Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в средней школе

Работа №61928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
431
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования гражданской позиции
школьников в средней школе 9
§1. Нормативно-правовая база по вопросу о формировании гражданской позиции обучаемых в средней школе 9
§2. Воспитание гражданской позиции школьников на современном этапе развития среднего (полного) образования 13
§3. Интерактивные приемы организации урока истории и обществознания, как средство формирования гражданской позиции школьников 18
Глава II. Педагогический опыт по формированию активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в средней
школе 26
§1. Диагностика уровня сформированности гражданской позиции школьников 26
§2. Система уроков истории и обществознания как средство формирования активной гражданской позиции у учащихся средней школы 30
§3. Анализ результатов и рекомендации по формированию активной гражданской позиции на уроках истории и обществознания 35
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение 


Понятие гражданин возникло во Франции в годы Великой революции, что означало утверждение единства общества. Провозгласив равноправие граждан, французское правительство объявило об их обязанности защищать свое Отечество и политическое устройство страны, что несомненно являлось важнейшим демократическим завоеванием Нового времени. Однако, понятие гражданственности рассматривалось не с точки зрения правового воспитания, как важного компонента сформированности полноценной личности, а принадлежности лица к определенной территории.
В современном мире тема гражданственности, гражданской идентичности и активности активно обсуждается в психолого-педагогической литературе. Связанно это с процессом глобализации, становлением мира - единой социальной системы, где территориальность перестает быть организующим принципом социальной жизни. Связь места и социального пространства исчезает, общество менее нуждается в территориальных границах. Вместе с тем, необходимо отметить, что ценности и ориентиры, которые раньше направляли действия людей, отвергнуты, тогда как новый порядок взаимодействия еще не сложился. Следовательно, от того, насколько подрастающее поколение готово к новому типу образовывающихся социальных отношений, в зависимости от того, какие ценности и идеалы сформированы у молодежи, зависит настоящее и будущее стран.
В настоящее время в России активизировалась работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, что непосредственно связанно с формированием российской идентичности, воспитанием гражданственности.
Во-первых, причиной тому служит искажение нравственного, исторического, национального сознания, что приводит к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду, в конечном счете к гражданским войнам. Общество должно выстраивать будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это осознание своей причастности к гражданскому обществу, умение действовать и нести ответственность во благо общества. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.
Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И, конечно, образовательной, культурной политике самого государства.
Во-вторых, проблема формирования активной гражданской позиции российских школьников обусловлена напряженной политической обстановкой в мире. Политические процессы, происходящие на мировой арене волнуют российское общество, что вызывает необходимость социальной солидарности, сплоченности перед лицом внешних и внутренних угроз. В совокупности, это ставит проблемы формирования гражданской идентичности и активной гражданской позиции российских школьников наиболее обсуждаемым и актуальным.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью российского общества в воспитании гражданина, способного к активному, самостоятельному действию в духовной, правовой, политической, социальной жизни страны, для которого гражданская активность - это благополучие гражданского общества, гражданских институтов, демократического государства. В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений, нацеленных на создание условий возрастающего поколения, где большую роль в формировании активной гражданской позиции отводят таким дисциплинам, как история и обществознание.
Обзор литературы и источников. В качестве источников исследования выступает нормативно-правовой документ - федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02. 2012 г. № 143 ), а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996 "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года " и Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012). "Об образовании в Российской
-5
Федерации ".
Всю научную литературу, посвященную проблеме формирования активной гражданской позиции, условно можно разделить на две группы:
1. Психологи и педагогики А.С. Макаренко , В.А. Сухомлинский , А.Г. Ковалёв , чьи труды были оформлены во второй половине XX столетия и на сегодняшний день не отражают реалий российского общества. Однако, эти исследования являются фундаментальными, которые выявляют основные принципы, психологические и возрастные особенности школьников в формировании гражданской позиции.
2. Современные труды исследователей С.И. Григорьева, С.А. Гусовой , В.А.
о
Калягина отражающих проблемы формирования гражданско-правовых
1 2
качеств личности, труды А.А. Гина, Д.А. Леонтьева посвященные воспитанию педагогических компонентов, как важного фактора в формировании активной гражданской позиции, наиболее существенно отвечают современным требованиям Федерального государственного стандарта об образовании в РФ.
Вопросы теории и методики формирования активной гражданской позиции на уроках истории и обществознания, методические рекомендации, идеи ориентации школьников на социально значимые и гражданские ценности, через применение современных форм и методов в методических разработках Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой , Рожкова М.И.
Объект - образовательный процесс на уроках истории и обществознания.
Предмет изучения - пути и методические приемы формирования активной гражданской позиции старшеклассников на уроках истории и обществознания.
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования,
• методы изучения коллективных педагогических явлений (беседа, анкетирование и т.п.),
• целенаправленное педагогическое наблюдение,
• педагогическое тестирование,
• обработка экспериментальных данных с применением
количественных (статистических и математических) методов.
Целью работы является изучение методических приемов формирования активной гражданской позиции школьников среднего (полного) образования.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности гражданского воспитания в современной школе, на основе анализа нормативно-правовых документов;
2. Анализировать психолого-педагогическую литературу, для выявления особенностей формирования активной гражданской позиции у старшеклассников на современном этапе.
3. Рассмотреть интерактивные формы и методы организации учебного процесса, как средство и источник формирования активной гражданской позиции у старшеклассников на уроках истории и обществознания.
4. Описать личный опыт по формированию активной гражданской позиции у учащихся старших классов на уроках истории и обществознания.
5. Разработать методические рекомендации по воспитанию активной гражданской позиции у старшеклассников на уроках истории и обществознания.
Рабочая гипотеза: процесс формирования активной гражданской позиции школьников в средних классах будет эффективнее, если:
1. использовать инновационный педагогический опыт на уроках истории и обществознания;
2. организация процесса гражданского воспитания будет проходить структурно, из урока в урок.
Научная новизна исследования состоит в том, что мы на основе анализа диагностических данных, сформированности активной гражданской позиции учащихся 10 класса, попытались, через авторскую модель системы уроков истории и обществознания, воспитать в обучаемых определенные педагогические компоненты, которые способствуют формированию мировоззрения, идеалов, ценностей и активной жизненной позиции учащихся.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что материалы настоящей работы могут быть использованы учителями истории и обществознания в целях усовершенствования педагогического процесса по формированию активной гражданской позиции учащихся старших классов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении отметим, что формирование активной гражданской позиции школьников в рамках среднего(полного) образования - это одна из важнейших задач государственной политики воспитания подрастающего поколения, которое находит свое отражение в ФГОС, в законе «Об образовании» и указа правительства о «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» и иных нормативно-правовых документах. На основе изучения данных документов, нужно отметить, что современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную и одновременно с этим как залог необходимого условия эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов. Государственная политика направлена на формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества. Значимость ее определяется тем, что она является основой объединения современного российского общества, сохранения его культурного своеобразия в условиях многообразия поликультурного общества и глобализации.
Потребность государства и общества в воспитании личности с активной гражданской позицией, делает решение данной проблемы наиболее актуальной для современных педагогов и психологов. За последние годы, опубликовано множество исследований в области формирования активной гражданской позиции, все они разнообразны и имеют существенные различия в методах, формах, подходах и т.д. Однако, анализ психолого-педагогической литературы, выявил, что большинство исследователей данной проблемы схожи в использовании определенных педагогических подходов, среди которых: личностно-ориентированный, деятельностный, ценностный - основа в воспитании гражданственности. Также, современные авторы выделяют педагогические компоненты: гностический, когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, волевой, операционно-деятельностный компоненты, которые, учитывая их сформированность в обучаемых, при взаимодействии друг с другом во время учебного процесса, являются наиболее эффективными в воспитании личности с активной гражданской позицией. Формирование активной гражданской позиции - целенаправленный, социально значимый, непрерывный процесс, который возможен лишь при реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой подходы, компоненты, методы и задачи подчинены единой цели: воспитания гражданина своей страны.
Наиболее эффективным в воспитании педагогических компонентов, согласно новому содержанию образования, является использование интерактивных форм и методов введения учебного процесса. Оно подразумевает формирование активной гражданской позиции в коллективной деятельности учеников и учителя, где основная роль, как активного субъекта образовательного процесса отводится к обучаемому, результатом которой является освоение опыта социально-активной жизнедеятельности, ценностных ориентиров и способов деятельности. При рассмотрении методики работы с использованием интерактивных форм и методов обучения, можно утверждать, что их использование на уроках истории и обществознания способствует воспитанию, как определенных педагогических компонентов, так и формированию активной гражданской позиции в целом. При проведении уроков истории и обществознания для формирования активной гражданской позиции нами были использованы современные интерактивные методы обучения, например: метод проектной деятельности - учащиеся самостоятельно
приобретают знания, при анализе ситуации и находят пути решения проблем (может включать творческие, поисковые, исследовательские методы); эвристический метод -деловые, ролевые, игровые формы (моделирование определенной жизненной ситуации); кейс-метод - задается определенная ситуация, задачей учащихся является исследовать данную проблему, предложить варианты решения и прийти к универсальному, либо наилучшему решению. Кейсы основываются на реальных фактах, либо максимально приближенных к реальной.
Из описания личного опыта, основываясь на диагностические данные, проведенный в 10-м классе, можно сказать, что учащиеся имели средний уровень сформированности активной гражданской позиции. В первую очередь, все это было обусловлено низким уровнем мотивационно-ценностных ориентаций. Поэтому при подготовке к уроку следовало уделять особое внимание формированию данного компонента. В свою очередь ценностные ориентации напрямую влияют степень поведенческого компонента, уровень которых определяется активной общественной деятельностью. Данный диагностики, позволили сделать вывод о необходимости проведения уроков истории и обществознания, направленных на формирование активной гражданской позиции учащихся 10 класса.
Проведенная нами система уроков истории и обществознания в 10-м классе, позволяет сделать вывод о том, что воспитание в учащихся познавательного, эмоционально-ценностного, поведенческого компонентов активной гражданской позиции были проведены успешно. Вышесказанное подтверждается результатами повторной диагностики, где показатель сформированности активной гражданской позиции учащихся 10-го класса повысился до высокого уровня, а низкого уровня не зафиксировано. Следовательно, можно утверждать об эффективности применения системы уроков истории и обществознания с использованием инновационных, игровых технологий в процессе обучения, в формировании активной гражданской позиции школьников в средней школе.
Таким образом, мы считаем, что цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.



1.1. . Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012).. [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (Дата обращения:
16.03.2017) .
1.2. О гражданском образовании и изучении Конституции РФ: Письмо
Минобразования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 06.03.1995 N 151/ 11. [Электронный ресурс] //
http: //www.ug.ru/old/civicold/mo060295.htm (Дата обращения: 12.02.2017).
1.3. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: Информационно-методическое письмо Минобразования РФ от 19.03.1996 N 391/11. [Электронный ресурс] // http://kremlin-moscow.com/545489 (Дата обращения: 28.02.2017).
1.4 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 31.12.2015). ". [Электронный ресурс] // https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/895294/ (Дата обращения: 19.03.2017).
1.5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 N 996. [Электронный ресурс] // https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html (Дата обращения: 16.03.2017).
1.6. Малашкина С.А. Отчет классного руководителя 10 класса за 2013-2014
учебный год. [Электронный ресурс] //
http://nsportal.ru/user/127603/page/otchet-klassnogo-rukovoditelya-10-klassa-za- 2013-2014. (Дата обращения: 28.03.17).
1.7. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений: Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351с.
1.8. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс. Часть 1. - М.: Русское слово, 2003. - 319с.
II. Литература
2.1. Бейсенбаев А.А. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. - Алматы: Просвещение, 1986. - 207с.
2.2. Волков А.К., Пирогов В.И. Идейно-политическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1985. - 160с.
2.3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003. - 384с.
2.4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. [Электронный ресурс] // http://www.labirmtru/books/228539/8 (Дата обращения 04.04. 2017).
2.5. Григорьев С.И., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: основные направления формирования патриотизма. - М.: Гардарики, 2009. - 547с.
2.6. Гуляева И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности. - М.: Просвещение, 1998. - 834с.
2.7. Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения - основа
инновационных педагогических технологий // Инновационные педагогические технологии: материалы Международной научной
конференции. - Казань: Бук, 2014. - С. 286-290.
2.8. Калягин В.А. Логопсихология. - М.: Академия, 2006. - 320с.
2.9. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1983. - 674с.
2.10. Коновалов В.П. Словарь по политологии. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. -285с.
2.11. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: КАРО, 2002. - 368с.
2.12. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536с.
2.13. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. - 347с.
2.14. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. - 2006. - №6. - 57-59с.
2.15. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М.: Просвещение, 1988. - 308с.
2.16. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные
психологические труды. - М.: МОДЭК, 2009. - 378с.
2.17. Михейкина Т.А. Педагогические условия формирования гражданской позиции старшеклассников в учреждениях интернатного типа // Интеграция образования. - 2007. - № 3. - 172-177с.
2.18. Мясищев В.Н. Структура личности и отношений человека к действительности. - М.: Просвещение, 1956. -156с.
2.19. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. - М.: Академия, 2008. - 176с.
2.20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. / Под ред. Карпенко Л.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512с.
2.21. Погосян, Л.Х. Компоненты и уровни сформированности гражданственности у подростков общеобразовательной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 7. - 248-251с.
2.22. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Процесс воспитания. - М.: Владос, 1999. - 253с.
2.23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 2015 - 467с.
2.24. Рожков М.И. Методика изучения социализированное™ личности. [Электронный ресурс] // http://www.twirpx.com/file/77520/ (Дата обращения:
07.04.2017) .
2.25. Руднева Е.Л. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. - 2002. - № 8. - 45-51с.
2.26. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. - Волгограл: Перемена, 1994 - 152с.
2.27. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 336с.
2.28. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640с.
2.29. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком (О специфике нравственного воспитания). - М.: Знание, 1979. - 96с.
2.30. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М.: Педагогига, 1972 - 152с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ