Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников 10
1.1. Геймификация: понятие, цели и задачи применения 10
1.2. Современное состояние проблемы использования геймификации в сфере
образования 17
1.3. Организация методической работы по применению геймификации в
развитии математических представлений дошкольников 22
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей организации методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников 35
2.1. Изучение актуального состояния методического сопровождения
применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений старших дошкольников и уровней математического развития детей 35
2.2. Организация методического сопровождения применения геймификации в
педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников 47
2.3. Оценка эффективности разработанного подхода к организации методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников 57
Выводы по 2 главе 67
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Приложения 81
Актуальность темы исследования. В настоящее время изменения, происходящие в системе российского образования в целом, и в области дошкольного образования, как его первой ступени, достаточно интенсивны и связаны, как с изменением содержания социального заказа, так и с пересмотром подходов к его достижению, как цели-идеала. Ведущей тенденцией модернизации в области дошкольного образования в России стала ориентация на ключевые положения личностно ориентированного подхода. В соответствии с его интерпретацией Н.В. Пономаревой, личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Кроме того, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в образовательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Таким образом, реализация личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании предполагает пересмотр традиционных методов, технологий и средств, ориентированных на достижение его основных целей и здесь важно опираться на возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста.
Современная образовательная парадигма предполагает также реализацию системного и деятельностного подходов. Системный подход - это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты образовательной системы рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. В соответствии с данным подходом содержание образовательных программ выстраивается системно, с постепенным усложнением материала и логических связей, выстраиваемых ребенком в ходе обучения, между его отдельными компонентами, с учетом развития знаний, умений и навыков детей в конкретном направлении и в целом. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека — это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ребенка происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Соответственно, современная система дошкольного образования ставит ребенка на субъектную позицию в образовательном процессе - ребенок сам становится активным добытчиком новых знаний в различных видах деятельности.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, содержание которой постепенно усложняется и обогащается от года к году, соответственно, можно предположить, что геймификация дошкольного образования могла бы способствовать достижению целей применения личностно ориентированного подхода, под которым необходимо понимать такую методологическую ориентацию в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. В соответствии с определением геймификации, приводимом Л.П. Варениной, под ней понимается «применение игровых методик в неигровых ситуациях» [1, с.314].
Рассмотрение геймификации применительно ко всему дошкольному образованию представляет собой масштабное исследование, которое должно проводиться в течение многих лет, чтобы могли быть выявлены ее особенности, а также определены оптимальные условия для ее применения. При этом крайне важно изучать специфику возможностей геймификации в рамках конкретных образовательных областей и направлений образовательной деятельности дошкольников, чтобы ее применение было эффективным.
В рамках данного исследования внимание сконцентрировано на особенностях применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников и его методическом сопровождении. Изучение данного процесса в настоящий момент приобретает особую актуальность, поскольку применение геймификации в педагогической работе отражает ключевые положения системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов: с одной стороны, игра всегда представляет собой некую систему, в ней в когнитивном, эмоциональном и поведенческом плане воплощены знания, умения и навыки детей в конкретной области, отражено эмоциональное отношение ребенка к ним; с другой стороны, игра - не только ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, но и оптимальный для него контекст воплощения познавательной активности; и, наконец, игра не только позволяет ребенку получать новые знания и воплощать их на практике, но и дает педагогу диагностическую возможность отслеживания тех зон и областей, которые требуют дополнительного внимания педагога в развитии.
В настоящее время игровые технологии уже не являются столь инновационными, они давно и успешно применяются в большинстве сфер человеческой жизни с целью повышения эффективности, однако, контекст и методика их применения позволяют решать актуальные для педагогики и образования проблемы. Одной из таких проблем является совершенствование педагогической работы по развитию математических представлений дошкольников.
До внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в детских садах можно было наблюдать четкое разделение игровой и учебной деятельности. Безусловно, педагоги знали о психолого-педагогических особенностях детей дошкольного возраста и о важности игры для дошкольников, как ведущем виде деятельности в данный возрастной период, успешно применяли многие виды игр в работе с детьми, однако, методологическая база применения игровых технологий в обучении на тот момент была сформирована в недостаточной степени. При этом были и педагоги-активисты, старавшиеся объединить два важных для развития ребенка направления, сообразно его возрасту и интересам, и у них это успешно получалось.
С внедрением ФГОС ДО ситуация кардинально изменилась, игра фактически стала признана (хотя предпосылки к этому имели место уже давно) наиболее эффективным методом и формой организации обучения. Говоря современным языком, произошла в некотором роде геймификация дошкольного образования, то есть игровые технологии в соответствии с ФГОС ДО стали активно применяться в неигровом, то есть образовательном контексте в системе дошкольного образования. Детям «официально» разрешено активно двигаться, занимать любое удобное положение во время образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО), главное, чтобы при этом предлагаемый для познания материал им успешно усваивался, тем более, если речь идет о такой части познавательного развития, требующей сосредоточения и концентрации внимания, как развитие математических представлений дошкольников. Многие педагоги оказались не готовы к новой организации образовательного процесса, особенно сложным оказалось изменение мотивации детей при применении геймификации. Сложившаяся ситуация требует пересмотра методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников с целью его совершенствования. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Методическое сопровождение применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников».
Объект исследования: геймификация в дошкольном образовании.
Предмет исследования: методическое сопровождение применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия геймификации, цель и задачи ее применения;
2. Рассмотреть современное состояние проблемы использования геймификации в сфере образования;
3. Изучить организацию методической работы по применению геймификации в развитии математических представлений дошкольников;
4. Исследовать организационно-методическую готовность
воспитателей к применению геймификации в работе по развитию математических представлений дошкольников и уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста;
5. Провести экспериментальное исследование эффективности организации методического сопровождения применения геймификации в работе по развитию математических представлений дошкольников.
В качестве гипотезы исследования в рамках выпускной квалификационной работы выступают сразу два предположения:
1. Мы предполагаем, что развитие математических представлений дошкольников будет более эффективным при применении геймификации в качестве дополнительного средства в педагогической работе по их развитию у детей старшего дошкольного возраста, чем в стандартных условиях дошкольного образования.
2. Также мы предполагаем, что системный подход к организации методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников является эффективным.
Методы исследования: теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных геймификации, эксперимент, статистическая обработка полученных данных исследования в форме анализа средних значений и сравнительного анализа.
Экспериментальная база исследования: педагоги и воспитанники МБДОУ «Детский сад № 130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г.Казани и МАДОУ «Детский сад № 194 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани.
Методики исследования:
1. Авторская анкета, диагностирующая организационно-методическую готовность воспитателей к применению геймификации в работе по развитию математических представлений дошкольников.
2. Методики диагностики уровня развития математических представлений дошкольников.
Методологическая основа исследования представлена ключевыми положениями системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Теоретическую основу исследования составили работы В.Ф. Г абдулхакова в области цифровой педагогики и геймификации образования, а также работы З.А. Климентьевой в области компетенций педагогов дошкольного образования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы старшими воспитателями ДОО для эффективной организации методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников, поскольку позволяет решить сразу несколько важнейших практических задач: во-первых, обеспечить освоение педагогами геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников, как практическому проявлению ФГОС ДО в рамках одной из образовательных областей; во-вторых, совершенствовать организацию методического сопровождения образовательного процесса в ДОО; в-третьих, повысить уровень профессионального развития педагогов и уровень их соответствия профессиональному стандарту педагога в области ключевых компетенций; и, наконец, повысить качество дошкольного образования, так как, научившись применять геймификацию в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников, педагоги ДОО смогут с успехом применять ее и в других направлениях познавательного развития и в других образовательных областях.
Структура исследования представлена введением, основной частью из двух глав, заключением, списком использованной литературы (66 источников), приложениями.
Данная работа посвящена изучению эффективности применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы показал, что геймификация представляет собой процесс распространения игры на различные сферы образования, который позволяет рассматривать игру и как метод обучения и воспитания, и как форму образовательной работы, и как средство организации целостного образовательного процесса. Игра так или иначе всегда присутствовала в обучении. Но в последние годы возрос интерес к компьютерным играм, заставивший говорить о геймификации как об одном из ключевых трендов образования. Развивающая игровая среда постепенно становится реальным конкурентом традиционным учебным материалам.
Обобщая анализ современного состояния применения геймификации в дошкольном образовании, можно сделать следующий вывод: во-первых, количество педагогов, использующих геймификацию в своей деятельности постоянно возрастает; во-вторых, в настоящее время имеются примеры применения геймификации в отдельных направлениях и областях дошкольного образования; в-третьих, у педагогов, на настоящий момент не сформировано единого и четкого представления о сущности, целях и задачах применения геймификации, о вариативности ее содержания в разных возрастных группах дошкольников; и, наконец, применение геймификации педагогами дошкольного образования на настоящий момент лишь косвенно отражает положения личностно-ориентированного подхода и не предполагает взаимодействия с родителями. Сложившая ситуация еще раз подтверждает актуальность совершенствования методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе.
Математические представления являют собой некую совокупность знаний, применяемых ребенком на практике, в области счета, решения простых математических задач, ориентирования в пространстве, понимания количественных и иных отношений, выстраивания логических связей между изучаемыми явлениями. Сензитивным периодом для развития математических представлений является дошкольный возраст, а, следовательно, наиболее эффективными в этой области средствами оказываются те, которые учитывают специфику познавательных процессов детей в этот период и ведущий вид деятельности, то есть это средства, предполагающие наглядность и красочность представления материала, и игровую форму занятий. Также необходимо учитывать активное развитие воображения дошкольников в этот период, и преимущественно наглядный характер мышления (наглядно-образный и наглядно-действенные виды мышления у детей в этот период развиты наилучшим образом).
Формирование математических представлений у дошкольников может осуществляться различными способами, соответствующими их уровню развития: логическими и дидактическими играми, с помощью применения мультимедийных и компьютерных технологий, но особой эффективностью обладают комплексные методы, сочетающие в себе применение нескольких средств, одним из таких методов является геймификация.
Обобщая результаты анализа организации методической работы по применению геймификации в развитии математических представлений дошкольников, можно говорить о том, что она должна вестись сразу в нескольких направлениях: теоретическом - в рамках которого
осуществляется ознакомление педагогов с инновационными технологиями математического развития и особенностями их практического применения в работе с детьми конкретной возрастной группы. В собственно методическом - деятельность старшего воспитателя в рамках этого направления предполагает организацию внутренней методической копилки педагогического опыта по применению тех или иных приемов, методов и средств математического развития дошкольников. Данная копилка должна находится в зоне доступности для педагогов, быть разнообразной по своему содержанию и предполагать регулярное пополнение. В практическом плане методическое сопровождение педагогической работы по организации математического развития дошкольников должно осуществляться путем оперативного и тематического контроля, а также путем организации открытых форм образовательной деятельности с демонстрацией опыта применения конкретного метода или средства математического развития дошкольников.
Проведенное экспериментальное исследование показало
эффективность применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Первоначальная диагностика уровней математического развития детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования показала их примерное равенство и соответствие среднему уровню. В свою очередь, изучение актуального состояния методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников показало, что оно на момент первоначального анкетирования педагогов не отвечает их актуальным потребностям, как по содержанию, так и по объему методического сопровождения.
Формирующий этап исследования особенностей формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста путем применения геймификации с соответствующим методическим сопровождением данного процесса проходил в период с октября 2016 года по апрель 2017 года. На данном этапе исследования эта работа с детьми старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы осуществлялась по-разному.
С детьми старшего дошкольного возраста контрольной группы работа по развитию математических представлений проходила в соответствии с содержанием соответствующего раздела данной образовательной области «Познавательное развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 194 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани без включения в нее дополнительных элементов, приемов и методов.
Работа по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы была организована также в соответствии с содержанием соответствующего раздела данной образовательной области «Познавательное развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, но уже МБДОУ «Детский сад № 130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г.Казани. При этом в работе с детьми данной группы применялась геймификация, причем для предоставления педагогам возможности ее применения было организовано соответствующее методическое сопровождение.
Иными словами, в рамках исследования была спланирована и организована система методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников. Причем системно выстраивалось, как само методическое сопровождение, так и содержание педагогической деятельности в этом направлении.
На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе на 28% выше количество испытуемых с высоким уровнем сформированности математических представлений. При этом испытуемых со средним и низким уровнем сформированности математических представлений в этой группе в отличие от контрольной вообще не выявлено. Это говорит о том, что разработанная система методических мероприятий, основанная на
применении геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста, является эффективной, что свидетельствует о полном подтверждении гипотезы исследования. Абсолютное большинство педагогов
экспериментальной дошкольной образовательной организации готовы применять геймификацию и отмечают высокий потенциал ее применения в развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Обобщая результаты проведенного исследования можно говорить о том. что цель работы достигнута, задачи выполнены, а гипотеза получила полное подтверждение. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы старшими воспитателями ДОО для эффективной организации методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников, поскольку методическое сопровождение применения геймификации позволяет решить сразу несколько важнейших практических задач: во-первых, обеспечить освоение педагогами геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников, как практическому проявлению ФГОС ДО в рамках одной из образовательных областей; во- вторых, совершенствовать организацию методического сопровождения образовательного процесса в ДОО; в-третьих, повысить уровень профессионального развития педагогов и уровень их соответствия профессиональному стандарту педагога в области ключевых компетенций; и, наконец, повысить качество дошкольного образования, так как, научившись применять геймификацию в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников, педагоги ДОО смогут с успехом применять ее и в других направления познавательного развития и в других образовательных областях.
1. Алфирова Н.А. Игровые технологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/.
2. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. - № 5. - 2015. - с. 32-38.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - с. 37-42.
4. Банщикова О.Г. Роль сказки в формировании элементарных
математических представлений у дошкольников. // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования: теория и практика». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://konf.uiuniver.ru/konf3/matematika-informatika-fizika/rol-skazki-v- formirovanii-elementarnyh;
5. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. - (Коррекционная педагогика);
6. Белдарева О.Н. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.maam.ru
7. Беловодова А.А. Некоторые аспекты развития математических представлений у детей дошкольного возраста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0038.pdf;
8. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. //Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400с.: ил.;
9. Блехер, Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. - 2008. — №11. - С. 14-23.;
10. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. --Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.;
11. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2014.- 94 с.
12. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // ИСОМ. 2014. №6¬2 С.314-317.
13. Воронина, Л.В. Теоретико-методологические основы
проектирования предшкольного математического образования: монография / Л.В. Воронина, Л.В. Моисеева / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 260 с.;
14. Воронова Л.В. Особенности инновационной модели
математического образования дошкольников. - М.: Издательский дом
Пагаэль. - 2011. - 7 с.;
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.
16. Габдулхаков, В. Ф. Цифровая педагогика и геймификация в универисетах / В. Ф. Габдулхаков, Э. Г. Галимова // Образование и саморазвитие. - 2014. - Т. 42, № 4. - С. 37-43.
17. Геймификация в образовании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.donippo.org/2016/05/24/blog-post_754-3/
18. Горгиладзе Л. И. Методы исследования первоначальных математических понятий у слабослышащих школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2009 №91. - С.14-18;
19. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.;
20. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром. Практико-ориентированная монография - М.:
Педагогическое общество России, 2012. - 128 с.
21. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2010. - 112 с.
22. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М. Просвещение 1992г. 191с.:ил;
23. Жалгасова Ж.Н. Формирование простых математических понятий с применением информационных технологий. // Современные проблемы науки и образования №6, 2012. - С.15;
24. Жуйкова Т. П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. П. Жуйкова // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 47¬50.;
25. Жукова Л. Математические олимпиады в стране сказок. - Издательство «Белый город», 2011. - 335 с.;
26. Жуманов Х.Т. Понятие и педагогические возможности игровой технологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2015. №3-2. С.88-90.
27. Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д. С. Юнусова [и др.] // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 723-726.
28. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
29. Кантур Т. Г. Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями [Текст] / Т. Г. Кантур, Т. С. Сидорова // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 146-151.
30. Карева Т.И. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/519833/;
31. Климентьева З.А. Формирование профессиональных
компетенций будущих педагогов и руководителей дошкольного образования // Развитие творческих способностей учащихся в контексте реализации государственных образовательных стандартов нового поколения //Сборник статей и научно-методических материалов. Международный выпуск./Под ред. д.п.н., профессора В. Габдулхакова. - М., Нац.кн.центр.2012.-309с. - С. 276 - 279
32. Климентьева З.А. Педагогическое сопровождение развития качеств конкурентоспособной личности в дошкольном возрасте // Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО: Материалы региональной ежегодной научно-практической конференции (г.Казань, 28 марта 2013 года). / Под ред. В.В. Садовой, Л.А. Камаловой. - Казань: Отечество, 2013. - 245с. - С. 219 - 221.
33. Климентьева З.А. О предпосылках формирования некоторых
качеств конкурентоспособной личности в старшем дошкольном возрасте // Д 717 Дошкольное образование в современной России: проблемы и пер¬спективы: материалы IV Всероссийской научно-практической кон¬
ференции. Красноярск, 28 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Г. Каблукова; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM, Intel от 600 MHz, 100 Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; Adobe Acrobat Reader. - Загл. с экрана. С 343-352
34. Климентьева З.А. О развитии управленческих компетенций будущих педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций // Образование и саморазвитие. - № 4 (38), 2013. - С. 134 - 139.
35. Климентьева З.А. Инновационный менеджмент в системе дошкольного образования // Образование и саморазвитие. - № 3 (41), 2014. - С. 184 - 187.
36. Климентьева З.А. Компетентностный подход в подготовке специалистов дошкольного образования // Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы: Материалы Международной НПК, посв. 70 летию проф. Нигматова З.Г. (12-13 ноября 2009 г., г. Казань). В 2х ч. / Под ред. Р.А. Валеевой, Г. Ж. Фахрутдиновой. - Казань: ТГГПУ, 2009 - Ч.1. - 500 с. - с. 207-210.
37. Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. - 2012. - №1. - С.96 - 100.;
38. Крутецкий А. Психология математических способностей дошкольников. - Москва Пресс, 2011. - 245 с.;
39. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. -- Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2012. - 146 с.;
40. Лаптева Т.С. Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/651005/.
41. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста . — М., Просвещение, 1974.-368с.;
42. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга. — М.: Международная педагогическая академия, 2014. — 368 с.
43. Мазелис А.Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. 2013. №3 (21) С.139-142.
44. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
45. Мухамедьянова Р.Р. Математическая сказка как средство
развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/100764/;
46. Наливкина, Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО [Текст] / Ю. М. Наливкина // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 71-73.
47. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 184 с.
48. Овчинникова А.А., Якушева Н.А. Социально-коммуникативная практика геймификации как средство формирования социального взаимодействия со сверстниками в группе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. // Научный альманах • 2016 • N 6-1(20). С.337-341.
49. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 2013. - 269 с.
50. Пономарева Н.В. Личностно-ориентированный подход в
обучении, с использованием эффективных методов и приемов,
направленных на внедрение исследовательского подхода. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/117-
music/3431-2013-09-15-05-37-26.html
51. Рысбаева С.А., Жунусова П.О., Бедишева З.О., Саухамбаева Г.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 3. - С. 148-151.
52. Сайгушева Л. И., Стряпухина И. С. Игровые технологии как
средство приобщения младших дошкольников к
самообслуживанию//Международный Журнал Экспериментального
Образования . 2014. №7-2. С.39-41.
53. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2010. - 256 с.
54. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. - 208 с.
55. Смыковская Т.К., Инева О.Н. Формы взаимодействия пользователя с интерактивной доской // Вестн. Волгогр. акад. МВД России. 2010. № 1. С. 121-124.;
56. Смыковская Т.К., Терещенко А.В. Детское конструирование на интерактивной доске как средство математического развития дошкольника. // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - №4(18). Ноябрь 2012. - С. 60-66;
57. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение,
1980. — 64 с., ил.;
58. Торохова, Г.Н. Методика активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе математического развития: Методическое пособие для воспитателей ДОУ / Г.Н.Торохова, В.И.Прокопенко. - Екатеринбург: Изд-во, - 2012. - 92 с.;
59. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Социально-педагогический портал «Дошкольники». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.doshcolniki.ru/doshkobr/sreda/;
60. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула.: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2002. - 211 с.;
61. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. - М.: АСТ, Слово, 2009. - 208 с.;
62. Швалева Т. А. Реализация игровой технологии в физическом воспитании старших дошкольников // МНКО . 2012. №6 (37). С.289-293.
63. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа, 2004. - 240 c.
64. Щеголева О. В. Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Щеголева // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 861-862.
65. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.;
66. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.