Введение 3
Глава 1. Досуг и развлечения в гостиничных и туристских комплексах 6
1.1. Понятие «досуг» и «развлечение» 6
1.2. Средства размещения и их классификация 12
1.3. Организация досуга в гостиничных и туристских комплексах 23
Глава 2. Анализ и характеристика деятельности гостиницы “Dejavu 28
2.1. Оценка деятельности гостиницы “Dejavu” 28
2.2. Структура предприятия, характеристика подразделений и их
взаимосвязей 36
2.3. Организация досуга потребителей в гостинице “Dejavu” 40
Глава 3. Предложения и рекомендации по организации досуга в гостинице “Dejavu” горнолыжного комплекса “Свияга” 47
3.1. Мероприятия по совершенствованию досуга в гостинице
“Dejavu” 47
3.2. Организация предложенных мероприятий 51
3.3. Безопасность и экологичность предложенных мероприятий 57
Заключение 67
Литература 71
Культурное самовыражение любого народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность человека в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.
Туризм-это наилучший способ знакомства с культурой народа. Значение туризма для человека заключается в использовании возможностей для развития личности, творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны, другого народа всегда обогащает духовный мир человека.
Именно поэтому, с тех пор, как человек начал путешествовать, возникла необходимость ночлега вне его дома, соответственно требовалось и место, где бы он мог удовлетворить свои потребности. А так как всякий спрос рождает предложение, то вскоре в ответ на это появились соответствующие предприятия, предоставляющие эти услуги.
В настоящее время гостиницы всё чаще (помимо своих основных услуг - приема и размещения) предлагают услуги организации досуга в гостинице. Итак, в дипломной работе подробно рассмотрим технологию организации досуга. Начинаем с того, что индустрия гостеприимства - бизнес, направленный не только на обеспечение жильем и пищей приезжих людей, но также и на организацию их досуга. Современная гостиница - не просто место для временного проживания, а культурный центр, где люди имеют возможность переключаться с трудовой деятельности на отдых и развлечения.
Некоторые отели, которые действительно беспокоятся о досуге своих гостей, и предлагают всевозможные способы сделать их отдых более интересным и насыщенным. С самого первого дня пребывания в отеле туристы окружены вниманием как со стороны своих туроператоров так и со стороны персонала отеля.
Выбранная тема является интересной и актуальной, так как еще несколько десятилетий назад в географии туризма не было спортивного туризма как сформировавшегося направления. Раньше поездки, например с целью катания на лыжах, не носили столь массового характера, да и оснащение лыжных центров не было столь модернизированным. Сегодня мы можем рассматривать спортивный туризм как состоявшееся явление.
Туризм, как правило, привносит достаточно большой вклад в развитее страны, причем ни только в экономическом, но и в духовном смысле. Если граждане других государств или городов начинают интересоваться конкретной дистанцией, то власти страны начинают значительно способствовать ее облагораживанию. Именно это можно сказать про туризм в Татарстане, который еще совсем недавно имел достаточно низкий уровень развития, поскольку республика являлась недостаточно интересной для жителей других стран и городов. Сегодня туризм в Татарстане развивается достаточно динамично, более того большинство туристов, побывав в Татарстане раз, приезжают сюда еще и еще.
Развитию туризма на сегодня достаточно активно способствуют различные сообщества на основе бизнеса, предприниматели, заинтересованные в получении большой прибыли, а так же государства и различные ведомства по профилю туризма.
Объект исследования: гостиница “Deja vu” горнолыжного комплекса
“Свияга”
Предмет исследования: технология работы по организации досуга в гостинице “Deja vu” горнолыжного комплекса “Свияга”.
Цель исследования: доказать целесообразность функционирования организаций досуга на примере гостиницы “Dejavu” горнолыжного комплекса “Свияга”.
Задачи исследования:
-проанализировать теоретические основы организации досуга в гостиницах и туристских комплексах;
-выявить сущность досуга в гостиницах и туристских комплексах;
-рассмотреть реализацию досуга в гостиницах “Dejavu” горнолыжного комплекса “Свияга”;
-разработать рекомендации по улучшению организации обслуживания в гостинице “Deja vu” горнолыжного комплекса “Свияга”.
В данной дипломной работе применялись как теоретические, так и эмпирические методы системного и сравнительного анализа, а также социологические методы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Диплом содержит 74 страницы текста, 7рисунков и двух таблиц.
За последние 30 лет география горнолыжного туризма значительно расширилась. Горнолыжные спорт и отдых получили распространение от Аляски на севере до Чилийских Анд на юге, от испанских Центральных Кордильер на западе до Памира в Центральной Азии и Тихоокеанского побережья на востоке. Даже в Антарктиде есть условия для занятий горными лыжами.
В мире открыто около 4 тыс. горнолыжных центров. Тысячи горных склонов оборудованы 25 тыс. механических подъемников. Горные лыжи превратились в популярный вид активного отдыха миллионов людей. Общее число горнолыжников оценивается в 80-100 млн. человек, которые проводят на склонах 380 млн. человеко-дней в год. Ежегодно они приобретают около 5 млн. пар лыж - в основном австрийского или французского производства. На эти две страны приходится 70% мирового производства инвентаря для занятий горными лыжами. Последнее время спрос на горнолыжную продукцию и сноуборды растет в среднем на 5% в год.
Устойчивые потоки горнолыжников привели к формированию
специализированных районов горнолыжного туризма.
В Европе выделяется четыре старо освоенных и вновь складывающихся района. Главным не только в Европе, но и в мире остается Альпийский район. Дуга Альпийских гор - самой обширной и высокой горной системы Западной Европы - простирается на 1200 км в длину и 300 км в ширину. Пло - щадь Альпийского района составляет 180 тыс. кв. км. Его привлекательность для горнолыжников определяется протяженностью и разнообразием трасс. В районе насчитывается 120 тыс. горнолыжных трасс всех видов: короткие и длинные, легкие и трудные. Существуют трассы учебные, рассчитанные на начинающих лыжников, туристские, ориентированные на подготовленных лыжников любой квалификации, и спортивные с максимальной протяженностью и крутизной, предназначенные для опытных лыжников - спортсменов. [13]
В настоящее время в России можно выделить около 50 горнолыжных туристских центров (основными из них являются Домбай, Хибины, Теберда, Азбеково, Красная Поляна), обладающих необходимыми природными ресурсами и инфраструктурой. И более 300 туристских центров, предоставляющих возможность горнолыжного спуска. Такие центры расположены в Подмосковье, Ленинградской области, Карелии, Свердловской области, Алтайском крае, Иркутской Пермской областях и т.д., где горнолыжные услуги являются лишь дополнительными, характеризующиеся малой их развитостью и низкой пропускной способностью. Как правило большинство из этих центров располагают необходимыми природными возможностями для трансформации в горнолыжные туристские центры, но это требует достаточно емких финансовых затрат, связанных с проведением разносторонних исследований,
развитием специализированной инфраструктуры, квалифицированных кадров.
Российские горнолыжные курорты активно развиваются: на них устанавливаются австрийские и итальянские подъемники, открываются отели, появляются новые трассы. Не так давно проявился интерес к новому виду горнолыжного отдыха - скай-турам, своего рода "гибриду" между лыжным и горнолыжным туризмом. Он предусматривает подъем на гору без подъемника, а затем спуск. Такие туры предлагаются на Кавказе, Хибинах и на Алтае и подходят тем, кому уже наскучили ухоженные склоны и кто хочет расширить свои горнолыжные возможности. Фирмы обеспечивают туристов специальным снаряжением.
Оздоровительный горнолыжный туризм предназначен не только для взрослых, но и для детей. Польза для здоровья от горных лыж огромна - тренируются все группы мышц, свежий воздух и красивейшие пейзажи снимут любой стресс, и с каждой тренировкой турист становится все более уверенным в себе, чувство скорости при спуске с горы дает ощущение полета и свободы.
Горнолыжный туризм существует давно, и поэтому также давно появились горнолыжные курорты, которых сейчас очень много и которые по- прежнему активно развиваются. В России сейчас достаточно много горнолыжных курортов, среди которых, естественно, есть популярные и нет.
В связи с изменениями социально-экономических условий жизни возросла проблема беспризорности детей и подростков. Многие семьи и школы не в состоянии постоянно проводить социальное и индивидуальное развитие детей. В процессе работы было выяснено, что детский горнолыжный лагерь является приоритетным учреждением по организации детских досуговых и оздоровительных мероприятий и для занятия спортом.
Таким образом, исходя из проблем, с которыми сталкиваются дети и их родители, была разработана программа организации детского горнолыжного лагеря. Проведен ее анализ и выявление особенностей построения.
Можно сказать, что такая эффективная форма работы, как детские горнолыжные лагеря будет продолжать развиваться, это позволит соединять принципы отдыха детей и решения организационных вопросов.
В данной работе была предпринята попытка показать специфику организации работы горнолыжного лагеря.
В результате проделанной дипломной работы было выполнено следующее:
-исследованы особенности индустрии услуг в основе сервисной деятельности;
-проанализированы социокультурные потребности человека;
-определены специфические особенности работы лагеря, как формы досуга и отдыха детей;
-изучена организация лагеря с точки зрения структуры предприятия;
-проведен подробный анализ функциональной работы детского лагеря;
-составлена экономическая характеристика организационного процесса.
Изучая материал по данной теме, следует отметить, что в литературе этот вопрос все же рассматривается не достаточно широко.
Следует отметить, что цель дипломной работы достигнута: были выделены основные особенности детского лагеря как социального обслуживания населения, проведен анализ деятельности горнолыжного лагеря, как организации, а также проведены краткие математические расчеты по стоимости организации детского учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность детского лагеря является сложным, кропотливым, но очень увлекательным процессом. Главным в работе по организации детского отдыха остается точность, размеренность, организованность и ответственность.
1. Александрова A JO. Международный туризм. М.: Аспект-Пресс, 2004. - с. 36.
2. Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учеб.
Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/Н.Ю. Арбузова. - М.:
Издательский центр «Академия», 2009.-224 с.
3. Арзуманян ЭА. Гостиничный и ресторанный сервис. Саратов: СГСЭУ,
2000. - с. 7.
4. Браймер Р.А. «Основы управления в индустрии гостеприимства», Москва, 1995
5. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/- Загл. с экрана.
6. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и Ближнего зарубежья, СПб, СПбГУ, 2003
7. Дмитриевский Ю. Д. Туристские районы мира: учебное пособие. - Смоленск: СГУ, 07
8. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. «Менеджмент туристской и гостиничной анимации», Москва, 2004
9. География туризма/ М.В. Асташкина, о.Н. Козырева, А.С. Кусков, А.А. Санинская: Учебное пособие- М:Альфа-М, 2008
10. Горбунов В.С. Туристический рынок Европы. - М.: Юнити, 2000.
11. Гуляев В.Г. «Организация туристской деятельности», Москва, 1996
12. Гулиев H.A., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск: ОГИС, 2002. - с. 89.
13. Данъшин Н.К. Организация и технология туризма. Донецк: 2001. - с. 84.
14. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и Ближнего зарубежья, СПб, СПбГУ, 2003.
15. Дмитриевский Ю. Д. Туристские районы мира: учебное пособие. - Смоленск: СГУ, 2007
16. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. М,:Ось-89,
2001. с. 39
17. Зорин И.В., Квартальнов В.А, Энциклопедия туризма : Справочник.-М. Финансы и статистика, 2005
18. Зорин И.В., Кваpтальнов В.А. и др. Менеджмент туризма : Туризм и отраслевые системы, М., ФиС., 2000г
19. Зорин И. Успехи и пpоблемы отечественной индустpии туризма// www.rmat.ru
20. Зорин И.В. Пpоблемы и перспективы развития внутреннего туризма, www.rmat
21. Куарова А.Д. Организация сферы туризма. Учебное пособие, М-СПб, Грета, 2004
22. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003
23. Квартальнов В.А. Туризм, М: ФиС, 2000
24. Котлер Ф. «Маркетинг. Гостеприимство и туризм», Москва, 1998
25. Лойко, О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие / О.Т. Лойко. - Томск: ТПУ, 2007. - 152 с
26. Максаковский В.П. Географическая картина мира. - М: Просвещение, 2004
27. Маринин А.М., Самойлова Г.С. Физическая география Горного Алтая. - Барнаул: БГПИ, 2002
28. Отнюкова М.С., Черняева Т.Н. Введение в специальность. Общие основы курса. Саратов: СГТУ, 2005. - с. 103.
29.Основные показатели развития туризма за 2005 г, сайт Всемирной туристической организации [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.world-tourism.org
30.Официальный сайт правительства Андорры [Электронный ресурс] Режим доступа: ЬНр:// www.Andorra.com
31. Официальный сайт Национального управления Италии по туризму [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.enit.it.
32. Официальный сайт правительства Андорры [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.Andorra.com
33. Папирян Г.А. Экономика туризма.- М.: Финансы и статистика», 2005.
34. Пирожник И. И., Международный туризм в мировом хозяйстве, Мн., 1996.
35. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.-М.: «Экспертное бюро» - М.,1997.
36. Путеводитель по Алтайскому краю, Барнаул: ВираЖ, 2005
37. Расаева В.Ю., Тарханова H.H. Введение в специальность «Социально-культурный сервис и туризм». Челябинск: ЮУрГУ, 1999. - с. 99.
38. Ремизов Л. П., Отдых на горных лыжах - М.: Профиздат, 1989.
39. Романов А. А., Зарубежное туристское страноведение: учебное пособие - М.: Советский спорт, 2001.
40. Самоучитель «Профессия аниматор», Москва, 2005
41. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.-М.: «Ось- 89»,1997.
42. Сенин В.С. Введение в туризм Учебник. - М.: Наука, 1993.
43. Сепии B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2005.
44. Щепикова 1Т.Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства.
Владивосток : ВГУЭиС, 2002.
45. Чеботарь Ю.М. «Туристский бизнес», Москва, 2000
46. Чудновский А.Д., Жукова М.А. «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва, 2005
47. Энциклопедия культуры и общества [Электронный ресурс] Режим доступа: http://glossword.info/- Загл. с экрана
48.Энциклопедии & Словари: педагогический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://enc-dic.com/ Загл. с экрана.
49. Юркина НА. Введение в специальность «Социально-культурный сервис и туризм». М.: ГИНФО, 2001. - с. 73.