ВВЕДЕНИЕ 3
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ 6
§1.1 Понятие “языковая компетенция”, ее содержание и проблемы
формирования 6
§1.2 Формирование языковой компетенции как цель обучения
иностранному языку 10
§1.3. Роль грамматики в развитии языковой компетенции
учащихся 17
Выводы по I главе 24
II ГЛАВА. СИСТЕМНОЕ ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИКОЙ КАК
УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 25
§2.1 Содержание обучения грамматике французского языка 25
§2.2 Формирование грамматических навыков 30
§2.3 Классификация упражнений, направленных на формирование
грамматических навыков на уроках французского языка 36
Выводы по II главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЯ
Языковая компетенция занимает ведущее место в процессе изучения иностранных языков. Не существует никаких сомнений в том, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, которая основывается на грамматических навыках.
Основной целью преподавания грамматики в средней школе является формирование грамматических навыков учащихся как одного из важнейших компонентов речевых умений: говорение, аудирование, чтение и письмо.
Овладение базовыми знаниями грамматики обеспечивает
формирование языковой компетенции учащихся, к главным
составляющим которой относятся усвоение основных норм иностранного языка; обогащение грамматического строя речи учащихся; обучение школьников анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Важным условием успешной работы по развитию речи выступает такая организация процесса обучения, при которой формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся осуществляется в тесной взаимосвязи.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков.
Предметом исследования является содержание и методическое обеспечение формирования языковой компетенции учащихся в области грамматики.
Объектом исследования является процесс формирования языковой компетенции учащихся (её грамматический аспект).
Цель исследования: разработать эффективную методику
формирования грамматической компетенции.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. на основе анализа лингвистической, психолого -педагогической и методической литературы определить теоретические основы процесса формирования языковой компетенции
2. выявить методические особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи;
3. провести опытную работу, направленную на формирование языковой компетентности школьников в процессе обучения грамматике французского языка.
Методологическая основа исследования. Для исследования теоретических проблем работы была использована методическая (И.Н. Верещагина, Г.В. Рогова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, А.А. Миролюбов, С.Ф. Шатилов, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов и др.), лингвистическая (В.Г. Гак) и психологическая (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик) литература.
Методы научного исследования, которые были использованы в процессе решения цели и задач исследования:
- методы теоретического исследования: изучение, анализ, отбор и систематизация психолого-педагогической, методической литературы по теме; анализ учебно-методического комплекта и других нормативных документов;
- социолого-педагогические: наблюдение за процессом изучения грамматики в школе; беседы с учителями, учащимися; письменные и устные опросы учащихся
Этапы исследования:
1. Выбор темы;
2. Изучение библиографических источников;
3. Формулирование цели и задач исследования;
4. Написание работы;
5. Техническое оформление.
Теоретическая значимость и новизна исследования состоит в определении закономерностей формирования языковой компетенции, ее значения в обучении французскому языку в области грамматики.
Практическая значимость проведенной работы состоит в том, что данное исследование может быть полезным молодым педагогам и студентам педагогических университетов для формирования языковой компетенции школьников посредством обучения грамматике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе данного дипломного сочинения даётся описание современных тенденций в методике преподавания иностранного языка, раскрывается понятие « языковая компетенция» и обосновывается ведущая роль грамматической стороны речи в достижении целей преподавания иностранного языка.
Во второй главе отражены современные проблемы обучения грамматике иностранного языка и теоретические основы обучения грамматической стороне речи. Вторая глава данного исследования представляет собой систематическое описание основных принципов функционального подхода к обучению грамматической стороне речи.
В данной работе мы попытались показать способы создания условий для развития языковой компетенции учащихся средней школы на основе овладения новыми грамматическими средствами, рассмотрели более детально понятие языковая компетенция и основные проблемы ее формирования. Так понятие Языковая компетенция достаточно широкое и включает в себя несколько компонентов, мы решили рассмотреть один из основных для школы - грамматику, как средство формирования коммуникативной компетенции, и как самостоятельный раздел в практике языка, всё больше подлежащий контролю. Исходя из этого, мы дали определение подвиду компетенции - под грамматической компетенцией понимается «знание грамматических элементов языка и умение использовать их в речи».
Грамматике принадлежит организующая роль. Языковая компетенция представляет собой готовность использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности. Чтобы посмотреть, как же происходит постепенное овладение грамматикой, в работе были описаны и этапы овладения грамматическими средствами. Каждое грамматическое действие должно осваиваться последовательно, а именно 1)от ознакомления с ним и осознания его значения и употребления к 2)тренировке в его практическом использовании по опорам в микроконтексте и далее к применению на репродуктивном уровне по опорам, 3)на основе механизма аналогии и применению на продуктивном уровне. В результате выполнения данной последовательности у учащегося формируется грамматический навык - это автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. И таким образом мы последовательно осуществляем формирование языковой (грамматической) компетенции учащихся.
В практической части мы попытались показать необходимость систематизации изучаемого грамматического материала на среднем этапе обучения. Чем больше и чаще мы представляем учащимся систему того или иного аспекта грамматики, тем прочнее и глубже будет знание данного аспекта. А знание грамматического аспекта ведет к формированию умения применять его в устной и письменной речи и более того помогает овладеть новым грамматическим аспектом, связанным с ним в большей или меньшей степени.
В работе были представлены типы упражнений, способствующие формированию языковой (грамматической) компетенции учащихся: имитационные, постановочные, трансформационные, игровые и упражнения, направленные на самостоятельное продуктивное применение грамматических навыков.
Цель и задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, выполнены.
Исследование позволило разработать эффективную методику формирования грамматической компетенции.
В ходе анализа методической литературы удалось определить теоретические основы процесса формирования языковой компетенции. С помощью исследования удалось выявить методические особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи; провести опытную работу, направленную на формирование языковой компетентности школьников в процессе обучения грамматике французского языка.
На основании вышесказанного логично предположить, что проблема формирования языковой компетенции и особенности ее развития в области грамматики актуальны и вызывают большое количество вопросов, которые требуют решения.
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только языковой компетенции, но и других видов компетенций или разделов языкознания. Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований
В процессе работы над исследованием я приобрела неоценимый опыт. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок в будущей профессиональной деятельности.
1. Амонашвили, А. А. Основы овладения устной иностранной речью / А. А. Амонашвили. - М.: 1988. - 306 с.
2. Барсук, Р. Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия / Р. Ю. Барсук. - М.: 1970. - 109 с.
3. Божович, Е. Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве / Е. Д. Божович. - М.: 1991. - С. 19—29.
4. Бердичевский, А. Л. Оптимизация системы обучения иностранным языкам в педагогическом вузе / А. Л. Бердический. - М.: Высшая школа, 1989. - 184 с.
5. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
6. Бим, И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа / И. Л. Бим. - М.: Новая жизнь, 1995. - 22 с.
7. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие / И. Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
8. Брейгина, М. Е. О контроле базового уровня обученности / М. Е. Брейгина // Иностр. яз. в школе. М.: 1991. - №2. - с. 20-21.
9. Верещагин, Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М.: 1990. - 182 с.
10. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод. пособие / Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2001. - 80 с.
11 . Вятютнев, М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного / М. Н. Вятютнев. - М.: Русский язык, 1984. - 163 с.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: Аркти, 2000. - 165 с.
13. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 137 с.
14. Давыдов, М. А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам / М. А. Давыдов. - М.: Высшая школа, 1990. - 13 с.
15. Денисова, Л. Г. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам / Л. Г. Денисова, В. Н. Симкина // Иностр. яз. в шк. - 1995. - №2. -
С. 14-15.
16. Елухина, Н. В. Устный контроль при коммуникативно - направленном подходе к обучению иностранным языкам / Н. В. Елухина,
Е. А. Жукова // Иностр. яз. в шк. - 1991. - №3. - С. 203-205.
17. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - М.: Русский язык, 1987. - 36 с.
18. Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. - М., 1982. - 107 с.
19. Клычникова, З. Л. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З. Л. Клычникова. - М.: Просвещение, 1983. - С. 196-205.
20. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе / Под ред. Е. И. Пассова, Б. В. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993. - 168 с.
21 . Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», «Cambridge University Press», 2001. - 224 с.
22. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку : учеб. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
23. Коряковцева, Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы, изучающих иностранный язык: пособие для учителя / Н. Ф. Коряковцева. - М.: АРКТИ, 2002. - 387 с.
24. Лапидус, Б. А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приемы) / Б. А. Лапидус. - М.: Высшая школа, 1970. - 203 с.
25. Лапидус, Б. А. Обучение второму иностранному языку как специальности / Б. А. Лапидус. - М.: Высшая школа, 1980. - 112 с.
26. Лапидус, Б. А. Проблема содержания обучения в языковом вузе / Б. А. Лапидус. - М.: 1986. - 33 с.
27. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков / М. В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1981. - С. 80-86.
28. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е. А. Маслыко. - Минск: Выш. шк., 1996. - 522 с.
29. Миньяр-Белоручев, Р. К. Теория и методы перевода / Р. К. Миньяр-Белоручев. - М.: Московский лицей, 1996. - 176 с.
30. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому языку / Р. К. Миньяр-Белоручев. - М.: Просвещение, 1990. - 242 с.
31 . Москальская, О. И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / О. И. Москальская. - М., 1981. - 108 с.
32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
33. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX веках / Под ред. И. В. Рахманова - М.: Просвещение,
1972. - C. 12-18.
34. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам /
Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1977. - 94 с.
35. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 177 с.
36. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988. - 214 с.
37. Пассов, Е. И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. Б. Кузовлев, В. Б. Царькова. - М.: Просвещение, 1993. - С. 24-25.
38. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 1988. - 168 с.
39. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М.: Просвещение,
1991. - С. 165-171.
40. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 37 с.
41. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизации / В. В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.
42. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2005. - 304 с.
43. Тарева, Е. Г. Как учиться рационально. Практическое руководство для студентов: учебное пособие / Е. Г. Тарева. - Иркутск: ИГЛУ, 2002. - 201 с.
44. Халеева, И. И. Основы теории обучения, пониманию иноязычной речи / И. И. Халеева. - М.: Высшая школа, 1989. - 98 с.
45. Хомский, Н. Лингвистическая теория / Н. Хомский / Фокус на ученике. - Роули, Массачусетс: Дом Ньюбери / Под ред. Дж.К.Ричардс. - М.: 2010. - С.19-35.
46. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С. Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - 11 с.
47. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе / Л. В. Щерба // Общие вопросы методики. - М.: Изд. 2-е, 1974. - С. 203211.
48. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам / А. Н. Щукин // Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2-е изд. доп. и испр, 2006. - С. 34-37.