследия».
В XX веке широкое распространение во многих странах мира получили музеи под открытым небом. Причины их популярности и неуклонного количественного роста во многом объясняются значительно большими возможностями сохранения и демонстрации объектов культурного наследия, позволяющими показывать их комплексно и всесторонне, размещая памятники архитектуры, предметы быта и орудия труда, произведения искусства в обстановке, близкой к естественной, в единстве с историческим и природным окружением.
Идея создания музеев под открытым небом и ее воплощение в жизнь связывается с именем Артура Хазелиуса, по инициативе которого в 1891 году был открыт для всеобщего обозрения «Скансен», положивший начало возникновению в Европе нового типа музеев. Главными объектами показа в нем стали крестьянские жилые и хозяйственные постройки, мастерские ремесленников, культовые и общественные здания. Экспозицию памятников архитектуры дополнял зоопарк, в котором была богато представлена фауна Скандинавии.
Идея Хазелиуса об охране памятников прошлого посредством их перенесения и сосредоточения в одном месте почти с момента ее реализации стимулировала возникновение новых концепций, и, в частности, охрану и музеефикацию памятников городской архитектуры и культуры городского сословия, памятников промышленности и техники, наконец, создание археологических музеев на месте раскопок, а также разнообразных специализированных музеев под открытым небом. Развитие этих идей и их реализация в музейной практике наглядно доказывает эволюцию музеев под открытым небом, как в плане расширения толкования и интерпретации самого понятия, так и в развитии широкого спектра деятельности данной группы музеев, в частности во взаимодействии с туризмом.
Вследствие этого, следует отметить, что экономический потенциал многих российских музеев-заповедников реализован далеко не в полной мере. Для большинства памятников и исторических мест туризм не сыграл еще сколько-нибудь значительной роли.
Исторические и археологические памятники, достопримечательности и мемориальные объекты всегда привлекали внимание людей, стремившихся увидеть их собственными глазами и в силу этого становившихся туристами. Однако сегодня музеи составляют неотъемлемую часть туристической инфраструктуры и рассматриваются в качестве своеобразного культурноисторического ресурса, с помощью которого можно разработать продукт, предлагаемый туристам наряду с другими материальными и нематериальными формами культуры. Всемирная туристическая организация (ВТО) и Всемирный совет путешествий и туризма (ВТТК) считают туризм крупнейшей в мире индустрией. По примерной оценке, в 1995 году было совершено 567 млн. международных туристических поездок по сравнению с 25млн. в 1950г. Кроме того, подсчитано, что туристических поездок внутри страны совершается в 10 раз больше приведенных цифр. ВТТК, подчеркивая международное значение туризма, отметил, что туризм создает более 10 процентов экономической продукции в мире, обеспечивая одно из 9 рабочих мест и 11 процентов налоговых поступлений.
Считается, что половину всех туристов при посещении ими иностранного государства, прежде всего, интересует местная культура в разнообразных ее проявлениях. Музеи под открытым небом, главным образом, историко-архитектурные, историко-бытовые и историкоэтнографические, а также экомузеи дают им возможность познакомиться с культурой принимающей их страны. Исследования, проведенные недавно в Великобритании, в Канаде, а также в нескольких странах Средиземноморья, показали преимущества развития культурного и этнографического туризма, основанного на добротном музейном продукте. Они продемонстрировали, что, спрос на другие виды привлечения посетителей (рекреационный, экотуризм, спортивный, экстремальный туризм и др.) подвержен регулярным колебаниям, в то время как спрос на культурный туризм остается стабильным и год от года непрерывно растет. Данная стабильность делает инвестирование в музеи под открытым небом обоснованным с точки зрения
4
перспективы туризма.
Новаторское использование методов показа и интерпретации, призваны усилить привлекательность объектов, позволяющих туристам получить «впечатления и переживания, связанные с наследием», пленяя их воображение и одновременно предоставляя им максимум информации и комфорта.
Кроме собирания, хранения, исследования, экспонирования, музей стал энергично осваивать в качестве культурной практики, действие, преобразуя, таким образом, некогда статичное пространство, в живое и динамичное. Такой модернизированный подход используют многие музеи мира. В отечественной практике наиболее отчетливо они проявляются в деятельности музеев-заповедников, музеев под открытым небом, а также литературномемориальных музеев-усадеб.
Таким образом, музеи становятся органической частью современных социальных и экономических процессов. Совершенствование механизмов, способных обеспечить жизнедеятельность музея-заповедника в новых условиях, должно учитывать наличие ценнейших музейных фондов, земли, недвижимости, предусматривать установление тесных контактов с местным населением, ведение разнообразной культурно-образовательной и творческой, хозяйственной и предпринимательской деятельности, используя для этого как значительный информационный потенциал, так и уникальные ресурсы, наличие недвижимости и т. д. Культурный туризм создает дополнительные стимулы для этого.
Актуальность исследования. Занимая ведущее место в мировой экономике, передвижениях людей и идей, свободном обмене мнениями и культурно - познавательными ценностями, туризм выступает как актуальная проблема всемирного культурно - исторического наследия, которое будет оставаться важным экономическим козырем только до тех пор, пока мы осознаём его нематериальную ценность, так как нельзя приступать к решению проблем сохранения памятников культуры и природы, не затрагивая принципиальных вопросов, связанных с развитием туризма.
Культурный туризм открывает широкие возможности по охране культурного наследия и общения, тем самым, сохраняя не только памятники из камня, но и связанные с языком, обычаями, танцами, фольклором и многие другие, составляющие нематериальное наследие. Культурный туризм формирует облик района, региона, республики, государства и общества стран, народов, культур.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время интерес к культурно-историческому туризму в России возрастает. Россия располагает богатыми культурными традициями, многочисленными объектами культуры, а также насыщенным календарём событий, которые и должны стать основой для развития культурного туризма.
На основании всего вышеперечисленного особую важность приобретает изучение туристского потенциала республики Татарстан.
Целью дипломной работы является изучение вовлеченности ближайших к Казани музеев-заповедников в культурный туризм.
Исходя из цели дипломной работы автором были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия «культурный туризм»;
- рассмотрение деятельности музеев-заповедников РТ в области развития культурного туризма;
- изучение потенциала музеев-заповедников РТ в этой сфере.
Объектами исследования являются: музеи-заповедники РТ, а именно,
Казанский Кремль, музей-заповедник «Ленино-Кокушкино», «Иске- Казанский» и музей-заповедник «Остров-град Свияжск» (их история, культурный, рекреационный и туристский потенциал). Выбор именно этих музеев-заповедников определен их близостью к столице Татарстана, откуда начинается большая часть туристических маршрутов в республике.
Предметом исследования выступает интеграция музеев-заповедников РТ в сферу культурного туризма.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования, аналитический и типологический методы.
Научной и методологической базой нашей работы стали труды и исследования отечественных ученых по рассматриваемой нами проблеме. В частности ее затрагивают Сущинская М.Д. в учебном пособии «Культурный туризм», Гордин В.Э., Сущинская М.Д., Яцкевич М. в своей коллективной работе «Теоретические и практические подходы к развитию туризма. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХ! века», а также Матецкая М.В. в своем труде «Современные технологии менеджмента в сфере культуры».
Роль культурного туризма в экономическом развитии территории,
- 7
инновации культурного туризма представлены в ряде статей.
Вторая половина ХХ века, а именно 1960 - 1980-е годы стали временем количественного и качественного скачка в развитии музеев под открытым небом в самых различных странах мира. В этот период сложились основные
о
теоретические принципы их формирования и структуры. Проблемы создания музеев под открытым небом получили достаточно полное отражение в литературе обозначенного периода. Имеется целый ряд монографических и обзорно-реферативных публикаций, исследований как общетеоретического, так и конкретно-практического характера, посвященных в основном зарубежным скансенам, или отечественным музеям-заповедникам. Однако вопросы взаимосвязи интенсивного развития музеев под открытым небом и туризма как одного из «катализаторов» этого процесса во второй половине ХХ века не получили пока должного освещения в научной литературе, что подтверждает их актуальность и недостаточную изученность. В отечественной литературе можно отметить лишь реферативный обзор А. В. Крикловенской.
Также в данной работе важную роль сыграли и различные Интернетресурсы, посвященные нашей проблеме. Прежде всего, это официальные сайты музеев-заповедников, где представлен материал, позволивший изучить деятельность музеев-заповедников и их ресурсы в сфере культурного туризма.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что популяризация музеев-заповедников способствует поступательному развитию культурного туризма, а культурный туризм, в свою очередь, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования по теме «Музеи-заповедники в сфере культурного туризма (на примере Татарстана)» могут быть использованы в разработке туристических маршрутов по РТ, а также при изучении истории памятникоохранительной деятельности в нашей республике.
Поставленные цель и задачи определили структуру исследования. Оно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Культурный туризм: понятие и характеристика
Культурный туризм - это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично желанием посетить культурные достопримечательности , включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных
13
потребностей.
Следует отметить, что термин "культурный туризм" плохо соотносится с нормами русского языка. Его появлению способствовало наличие, прежде всего, в Интернет-ресурсах, большого количества зарубежных публикаций, главным образом, на английском языке, в которых используется понятие «cultural tourism» , которое, с легкой руки пользователей, стало использоваться в русском языке в буквальном переводе - «культурный туризм». Хотя в практике туристской деятельности уже много десятилетий существует понятие «культурно-познавательный или познавательный туризм», что соответствует значению английского термина «cultural tourism».
Следовательно, речь идет об использовании клишированного иностранного термина, который, тем не менее, прижился и широко используется в специальной литературе.
Таким образом, культурный туризм - это разновидность туризма, где культура, в разных ее проявлениях, выступает основной мотивацией туристской деятельности и средством формирования туристской привлекательности дестинации.
Культурный туризм - форма, в рамках которой реализуются, в той или иной степени, многие виды туризма. Именно как форму определяет культурный туризм Международный совет по охране памятников и достопримечательностей (ICOMOS). Цель культурного туризма - знакомство с культурой и культурной средой, включая ландшафт, искусство, традиции и образ жизни местного населения, различные формы проведения досуга местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.
Фундамент культурного туризма - историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями. Для развития культурного туризма требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, таких как:
• памятники археологии;
• культовая и гражданская архитектура;
• памятники ландшафтной архитектуры;
• малые и большие исторические города;
• сельские поселения;
• музеи, театры, выставочные залы и др.;
• объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
• технические комплексы и сооружения.
Культурный туризм основывается на потребности человека в духовном освоении культуры мира, через его посещение, участие и непосредственное освоение культурных ценностей.
В число объектов культурного туризма исследователи включают как памятники культурно-исторического наследия (исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов), так и актуальную культуру сегодняшнего дня (преимущественно художественную, но также и образ жизни населения: кухня, костюм, особенности гостеприимства и пр.).
Культурный туризм играет значимую роль в современном мире по целому ряду причин. Прежде всего, он способствует развитию культуры и туризма в определенном регионе, оказывая позитивное экономическое и социальное воздействие на его развитие и поддерживая сохранение культурного наследия. Кроме того, культурный туризм облегчает установление взаимопонимания между людьми в разных странах и регионах.
Весьма важно отметить такую составляющую культурного туризма, как объекты нематериального наследия. Путешествие в рамках культурного туризма подразумевает знакомство с традициями, обычаями людей, культурой повседневности. Именно благодаря туризму в провинции возникают этнографические деревни, центры народной культуры, воспроизводящие обстановку традиционного быта прошлых веков, а иногда
и представляющие собой реконструкцию культурного наследия времен
17
достаточно отдаленных.
Значимость сохранения и актуализации нематериального культурного наследия неоднократно подчёркивалась в документах. ЮНЕСКО. Согласно определению нематериального культурного наследия, содержащемуся в «Международной конвенции по охране нематериального культурного наследия», принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 17
октября 2003 г. к такому наследию относятся обычаи, обряды, празднества, а
18
также знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Изучение практик музеев-заповедников позволяет уточнить и дополнить содержание термина "культурный туризм" и его составляющих. Ряд современных исследователей включает в его состав религиозный туризм, т.е. поездки с познавательными целями в достопримечательные
19
места, связанные с религиозными традициями.
Примерно до 1980-х годов культурный туризм рассматривался как относительно небольшая ниша туристского рынка. Сегодня, согласно новым данным, культурный туризм является главным направлением массовой туристской активности.
Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы культурного туризма как ресурса регионального развития, а также влияния на социальную и культурную сферу, экологию. Это связано с тем, что в современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка. Для большинства российских регионов ориентация на культурный туризм становится одной из реальных возможностей экономического, социального и культурного подъёма.
Культурный туризм - сфера туристской деятельности, основанная преимущественно на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.
Развитие культурного туризма при содействии музеев-заповедников в настоящее время представляется одним из наиболее перспективных направлений. Музеи-заповедники являются комплексными по своим функциям учреждениями, они сохраняют в неприкосновенности не только отдельные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические поселения, традиции и уклад жизни проживающего рядом населения. Многоплановость объектов обуславливает постоянный интерес туристов, обеспечивает стабильное развитие культурного туризма, в меньшей степени подверженного сезонным колебаниям.
На территории Татарстана в настоящее время действует восемь музеев-заповедников, имеющих федеральный и республиканский статус. Опыт развития исследуемых в выпускной работе четырех музеев- заповедников убедительно свидетельствует как об успешно реализуемых практиках культурного туризма, так и о значительном потенциале в этой сфере.
Разнообразие пространственных локусов музеев-заповедников создает возможности для реализации в них проектов и акций широкого спектра. Это позволяет не только презентировать здесь историкокультурные события, но и "включать" пространство музея в современные культурные и общественные процессы, тем самым привлекая сюда новые группы посетителей.
Немаловажен и высокий зрелищно-развлекательный потенциал музеев-заповедников, позволяющий использовать их для проведения фестивалей и празднеств, театрализованных представлений и ролевых игр, включающих интерактивный элемент. Территории музеев- заповедников позволяют создавать временные или постоянные площадки, служащие для реализации различных проектов такого рода.
Таким образом, музеи-заповедники обладают значительным потенциалом, который способствует введению историко-культурного наследия в пространство «живой» культуры, разрабатывая новые виды туристского продукта, обладающего привлекательностью для посетителей.
Культурный туризм - сфера туристской деятельности, основанная преимущественно на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.
Развитие культурного туризма при содействии музеев-заповедников в настоящее время представляется одним из наиболее перспективных направлений. Музеи-заповедники являются комплексными по своим функциям учреждениями, они сохраняют в неприкосновенности не только отдельные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические поселения, традиции и уклад жизни проживающего рядом населения. Многоплановость объектов обуславливает постоянный интерес туристов, обеспечивает стабильное развитие культурного туризма, в меньшей степени подверженного сезонным колебаниям.
На территории Татарстана в настоящее время действует восемь музеев-заповедников, имеющих федеральный и республиканский статус. Опыт развития исследуемых в выпускной работе четырех музеев- заповедников убедительно свидетельствует как об успешно реализуемых практиках культурного туризма, так и о значительном потенциале в этой сфере.
Разнообразие пространственных локусов музеев-заповедников создает возможности для реализации в них проектов и акций широкого спектра. Это позволяет не только презентировать здесь историкокультурные события, но и "включать" пространство музея в современные культурные и общественные процессы, тем самым привлекая сюда новые группы посетителей.
Немаловажен и высокий зрелищно-развлекательный потенциал музеев-заповедников, позволяющий использовать их для проведения фестивалей и празднеств, театрализованных представлений и ролевых игр, включающих интерактивный элемент. Территории музеев- заповедников позволяют создавать временные или постоянные площадки, служащие для реализации различных проектов такого рода.
Таким образом, музеи-заповедники обладают значительным потенциалом, который способствует введению историко-культурного наследия в пространство «живой» культуры, разрабатывая новые виды туристского продукта, обладающего привлекательностью для посетителей.
Подобные работы
- РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Потенциал историко-культурного наследия в развитии музейного туризма (на примере музея-заповедника "Казанский кремль")
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Региональный событийный туризм как фактор в продвижении территории (на примере «Фанфары Казани» музея-заповедника «Казанский Кремль»).
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ (НА ПРИМЕРЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА МУСУЛЬМАН В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие событийного туризма в Республике Татарстан на примере театрализованного фестиваля «Один день из жизни Великого города»
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Опыт Республики Татарстан в области управления объектами Всемирного культурного наследия
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Трансформация статуса туристических объектов России под влиянием «эзотерического туризма
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



