Введение 3
1. Экономическая сущность товарооборота, особенности управления им в торговой организации 6
1.1. Понятие товарооборота в рыночной экономике 6
1.2. Системы управления товарооборотом в организации 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование в торговле 17
2. Учет товарооборота в торговле на примере ООО Торговой фирмы «Алита» 24
2.1. Аналитический учет товаров в ООО Торговая фирма «Алита»,
документальное оформление их движения 24
2.2. Синтетический учет движения товаров в ООО ТФ «Алита» 30
2.3. Особенности оценки товаров в ООО ТФ «Алита» и их отражение в
бухгалтерской отчетности 37
3. Контроль и анализ товарооборота в ООО Торговая фирма «Алита» 45
3.1. Контроль товарооборота в торговой организации 45
3.2. Анализ структуры и динамики товарооборота ООО ТФ «Алита» 51
3.3. Факторный анализ товарооборота 59
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложения
Торговая деятельность является одной из важнейших отраслей народного хозяйства и предполагает крупный объем товарных запасов, которые составляют большую часть оборотных средств торговых предприятий. Вследствие этого не¬маловажную роль для успешного решения задач бухгалтерского учета играет правильная организация учета товарных операций и товаров. Главными хозяйственными процедурами в торговле являются приобретение товаров, а также их дальнейшая реализация, которая осуществляется розничными и оптовыми торговыми организациями. Особое влияние данной теме уделяют такие авторы, как С.Н. Лебедева, Т.П. Данько, Л.А. Брагин, Р.П. Валевич.
Развитие рыночных отношений увеличивает самостоятельность и ответственность работников организаций в принятии, а также в разработке управленческих решений по обеспечению эффективной рабочей деятельности. У организаций имеется возможность самостоятельно планировать свою деятельность, а также определять перспективы развития, отталкиваясь на уровень конкурентоспособности, спрос товаров, определять состав и численность работников, избирать систему и форму оплаты труда, устанавливать размер фонда потребления, а также фонда оплаты труда.
Для результативной деятельности торговой организации создание подходящих условий является Основной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле. С одной стороны, достижение данной цели предполагает улучшение налоговой, финансовой и законодательной среды, в которой работают торговые организации, а с другой стороны - в условиях рыночных отношений требует кардинального улучшения работы самих организаций. Сложность поставленных задач вызывает необходимость исчерпывающего изучения сущности, а также содержания такого понятия, как организация торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится важнейшим звеном рыночного механизма отрасли.
Бесспорно, важнейшим показателем, который характеризует эффективность деятельности организации, является положительный финансовый результат, который называется прибылью, однако определение данного результата начинается с товарооборота. Товарооборот выступает как необходимое и главное условие приобретения дохода. Для результативной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рынка нужна полная информация, которая позволяет сделать правильный выбор среди разнообразного рода решений. В формировании данной информации видимую роль играет бухгалтерский учет, благодаря которому не только отражается, но и обобщается экономическая информация для определения общественных процессов во всей их конкретности и сложности. Данная информация необходима не только для внутреннего, но также и для внешнего пользования.
Одно из важнейших мест в системе управления занимает бухгалтерский учет. Он отражает реальные процессы изменения стоимостных показателей субъектов хозяйствования всех форм собственности, а также служит основой для планирования их деятельности. В бухгалтерском учете есть возможность осуществлять контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций и за соблюдением финансовой и платежной субъектов хозяйствования, так как бухгалтерский учет является частью управленческого процесса.
Сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение спроса покупателей во многом зависит от работы торговой организации. Этим и определена актуальность выбранной темы дипломной работы.
Следовательно, целью данной квалификационной (бакалаврской) работы является изучение существующей методики и организации синтетического, а также аналитического учета и анализа товарооборота в оптово-розничной торгов¬ле на примере ООО Торговая фирма «Алита». Объектом исследования в ООО ТФ «Алита» являются первичные, а также сводные документы, которые связаны с учетом движения товаров. Согласно учредительным документам основной вид деятельности общества - оптово-розничная торговля алкогольными и другими напитками, а также сахаром, и сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад.
Для того чтобы достичь установленной цели необходимо выполнить следу¬ющие задачи:
а) раскрыть теоретическое понятие товарооборота и систему управления им;
б) обозначить не только теоретические, но также практические основы син¬тетического и аналитического учета и анализа товарооборота оптово-розничной организации;
в) изучить учет товарооборота оптово-розничной организации на примере ООО Торговой фирмы «Алита»;
г) показать главные направления совершенствования учета и анализа това¬рооборота в организации оптово-розничной торговли ООО ТФ «Алита».
Под товарооборотом подразумевают продажу товаров для удовлетворения личных нужд населения в обмен на его денежные средства или другим организациям - для дальнейшей продажи. Экономическую сущность товарооборота отображают экономические отношения, которые связаны с обменом денежных средств на товары.
Выделяют два основных вида торговли - розничную и оптовую. Основы для данной классификации заключаются в нормах гражданского, а также налогового законодательства.
Под розничной торговлей подразумевают товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей с помощью продажи ценных товаров. Соответственно, оптовая торговля собой любую деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает их либо в целях дальнейшего использования, либо перепродажи. Следовательно, при оптовой торговле товар закупается в больших объемах.
В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота вырабатывается на уровне самой организации. Его объем определяется, исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции организации. Управление товарооборотом совершает сама торговая организация. Первоначально, организация собирает всю необходимую информацию о внутренней и внешней среде организации. Затем, выполняется анализ предыдущих реализаций товаров, иными словами определяют тенденции развития товарооборота в организации. После того, как выполнили анализ, торговая организация разрабатывает цель дальнейшего развития товарооборота, а также устанавливает необходимые объемы товара. И завершающим этапом контроля за товарооборот является, сравнение нынешних результатов с плановыми. В случае необходимости, внести коррективы. Роль товарооборота в деятельности торговой организации неимоверно высока, также может быть охарактеризована следующими моментами. Розничный товарооборот может быть применен для характеристики использования ресурсов организации, а также общей суммы затрат на реализацию товаров. Так как товарооборот является показателем, отражающим существенный конечный результат хозяйственной деятельности торговой организации, то его соотнесение с величиной затраченных ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) приносит представление об эффективности их использования, так как в общем виде показатель эффективности и есть соотношение результатов и затрат.
Торговая деятельность является значительным элементом экономики России. Соответственно, роль государства в данной области должна усиливаться. Торговля в Российской Федерации регулируется большим количеством нормативно-правовыми актами (Конституция РФ, Федеральные законы, Указы президента и т.д). Данные документы призваны регулировать торговые отношения, формировать конкурентоспособную среду, обеспечить соблюдение прав и законов.
Объектом исследования выступила оптово-розничная организация Торговая фирма «Алита». Особенностью учета товарных операций в организации является то, что учет товаров отображается на счете 41 «Товары». В зависимости от категории товаров, счет 41 «Товары» имеет субсчета: 41/пиво, 41/конфеты, 41/вода. Учет товаров в ТФ «Алита» осуществляется по покупной цене. В тот момент, когда поступает товар на склад торговой организации, оформляется товарная накладная. В дальнейшем происходит оприходование товаров и отражение их в учете организации.
В Торговой фирме «Алита» учет товаров ведет материально-ответственное лицо - товаровед. В ТФ «Алита» журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, движение товаров отражается в журнале - ордере по кредиту счета 41 и ведомости по его дебету. Записи в регистре ведут в целом по товарному отчету, где показывается остаток товаров на начало отчетного периода, обороты по Дебету и Кредиту счета 41 с указанием корреспондирующих счетов и остаток товаров на конец отчетного периода.
В ТФ «Алита» на данный момент существует ряд недостатков в учете товаров:
а) не организовываются резервы под обесценение товаров. В результате при уценке товаров не заметно возникшего убытка от снижения продажных цен товаров.
б) сформированный убыток от обесценения товаров не отражается в учете, организация тем самым в течение периода до их фактической продажи увеличивает финансовый результат, который показывается в отчетности;
в) не разработаны нормы естественной убыли, и все потери фиксируются в составе расходов на продажу.
Торговая фирма «Алита» является также и оптовой организацией, следовательно, в данной организации применяется система скидок. Для ТФ «Алита» та¬кая система является способом стимулирования сбыта, которая позволяет увеличить прибыль. Порядок отражения в бухгалтерском учете покупателей при при¬обретении товаров по скидке, как на установленную сумму, так и в определенном количестве, одинаковый.
В ТФ «Алита» в процессе деятельности происходит ежедневное движение товаров. Для того чтобы проверить наличие, а также состояние товарно-материальных ценностей на складе проводится инвентаризация товаров и тары. В то же время выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации и их остатков согласно бухгалтерскому учету.
В Торговой фирме «Алита» материально-производственные запасы оцениваются по средней себестоимости. Средняя себестоимость запасов определяется как средняя арифметическая величина.
Для контроля товарооборота в Торговой фирме «Алита» проводится инвентаризация товаров и тары. Этапы инвентаризации:
а) проверка фактического наличия товаров;
б) документальное оформление результатов инвентаризации;
в) принятие решение на основании результатов инвентаризации.
В момент проведения инвентаризации на складе, пересчитываются, и про-водится оценка товар в наличии, заполняется инвентаризационная опись, в случае каких-либо проблем — например, отсутствие на складе — оформляется соответствующие акты, а далее — передаются составленные опись и акты в бухгалтерию. Сличительная ведомость, которая отражает результаты инвентаризации по каждому товару, составляется в бухгалтерии на основании описи, а также актов. Ведомость учета результатов оформляется на последнем шаге. Она содержит обоб¬щенные итоги, в дальнейшем издается приказ об утверждении результатов инвентаризации, вносятся изменения в учет, и принимается решение о взыскании ущерба с материально-ответственных лиц.
Анализ товарооборота позволяет определить тенденции развития торговой деятельности в организации, а также перспективы изменения товарооборота. От объема товарооборота зависит величина издержек обращения, валового дохода от реализации, а значит и прибыли. По графику изменения товарооборота Торговой фирмы «Алита» мы видим, что рост товарооборота меняется в течение года по кварталам. Максимальный оборот бывает во II и III квартале. По анализу изменения товарных запасов ТФ «Алита» мы видим, что в организации совершается стабильный рост товарных запасов.
Структурный анализ помог нам установить, как осуществлялась реализация товаров в разрезе групп товаров. С помощью данного анализ смогли установить, что большой вклад в товарооборот ТФ «Алита» вносит именно оптовая продажа продукции «вода». Товарооборот по данной продукции за 2014г. составлял 3704,26 тыс.руб, а в 2015г. заметно увеличился и составил 8634,53 тыс.руб.
На объем товарооборота торговой организации оказывает влияние значительное число факторов, которые можно разделить на следующие группы:
а) факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;
б) факторы, связанные с товарными ресурсами;
в) факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия, а также режимом его работы.
Оценка влияния факторов на размер товарооборота выполняется с помощью разнообразных методов экономического анализа, которые были рассмотрены в работе.
Анализ розничного товарооборота позволяет прогнозировать на будущий период и определить финансового состояния и рентабельность организации. Необходимость полного анализа товарооборота определяется тем, что он является одним из важнейших показателей работы торговых организаций и характеризует объем их деятельности.
Согласно факторному анализу товарооборота, мы видим, что в ТФ «Алита» на розничный товарооборот оказывают влияние такие внутренние факторы, как трудовой фактор, материально-техническая база, а также товарное обеспечение. В основном данные изменения имеют положительный характер (увеличения площадей), однако так же имеется негативное влияние - это превышение товарных за¬пасов. В 2014 г. среднегодовая выработка на одного работника составляла 1068 тыс. руб., в 2015 данный показатель увеличился на 1771,14 тыс. руб.
Формирование товарных запасов - это субъективный процесс для каждой организации и определяется многими факторами, например, использования рекламы, сезонность сервисом обслуживания и так далее.
Большинство проблем, которые существуют Торговой фирме «Алита» находят свое решение в автоматизации структурных подразделений. Автоматизация разрешит вести учет в суммарно-количественных единицах, что уже снимает рад вопросов, таких как: оптимизация товарного запаса (в частности анализ ассортимента дает вероятность разделения товара на группы по скорости оборачиваемости, регулярности поставок, уровню спроса), упрощение управления финансовыми потоками, отслеживания сроков годности товаров и т.д.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 14.02.2016.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. 402-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 14.02.2016.
3. Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 14.02.2016.
4. Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации от 29.07.1998г. 34н. // Справочно-правовая система «Гарант» - Последнее обновление 22.03.2016
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» от 09.12.1998 г. 60н. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.03.2016.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» от 09.06.2001г., №44н. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.03.2016.
7. Письмо ФНС России от 21.10.2013г. №ММВ-20-3-96 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 03.04.2016.
8. Письмо Минфина России от 27.09.2012г. №03-03-06/1/506 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновле-ние 03.04.2016.
9. Агафонова М.Н. «Бухучет в оптовой и розничной торговле», М.: Бератор- Пресс, 2003.
10. Агафонова М.Н. «Бухгалтерский учет и документооборот в оптовой и розничной торговле» - М.: РосБух:ГроссМедиа, 2008.
11. Бабаев Ю.А. «Теория бухгалтерского учета»- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
12. Богаченко В.М. «Бухгалтерский учёт: учебное пособие», Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
13. Брагин Л.А., Данько Т.П. (ред) «Торговое дело: экономика и организация», ИНФРА-М, 1997.
14. Булыга Р.П. «Аудит нематериальных активов коммерческой организации»
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
15. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ финансовой отчетности: Практикум» - М.: Дело и Сервис, 2009.
16. Зайцев Н.Л. «Экономика промышленного предприятия» - М.: ИНФРА-М, 2007.
17. Илышева, Н.Н. «Анализ финансовой отчетности» - М.: Инфра - М, 2011.
18. Климова М.А. «Бухгалтерское дело» - М.: ИНФРА-М, 2006.
19. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности» - 2-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2006.
20. Ковалев В.В., Волкова О.Н. «Анализ хозяйственной деятельности
предприятия». - М.: Проспект, 2007.
21. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» - М.: Новое знание, 2000.
22. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», 8-е изд.,
- М.: Новое знание, 2005.
23. Лебедева С.Н., Гаврикова А.В., Сныткова Н.А. «Экономика торгового предприятия» - НОВОЕ ЗНАНИЕ, 5-е изд., 2007.
24. Любушин, Н. П. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
25. Макальская М.Л., Фельдман И.А. «Бухгалтерский учет: учебник» - М.: Высшее образование, 2007.
26. Маренков Н.Л, Веселова Т.Н. «Практика контроля и ревизии» - М.: КНОРУС, 2005.
27. Маркин Ю.П. «Экономический анализ в торговой организации» - М.: Омега-Л, 2011.
28. Мизиковский Е.А., Бондаренко В.В. «Комплексный экономический анализ оптового предприятия» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
29. Моляков Д.С. «Актуальные проблемы финансов предприятий» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
30. Мякинкина И.В. «Особенности учета в торговле», М.: Приор, 2006.
31. Невешкина Е.В., Соснаускене О.И., Шредер Е.Г. «Бухгалтерский учет в торговле. Практическое пособие», Дашков, 2014.
32. Николаева Г.А., «Бухгалтерский учет в торговле: учебно-практическое пособие» - М.: Приор, 2001.
33. Пошерстник Н.В. «Бухгалтерский учет на современном предприятии: Учебное пособие»- М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
34. Проданов Н.А., Зацаринная Е.И. «Бухгалтерское дело: Учебное пособие» - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
35. Сацук Т.П. «Учет и аудит товарных операций», Инфра-М, 2010.
36. Седаева Т.Ю. «Особенности бухгалтерского учета в торговле» - М.: Дашков и К, 2007.
37. Соскаускене О.И., Субботина И.В. «Товары: бухгалтерский учет и налогообложение: практическое пособие» - М.: Альфа-Пресс, 2005.
38. Сунгаипова И.В. «Бухгалтерская финансовая отчетность: Учебное
пособие» - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
39. Трухачев В.И. «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях. Учебное пособие». — М.: Финансы и статистика; Ставрополь: АГРУС, 2008.
40. Федотов А.В. «Бухгалтерский учет в торговле: теория и практика» - ИНФРА-М, 2010.
41. Швецкая В.М., Донченко Н.Б. «Практикум по бухгалтерскому учету: Учебное пособие» - М.: Дашков и К, 2007.
42. Шеремет А. Д. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия: учебник» - Москва: Инфра-М, 2009.
43. Шредер Н.Г., Соснаускене О.И., Терентьева Л.Ф. «Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле» М.: Альфа-Пресс, 2005.