Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты развития
скоростно-силовых способностей 7
1.1. Основы скоростно-силовой подготовки 7
1.2. Возрастные особенности изменения
скоростно-силовых способностей 11
1.3. Средства и методы развития
скоростно-силовых способностей 14
Заключение по первой главе 23
Глава 2. Методы и организация исследования 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 28
Глава 3. Результаты исследования 30
3.1. Содержание методики тренировочных занятий, направленной на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 15 - 16 лет 30
3.2. Анализ эффективности разработанной
методики скоростно-силовой подготовки 36
Выводы 43
Практические рекомендации 44
Список использованной литературы
Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой и точностно-координационный характер. Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов [23].
Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменения правил, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки).
Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов.
Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений [18].
В теоретическом плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла тренировки. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности - и предлагают средства и методы их реализации. Еще не определены специальные комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-
Возможность решения этих задач видится в индивидуализации и специализации средств и методов подготовки, оптимизации соотношения частных объемов физической и технической подготовки на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности волейболистов.
Анализ литературы по вопросам скоростно-силовой подготовки волейболистов, позволил выявить противоречие между необходимостью скоростно-силовой подготовки волейболистов 15 - 16 лет и недостаточной разработанностью методик развития данных физических качеств в условиях школьных секционных занятий по волейболу. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в выявлении эффективных средств и методов, направленных на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов в условиях школьных секционных занятий по волейболу. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику, основанную на сочетании скоростных, скоростно-силовых и силовых упражнений и направленную на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов на секционных занятиях.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что разработанная нами методика, основанная на сочетании скоростных, скоростно-силовых и силовых упражнений окажет эффективное воздействие на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 15 - 16 лет.
Объект исследования: тренировочный процесс в группе школьной секции по волейболу.
Предмет исследования: процесс развития скоростно-силовых способностей у волейболистов 15 - 16 лет.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития скоростно-силовых способностей у волейболистов 15 - 16 лет.
2. Разработать методику, направленную на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов группы школьной секции по волейболу.
3. Проверить эффективность разработанной методики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- теория и методика развития физических качеств (Ю.Ф. Курамшин, Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др.)
- возрастные особенности развития физических качеств (Я.М. Коц, В.М. Смирнов и др.)
Новизна исследования: заключается в получении новых фактических данных о скоростно-силовой подготовке учащихся, занимающихся в школьной секции по волейболу.
Практическая значимость заключается в разработке методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей у учащихся школьной секции по волейболу и практических рекомендаций по ее применению на тренировочных занятиях.
Апробация диссертации. Результаты исследования были представлены на межрегиональную заочную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы организации массового спорта в регионах РФ на современном этапе» (9 ноября 2017 года, Курская академия государственной и муниципальной службы). Результаты исследования
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций и списка использованной литературы.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 50 страниц, а также 2 таблицы, 4 рисунка и 46 литературных источников.
1. Одним из путей достижения высоких результатов в волейболе является оптимальный уровень физической подготовленности спортсменов, и значимое место при этом занимают скоростно-силовые способности. В то же время в специальной литературе совершенствованию скоростно-силовой подготовки учащихся, занимающихся в школьной секции по волейболу не уделяется достаточного внимания.
2. Результаты тестирования скоростно-силовой подготовленности учащихся, занимающихся в школьной секции по волейболу на исходном этапе исследования выявили низкие и средние показатели скоростно-силовых способностей волейболистов.
3. Нами разработана экспериментальная методика, основанная на оптимальном сочетании скоростных, скоростно-силовых и силовых упражнений и направленная на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов, занимающихся в школьной секции по волейболу.
4. В педагогическом эксперименте доказано положительное влияние разработанной нами методики на скоростно-силовые способности волейболистов. На констатирующем этапе эксперимента по проведенным тестам выявлена положительная динамика, но достоверный прирост не обнаружен (p>0,05). По всем тестам на формирующем этапе эксперимента волейболисты имели достоверный прирост результатов (p<0,05).
1. Андреев С.Н. Проблемы организации подготовки юных спортсменов в специализированных классах [Текст] / Андреев
С.Н., Исмаилов А.И. // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 9. - С. 22-24.
2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1987.144с.
3. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. наук - М., 1963. - 25 с.
4. Верхошанский Ю.В. Ударный метод развития взрывной силы // Теория и практика физической культуры [Текст] - 1968. - №8. - С. 59.
5. Волейбол: Учебник для ин-тов физической культуры [Текст]. Под ред.: Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца; Комитет по физической культуре и спорту при совете Министров СССР. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.: Физкультура и спорт, 1985 - 270 с.
6. Волейбол: Учебник по изучению курса теории и методики преподавания волейбола для студентов вузов физической культуры [Текст]. Под общ. ред.: А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2002 - 368 с.
7. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена [Текст] / Волков Л.В. -Киев: Здоровья, 2001. -144 с.
8. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте [Текст]. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2000. - 120 с.
9. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учеб. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 325с.
10. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера [Текст] // Деркач
А.А., Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 2007.-375 с.
11. Евсеев Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев - Ростов н / Д: Феникс, 2002. - 382 с.
12. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства [Текст] / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство ФЛИР - пресс, 1998. - 336с.
13. Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В.. - М.: Физкультура и спорт, 1991 - 238 с.
14. Железняк Ю.Д Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров.- М.: Академия, 2002. - 264 с.
15. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н. Захаров, А.В Касарев, А.А.Сафонов - М.: Лептос, 1994. - 359с.
16. Зациорский В.М. Вопросы методики воспитания физических качеств [Текст]. - М., 1961.
17. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП [Текст] / ГЦОЛИФК - М. 1980. - 41с.
18. Зациорский В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 1981. - №7. - С.63 - 68.
19. Игнатьева В.Я. Скоростно-силовая подготовленность юных гандболистов [Текст] // Теория и практика физической культуры,
- 1985. - №8. - С. 24-26.
20. Кондаков В.Л. Студенческий волейбол: Учебное пособие для студентов вузов и преподавателей, ведущих практические занятия по физической культуре [Текст] / Кондаков В.Л., Воронин И.Ю., Груздева Н.А.; Рец.: Р.Ф. Попова, О.Э. Сердюков; Федеральное агентство по образованию, факультет физической культуры БелГУ; БелГУ. - Белгород: БелГУ, 2007 - 92 с.
21. Коробейников Н.К. Физическое воспитание [Текст]: учеб. пособ для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г Николенко - 2 -е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1989. - 379с.
22. Кудрявцев В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10.
- С.14-15.
23. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие [Текст]. - М.; Спорт. Академия Пресс, 2002. - 192 с.
24. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] /
В. И. Лях. - Москва, 1998. - 272 с.
25. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в
волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов: методические указания [Текст].Иркутск. - 1994 - 47 с.
26. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ [Текст]. - М.: Просвещение, 1991. - С. 18-82.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико - методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физ. культуры [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с., ил.
28. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / под ред. Л. Б. Кофмана — М.: Физкультура и спорт, 1998.- 219 с.
29. Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П. - М; «Физкультура и спорт» 2007. - 302 с.
30. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст].
- М., ООО "Издательство Астрель", 2003. - 863 с.
31. Повышение эффективности тренировочного процесса в волейболе [Текст]. Под общ. ред.: Ю.Д. Железняка, В.Э. Фризена.
- Тула: Приокское книжное издательство, 1973 - 150 с.
32. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте [Текст]. - М., Спорт. Академ. Пресс,
2000. - 112 с.
33. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. завед. / В.М. Смирнов, В.М. Дубровский - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 680 с.
34. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под редакцией Я. М. Коца. - М.: ФиС, 1986. - 240с., ил.
35. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства : Учебник для студентов педагогических вузов по спец. 050720 "Физическая культура" [Текст] / Под ред.: Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова ; Рец.: С.Ю. Тюленьков, А.Я. Гомельский; УМО вузов
России по педагогическому образованию. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008 - 398 с.
36. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений [Текст] Пер. с польск. / Е. Талага. - М.: Физкультура и Спорт, 1998. - 412 с.
37. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры [Текст] / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с., ил.
38. Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физической культуры пед. институтов [Текст] / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
39. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- 2-е изд., испр.- М.: Советский спорт, 2004.- 464с.
40. Физическая культура [Текст]: учеб для проф. тех. образования / под. ред. И.П. Залетаева, В.П. Шеянова, Б.И. Загорского - М.: Высшая школа, 1984. - 287с.
41. Физическое воспитание [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова - М.: Высшая школа, 1983. - 391с.
42. Филин В.П. Воспитание физических качеств [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1974.- 231 с.
43. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1972.-174с.
44. Хапко В.Е., Маслов В.Н. Совершенствование мастерства волейболистов [Текст]. - К.: Здоровья, 1990. - 128 с.
45. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб пособие для студ. высших учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия; 2000. - 480 с.
46. Черкесов Ю. Развитие скоростно-силовых качеств мышц под влиянием внешней среды с уступающим сопротивлением [Текст] // Легкая атлетика. 1976. №9. с.22.