ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ: ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 11
§ 1. Становление института представительства региональных интересов . 11
§ 2. Формы реализации представительства региональных интересов 17
ГЛАВА II. ЛОББИЗМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ 28
§ 1. Особенности лоббизма как способа регионального представительства в
России на законодательном уровне 28
§ 2. Основные площадки для лоббистской деятельности регионального
представительства в Государственной Думе 36
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ПРАКТИКА ЛОББИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 44
§ 1. Способы лоббирования региональных интересов в Государственной
Думе: на примере Республики Татарстан 44
§ 2. Деятельность депутатов по лоббированию региональных интересов: на
примере РТ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность. Фиксирование принципа федерализма в системе государственного устройства Российской Федерации активизировало развитие концепции регионального представительства.
Региональные структуры стали играть важную роль в современной российской политике и поэтому позиции регионов укрепились. В регионах стали формироваться собственные интересы, которые направлены на развитие своей территории.
Представительство региональных интересов на сегодняшний день, считается одной с более дискуссионных и трудных тем сегодняшнего общественно-политического движения. От этого, в тот или иной мере станут согласованы федеральные, региональные и городские развитие в государстве, каким способом они станут презентованы в работы институтов государственной власть, находится в зависимости уровень производительности прочерчиваемых в стране реформ, нацеленных в результат общегосударственной устойчивости, формирование основ демократии и федерализма, а кроме того усовершенствование качества жизни жителей.
В настоящее время, когда складываются новые отношения центра с субъектами федерации, идет поиск наиболее эффективных механизмов взаимодействия органов власти различных уровней, а также власти и общества в целом. Проблема выработки и реализации региональных интересов несет в себе большую практическую значимость, потому что от ее решения зависит процесс дальнейшего развития страны. Взаимодействие между группами интересов региона и органами государственной власти стало определяться понятием представительство интересов.
В Российской Федерации площадками регионального влияния и выражения регионального интереса являются Федеральное Собрание РФ, посредством лоббирования как формы регионального представительства.
Лоббирование в плюралистическом обществе является основным типом представительства интересов.
В работе было рассмотрено представительство интересов региона через лоббирование в Государственной Думе, так как этому явлению современной российской политической наукой уделяется, на мой взгляд, недостаточное внимание, что, очевидно, не соответствует масштабам распространения лоббистской деятельности. Для выявления более практических сторон регионального лоббирования был сделан акцент на деятельности депутатов в Государственной Думе от Республики Татарстан.
Изучение лоббизма как формы представительства региональных интересов приобретает особое значение для современной России, в которой лоббистская деятельность осуществляется пока вне законодательного поля.
Это, бесспорно, расширяет проблемную область изучения лоббизма, которая включает в себя, таким образом, не только теоретико-методологические проблемы этого феномена, но и его прикладные аспекты. Отдельного внимания заслуживает анализ специфики механизмов проявления лоббизма в органе законодательной власти. Изучение именно этого аспекта российского лоббизма придает особую актуальность работе как малоисследованной проблемы политического процесса современной России.
Степень разработанности. Изначально вопрос представительства интересов отдельных общностей рассматривался в рамках социологии в конце 80-х гг. 20 века. Затем в ходе развития общественных процессов это направление социологической науки стало рассматриваться в рамках политологических концепций в странах Западной Европы.
Далее разработка представительства региональных интересов нашла свое обоснование в политической регионалистике. Использование в научной литературе такого понятия как региональный интерес сделало возможным исследовать баланс сил в конкретном регионе.
Теме представительства интересов посвящен ряд диссертационных исследований (С. Баранов, А. Лихой, 3. Темижева, П. Шелищ и др.), в которых дается обстоятельный анализ различных аспектов данного явления . Н. Руднева в своей докторской диссертации «Представительство групповых интересов в управлении общественными процессами», монографиях и ряде других работ дает теоретико-методологический обзор научных подходов по данной проблематике, анализирует зарубежный опыт представительства интересов уже на региональном уровне, освещаются базовые субъекты представительства в контексте региональных лоббистских групп, рассматриваются механизмы их
деятельности, формирование и классификации . Научная работа Н. Рудневой позволила мне раскрыть содержание понятия представительство интересов, выявить формы реализации этих интересов, а также изучить каналы их продвижения.
Несмотря на то, что научный интерес к проблематике лоббизма нарастает, до настоящего времени отсутствует единое, комплексное исследование о практических сторонах многогранной и ёмкой лоббистской деятельности на уровне законодательной власти. Также в недостаточной степени изучены возможности внутрипарламентских структур, используемые при лоббировании. Важный вклад в изучение лоббистских отношений в России внесли С. П. Перегудов , А. Э. Бинецкий , в трудах которых выявлены основные модели лоббизма, особенности российских и международных заинтересованных групп, эволюция отношений общества, государства и корпоративных групп интересов. Лоббистские технологии, применяемые в Федеральном собрании России, рассмотрены в трудах С. А. Авакьяна, П. А. Толстых .
Стоит отметить два значительных исследования, посвященных российскому лоббизму: монографию В. Лепехина «Лоббизм» и коллективный труд С. Перегудова, Н. Лапиной и И. Семененко «Группы интересов и российское государство» . Анализируя систему представительства интересов в России в целом, авторы указанных работ затрагивают и проблемы формирования региональных интересов, формирую обобщенную характеристику этого явления. Но для изучения полной деятельности региональных групп интересов, регионального лоббизма не хватает конкретных примеров. В качестве такого примера стало представительство региональных интересов депутатами Республики Татарстан.
Присутствие исследовании представительства интересов региона в законодательном органе значимыми ресурсными основами, открывающие механизмы взаимоотношений между центром и регионом, а кроме того механизмы регионального лоббирования, считаются публикации В. Долгова,
Ю. Артюнова, В. Гельмана . Значительную роль в рассмотрении проблем становления института представления региональных интересов играют
исследования В. Закса, И. Бусыгиной, Н. Медведева.
В этих условиях является своевременным провести исследование практической стороны лоббистской деятельности в Государственной Думе как формы представительства интересов региона, описать основных участников лоббистской деятельности в Государственной Думе, проанализировать объекты лоббистского давления в самой Государственной Думе, выделить предмет и наиболее характерные методы, применяемые в лоббистских кампаниях в нижней палате Федерального Собрания.
Объектом исследования является представительство региональных интересов в Государственной Думе РФ.
Предметом исследования является лоббизм как форма регионального представительства в Государственной Думе РФ.
Целью исследования является выявление становления и функционирования лоббизма как формы представительства региональных интересов в Государственной Думе.
Для достижения цели предусматривается решение следующего комплекса задач:
1. Определить содержание понятия института представительства региональных интересов;
2. Рассмотреть формы реализации региональных интересов;
3. Обозначить лоббистскую деятельность, как одну из форм представительства региональных интересов;
4. Выявить роль Государственной Думы, как структуры, через которое происходит лоббирование интересов региона;
5. Рассмотреть генезис лоббистских отношений в России и выявить их особенности в контексте реализации региональных интересов в Государственной Думе;
6. Выявить механизмы лоббирования, применяемые в Государственной Думе депутатами для продвижения интересов региона;
7. Изучить деятельность депутатов Республики Татарстан в контексте лоббирования региональных интересов;
8. Выявить роль правящей элиты Республики Татарстан в лоббистской деятельности депутатов по представительству региональных интересов.
Теоретико-методологическая база. Общеметодологическим основанием для работы явились структурно-функциональный, системный методы. Их комплексное использование позволило выявить структурные элементы системы регионального представительства интересов и их подструктуры, установить функциональные связи между ними во всем их многообразии и взаимном влиянии друг на друга.
Итак, содержание понятия «институт представительства региональных интересов» можно определить как совокупность субъектов политического процесса, действующих в общегосударственном политическом пространстве, которые выполняют функцию реализации делегированных тем или иным субъектом Федерации полномочий по отстаиванию его интересов в структурах верховной власти.
На развитие института регионального представительства оказало существенное влияние развитие отношений между федеральным Центром и регионами, которое постоянно менялось то в сторону централизации, то децентрализации, что не могло не отразиться на уровне эффективности представительства интересов субъектов в органах законодательной власти. Становление этого института в современной России проходило поэтапно, соотносимых с развитием федеративных отношений в нашей стране, распределением предметов ведения между Центром и регионами, усилением роли региональных лидеров, развитием региональных экономических интересов - каждый из которых в какой-то степени влиял на развитие рассматриваемого института.
В результате централизации власти, представительство региональных интересов потеряло свое влияние в законодательных органах. И, следовательно, регионам стало сложно реализовывать свои интересы в полном объеме. Поэтому нужны были новые способы продвижения региональных интересов на федеральный уровень. Такими формами являются: субнациональные формы государственности и суверенитета (т.е. это форма включает ограниченные формы суверенитета, государственной символики, властных органов, гражданства, но зачастую она является ограниченной); форма автономной региональной власти (благодаря этой форме происходит выработка общерегиональных интересов, которые являются основой для представительства интересов); региональное нормотворчество (является эффективной формой, но из-за нехватки определенных ресурсов становится замкнутой) и, соответственно, региональное участие на общенациональном уровне.
Одной из форм регионального участия на федеральном уровне является лоббизм. Региональные интересы продвигаются на законодательном уровне за счет внутреннего лоббизма, проводимого непосредственно представителями властных структур регионального уровня. Если рассматривать лоббизм в проекции региональных интересов, то он выражается в представлении и защите интересов региона на федеральном уровне, продвижение законодательных инициатив органов власти субъекта, информирование органов власти региона о проектах решений и мероприятиях, намечаемых федеральными органами власти, затрагивающих интересы субъекта федерации, участие в различных федеральных программах для реализации региональных интересов. Лоббизм как форма в региональном аспекте связана с деятельностью определенных групп субъектов, влияющих на структуры законодательной власти федерального уровня с целью принятия необходимых решений. В основе механизма выработки и формирования региональных интересов для лоббирования лежит взаимодействие политической (правящей) элиты с представителями региона в законодательном органе - депутатами. Институциональным элементом лоббизма как формы реализации региональных интересов является Федеральное собрание. Именно через него осуществляется лоббистская деятельность региональных представителей. Верхняя палата Парламента - Совет Федерации, будучи эффективной структурой продвижения региональных интересов, вначале 2000-х гг., утратила свое влияние. Федеральный центр поставил задачу снизить уровень регионального влияния в верхней палате, что отразилось уровне лоббирования региональных интересов. Поэтому лоббистская деятельность как форма регионального
представительства стала проявляться в нижней палате Парламента - Государственной Думе.
В настоящее время ведущим институтом регионального представительства является Государственная Дума. Это объясняется тем, что «нерегиональная» палата принимает основную часть решений, влекущих за собой «тонкую настройку» отношений «центр - регионы» (например, законы, посвященные региональной экономической политике, деталям разграничения полномочий, федерального вмешательства и т. д.). Причины по которым можно отнести Г осдуму к важному институту практики лоббирования для реализации региональных интересов следующие: Государственная Дума находится в центре законодательной работы; именно в ней осуществляется высокоинтенсивный парламентский лоббизм, также она разрабатывает, вносит поправки и принимает законы.
Генезис лоббистских отношений в России отличается от западных. Крушение планового хозяйства в конце 80-х — начале 90-х гг. дал толчок децентрализации, что привело к становлению нового института функционального представительства региональных интересов, основой которого стала лоббистская деятельность как форма регионального представительства. В российском варианте в понятие лоббизма вкладываются конкретные действия партийных фракций, депутатов как представителей конкретного региона, государственных должностных лиц с целью добиться принятия (непринятия) органами власти конкретных решений, в которых они лично заинтересованы. Особенностью лоббизма в России является его ориентация на выражение региональных интересов со своими характерными особенностями. Лоббистская деятельность отражает наиболее значимые интересы региона, проявляется в деятельности депутатов, которые являются посредниками между своим регионом и Центром и представляет собой определенную структуру регионального представительства: заказчика,
исполнителя и объекта лоббирования.
Объектом лоббирования региональных интересов выступает Государственная Дума со своими структурными подразделениями. Элементами, которой являются не только сами депутаты, наделенные задачами проводить интересы региона на федеральный уровень, но и обширный структурный состав Государственной Думы, представленный комитетами и комиссиями, Советом Государственной Думы, Экспертным советом, депутатскими фракциями, Пресс-службой Государственной Думы. Через каждую из этих площадок лоббистская деятельность реализуется определенными способами.
Для лоббирования региональных интересов депутат использует определенные механизмы. Под механизмом мы понимаем, каким способом осуществляется представительство интересов. Для того чтобы пролоббировать тот или иной интерес депутат использует следующие механизмы: поиск внутренних и внешних сторонников; организация пресс-конференций, на которых привлекаются специальные эксперты, доказывающие выгодную для лоббиста точку зрения; организация парламентских слушаний, для привлечения внимания к конкретному вопросу; используется механизм «коридорного лоббизма», то есть интересы продвигаются за счет личных связей депутата; механизм «благоприятного времени» - самое благоприятное время лоббирования каких-либо интересов (законопроектов) перед депутатскими каникулами. Наиболее распространенными являются голосование, внесение поправок, изменений в проекты законопроектов, выгодное назначение на должность в профильных комитетах, совместные выступления по конкретным вопросам с депутатами из своего региона. Для депутатских инициатив важна поддержка правительства, или же объединение депутатов от разных регионов. В таких случаях шансы на успех выше. В то же время для успеха полезными являются связи депутатов от региона с думским руководством, правительственными кругами, администрацией президента, и потому важны не только сами депутаты, а те сети патронажно-клиентельных отношений федерального и регионального уровней, в которые они включены.
Депутаты в процессе лоббирования региональных интересов тесно связаны со своей региональной элитой, которая выступает заказчиком продвижения региональных интересов на законодательном уровне. Поэтому уместно говорить о патронажно-клиентельных связях, которые формируются между ними. Рассмотрев практику лоббирования региональных интересов в Государственной Думе депутатами от Республики Татарстан, можно сделать вывод, что татарстанская депутация в Госдуме считается одной из самой эффективной. Они постоянно взаимодействуют с правящей элитой своего региона, посредством встреч, совещаний в рамках Координационного совета по взаимодействию с депутатами. Ведется сотрудничество с татарстанскими министерствами и ведомствами, принимается активное участие в формировании федеральных целевых программ, государственных программ. Министерства РТ участвуют в них, а под депутатами формируется рабочая группа, куда входят представители ведомств. И депутаты лоббируют их предложения, чтобы интересы Татарстана максимально учитывались.
Задачи, которые ставятся политической элитой Татарстана перед депутатами нацелены на максимальное включение объектов и мероприятий республики в федеральные целевые и государственные программы Российской Федерации и ведение целенаправленной законотворческой деятельности по продвижению интересов Республики Татарстан, что в свою очередь способствует устойчивому развитию экономической и социальной инфраструктуры республики, повышению качества жизни населения.
Тесное взаимодействие политической элиты Татарстана с депутатами выражается в четко поставленных задачах продвижения региональных интересов. Татарстанское лобби всегда считалось одним из сильнейших в парламенте, а депутаты от республики ежемесячно отчитываются о своей деятельности Президенту РТ, спикеру Госсовета и членам республиканского правительства, а они, в свою очередь, готовы поддерживать все инициативы депутатов, нацеленные на развитие региона.
Тема лоббизма как формы регионального представительства достаточно интересная и актуальная и найдёт свое отражение в дальнейших научных
исследованиях.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Эксмо, 2017. 36 с.
2. Конституция Республика Татарстан: офиц. текст. Казань: ЗАО «Новое знание», 2012. 31 с.
3. Российская Федерация. Договор. О разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: [Договор принят 26 июня 2007 г.]. URL:
http: //constitution. garant.ru/act/federative/191677/, (дата обращения
01.02.2017) .
Монографии и научные статьи
4. Автономов, А.С. Азбука лоббирования / А.С. Автономов. М.: ИРИС,
2004. 109 с.
5. Бакун, Л.А. Группы в политике. К истории развития американских теорий // Полис. 2009. № 1. С. 18-25.
6. Бентли, А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений / А. Бентли. М.: Издательство Перо, 2012. 408 с.
7. Бинецкий, А.Э. Лоббизм в современном мире / А.Э. Бинецкий. М.: Теис,
2014. 159 с.
8. Бердникова, Е.В. Региональный лоббизм в современной России: тенденции и перспективы развития // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. №3. С. 26-37.
9. Боброва, Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2015. №11. С. 43-52.
10. Винокуров, В.А. Совет Федерации изменения в формировании // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 42-51.
11. Гельман, В.Я. Политические элиты и стратегии региональной идентичности // Полития. 2009. № 4. С. 26-34.
12. Даль, Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 2014. №3. С. 28-37.
13.Зудин, А.Ю. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия / А.Ю. Зудин. М.: ЦПТ, 2016. 312 с.
14. Ильин, М. Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России / М. Ильин, И. Бусыгина. М.: МОНФ,
2009. 121 с.
15. Казанник, А.И. Представительство: гражданско-правовой аспект / А.И. Казанник. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. 156 с.
16. Копылов, С. Интервью бывшего депутата Владимира Семаго // Независимая газета. 2012. 16 марта. С. 13.
17. Косопкин, А.С. Психологические особенности парламентской деятельности на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации / А. С. Косопкин, Т.Н.Нефедова. М.: Верста, 2012. 136 с.
18. Куме, К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта // Бизнес и политика. 2014. №1. С. 34-47.
19. Лапина, Н. Путинские реформы и потенциал влияния региональных элит / Н. Лапина, Л. Чирикова. М.: Наука, 2014. 270 с.
20. Лепехин, В.А. Группы интересов как основной субъект современной политической системы. Формирование партийно-политической системы в России / В.А. Лепехин. М.: Московский центр Карнеги, 2008. 228 с.
21. Любимов, А.П. Актуальные вопросы лоббизма в Парламенте России // Представительная власть. 2007. №10. С. 81 - 85.
22. Любимов, А.П. Классификация видов лоббизма / А.П. Любимов. М.: Прогресс, 2009. 152 с.
23. Любимов, А.П. Политическое право и практика лоббизма / А.П. Любимов. М.: Издание Государственной Думы, 2013. 211 с.
24. Любимов, А.П. Профессиональный лоббизм. Технологии лоббирования /
А.П. Любимов. М.: Издание Государственной Думы, 2008. 295 с.
25. Любшов, А.П. Лоббизм: понятие, типологии, особенности/ А.П. Любшов. М.: Прогресс, 2009. 131 с.
26. Мачько, А.В. Лоббизм и право // Изд. вузов. Правоведение. 2015. №2.
С.18-25.
27. Миронюк, Н.Г. Современный федерализм: сравнительный анализ / Н.Г. Миронюк. М.: РОССПЭН, 2008. 156 с.
28. Нещадин, А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути / А.А. Нещадин,
А.А. Блохин, М.В. Малютин. М.: Экспертный институт, 2007. 560 с.
29. Перегудов, С. П. Группы интересов и российское государство / С.П. Перегудов, Н.Ю. Лапина, И.С. Семененко. М.: Эдиториал, 2009. 352 с.
30. Разуваев, В.В. Лоббизм по-российски // Независимая газета. 2009. 18 марта. С. 5.
31. Сахаров, Н. Лоббизм как фактор политической жизни // Бизнес и политика. 2014. № 1. С. 30-38.
32. Сырунина, Т. Лоббирование и представительство интересов в законодательных и исполнительных органах власти // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1. С. 89-96.
33. Толстых, П. А. Практика лоббизма в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации / П.А. Толстых. М.: Канон-Плюс, 2006. 280 с.
34. Шаулова, Т.В. Политические игры в процессе принятия политических решений / Независимая газета. 2015. 10 апреля. С. 7.
35. Шмиттер, Ф. Неокорпоративизм // Полис. 2007. №2. С. 14-22.
Учебники и учебные пособия
36. Исаев, Б. Теория политики: учебное пособие / Б. Исаев. М.: Прогресс,
2008. 630 с.
37. Медведев, Н.П. Политическая регионалистика: учебное пособие / Н.П. Медведев. М.: Наука, 2005. 341 с.
38. Туровский, Р.Ф. Политическая регионалистика / Р.Ф. Туровский. М.: НИУ ВШЭ, 2006. 792 с
Описание диссертаций и авторефератов
39. Баранов, С.Д. Группы давления в политическом процессе современной России (теоретико-методологический анализ): дис. д-ра. соц. наук:
22.0. 05 / С.Д. Баранов; МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2008. 240 л.;
40. Лихой, A.B. Лоббизм как феномен политической жизни современного российского общества: дис. д-ра. полит. наук : 23.00.02 /А.В. Лихой; РГБ. М., 2003. 186 л.;
41. Темижева, З.Э. Корпоративизм как форма взаимодействия государства и групп интересов бизнеса в современной России: особенности и тенденция развития: дис. д-ра. полит. наук: 23.00.02 / З.Э. Темижева; РАГС при Президенте РФ. М., 2003. 220 л.;
42. Шелищ, П. П. Лоббизм в политическом процессе современной России: дис. д-ра. полит. наук : 23.00.02 / П. П. Шелищ; РГБ. М., 2005. 275 л.
Электронные ресурсы
43. Административно-государственное управление в странах запада: США,
Великобритания, Франция, Германия. URL:
http: //vasilievaa.narod. ru/gu/stat_rab/book/Zar_adm-gos_upr_V asilenko/2- 24.aspx.htm (дата обращения 02.03.2017).
44. Айрат Хайруллин о выделении федеральных средств. URL: https://realnoevremya.ru/news/35913 (дата обращения 30.05.2016).
45. Бюджет Казани - 2017: «жесткий», но бездефицитный. URL:
http://info.tatcenter.ru/article/168110/ (дата обращения 26. 05.2017).
46. В Экспертном Совете Госдумы приняли участие представители Татарстана. URL: http://info.tatcenter.ru/article/124498/ (дата обращения
15.04.2017) .
47. Закон о гражданстве Республики Татарстан: поиски и проблемы. URL:
http://federalmcart.ksu.ru/conference/seminar1/sakhieva.htm (дата
обращения 15. 02. 2017).
48. Гильмутдинов: «У Татарстана всегда есть свой подход в области национальной политики». URL: http://addnt.ru/gilmutdinov-u-tatarstana- vsegda-est/ (дата обращения 21.05.2017).
49. Депутаты Государственной Думы должны защищать интересы
Татарстана. URL: http://www.almetievsk-ru.ru/ru/2014-09-25-07-20-
12/item/9751 -deputatyi-gosudarstvennoy-dumyi-dolzhnyi-zaschischat- interesyi-tatarstana-podcherknul-rustam-minnihanov.html (дата обращения
26.05.2017) .
50. Депутаты Госдумы от Татарстана раскрыли сумму привлеченных ими
средств в бюджет республики. URL: http://www.tatar-
inform.ru/news/2016/04/27/501463/ (дата обращения 30.05.2017).
51. Депутатский отчет: цифры и факты. URL: http://sidyak.in/wp-
content/uploads/2014/06/Депутатский-отчет-цифры-и-факты.pdf (дата обращения 30.05.2017).
52. Депутаты ГД РФ от РТ: «Мы все лоббируем интересы Татарстана». URL:
http://www.rbc.ru/tatarstan/freenews/577901ce9a794788f0cbb36f (дата
обращения 05.06.2017).
53. Комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации [Электронный ресурс] / Государственная Дума Российской Федерации: [информ. сервер]. М., 23.12.09. URL:
http://www.gosduma.net/structure/committees, (дата обращения: 13.02.2017).
54. Координационный совет по законотворческой деятельности. URL: http://www.er-duma.ru/party/сoordination-сouncil/ (дата обращения
15.05.2017) .
55. Матвеева А. Совет Федерации опять перетрясут. URL: http://rbcdaily.ru/world/-562949979064747 (дата обращения 03.03.2017).
56. «Мне вообще кажется, что мы как друзья». URL: http://www.werh- tatarstan.ru/news/2016.06.24/«Mne-voobshe-kazhetsya-chto-my-kak-druzya»- /118 (дата обращения 05.06.2017).Партийная дисциплина Единой России и помощники президента. URL: http://echo.msk.ru/blog/boraldo/1299958- echo/ (дата обращения: 06.04.2017).
57. Передовики депутатства. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2526432 (дата обращения 01.06.2017).
58. Рафик Бурганов представил республику на «круглом столе» в Госдуме.
URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/news/show/4169 (дата обращения
28.04.2017) .
59. Стенограммы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] / Государственная Дума Российской Федерации: [информ. сервер]. М., 23.12.09. URL:
http://cir.duma.gov.ru/docs/duma/302/2774380?QueryID=6949325&Highlight Query=6949325, (дата обращения 30.05.2017).
60. Татарстанское лобби в Москве оказалось эффективным не на 100 процентов. URL: http://sidyak.in/?p=865 (дата обращения 30.05.2017).
61. Татарстан недоволен Кремлем. URL:
https: //www. novayagazeta.ru/articles/2016/12/29/71047-tatarstan-nedovolen- kremlem (дата обращения 26.05.2017).
62. Тахир Хадеев принял участие в парламентских слушаниях в Госдуме.
URL: http: //tatarstan. er. ru/news/2016/11/30/tahir-hadeev-prinyal-uchastie-v-
parlamentskih-slushaniyah-v-gosdume/ (дата обращения 03.05.2017).
63. Фарид Мухаметшин: «В целом мы довольны тем, как депутаты Госдумы РФ от Татарстана лоббируют интересы республики». URL: http://info.tatcenter.ru/article/155299/ (дата обращения 25.05.2017).