ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 6
1.1. Роль и значение сказки в духовном и нравственном образовании
учащихся 6
1.2. Классификация сказок 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 19
2.1. Анализ учебных программ по литературному чтению, образовательных
стандартов начального общего образования 19
2.2. Методические приемы изучения русской народной волшебной сказки на
уроках литературного чтения 24
2.3. Экспериментальная работа по методике изучения русских народных
волшебных сказок на уроках литературного чтения в начальной школе 31
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре, фольклору, искусству.
Человек сначала маленький, потом большой только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой. У большинства детей знакомство со сказкой начинается еще в раннем детстве, когда они еще не умеют говорить, а только лопочут. Бабушки и мамы читают им детские стихи и сказки. Первое знакомство малыша происходит с народной сказкой - про Курочку Рябу, про Колобка, взрослея, ребенок знакомится с такими персонажами как Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. .[9.228]
В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным. И в сказке он как будто бы реализует свои неосознанные желания. Большие и малые мечты осуществляются им в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её.
Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа она учит добру и справедливости. «Сказка, писал В.А. Сухомлинский, развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»[26.с.30].
Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [22, с. 5]. Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». [22, с. 6]
В.А. Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и порадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников - «воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». [24.с.23]. Актуальность предпринятого исследования определяется:
во-первых, необходимостью расширения знаний ребенка о русской народной волшебной сказке ;во-вторых, широкой представленностью волшебной сказки в школьных программах по «Литературному чтению».
Все сказанное выше побудило нас обратиться к разработке системы уроков по изучению русских народных волшебных сказок на уроках литературного чтения.
Цель данного исследования - изучить методические приёмы работы с русской народной волшебной сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе.
Объектом исследования является процесс изучения методических приёмов работы с русской народной волшебной сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования - изучение методических приёмов работы с русской народной волшебной сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретическую разработанность проблемы изучения русской народной волшебной сказки на уроке литературного чтения в начальной школе
2. исследовать методические приёмы работы с русской народной волшебной сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе;
3. провести опытно-экспериментальную работу по формированию приёмов работы с русской народной волшебной сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Мы рассмотрели работу над народной волшебной сказкой в начальной школе.
В первой главе были освещены работы методистов и ученых о роли сказки в воспитании детей.
Во второй главе мы проводили экспериментальную работу.
Экспериментальная работа по теме исследования была организована в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани. Эксперимент проходил во 3 б классе, обучающемся по программе «Начальная школа 21века».В классе-23 учащихся.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что к началу эксперимента в контрольном и экспериментальном классах отличаются высоко:
I. С низким уровнем сформированности о русском народном волшебном сказке:
- в контрольном классе - 68%; - в экспериментальном - 52%;
II. Со средним уровнем сформированности о русском народном волшебном сказке:
- в контрольном классе - 12%; - в экспериментальном - 20%;
III. С высоким уровнем сформированности о русском народном волшебном сказке:
- в контрольном классе - 20%; - в экспериментальном - 28%.
Второй этап формирующего эксперимента имел целью формирование у
третьеклассников литературоведческих представлений о специфике волшебной сказки в процессе сопоставительного анализа литературнохудожественных текстов, в том числе, с произведениями других жанровых видов.
Изучались русские народные волшебные сказки:
1. « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2. "Хаврошечка"
3. «Гуси-лебеди»
Закрепить материал предложено было в графической форме: на альбомном листе изобразить сказочных злодеев. Примерно 80 % учащихся, выполнили задание.
.На контрольном этапе исследования были поставлены после проведенных уроков детям 3 «а» (экспериментального) был предложен тест .Все ответы детей анализировались по следующим показателям:
1. Самостоятельно и полно раскрыл содержание вопроса.
2. Раскрыл содержание вопроса неполно (с подсказкой).
3. Не смог ответить на вопрос.
Каждый показатель оценивался отдельно, а затем все суммировалось.
2 балла - за самостоятельный и полный ответ на 1 вопрос.
1 балл - за ответ с подсказкой.
0 баллов - неумение ответить на вопрос.
Таким образом, 2 балла соответствует высокому уровню умения анализировать текст, 1 балл соответствует среднему уровню, 0 баллов - низкому уровню.
Из таблицы мы видим явное улучшение, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Дети с высоком качеством умели определять в тексте зачин,концовку,дать характеристику главном героям, какие нравственные качество воспитывает эти сказки, Что общего в этих сказках. Со среднем качеством умели дать характеристику, затруднялись найти зачин, концовку.
С низким качеством, дети умели найти главных героев, кто помогает главным героем,не умели находит зачин,концовку и какие нравственные качество воспитывает эти сказки.
В целом испытуемые изменили свое положение и попали в группу с более высоким уровнем знания народной сказки. Этот факт свидетельствует о том, что в результате экспериментальной работы знания учащихся 3 а класса о специфике русской народной волшебной сказки достигли определенно высокого уровня.
1. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 255 с.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. Т 2./ Предисловие и примечания В.Я. Проппа. - М.: Гослитиздат, 1957. - 510 с.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная лит., 1975. - 502 с.)
4. Беседы с учителем: Третий класс начальной школы/Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2004. - 384 с.
5. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с.).
6. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 2006.с.51
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика (учебник).2012
8. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 2004. - С.315.
9. Гусев В.Г. Эстетика фольклора. - М.: Наука, 1996. - 228 с.
10. Ефросина Л.А. Литературное чтение в 1-4 классе. Методика для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2004. - 240 с.
11. Издательство «Баласс».2014.
12. Камалова Л.А. Изучение русских народных сказок в контексте «диалог культур» в школах Республики Татарстан. - Казань: РИЦ «Школа»,2006. - 148 с.
13. Кравцов Н.И. Искусство психологического изображения в русском народном поэтическом творчестве// Фольклор как искусство слова. - Изд-во МГУ, 1969. - 158 с.).
14. Львов М.Р., Горецкий В.Г., 4. Сосновская О. В. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания литературного чтения в начальной школе. М.: Академия,
2004. - 464 с.
16. Методика внеклассной работы по литературному чтению в начальных класса. М. Издательский центр «Академия».
17. Миллер О.Ф .Мифические сказки.
18. Померанцева Э.В. Русские сказочники. - М.: Просвещение, 1976.
- 190 с.
19. Пропп В.Я. Русская сказка. М., Лабиринт, 2000. -416 с...
20. Проппа В.Я. - М.: Гослитиздат, 1957. - 510 с
21. Сказка фольклорная // Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. —М., 2005.
22. Скатов Н. Пушкин. Русский гений. М.- с. 5
23. Смирнов П.П. Работа над художественным произведением. Логический и интуитивный моменты // Вестник воспитания. - 1917. - №1, - С. 140-153.).
24. Срезневский И.И. Замечания об изучении русского языка и словестности в средних учебных заведениях И. Срезневского. - СПб.: Тип. Акад. Наук, 1871. -23с
25. Сухомлинский А.И. Избр. пед. 2004.
26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. с.30
27. Терновский А.В. Детская литература, - М.: Просвещение, 2004г.,
с.21
28. http: //www.nachalka. com/
29. http://www.school2100.ru/