ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕМЕЦКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ КАК ЧАСТЬ НОВЫХ
ТЕНДЕНЦИЙ В ИСКУССТВЕ НАЧАЛА XX ВЕКА.
1.1. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСКУССТВЕ НАЧАЛА XX ВЕКА.
1.2. ЭКСПРЕССИОНИЗМ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ИСКУССТВЕ НАЧАЛА XX ВЕКА.
3. ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА. АРТ-ГРУППА «МОСТ».
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ЗАРОЖДЕНИЯ
АРТ-ГРУППЫ «МОСТ» КАК ИСТОК ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ.
2.1. АРТ-ГРУППА «МОСТ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ЕЙ ТЕЧЕНИЙ.
2.2. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ «МОСТА» ЧЕРЕЗ БИОГРАФИИ ЕГО ОСНОВАТЕЛЕЙ.
2.3. ИСТОРИЯ АРТ-ГРУППЫ «МОСТ» В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ГЕРМАНИИ НАЧАЛА XX ВЕКА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Существуют темы, которые неизменно актуальны. В последнее время мы можем наблюдать тенденцию к расширению исследовательского поля за счет включения в него новых концепций, открытия ранее неизвестных имен. Такое явление, как экспрессионизм достаточно проблематично для комплексного изучения, так как он зародился спонтанно в разных странах Европы как реакция на острейшие проблемы человечества в начале XX века. Художественные течения первых десятилетий XX столетия довольно быстро возникали и сменяли друг друга. Порой случалось так, что какое-то направление не успевало развить себя в полной мере, как на смену ему уже приходило другое, решительно сметая своего предшественника, объявляя его «архаичным».
Актуальность данной работы заключается в том, что немецкий экспрессионизм, который является одним из самых сложных и противоречивых направлений модернизма, исследован значительно хуже, чем другие течения того времени. На мой взгляд, главную роль в становлении экспрессионизма как направления в целом сыграла арт-группа «Мост», основатели которой не просто писали картины для выставок или на продажу, но занимались теоретическим обоснованием своего творчества, разработали целую программу, целью которой было призвать молодых людей того времени к свершению революционных изменений в обществе.
Также актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость обновленного понимания немецкого экспрессионизма - как явления, которое было вызвано к жизни спецификой истории Германии. Группа «Мост» возникла как некая реакция на проблемы Германии того периода: все более явственно ощущалась атмосфера неблагополучия, уязвимость старого образа жизни, ограниченность прежнего миропонимания - все это наиболее полно отразилось в творчестве «Моста». Творческие искания художников основывались на сочетании жестокости окружающей среды и сочувствия к человеку, обреченному на необходимость существования в ней. В них боролись противоречивые идеи: с одной стороны - тяга к коллективному, с другой - осознание уникальности человека как личности; они были нацелены на общественное признание и в то же время презирали социум.
Цель работы - рассмотреть немецкий экспрессионизм и его отдельные проявления на примере арт-группы «Мост» как результат историко-культурного состояния Германии начала XX века. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть экспрессионизм в контексте новых тенденций искусства начала XX века;
Во-вторых, разобрать особенности немецкого экспрессионизма на примере арт-группы «Мост»;
В-третьих, рассмотреть историю зарождения «Моста» через биографии его основателей, а также проанализировать историю объединения в социокультурном контексте Германии начала XX века.
Работа состоит из двух глав. В первой главе «Немецкий экспрессионизм как часть новых тенденций в искусстве начала XX века» рассматриваются новые художественные течения начала XX столетия, исследуется генезис данных течений, в том числе и экспрессионизма. Затем раскрывается вопрос о месте и роли экспрессионистского искусства в модернизме, а также рассматривается история происхождения термина. Далее анализируются особенности немецкого экспрессионизма на примере арт- группы «Мост», прослеживается история образования «Моста».
Во второй главе «История и культурный контекст зарождения арт- группы «Мост» как исток особенностей художественного видения» рассматривается объединение «Мост» в контексте современных ему течений и раскрываются его характерные особенности. Далее прослеживается история возникновения «Моста» через биографии его основателей. Затем анализируется влияние исторических и культурных обстоятельств в Германии начала XX века на зарождение и историю создания арт-группы «Мост».
Основными источниками моего исследования являются труды таких немецких авторов, как Эльгер Дитмар, Герд Преслер, Ричард Хаманн Джост Херманд. Также были использованы работы таких русских исследователей экспрессионизма, как Куликова И. С. и Рычкова Ю.В.
Таким образом, задачи исследования, поставленные вначале, можно считать достигнутыми и, на основании проведенного исследования, сделать следующие выводы:
Во-первых, с середины XIX века начинает зарождаться новое искусство - модерн, представители которого отказывались от традиционного, академического искусства, которое в какой-то степени уже исчерпало себя. Молодые художники разрабатывали теории, писали трактаты, делали все, чтобы зритель мог правильно проинтерпретировать произведение искусства. Помимо этого, модернисты обращались к другим научным трудам, например, к психоанализу Фрейда, разработанный в это же время, главной идеей которого, как и модерна, было переосмысление концепции человека и его места в мире. Модернисты стремились найти что-то новое, необыкновенное и оригинальное в искусстве. Для них главным принципом и целью являлся поиск искусства во всем, что их окружало. Характерным для модернистов было и абстрагирование от реальности, они стремились не только отобразить окружающую их действительность, но передавать посредством картин состояния природы и свои эмоции.
Во-вторых, Германия являлась родиной экспрессионизма, который распространился не только на такие виды искусства как архитектура, театр, музыку живопись, но и только что появившийся кинематограф. Термин «экспрессионизм» употреблялся в 1850 г., однако, согласно многим исследованиям, черты экспрессионизма можно проследить и в более раннем творчестве, например, в творчестве Эль Греко. Сам же экспрессионизм возник в результате революционных настроений в обществе начала XX века, именно поэтому реальность воспринималась художниками через такие эмоции, как страх и тревога, что они и пытались передать в своих картинах.
В-третьих, немецкий экспрессионизм имел свои особенности, отличавшиеся от других направлений тем, что он отрицал нормы, устоявшиеся в искусстве. Согласно экспрессионистам, произведение искусства должно потрясать зрителя. Они верили в настоящую человеческую сущность. Немецкий экспрессионизм начался в 1905 г. с образования арт- группы «Мост» и просуществовал до середины 20-х гг., когда в Германии установилась стабильность и идеи экспрессионизма исчерпали себя. Для участников «Моста» было важным вернуть немецкому искусству то величие, которое было утрачено в результате индустриализации, именно поэтому они часто апеллировали к мастерам прошлого. Помимо этого, они стремились посредством своих картин передать свои душевно-психологические переживания, а также сформировать свой единый стиль, который основывался на эмоциональном напряжении.
В-четвертых, объединение «Мост» возникло неслучайно, так как ему предшествовали такие художники, как Поль Сезанн и Анри Матисс, так как они смогли преодолеть влияние импрессионизма, который так не любили участники группы. Немецкий экспрессионизм, несмотря на все свои сходства с французским фовизмом, в то же время отличается от него. Это, например, прослеживается, и в теории - у «Моста» была своя философическая программа, в отличие от фовистов, у которых ее не было вообще; а также во взглядах на жизнь. Фовисты стремились выражать спокойствие и умиротворение, в отличие от «Моста», главной целью которого являлась передача своих душевных переживаний.
В-пятых, условия, в которых росли, учились и творили художники, у всех были одинаковые: все они жили в Саксонии, где процветала коррупция и взяточничество среди чиновников, а также дискриминаци, что, несомненно, оказало влияние в дальнейшем на их взгляды относительно государства и политики вообще (стоит помнить о том, что экспрессионисты выступали как раз против угнетения меньшинств). Основателей «Моста» объединяла любовь к живописи, однако из-за тех или иных сложившихся обстоятельств, они поступили в Высшую техническую школу. Так, например, Фриц Блейль пошел туда по желанию своих родителей. «Мост» зарождался и формировался в соответствии с жизненными обстоятельствами художников, которые сыграли не самую последнюю роль в участи «Моста».
В-шестых, вследствие развития экспрессионизма возможности самовыражения художников расширились, однако из-за кризиса, ощущение которого присутствовало во всей Германии, не давал им наиболее полно самореализовать себя. Для того, чтобы чувствовать себя частью чего-то важного участники группы «Мост» апеллировали к идее культурной общности, культурной традиции и культурного единства. Именно таким путем «Мост» стремился продемонстрировать единство немецкой нации, в связи с отсутствием какой-либо политической идеи (в дальнейшем эта тенденция проявила себя во взглядах национал-социалистов). Для этого они обращались к мифам, к мастерам прошлого, использовали в своих работах принципы и концепции немецкой готики, барокко и романтизма, а также апеллировали к средневековому искусству. Таким образом, исторические условия сыграли важную роль в становлении группы «Мост».
В заключении хотелось бы отметить, что экспрессионизм был довольно-таки противоречивым явлением, многим современникам он был непонятен и чужд. У экспрессионизма не было какой-либо общности бытия, которая была, например, у фовизма или футуризма. Художники - экспрессионисты редко говорили «Мы», предпочитая все-таки - «Я», за исключением, пожалуй, группы «Мост», главным принципом которой являлось как раз показать свое единство и свою целостность.
В предвоенное время экспрессионизм выражал усталость цивилизации, был откликом на угрозу человеческого бытия. Закономерно, что Освальд Шпенглер именно в период экспрессионизма начал работать над «Закатом Европы», общее настроение которого было как раз экспрессионистическим. Послевоенная атмосфера с присущей ей нищетой и борьбой за выживание усилила тревогу за будущее. Поэтому экспрессионизм на всем своем пути развития выражал боязнь и тревогу за судьбу человека. Можно подумать, что подобное переживание присуще любому искусству, и в какой-то степени — это действительно так, однако экспрессионисты сделали эту тревогу и это переживание своей «специальностью». При все при этом, он все время находил какие-то новые перспективы и возможные пути развития для передачи этого беспокойства и переживания тем, кто еще не все понял и осмыслил в мире.
1. Бродская Н. В., Фовисты. Из истории французской живописи XX века, Аврора, Паркстоун, 1996. - 288 с
2. Бюргер П. Теория авангарда, М.: V-A-C press, 2014. - 196 с
3. Воль, Ноберт. Экспрессионизм = Expressionismus / Ред. Ута Гросеник.
— М.: Taschen, Арт-родник, 2006. — 96 с
4. Герман, Михаил Модернизм. Искусство первой половины XX века, «Азбука-классика», 2003. - 477 с
5. Куликова И., Экспрессионизм в искусстве. М., 1978. - 182 с
6. Маркин Ю. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура XX века. Развитие пластических искусств. М.: Русское слово, 2002. - 342 с
7. Ницше, Фридрих, Так говорил Заратустра. - «Мысль», Москва: 1990. - 162 с
8. Оке, Нильссон Нильс. Архаизм и модернизм // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 850 с
9. Пленков, О.Ю. Триумф мифа над разумом, СПб: Владимир Даль, 2011.
- 606 с
10. Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 224 с
11. Сарабьянов Д.В. В ожидании экспрессионизма и рядом с ним // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / отв. ред. Г.Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. М.: Наука, 1993. - 579 с
12. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда М., 1993. - 156 с
13. Фостер, Хэл, Краусс, Розалинд, Буа, Ив-Ален, Бухло, Бенджамин Х.Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм, «Ад Маргинем Пресс», 2015. - 816 с
14. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М.: Республика, 2003. - 430 с
15. Янсон Хорст Вольдемар, Янсон Энтони Ф. Основы истории искусств, Санкт-Петербург, 1996. - 512 с
ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Blattmacher, Annette, Fritz Bleyl: Grundungsmitglied der "Brucke", Munchen: Hirmer, 2009. - 168 S.
2. Boelke-Heinrichs A., Czock, A., Dilling, J., Esser, B., Feise, A.. 100 художников ХХ века / Редактор Е.В. Белиоглов. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 210 с
3. Brinkmann, Richard, Expressionismus - europaische Moderne auf Deutsch oder deutsche Seelenkrankheit? Bemerkungen zur Forschung
4. Bubner R., Uber einige Bedingungen gegenwartiger Asthetik // Neue Hefte fur Philosophie, № 5, 1973
5. Delfs, Hans. Ernst Ludwig Kirchner, Der gesamte Briefwechsel. Zurich 2010. - 2360 S.
6. Der Franzosische Fauvismus und der Deutsche Expressionismus. Ausst. - Katalog. Munchen: 1966. - 456 S.
7. Deutsche Welle: Die "Brucke" als Skandal, 24. September 2006
8. Elger, Dietmar, Expressionismus. Koln, 2007. - 256 S.
9. Fabrice-Asseburg, Anna, Engi, Andrea, Beyer, Manfred. Alfred Graf von Fabrice. Die Familiengeschichte des koniglich-sachsischen Staats- und Kriegsministers. Beyer Verlag Sachsen fur Kultur und Geschichten, Dresden 2008. - 208 S.
10. Gerlinger, Hermann, Fritz Bleyl und die fruhen Jahre der "Brucke", Schleswig: SchloB Gottorf, 1999. - 152 S.
11. Giry, Marcel, Der Fauvismus: Ursprunge und Entwicklung, Edition Popp, Wurzburg, 1981. - 288 S.
12. Gordon, Donald E. Expressionism: Art and Ideas. New Haven: Yale University Press, 1987. - 175 p.
13. Grace, Sherrill E. Regression and Apacaypse: Studies in North American Literary Expressionism. Toronto: University of Toronto Press, 1989. - 257
p.
14. Hamann, Richard, Hermand, Jost. Expressionismus, Berlin, 1975. - 310 S.
15. Henze, Anton. Erich Heckel. Leben und Werk, Stuttgart 1983. - 89 S.
16. Henze, Anton. Ernst Ludwig Kirchner. Leben und Werk, Stuttgart 1980. - 93 S.
17. Klee, Ernst. Das Kulturlexikon zum Dritten Reich. Wer war was vor und nach 1945. S. Fischer, Frankfurt am Main 2007 - 656 S.
18. Kraufie A-C., Geschichte der Malerei. — Koln: 2005. - 846 S.
19. Krautzig, Steffen. Ernst Ludwig Kirchner auf Fehmarn. Morio, Heidelberg 2016 - 72 S.
20. Leymarie, Jean, Fauvismus, Skira, 1959. - 163 S.
21. Lewey, Petra, Fritz Bleyl: 1880-1966; Mitbegrunder der Kunstlergruppe "Brucke", Zwickau: Stadtisches Museum, 1993. - 153 S.
22. Lorenz, Ulrike, Wolf, Norbert. Brucke - Die deutschen „Wilden“ und die Geburt des Expressionismus, Taschen Verlag, Koln 2008. - 217 S.
23. Magdalena M. Moelle, Ernst Ludwig Kirchner. Die StraBenszenen 19131915. Munchen 1993. - 197 S.
24. Matthias Springer, Die Sachsen. Kohlhammer, Stuttgart 2004. - 308 S.
25. Mechthild Lucke, Andreas Htineke, Erich Heckel - Lebensstufen, Dresden,
1992. - 167 S.
26. Murphy, Richard. Theorizing the Avant-Garde: Modernism, Expressionism, and the Problem of Postmodernity. Cambridge, Cambridge University Press, 1999. - 278 p.
27. Muller, Magdalena M., Fritz Bleyl: 1880-1966, Berlin: Brucke-Museum,1993.- 232 S.
28. Norbert Wolf, Kirchner, Bonn, 2003. - 2008 S.
29. Presler, Gerd. Die Brucke, Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2007. - 160 S
30. Thiem, Gunther, Karl Schmidt-Rottluff, Munchen, 1963. - 295 S.
31. Wie starb Ernst Ludwig Kirchner? in: Die Zeit, 22. Juni 2009, abgerufen am 30. Juni 2014