Введение………………………………………………………...............................3
1. Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..5
2. Пути и способы ознакомления дошкольников с массой предметов…...8
3. Методика ознакомления дошкольников с единицами измерения массы приборами для измерения ………………………………….....................13
4. Задачи обучения в разных возрастных группах………………………..14
Заключение……………………………………..………….............................18
Сноски…………………………………………………………………………....19
Список использованной литературы….…………………………………..........20
Когда Вы собираетесь обучать ребенка арифметике, математике, понятию окружающего мира вокруг нас необходимо, чтобы у него было сформировано понятие о предмете и его весе. Когда у ребенка формируется данные представления, то в этом процессе задействованы почти все факторы психического становления ребенка: умственные возможности, восприятие, эмоциональные составляющие. Изучение понятия о массе предметов должно проходить не сразу, а поэтапно. Это зависит в первую очередь от уровня психического развития малыша и включенности в процесс преподавания перечисленных моментов. Важно, помимо прочего, не упустить из виду такой момент психического созревания ребенка, когда он как губка готов воспринять информацию. Это характеризует актуальность этой работы.
Объектом данной работы является формирование четкого представления о массе предметов у детей дошкольного возраста.
Предметом работы является - становление четкого понятия о массе предметов у детей дошкольного возраста.
Целью работы - определение отличительных черт понятия о массе предметов у детей дошкольного возраста и возможностях их дальнейшего развития.
Чтобы достичь данную цель, необходимо решить задачи::
1. определить ценности ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического развития детей дошкольного возраста;
2. выявить пути и способы ознакомления дошкольников с массой предметов;
3. провести анализ методик ознакомления дошкольников с единицами для измерения массы, устройствами для измерения;
4. поставить задачи изучения приемам определения массы предметов в разных возрастных группах.
Способы для проведения исследования: наблюдение, осмысление, теоретический тест, обобщение, сравнение, индукция и дедукция.Работа базировалась на трудах: Л.С. Выготского, Л.С. Сахарова, К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна, Л.Г. Петерсона, Е.Е. Кочемасовой, Н.П. Холиной и других.
Формирование понятия «масса» опирается на становление у ребенка «барического чувства», а оно возникает в следствии давления предмета на поверхность его тела. Определяя тяжесть предмета, ребенок вроде бы «взвешивает» его на ладонях собственных рук.
Процедуры в сравнении масс предметов, в свою очередь, содействуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора. Под действием тяжести предмета у ребенка появляются к тому же сенсорные чувства. Психологическая наука подтверждает взаимосвязь между процессом знакомства с массой предметов и развитием умственных и математических способностей личности.
В любой возрастной группе данный процесс наблюдается разнообразно. В младшей группе детки ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, возводить сериационный ряд. Дети средней группы уже принимают прототип как мерку для сопоставления. Они выделяют отношения между предметами по массе; выбирают самый тяжелый (легкий) и ставят объекты друг за другом по этому показателю. У старших дошкольников появляется желание словесно обозначить массу, развивается умение сопоставлять массы предметов по образцу, который служит эталоном.
Обучение детей умению отличать предметы по массе связывается с развитием количественных представлений по мере готовности ребенка к восприятию этой информации.
Таким образом, становление у дошкольников представлений о массе предметов и методах её измерения находится в зависимости от их возрастных особенностей, от степени развития их сенсорики, восприятия и способов обучения.
1.Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Просвещение, 2011. - 326 с.
2.Выготский Л.С. Исследование образования понятий: Методика двойкой стимуляции / Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: Просвещение, 2011.- С.50-69.
3.Давыдов В.В. Проблемы педагогической и детской психологии в трудах Л.С. Выготского / В.В. Давыдов // Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 2012.- С. 477.
4.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2014. - 583 с.
5.Петерсон Л.Г. Игралочка: практический курс математики для дошкольников: метод. рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - 2-е изд. - М.: Баласс, 2012 - 176 с.
6.Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька…: метод. рекомендации / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. - М.: Баласс, 2012. - 254 с.
7.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 720 с.