ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РОЛЬ СМИ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Медиакратия как форма политической реальности
1.2 Интернет в информационном обеспечении выборов
1.3 Проблемы использования интернета в ходе выборов
1.4 СМИ в избирательном процессе
II. ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ ПАРТИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
2.1 Думская кампания - 2011
«Патриотические» СМИ
2.2 Президентские выборы - 2012
«Либеральные» СМИ
«Патриотические» СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Бескровный развал Советского Союза поставил перед Россией в будущем новые цели и задачи по дальнейшей модернизации и укреплению своей государственности. Из-за быстрого перехода от социализма к капитализму общественно-политическая ситуация в стране претерпела кардинальные изменения. Положение государства и состояние системы СМИ оказались в тисках тяжелого кризиса. «Путь демократического развития, избранный новым Российским государством, обязывает претворить в жизнь провозглашенные принципы, такие, например, как гласность в отношениях власти и общества». Россия начала следовать принципиальному курсу по маргинализации страны.
Первый и основной характерный признак развитого государства - это демократия, которая в России прошла в разный период времени через множество подъёмов и падений. Главным центральным институтом демократических процессов в стране являются выборы. В современном обществе выборы реализуют политические права граждан. Они являются формой выражения народного суверенитета. В процессе избрания путём голосования происходит смена правящих элит, в обществе усваиваются политические ценности и нормы.
Сегодня политическая жизнь практически каждой развитой страны в основном определяется тем, насколько прогрессивно информационное взаимодействие между членами общества. А эту взаимосвязь реализовывают СМИ, которые непосредственно занимаются сбором, обработкой и распространением информации, рассчитанной на всё население страны. После распада СССР и вплоть до наших дней многие средства массовой информации стали правой рукой политических партий. Пресса давно не показывает уровень развития общества и здравую конкуренцию на политической арене, а также не помогает объективно взглянуть на происходящие процессы в стране. Государственные и частные СМИ не просто стоят в сторонке и фиксируют события, они являются главными пропагандистскими инструментами в руках реформаторов. Не только властные структуры влияют на общество через средства массовой информации, но также рычагом управления стремятся завладеть и различные оппозиционные к власти политические группы, которые занимаются созданием подконтрольных им СМИ. Отсюда и возникло частичное или полное отсутствие доверия жителей страны к правящим элитам. У народа начало пропадать желание принимать участие в политической и социальной жизни своего государства, как следствие наблюдалось резкое снижение активности избирателей на выборах. Как сказал на заседании Псковской облдумы известный российский политик и журналист Лев Шлосберг: «Ничего, кроме демократии, нельзя строить в нашей стране».
Поэтому в сложившейся ситуации на помощь приходит информационный джин из бутылки, которого прозвали интернетом. И вот уже как несколько последних лет он регулярно избирателям кидает свой спасательный круг, тем самым помогая им хоть немного разобраться в политических реалиях своей страны. Люди в качестве источников информации о той или иной партии используют поисковые системы: «Google», «Yandex», «Rambler» и другие; сетевые издания, например, «Газета.ру», «Лента.ру», «Известия», «Взгляд.ру»; справочные сайты, в которых можно найти реальные статистические данные, например, официальный сайт «Карта нарушений на выборах»; просматривают Медиалогию - система мониторинга СМИ. Таким образом, «Формированию собственной точки зрения у избирателя, выработке модели рационального выбора с помощью интернета способствует, с одной стороны, получение большого количества информации по выборам из разных источников, с другой - разнообразные формы представления этой информации: текст, аудио- и видеофайлы, графика» . Но и у интернета есть как свои плюсы, так и существенные минусы, которые будут подробно рассмотрены в дипломной работе.
Политические выборы, как сложное социокультурное явление, всегда вызывают большой интерес у исследователей. В данной работе проводится анализ влияния электронных СМИ на результаты выборов в Государственную думу VI созыва и на президентские выборы 2012 года.
Актуальность данного исследования в рамках дипломной работы обусловлена развитием медиакратии в современной России, когда средства массовой информации становятся одним из решающих факторов в политической жизни государства. Дипломное исследование посвящено теоретическому и эмпирическому анализу взаимоотношения двух социальных подсистем - политики и медиа - в контексте парламентских и президентских выборов в 2011-12 гг.
Целью дипломной работы является рассмотрение функционирования медиакратии в России в контексте парламентских и президентских выборов.
В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:
- установить роль интернета и сетевых СМИ в информационном обеспечении выборов;
- установить специфику ведущих интернет-изданий России с точки зрения их политической идеологии;
- рассмотреть эволюцию в освещении парламентских и президентских выборов в сетевых СМИ «либеральной» и «патриотической» направленности;
- рассмотреть трансформацию медиакратии в ноополитику;
Объектом исследования является деятельность электронных СМИ в избирательных кампаниях парламентских и президентских выборов.
Предметом исследования являются ролевые и функциональные особенности деятельности сетевых средств массовой информации в российском электоральном процессе.
Теоретической основой исследования послужили труды по теории коммуникации, медиакратии, политической и медиа-психологии, а также труды руководителя секции Научно-методического совета при ЦИК России Большакова С .В., заведующего кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ Засурского И.И., заведующего кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций профессора Корконосенко С.Г.
Научная новизна состоит в комплексном изучении того влияния, которое интернет-СМИ оказывает на российский электоральный процесс.
Методологической основой исследования является теоретический анализ, который выделяет и рассматривает особенности влияния электронных СМИ на выборы и их эффективность в российском избирательном процессе; сравнительный метод при сопоставлении дискурсивных подходов анализируемых изданий; дедуктивный метод.
Эмпирической базой исследования послужили «либеральные» и «патриотические» сетевые СМИ, которые стали главными площадками партий для предвыборной агитации в интернете. В их числе такие издания, как: «Газета.ру», «Лента.ру», «Взгляд.ру», «Известия».
Хронологические рамки исследования составляют более шести месяцев: с сентября 2011 года по декабрь 2012 года. Начало периода обусловлено началом парламентских, а затем президентских выборов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава представляет собой теоретический анализ влияния сетевых СМИ на выборы 2011-12 гг. Вторая глава посвящена практическому анализу на примерах конкретных изданий.
В ходе предвыборной кампании политические партии и ее председатели активно агитировали себя через интернет площадку. Мы увидели лидерскую роль электронных средств массовой информации в вопросе формирования единого общественного мнения. Как показала научно-исследовательская работа, использование сетевых СМИ дало преимущество «партии интерната» перед «партией телезрителей».
«Либеральные» средства массовой информации следовали строго намеченному курсу, выдвигая в своей сюжетной линии все претензии к правящей власти. К протестному голосованию подталкивали оппозиционные журналисты в своих публицистических статьях. Они, используя все теории массовой коммуникации, регулярно напоминали о том, что российская власть коррумпированная, из-за которой страна ушла с дороги прогресса. А отказ от развития означал, что невозможно будет сравняться по уровню жизни с западной цивилизацией. Много разговоров было на тему, что из-за самоизоляции от внешнего мира Россия стала отсталой, консервативной, ура- патриотической страной, устремленной в прошлое, а не в будущее. Это некий гибрид СССР и царской России, что особенно заметно в свете усиления РПЦ. Писали еще и о том, что в экономическом плане страна давно перестала развиваться - путинская стабильность означала сидение на «нефтегазовой игле», а медведевская модернизация носила исключительно декларативный характер. В российском медиакратическом государстве либеральные газеты сформировали единое общественное мнение, где в период предвыборной агитации большинство граждан объединяла одна точка зрения, негативная по отношению к руководству страны.
«Патриотические» средства массовой информации в период предвыборной агитации в Государственную Думу объединились с либеральной общественностью, создали политический тандем, направленный против правящей партии. Известные журналисты из этих газет упрекали власть в коррупции, во взяточничестве, в «распиле» государственного бюджета. И эти явления наблюдались на всех этажах власти, от местных администраций до правительственных кабинетов. Публицисты не раз писали о том, что народ устал от установленного олигархического режима. Российское общество - страна контрастов, где истинными хозяевами жизни являются крупные бизнесмены и высокопоставленные чиновники. Патриоты больше не хотели мириться с тем фактом, что страна перестала развиваться в экономике, промышленности, культуре, науке и образовании. Они предлагали для вывода страны из кризиса необходима ускоренная модернизация, но осуществлять её надо с опорой не на «прогрессивный» Запад, а на собственные силы и ресурсы. Их еще беспокоило, что президент Медведев может к власти привести либеральную элиту, которая в весь его период правления кружила вокруг него.
После выборов в Госдуму победа путём массовых фальсификаций была одержана партией «Единая Россия». Это очень сильно возмутило две условно политические силы в стране, но если либеральное крыло «партии интернетчиков» отправилось с большим восторгом и надеждой на протестные акции против правящей власти, то её патриотическая часть приняла манифестации в штыки и стала постепенно склоняться к поддержке действующей власти и особенно Владимира Путина. Произошла сегментация, либералы и патриоты начали освещать события по-разному, что в итоге привело к двум разным образам России. Началась настоящая борьба за формирование общественного сознания граждан, в ходе которой одержали победу патриоты. В связи с этим выборы президента прошли в один тур, где главной государства стал Владимир Путин. Патриоты аргументировали свой поступок тем, что они испугались грядущей «цветной» революции в России. Они писали в газетах, что протесты против нечестных выборов понять можно, но они представляют для России серьёзную угрозу - циничные политики явно пытаются использовать искреннее возмущение людей в своих корыстных целях. Всё чаще можно было встретить материалы с переубеждениями, в которых говорилось, что во времена Владимира Путина россияне достигли определённого уровня благосостояния, но теперь их сытая, относительно обеспеченная жизнь может полететь в тартарары по вине демонстрантов.
Медиакратия в России в сравнении с «четвертой властью» означает гораздо больше, так как федеральные СМИ полностью подконтрольны государству, а сетевые издания являются агитационной площадкой оппозиционных сил в стране.
1. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»
Книги, монографии, сборники
На русском языке:
3. Бодрияр Ж. Симулякры и симуляции// Философия эпохи постмодерна- М., 2006.
4. Большаков С.В. Интернет и выборы - М., 2002. - 97 с.
5. Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория» - 1963.
6. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. 2-е изд. М., 1979. Т.2
7. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб., 2001. - 253 с.
8. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития - М.: Прометей, 2004. - 327 с.
9. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полит. исслед. - 2004. - №3. - С. 154-161.
10. Дюверже М. Социология политики. Париж, 1956.
11. Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М., 1999. - 272 с.
12. Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу - М., 2007. - 431 с
13. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. - СПб. 1995. - 318 с.
14. Любарев А. Е., Бузин А. Ю., Кынев А. В., Скосаренко Е. Е. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва. Мониторинг демократических процедур, № 5. 2008. - 43 с.
15. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб, 2002. Эл. источник: http://evartist.narod.ru/text5/01.htm
16. Шляпужников А., Ёлкин А. Есть такие партии! Путеводитель избирателя. - М., 2007. - С.132.
На английском языке:
17. Etzioni A. Security First: For a Muscular, Moral Foreign Policy. New Haven: Yale University Press, 2007. P. 129
Электронные ресурсы
18. Банк данных принятых федеральных законов. URL: http:// duma.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2016).
19. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2011 году. URL:
http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011/ (дата обращения: 26.12.2016).
20. Гармажапова А. Российская еженедельная общественно-политическая газета «Новая Г азета» // «Ничего, кроме демократии, нельзя строить в нашей стране»// URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/09/28/65777-171- nichego-krome-demokratii-nelzya-stroit-v-nashey-strane-187 (дата обращения
01.05.2017) .
21. Забузов О.Н. Портал «Наука и образование против террора»: Во всем виноваты СМИ? // Южный федеральный университет. URL: http:// scienceport.ru/anlvtics/vo-vsem-vinovatv-smi/ (дата обращения: 02.01.2017)
22. Мазаева Д. Сетевая свобода мнений: Интернет становится агитплощадкой для протестного голосования // Независимая газета. Приложение «НГ - политика». 1.11.2011. c.11. URL: http://www.ng.ru/ng_politics/ 2011-11-01/11_internet.html (дата обращения: 20.12.2016)
23. Майкова С.Е. Портал «Психология и бизнес» // СМИ в предвыборной кампании: применение методов психологического воздействия// Режим доступа http://www.psycho.ru/library/208/ (дата обращения: 02.01.2017)
24. Паликова А.М. Научная библиотека диссертаций // Влияние средств массовой информации на формирование электоральных предпочтений российских избирателей // Режим доступа http://www.dissercat.com/content/ vliyanie-sredstv-massovoi-informatsii-na-formirovanie-elektoralnykh- predpochtenii-rossiiskik (дата обращения: 02.01.2017)
25. Российское информационное агентство «Регионы Online» // «Единая Россия» выпустила ролик, назвав себя партией жуликов и воров// URL: http:// gosrf.ru/news/919/ (дата обращения 20.05.2017).
26. Свободная энциклопедия Википедия// Google Документы. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Google_Документы (дата обращения: 07.01.2017)
Эмпирические материалы
1. Газета.ру Голосов Г.: «Диван против урны» URL: https://www.gazeta.ru/ comments/2011/10/25_a_3811854.shtml
2. Газета.ру Осипов Г.: «Путин в тумане» URL: https://www.gazeta.ru/ comments/2011/09/30 a 3785978.shtml
3. Газета.ру Литвинович М.: «Уроки Медведева» URL: https://www.gazeta.ru/ comments/2011/10/17_a_3803498.shtml
4. Газета.ру Редакция: «Послание избирателя» URL: https://www.gazeta.ru/ comments/2011/12/02_e_3855002.shtml
5. Газета.ру Редакция: «Общество с неограниченной ответственностью»
URL: https://www.gazeta.ru/comments/2011/12/13_e_3926666.shtml
6. Газета.ру Кынев А.: «Потемкинская демократия» URL: https:// www.gazeta.ru/comments/2011/09/07_x_3758837.shtml
7. Газета.ру Кынев А.: «Сателлиты поневоле» URL: https://www.gazeta.ru/ comments/2011/10/10_x_3795710.shtml
8. Газета.ру Чиков П.: «Баррель власти» URL: https://www.gazeta.ru/comments/ 2011/10/07_x_3793002.shtml
9. Газета.ру Хамраев В.: «Путин всегда с тобой» URL: https://www.gazeta.ru/ comments/2011/09/23_a_3778425.shtml
10. Газета.ру Мерзликин К.: «Не надо имитировать реформы» URL: https:// www.gazeta.ru/comments/2012/03/11_a_4033765.shtml
11. Газета.ру Шиндхельм М.: «Обновление истории» URL: https:// www.gazeta.ru/comments/2012/02/22_a_4009121.shtml
12. Газета.ру Ходорковский М.: «Как поменять власть в России: основные задачи оппозиции» URL: https://www.gazeta.ru/comments/ 2012/02/29_a_4016241.shtml
13. Лента.ру Поливанов А.: «Звезда театра» URL: https://lenta.ru/columns/
2011/08/05/teatr
14. Лента.ру Редакция: «Никто не должен спать спокойно» URL: https:// lenta.ru/articles/2012/02/23/zyuganov/
15. Известия Кургинян С.: «Вот-вот центристско-прагматический антисоветский «политязык» перестанет обеспечивать легитимность» URL: http://izvestia.ru/news/501504
16. Известия Кургинян С.: «Никогда в истории России психология не подменяла политику в такой степени» URL: http://izvestia.ru/news/499733
17. Известия Иноземцев В.: «Российская политика — это вопиющее издевательство государства над человеком и обществом» URL: http:// izvestia.ru/news/502328
18. Известия Крыштановская О.: «Раскройте тайну о доходах, и народ узнает, что крупный чиновник — далеко не всегда коррупционер» URL: http:// izvestia.ru/news/503812
19. Известия Межуев Б.: «Навальный и Полишинель» URL: http://izvestia.ru/ news/529588
20. Известия Хакамада И.: «Пора убирать коррупционный налог, который одних гонит из страны, других обрекает на бедность» URL: http://izvestia.ru/ news/503584
21. Известия Чернышёв С.: «Человечество вынуждено взяться за капитализацию России — с нашим ли участием либо без нас» URL: http:// izvestia.ru/news/499748
21. Известия Топоров В.: «Общество приходит в волнение, лишь когда речь идет не о фальсификациях, а об украденной победе» URL: https://izvestia.ru/ news/515457
22. Известия Иванов В.: «Больше бороться с «несправедливостью» URL: http://izvestia.ru/news/509362
23. Известия Иванов В.: «Вряд ли стоит тешиться иллюзиями, что враждебных и опасных претендентов всегда можно «тормознуть» URL: http://izvestia.ru/news/515367
24. Известия Титов Б.: «Бизнесмены уже боятся оформлять витрины к Новому году — опасаются, что побьют стекла» URL: http://izvestia.ru/news/ 509159
25. Взгляд.ру Соломатин М.: «За других сволочей» URL: https://realty.vz.ru/ columns/2011/12/14/546721.html?
utm_campaign=vz&utm_medium=referral&utm_source=newsanons
26. Взгляд.ру Соломатин М.: «От Ливии до Японии» URL: https://vz.ru/ columns/2011/3/15/475829.print.html
27. Взгляд.ру Мединский В.: «Порядок нынешней власти удалось худо-бедно обеспечить, а вот со справедливостью — не очень» URL: http://izvestia.ru/ news/510921
28. Взгляд.ру Фетисов Г.: «Родовое пятно приватизации» URL: http:// izvestia.ru/news/517584