Введение 3
Глава I. Воздействие педагогических стилей на детский коллектив дошкольного образовательного учреждения 6
1.1.Понятие, функции, специфика и этапы развития детского коллектива 6
1.2.Понятие стиля педагогической деятельности 9
1.3.Характеристика стилей педагогического общения 11
Глава II. Выявление стиля педагогического общения и его влияние на взаимоотношения детей в коллективе 15
2.1. Методика выявления стиля педагогического общения 15
2.2 Методика диагностики межличностных отношений 15
2.3. Констатирующий эксперимент 17
2.4.Контрольный эксперимент 24
2.5. Мероприятия для проведения коррекции педагогических стилей 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 36
На сегодняшний день в условиях общественно-финансовых и духовных преобразований жизни нашего общества все чаще обращается внимание на формирование особенности человека, его неповторимости и уникальности. Более востребованной становится личность активная, творческая, способная принимать грамотные решения и осуществлять их в собственной деятельности. Подобную личность может сформировать только лишь педагог-профессионал, располагающий конкурентоспособностью, способный по-новому работать, обладающий способностями планирования и прогнозирования педагогической работы и самосовершенствования в ней.
В связи с этим становятся важными проблемы развития у педагога наиболее оптимальных и результативных методов и способов реализации педагогической работы, которые обеспечивают значительную её эффективность, то что предполагает под собою формирование его персонального стиля. Правильно найденный стиль, определяющий выраженность особенности педагога, оказывать содействие демократичности, производительности педагогического влияния на учащихся, результативному общению участников этого движения, наибольшему выявлению персонального потенциала каждого обучаемого.
Педагогическая работа педагога, как и любая другая работа, характеризуется конкретным стилем. В широком значении слова стиль работы является стабильной концепцией способов, приемов, проявляющихся в различных условиях её реализации. Он обусловливается особенностью самой работы, индивидуально-психологическими особенностями её субъекта. Стиль работы содержит её операционный состав, умения и навыки (В.Э. Чудновский), выявляя возможности самого объекта и определяясь его индивидуально-психологическими и личностными особенностями.
Эффективно упорядоченный процесс педагогического общения при-зван гарантировать в преподавательской деятельности реальный общепсихологический контакт, который должен появиться между воспитателем и ребенком, превратить их в субъектов общения, помочь одолеть различные психологические барьеры, появляющиеся в ходе взаимодействия, перевести ребенка из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В данном случае педагогическое взаимодействие образует целую социально-психологическую структуру педагогической работы. Важность преподавательского общения в структуре преподавательской деятельности и обусловила свой интерес к исследованию проблемы персонального стиля педагогического общения.
Актуальность работы в том, что категория детского сада - это первое звено в организации общественного воспитания и образования детей, поэтому вопросы о формировании личности детей в детском саду, о создании его индивидуальных качеств и психических процессов, а кроме того о том, в какой степени удобно чувствует он себя в группе детского сада, нам показались весьма значимыми и важными. Здесь дошкольник проводит 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства. Не только лишь от отца с матерью, однако и от детского сада зависит то, насколько дошкольник окажется психологически подготовленным к школе. По этой причине исследование внутригрупповых отношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на развитие личности ребенка, формирование отношений в детском коллективе и т.д. - значимые и важные проблемы. Вопрос развития и формирования межличностных отношений ребенка притягивает интерес, как психологов, так и педагогов. Данной теме отдано существенное число эмпирических и абстрактных исследований (В.К.Котырло, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина и др.). Разработка всех этих вопросов предполагает исключительный теорети-ческий и практический интерес.
Объектом изучения считаются межличностные отношения дошкольников. Предметом – воздействие стиля педагогического общения на межличностные отношения дошкольников.
В этой работе нами были определены для дальнейшего решения сле-дующие задачи :
- рассмотреть литературу по проблеме стилей педагогического обще-ния;
- раскрыть стиль взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с воспитанниками;
- определить статус ребенка старшего дошкольного возраста в посе-щаемой им группе детского сада, с помощью методики диагностики межличностных связей;
Перед проведением эксперимента нами была поставлена гипотеза: в группах, где основным стилем взаимодействия воспитателя считается демократический стиль взаимоотношения между дошкольниками складываются более согласованно (это выражается, в частности, в меньшем количестве отверженных в коллективе).
В процессе изучения нами были применены следующие методы : методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова (её задача состоит в раскрытии стиля педагогического взаимодействия воспитателей с детьми), методики социометрии (дает возможность раскрыть характер отношений в детских коллективах, проблемы были выбраны на тему «Корабль»).
На основе исследованной литературы, а кроме того проделанных диагностик можно сделать следующие заключения:
- Хотя имеется ряд видов стилей педагогического общения, но более подходящим с точки зрения ученых, считается стиль работы, базирующийся на персональном своеобразии воспитателя и направленный на индивидуальное формирование воспитанника, что считается настоящим вовлечением воспитателя в профессиональную деятельность. Образ педагогического общения воздействует на вид психологических переживаний: авторитарный стиль порождает у ребенка депрессию, астению, непосредственно по этой причине важно, чтобы образ педагогического общения был соответственным ситуации, благожелательным, методичным, недоминантным, по другому ненор-мально репрессивное взаимодействие со стороны взрослого ведет к накапливанию негативного навыка во взаимодействии, начиная уже с дошкольного возраста.
- Для эффективной преподавательской деятельности учитель обязан обладать способностью занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Однако в действительной жизни позиции смещаются, а «правила» общения нарушаются. С целью обучить педагогов этому равно как возможно пытаться захватывать коммуникативные воззрению в связи от того, с кем идет взаимодействие, предлагается для применения несколько упражнений, образующих тренинг.
- Исследование стилей педагогического взаимодействия было проведено на основе детского сада №26 «Звездочка», города Ростов – на Дону. В данном исследовании приняли участие 2 воспитателя, работающие в указанном детском дошкольном учреждении, а кроме того их 20 воспитанников. В процессе исследования пришли к следующим результатам: более подходящим коллективом, с точки зрения характера взаимодействия между его членами, можно рассматривать категорию, где воспитателем считается Осипова Н.В.: здесь два ребенка выбираются другими членами группы как лидеры, отвергаемых детей нет. Наименее подходящая обстановка в коллективе, где воспитателем считается Карпова М.М. Принимая во внимание, то что прежде нами было выявлено, что демократичный стиль взаимодействия преобладает у Осиповой Н.В., а у воспитателя Карповой М.М. выявлено преобладание авторитарного стиля взаимодействия, в таком случае гипотеза, представленная в начале исследования подтвердилась полностью. То есть, в группах, где основным стилем взаимодействия воспитателя считается демократический стиль отношения между дошкольниками, формируются наиболее пропор-ционально (это выражается, в частности, в меньшем числе отверженных в коллективе).
1. Бодалев. А. А. Личность и общение. СПб,1994.
2. Гликман И.З. Общение как средство воспитания//Наука и школа – 1998, №1.
3. Зайдман И.Н. Общение: Учимся понимать себя и окружающих. Учебное пособие. Новосибирск, 2012.
4. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 2013.
5. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.
6. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2011
7. Козлова С. Воспитание положительного отношения к взрос-лым.//Дошкольное воспитание,1990, №8.
8. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. Научные исследования. М., 1986.
9. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет.// Под редакцией Смирновой Е.О.М.: Московский психологический социальный институт; Воронеж,2001.
10. Мухина В.С. Детская психология. М.,1999.
11. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, кн-3. 1999.
12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995.
13. Общение детей в детском саду и семье.// Под редакцией Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной. М.,1990.
14. Олещук Ю.Ф.Технология общения. М.,1992.
15. Реан А.А, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб,1999.
16. Репина Т.А. Социально- педагогическая характеристика группы детского сада. М., 1988.
17. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб,1998.
18. Селезнева Е.В. Общение как среда для саморазвития личности.Журнал прикладной психологии. 2012, №2.
19. Смирнова Г.А. Психология ребенка: Учебное пособие для педагогических училищ и вузов. М.,2011.
20. Смирнова Е.О., Утробина Е.Г. Развитие отношения дошкольника к сверстнику в дошкольном детстве.// Вопросы психологии. 1996.№3.
21. Смирнова Е.О., Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.,2000.
22. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р.мл..Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М., СПб., 1994.
23. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под редакцией С.Ю Циркина,1999.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. 2001.
25. Шкуратова И.П., Гарбулина Л.И. Стили общения Прикладная психология. 2001 №6.
26. Шпалинский В.В. Мы живем среди людей. Кодекс поведения. М., 1989.