ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основания проблемы образовательных технологий как условия повышения качества образования 6
1.1 Современные подходы к понятию «технология» в образовании..6
1.2 Понятие «образовательная технология» в отечественной
литературе 14
1.3 История развития образовательных технологий в системе
обучения 18
1.4 Проблема современных российских образовательных систем....21
ГЛАВА II. Значение современных образовательных технологий в
процессе повышения качества образования в высшей школе 24
2.1 Классификация образовательных технологий 24
2.2 Современные образовательные технологии как условие
повышения качества образования 31
2.2.1 Личностно - ориентированные технологии обучения 39
2.2.2 Модульное обучение 42
2.2.3 Проблемное обучение 49
2.2.4 Технология игрового обучения 52
2.2.5 Компьютерные технологии 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
В конце XX - начале XXI вв. перед социальным институтом образования возник ряд вопросов, ответы на которые по сей день пытаются найти во всех развитых странах мира. И таких вопросов очень много: каким образом должна быть выстроена образовательная система, чтобы позволить человеку быть успешным в новом, информационном обществе? Каков должен быть формат обучения в высших учебных заведениях, чтобы соответствовать новым требованиям?
Развитые страны перешли в эпоху постиндустриальной экономики, что, в свою очередь, вызвало необходимость преобразования национальных образовательных систем. С начала нового столетия трансформация и модернизация национального образования - это динамически развивающийся процесс. И чтобы соответствовать новым требованиям среды, система образования вынуждена развиваться в опережающем режиме. В связи с этим, в современном обществе сегодня остро стоит вопрос об образовательных технологиях, и о технологиях оценки образовательного процесса и его результатов. Теперь работодатель заинтересован в человеке, обладающем определенным уровнем знаний, способном подстраиваться под изменяющуюся среду и продолжать обучаться. В век технологического прогресса, беспрерывный информационный поток обусловливает развитие и первостепенность концепции образования на протяжении всей жизни. Конфликт быстрого развития знаний и реальной способности к их освоению порождает новый общественный запрос, который позволит индивиду ориентироваться в информационном пространстве и находиться в беспрестанном процессе обучения, что, в свою очередь, вынуждает систему образования переосмыслять и обновлять методическую базу процесса обучения. Система образования должна не только обучить индивида использовать эту информацию, дать навыки ее сбора, упорядочения,
управления и использования, но и предложить путь к ее осмыслению в рамках культурной традиции и глобальных тенденций.
Именно с этими проблемами напрямую связана актуальность данной работы. На сегодняшний день проблема внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс недостаточно разработана. Использование новых методов обучения само по себе вызывает ряд трудностей, но в условиях российской действительности, без конкретной цели, контроля, но прежде всего, без достаточного уровня осведомленности о современных образовательных технологиях - оно представляется почти невозможным.
Исходя из контекста выше изложенного, определимся с целью данной работы - осветить перечень современных образовательных технологий, способных вывести высшие учебные заведения на качественно новый уровень об учения, соответствующий новым запросам среды.
Цель работы обусловила решение таких задач, как
1. Дать определение понятию «образовательные технологии».
2. Проанализировать историю развития образовательных технологий в системе обучения.
3. Классифицировать образовательные технологии.
4. Обобщить перечень наиболее эффективных современных образовательных технологии
Тема исследования - современные образовательные технологии как условие повышения качества образования в высшей школе.
Объект исследования - современные образовательные технологии.
Предметом исследования являются особенности современных образовательных технологий.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические: обобщение педагогического опыта;
3) статистические: обработка полученных в ходе исследования данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в приращении
знаний о современных педагогических технологиях и их эффективном применении для решения вопроса повышения качества образования.
Практическая значимость. Данная работа дает пользователю представление о современных тенденциях внедрения и использования в образовательном процессе современных педагогических технологий, а также ознакомлении пользователя с возможностями их применения в рамках высшего учебного заведения.
Новизна исследования состоит в том, что понятие образовательных технологий было рассмотрено в сопоставлении с терминами, которые ошибочно могут считаться синонимичными или взаимозаменяемыми.
Методологическая основа работы. Вопросу развития образовательных технологий посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом,
психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
С появлением новых запросов общества, со стремительным развитием информационных средств, с начала ХХ века педагогическая наука также получила широкое развитие в виде множества новых образовательных технологий и основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут разрешены с помощью различных педагогических инноваций.
В данной работе мы проанализировали понятие «образовательные технологии», дали определение, выявили его характеристики, а так же существенную разницу между понятиями «методика» и «технология», «педагогическая технология» и «образовательная технология». Мы проанализировали литературу по заданной теме и заметили, что существует большое количество различных трактовок данного термина: от схожих до кардинально различных. Мы выяснили, что педагогические технологии зародились почти сотню лет назад, поэтапно развивались и развиваются по сей день, что существует большое количество подходов к классификации образовательных технологий и привели перечень наиболее эффективных из них, которые способны иметь позитивное влияние на динамику качества образования.
В заключение следует подчеркнуть, что образовательные технологии - это следующий шаг в развитии не только теории обучения. Уже давно стало очевидно, что с помощью одной лишь традиционной системы образования высшее учебное заведение попросту не сможет удовлетворить запросы, выдвигаемые работодателями, научно-педагогическим сообществом и обществом в целом. Но с использованием еще и активных методов обучения и технологий, направленных на формирование профессиональных навыков, система образования сможет способствовать формированию целостной личности, обладающей необходимыми знаниями, навыками и умениями, способной критически мыслить, формировать собственное мнение, анализировать ситуацию, подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства и принимать объективные решения.
В рамках Болонского процесса, в отечественных государственных стандартах, имеющих трехкомпонентную структуру , требования, которые обеспечивают «приоритет единого образовательного пространства», соблюдены. Однако только тот стандарт образования, который достраивается самим высшим учебным заведением, способен в наибольшей мере проецировать миссию высшего учебного заведения и задавать нормы качества образования. Данные положения стандарта обучения позволяют высшему учебному заведению существенно преобразовать содержание процесса обучения в соответствии с профилем вуза, социальным, экономическим и другим потребностям региона и творческой спецификой преподавательской и научной школы высшего учебного заведения.
Таким образом, грамотное применение современных образовательных технологий в их исходном виде или же оптимальном сочетании способно значительно повлиять на качество образования посредством улучшения качества учебных планов, расширения самостоятельной учебной работы студентов, получения знаний через собственную творческую деятельность, высокого уровня мотивации, формирования умения мыслить профессионально и находить решение проблем и проч.
1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарики, 2008. - 118 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 283 с.
3. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: Учебное пособие / Сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
4. Анашкина И.В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И.В. Анашкина. - Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2011. - 39 с.
5. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика). Часть 2. / А. А. Андреев. - М.: МЭСИ, 2000. - 163с.
6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.
7. Дергачева И.Н. Инновационные методы активного обучения в естественнонаучной подготовке специалистов. - Омск: ООО Омск ЕГРЮЛ,
2006. - 112 с.
8. Дырдина Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в
компетентностно-ориентированном образовании: Учебно-методическое
пособие / Е.В. Дырдина, В.В. Запорожко, А.В. Кирьякова. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - 227 с.
9. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4. - 157 с.
10.Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М.:
Издательство ИКАР, 2004. - 169 с.
11. Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов / А.И. Жук, Н.Н. Кашель. - Минск: Изд-во Беларусь, 2004. - 78 с.
12. Кибирев А.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебнометодическое пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования / А.А. Кибирев, Т.А. Веревкина. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. - 117 с.
13. Крахмалев А. Л., Качество образования как актуальная проблема управления. - Омск, 2001. - 96 с.
14. Майер В. В. Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования :автореф. дис. д-расоциол. наук. Тюмень,
2007.
15. Мельников С.В. Лекция и семинар в вузе: Интерактивные методы обучения: Учебно-методическое пособие.- М.: ФГОУ ВПО РГУТиС, 2011. - 138 с.
16. Мельников С. В. Образовательные технологии в вузе - новые подходы // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). - 124 с.
17. Назаров, С. А. Особенности использования модульно-рейтинговой технологии обучения по дисциплинам естественно научного цикла [Текст] / С. А. Назаров // Инновационные процессы в образовании. Международная конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 653 с.
18. Нестеров, А. Ю., Шабашев, В. А. Модульная технология обучения: проблемы и решения [Текст] / А. Ю. Нестеров, В. А. Шабашев, // Инновационные процессы в образовании. Международная конференция. - Кемерово, Кузбассвузиздат, - Кемерово, 2006, 653 с.
19. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 108 с.
20. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
21. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
22. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М. В. Буланова- Топоркова. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2006. - 151 с.
23. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учеб. пособие. / Пидкасистый П. И. - М.: Изд- во ЭКАР, 2008. - 430 с.
24. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М.: МЭСИ, 2004. - 201 с.
25. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. - 58 с.
26. СелевкоГ. К. Классификация образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 87-92.
27. Селезнёва Н. А. Системы обеспечения качества и управления качеством профессионального образования по специальностям (направлениям подготовки) как главные объекты комплексного исследования и модернизации : доклад в слайдах. М.: МСП, 2007. - 28 с.
28. Сластенин, В. А. Доминанта деятельности. / В. А. Сластенин. // М.: Народное образование. - 1997. - №9. - 63 с.
29. Современные образовательные технологии / Кол.авторов; под ред. Н.В. Бордовского. - М.: КНОРУС, 2010. - 432с.
30. Сыроватская Т.А. Национальные образовательные стратегии в контексте трансформационных процессов системы образования. Статья (январь(260, спецвыпуск). М: Объединенный научный журнал №1, 2012. - С.313
31. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие [Текст] / Ю. Г. Фокин. - М.: Academia, 2006. - 240 с.
32. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А. В. Хуторской. 2-е изд. стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 244 с.
ЗЗ.Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] / Д. В. Чернилевский. - М.: Academia, 2002. - 121с.
34. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.