ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСЛУГ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие сбытовой деятельности услуг туристского предприятия 5
1.2. Построение каналов сбыта услуг туристского предприятия 10
1.3. Планирование и организация сбытовой сети туристского
предприятия 18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО
«ТВОЙ ТУР+» 25
2.1. Общая характеристика ООО «ТВОЙ ТУР+» 25
2.2. Анализ сбытовой деятельности ООО «ТВОЙ ТУР+» 31
2.3. Оценка сбытовой деятельности ООО «ТВОЙ ТУР+» 39
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО
«ТВОЙ ТУР+» 47
3.1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности сбытовой
деятельности ООО «ТВОЙ ТУР+» 47
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сегодня динамично развивающаяся экономика приводит к тому, что туристские предприятия вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков продуктами в такой мере, что туристским предприятиям приходится буквально биться за каждого покупателя, приводит к пониманию исключительной роли маркетинга в процессе сбыта продукции. Продукция или услуга, произведенная туристским предприятием, должна быть оптимальным образом продана: то есть, с учетом всех предпочтений и пожеланий клиентов, и с получением наибольшей выгоды.
В связи с этим, главная задача любого предпринимателя - идеальным образом совместить желания клиентов и собственные производственные возможности.
Именно поэтому система сбыта является центральной во всей системе маркетинга: в процессе сбыта готовой продукции выясняется, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. И если все оказалось так, как и было задумано, то покупатель обязательно заметит товар и прибыль - конечная цель любой предпринимательской деятельности - не заставит себя ждать. В противном случае, ни о каких высоких доходах и говорить не приходится. В бизнесе цена ошибки бывает весьма высока.
Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «ТВОЙ ТУР+».
Предмет исследования - организация сбытовой деятельности услуг туристского предприятия ООО «ТВОЙ ТУР+».
Цель работы - повышение эффективности сбытовой деятельности услуг туристского предприятия ООО «ТВОЙ ТУР+».
Для достижения цели, поставленной в данной работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации сбытовой деятельности на туристском предприятии.
2. Изучить способы построения каналов распределения (сбыта).
3. Исследовать организацию сбытовой деятельности ООО «ТВОЙ ТУР+».
4. Выявить возможные пути совершенствования организации сбытовой деятельности ООО «ТВОЙ ТУР+».
Основными методами достижения поставленной в работе цели послужили: анализ документов (научной экономической литературы,
статистических данных, документации и данных производственнохозяйственной деятельности турагентства); стандартные методы экономического анализа (сравнение, факторный анализ и пр.); наблюдение, в основе которого лежит фиксация мероприятий и их анализ в системе управления сбытовой деятельностью и др.
Методологическая основа данного исследования базируется на научных исследованиях, проведенных отечественными и зарубежными специалистами. При написании ВКР использовались труды таких ведущих зарубежных и российских специалистов в области маркетинга в целом, и организации сбытовой деятельности, в частности, таких как Котлер Ф., Веснин В.Р., Голубков Е.П., Данько Т.П., Фатхутдинов, Р.А., Макконелл, К.Р., Завьялов П.С., Ковалев А.И., Войленко В.В., Амблер Т. и др.
При написании данной работы были использованы законодательные и нормативные акты; научные и учебные издания по организации сбытовой деятельности туристского предприятия; материалы периодических изданий, посвященные вопросам сбыта продукции и статистические данные и другие материалы с ООО «ТВОЙ ТУР+».
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, отметим, что стимулирование системы сбыта туристского предприятия занимает важное место в решении вопросов увеличения объемов продаж и построении качественной дистрибуции.
Сбытовая политика турфирмы - это организация оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж производимых продуктов.
Главным содержанием сбытовой политики является выбор оптимальной схемы доставки продукта от производителя к потребителю, его физическое распределение, а также послепродажное обслуживание потребителей.
Одним из ключевых вопросов товародвижения является выбор структуры и типа каналов распределения. Выбор каналов осуществляется на основе экономических критериев - сравнение объема реализации с затратами на создание и функционирование канала, с точки зрения возможностей контроля и адаптации его под новые условия, а также определяется ограничениями, накладываемыми целевым рынком, факторами поведения покупателей, особенностями продукта турфирмы.
Выбор канала сбыта определяется, прежде всего, ограничениями, накладываемыми целевым рынком, факторами поведения покупателей, особенностями продукта турфирмы и др. факторами. Эффективное управление каналами распределения влияет на объем сбыта компании в целом.
Таким образом, учитывая возможности и особенности процесса сбыта, его адресную направленность, маркетинговые программы всегда содержат несколько альтернативных моделей эффективной организации сбыта. В зависимости от особенностей продукции выбирают наиболее приемлемый вариант товародвижения, учитывая стоимость каждого канала товародвижения.
Проведенное во второй главе исследование организации сбытовой деятельности туристского агентства ООО «ТВОЙ ТУР+» позволило сделать следующие выводы:
ООО «ТВОЙ ТУР+» достаточно долго существует на рынке туристских агентств Казани и ее окрестностей, завоевав, таким образом, заслуженную репутацию надёжного и стабильного партнёра. Компания предлагает разнообразные виды отдыха, широкий набор туристских маршрутов, отличное размещение и питание по соответствующим уровню обслуживания ценам.
Продажа путёвок по различным направлениям в 2015 и в 2016 годах изменялась неравномерно, практически по всем направлениям количество выкупленных путёвок увеличилось, исключая туры на российские базы отдыха и санатории (2015 год - 80,52 тыс. руб., 2016 год - 67,54 тыс. руб., снизилось на 12,98 тыс. руб.), что говорит о росте доходов населения, который позволяет туристам выбирать более дорогостоящие туры за границу. В целом, турфирма увеличила свой закуп на 143,44 тыс. руб., что говорит о возрастающем валовом доходе ООО «ТВОЙ ТУР+». Оценив динамику доходов и расходов ООО «ТВОЙ ТУР+», можно сделать вывод, что 2016 г. был более насыщенным и результативным, по сравнению с 2015 г., так как активно рос спрос на услуги турагентства, увеличивался объём реализации туруслуг, что повлекло увеличение издержек на 64,3 тыс. руб.
В ООО «ТВОЙ ТУР+» за организацию сбытовой деятельности отвечают четыре сотрудника турагентства, за исключением бухгалтера, в должностные обязанности, которого прямые продажи не входят. Возглавляет продажи Г енеральный директор, которому напрямую подчинены менеджеры по направлениям и менеджер по рекламе. В целом за сбыт в турагентстве отвечают менеджер по внутреннему и менеджер по международному туризму. За продвижение самого турагентства и его продуктов ответственность несет менеджер по рекламе. За время функционирования на туррынке Казани персонал ООО «ТВОЙ ТУР+» ни разу проходил тренинги продаж, повышения мотивации и т.п.
В целом за 3 года ООО «ТВОЙ ТУР+» на организацию рекламной деятельности потратило около 160000 руб. Эта сумма составляет примерно 10% от общих расходов турагенства за три года, что является катастрофически недостаточными вложениями для организации эффективной сбытовой деятельности ООО «ТВОЙ ТУР+».
Для устранения выявленных недостатков, более эффективного ее функционирования, мы разработали основные направления по совершенствованию организации сбытовой деятельности ООО «ТВОЙ ТУР+», состоящие из комплекса следующих отдельных мероприятий:
I. Разработка плана проведения комплекса рекламных мероприятий и должностной инструкции для специалиста по рекламной деятельности.
II. Разработка мероприятий по повышению мотивации персонала.
III. Разработка мероприятий по стимулированию потребителей и прямым продажам.
После прохождения сотрудниками ООО «ТВОЙ ТУР+», предложенных нами бизнес-тренингов, их функциональная эффективность в среднем повысится на 35-50%. Соответственно на 35-50% увеличится объем продаж в ООО «ТВОЙ ТУР+». К тому же, отметим, что это будут разовые затраты, так текучести персонала в ООО «ТВОЙ ТУР+» не наблюдается. Все сотрудники работают в турагентстве не менее трех лет, поэтому одного раза прохождения предложенных нами бизнес-тренингов будет достаточно.
Экономический эффект от предложенных нами рекламных мероприятий также будет положительным, так как затраты на рекламные мероприятия в течение 2017 г. в размере 19653 руб. увеличат товарооборот ООО «ТВОЙ ТУР+» на 272139 руб.
Таким образом, предложенные нами рекомендации помогут устранить недостатки в организации сбытовой деятельности ООО «ТВОЙ ТУР+» и повысить эффективность их реализации.
1) Законы, постановления и др. законодательные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1, 2. - М.; 2014. - 234 с.
3. Трудовой кодекс РФ от 30.06.2006 № 90 - ФЗ// Российская газета, № 146, 07.07.2012.
2) Учебники, учебные пособия, монографии
4. Акулич И.Л. Маркетинг: Учебник. - 6-е изд., испр. - Минск: Высшая школа, 2014. - 512 с.
5. Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков и К, 2015. - 216 с.
6. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник. - СПб: Питер, 2013. - 576.
7. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник В.И. Беляев.
- М.: КНОРУС, 2012. - 672 с.
8. Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом: Учебное пособие. - М.: «Экономист», 2016. - 271 с.
9. Вертайм К., Фенвик Я. Цифровой маркетинг. Как увеличить продажи с помощью социальных сетей, блогов, вики-ресурсов, мобильных телефонов и других современных средств. - М.: Альпина Паблишерз, Юрайт, 2017. - 384 .
10. Гавриленко Н.И. Основы маркетинга: Учеб. пос. - Тула: Инфра, 2014.
11. Г один А.М. Маркетинг: Учебник. - М. Дашков и К, 2016. - 604 с.
12. Еремин В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации. - М.: КноРус,
2013. - 656 с.
13. Ибрагимов Л.А. Маркетинг: Учебное пособие. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
- 367 с.
14. Ким С.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков и К, 2012. - 260 с.
15. Колюжновой Н.Я. Маркетинг: общий курс: Учебное пособие. - М.: Омега- Л, 2012. - 482 с.
16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экс. пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. / Под ред. С.Г.Божук. - СПб: Питер, 2016. - 464 с.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: ИД «Вильямс», 2013. - 656 с.
18. Котлер Ф. Управление маркетингом: анализ, планирование и контроль. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 434 с.
19. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. - СПб.: Наука, 2012. -589 с.
20. Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практика маркетинга / Пер. с франц. Т.2. - М.: МЦФЕР, 2014. - 512 с.
21. Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практика маркетинга / Пер. с франц. Т.1. - М.: МЦФЕР, 2013. - 663 с.
22. Лукина А.В. Маркетинг. - М.: Форум, 2012. - 240.
23. Маркетинг. Большой толковый словарь. / Под ред. Панкрухина А.П. - 2 изд. - М.: «Бизнес-пресса», 2014.
24. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб: Питер, 2012.
25. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 272 с.
26.Океанова З.К. Маркетинг: Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2014. - 424 с.
27. Осташков А.В. Маркетинг: Учебное пособие. - Пенза: 2012. - 294 с.
28. Паничкина Г.Г., Мазилкина Е.И. Система продвижения товара или Promotion-технология от А до Я. - М.: изд-во «Альфа-прес», 2015. - 248 с.
29. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: Ось- 89, 2014. - 368 с.
30. Попова Г.В. Маркетинг: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2014. - 192 с.
31. Управление продажами. 2-е изд. / Ветроградов В. - СПб: Питер, 2012. - 240 с.
32. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. - СПб: Питер, 2013. - 368 с.
3) Статьи из журналов и газет
33. Анучин А. Современные технологии личных продаж на рынке В2В // Маркетинг. Менеджмент. - 2012. № 9-10. - С.51.
34. Байкалов А. Управление системой дистрибуции периодического печатного издания// Управление каналами дистрибуции. - 2015. № 1. - С.51.
35. Богланов В. Это и есть маркетинг! // Маркетинг. Менеджмент. - 2016. № 7-8. - С.9.
36. Богомазов Е., Климантова Е. Продажи и маркетинг: схватка продолжается несмотря ни на что! // Маркетинг. Менеджмент. - 2014. № 2-4. - С.53.
37. Булгакова М. Как создать новый отдел, не навредив старому? // Маркетинг. Менеджмент. - 2013. № 4. - С.35.
38. Веселов А.И. Товарная политика предприятий: анализ основных взглядов и методов оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. № 1. -
С.51-52.
39. Головина И. Как не потерять клиента? Сделать еду вкуснее, а сервис веселее. // Маркетинг. Менеджмент. - 2012. № 5-6. - С.41.
40. Горшков А. Проверка на эффективность. Как протестировать телерекламу // Маркетинг. Менеджмент. - 2015. № 1-2. - С.28.
41. Дорощук Н. Жизнь после смерти или как развивать дистрибьюцию в период финансовой нестабильности // Маркетинг. Менеджмент. - 2016. № 23. - С.29.
42. Дунаевский Г. Эффективная работа отдела продаж: как оптимизировать деятельность сейлзов и повысить прибыль компании? / Маркетинг. Менеджмент. - 2014. № 7-8. - С.34.
43.Загуменнова Ю. Мерчендайзинг: перезагрузка или Реализация стандартов мерчендайзинга в компании // Маркетинг. Менеджмент. - 2014. № 1-2. - С.57.
44. Ильвовская Е. Где искать и как находить нужных клиентов: три эффективных способа // Маркетинг. Менеджмент. - 2016. № 1-2. - С.33.
45. Кариков П. Как сделать поворот к клиенту на 180 градусов // Маркетинг. Менеджмент. - 2015. № 1-2. - С.41.
46. Кармишин М. Система мотивации менеджеров по продажам в канале товарной дистрибуции// Управление каналами дистрибуции. - 2017. № 1. -
С.39.
47. Киреева Н., Кривенко Д. Выбор канала распределения и стимулирования торговых посредников// Управление каналами дистрибуции. - 2014. № 2. -
С.73.
48. Лемеш Е. Путь к сердцу клиента // Маркетинг. Менеджмент. - 2015. № 7
8. - С.29.
49. Лукашова Е.В. Поведение потребителей на рынке товаров массового спроса: концепция маркетингового исследования// Директор мо маркетингу и сбыту. - 2016. № 9. - С.74.
50. Нюренбергер Л.Б., Карулева Е.А. Проблемы управления коммерческой деятельностью предприятия: стимулы и препятствия к внедрению системы маркетинга // Проблемы современной экономики. - 2013. № 3. - С.32.
51. Олейник К. От запроса к активному поиску: эволюция технологии продаж на рынке промышленного оборудования // Маркетинг. Менеджмент. - 2015. № 11-12. - С.17.
52.Оленева О.С., Иващенко Н.С., Папенкова К.Э., Кузьменко Т.В. Маркетинговый подход к выбору эффективного рынка сбыта готовой продукции с целью укрепления конкурентной позиции фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. № 2. - С.31-35.
53. Соколова Т.В. Маркетинговые исследования сбытовой сети // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №4. - с. 28-32.
4) Интернет - источники
54. http://tvoitour-kazan.ru/
55. https://www.tui.ru/
56. http://www.1001tur.ru
57. http://rostintur.ru/
58. http://www.studio-turizmo.ru/