Введение 3
1) Управляющие воздействия в контексте эволюции команды 7
1.1 Эффективность 7
1.2 Производительность 8
1.3 Инновационность. 9
1.4 Кристаллизация 9
2) Модель современной разработки 12
2.1 Знания 17
2.1.1 Сохранение и приумножение знаний разработчиков 18
2.1.2 Теории обмена знаниями и обучение 20
2.1.3 Организационное обучение и разработка программного обеспечения 22
2.2 Новые технологии 24
2.3 Новый организационный процесс 27
2.4 Новые инструменты 28
2.5 Развитие компании 30
3) Анализ проектов 31
4) Советы по развитию компании 35
Заключение 36
Литература 37
Многие специалисты это связывают с информационной революцией начала девяностых годов прошлого века. Наибольшее влияние на этот процесс оказало развитие локальных и глобальных сетей, индустрия производства персональных компьютеров, широкого распространения интернета, но главным фактором этого процесса является появление новых сервисов для глобализации обмена информацией.
Следующим этапом в цепочке революционных преобразований в области информационных технологий стало развитие глобальных распределенных вычислений (кластеры, суперкомпьютеры, гридтехнологии, облачные вычисления). В ХХ1 веке информационные технологии развиваются еще большими темпами, вовлекая в свою орбиту все направления деятельности (политика, экономика, наука, образование, медицина, бизнес, СМИ, сфера коммуникаций, развлечений и т.д.). Мобильная связь, IP телефония, Skype, IP телевидение, социальные сети (Facebook, Одноклассники, Вконтакте и др.), твиттер, Википедия, Google, Web 3.0, Cloud computing существенно повлияли на все стороны деятельности человека и изменили среду его общения. Особенно большое влияние на коммуникации и отношения людей оказали социальные сети. Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Современные информационные технологии (ИТ) развиваются быстрыми темпами, вовлекая в свою орбиту все направления человеческой деятельности (наука, образование, медицина, бизнес, СМИ, сфера коммуникаций, развлечений и т.д.). Одной из актуальных проблем является представление и поиск информации. Существенное улучшение поиска — приоритетная задача
современного Интернета. Многие компании добились больших успехов в этом направлении (Яндекс, Google, Рамблер и др.), но задача усложняется, так как на первый план выходит проблема представления и поиска знаний. Одним из перспективных направлений является семантическая паутина (Semantic Web) — целью которой является реализация возможности машинной обработки информации, доступной во Всемирной паутине. Основной акцент концепции делается на работе с метаданными, однозначно характеризующими свойства и содержание ресурсов Всемирной паутины, вместо используемого в настоящее время текстового анализа документов.
Постоянное развитие в области IT требует более квалифицированных специалистов с более широким кругозором и более глубокими знаниями. Но мир настолько динамичен, что в своем большинстве знания не опираются на долголетний опыт и надлежит непрерывному обновлению компетенций.
PMBOK 5 выделяет такие критерии для отбора участников команды:
• Доступность. Необходимо спланировать свободен ли специалист для работы над проектом в течение необходимого периода времени.
• Стоимость. Нужно подсчитать стоимость добавления члена команды, что не должно выходить за рамки установленного бюджета.
• Опыт. Необходимо учитывать каким специалист должен обладать опытом, который будет способствовать успеху проекта.
• Способность. Нужно учитывать обладает ли член команды компетенциями, необходимыми для проекта.
• Знание. Необходимо проверить соответствующие знания члена команды о продукте, имеет ли он аналогичные реализованные проекты и нюансы среды проекта.
• Навыки. Нужно определить, имеет ли член соответствующие навыки для использования инструмента, реализации или обучения проекта.
• Отношение. Необходимо рассмотреть, имеет ли член команды навыки сплоченной работы в команде.
• Международные факторы. Нужно учесть местоположение члена команды, часовой пояс и возможности связи.
Развитие команды проекта направлено на развитие навыков сотрудников, их технических компетенций, а также улучшение общего климата в команде и повышение эффективности исполнения проекта. Цели развития команды проекта включают в себя:
• Повышение уровня знаний и навыков членов команды для увеличения их способности достигать поставляемых результатов проекта при снижении стоимости, сокращении сроков и улучшении качества;
• Повышение чувства доверия и сплоченности среди членов команды для повышения морального духа, уменьшения конфликтов и улучшения командной работы;
• Создание динамичной и сплоченной командной культуры для повышения как индивидуальной, так и командной производительности, стимулирования командного духа и сотрудничества, а также создания возможностей для взаимного обучения и наставничества, направленных на обмен знаниями и опытом между членами команды.
Для оценки эффективности и результативности команды могут использоваться следующие показатели:
• Улучшение навыков членов команды, позволяющих им более эффективно выполнять порученные задания;
• Совершенствование компетенций, помогающих группе лучше работать как единой команде;
• Сокращение текучести кадров;
• Повышение сплоченности команды, когда члены команды могут открыто делиться информацией и опытом друг с другом для улучшения исполнения проекта в целом.
Информация проекта может управляться и распространяться с помощью разнообразных инструментов, включая:
• Управление документацией на бумажном носителе: письмами, заметками, отчетами и пресс-релизами;
• Управление электронными коммуникациями: электронная почта, факс, голосовая почта, телефон, видео- и веб- конференции, веб-сайты и вебпубликации;
• Электронные инструменты управления проектами: веб-интерфейсы программного обеспечения для управления проектами и составления расписаний, программное обеспечение для поддержки совещаний и виртуальных офисов, порталы и инструменты управления совместной работой.
Проблема: Несоответствие изменений в команде изменениям во внешнем мире.
Неопределенность окружающего мира является следствием неожиданных изменений условий развития общества. Трансформации ожиданий пользователей и требований клиентов к продукту приводят к усилению диссонанса и увеличению устаревших продуктов и процессов.
В результате работы была разработана модель, которая подтверждает эволюцию команд. Соответствующая модель и метрики позволяют охарактеризовать развитие команды. Данная мера необходима для поддержания конкурентоспособности компании и разработки инновационных продуктов.
В области управления знаниями была предпринята попытка понять, как новые инструменты и технологии относятся к трем «старым» теориям. Анализ вышеперечисленной литературы и описанного опыта других компаний показывает, что выявленные новые инструменты и технологии помогают применять концепции, описанные в существующих теориях, и могут улучшить организационное обучение. Вики и инструменты совместной работы являются наиболее полезными инструментами в отношении организационного обучения, поскольку они могут помочь продвинуть все концепции во всех трех теориях. Однако важно подчеркнуть, что использование описанных здесь инструментов само по себе не гарантирует, что процессы обучения, связанные с каждой теорией, имеют место. Хотя эти инструменты могут способствовать продвижению организационного обучения, для этого необходимы другие факторы, такие как организационные изменения. Другой важной находкой этого исследования является то, что, хотя инструменты помогают продвигать организационное обучение, компаниям необходимо обеспечить более широкое использование этих инструментов, поскольку подавляющее большинство компаний в этом исследовании считают, что информация в инструментах не организована эффективно.
[1] V. Sambamurthy, A. Bharadwaj, V. Grover
Shaping agility through digital options: reconceptualizing the rOOe of information technOOogy in contemporary firms
MIS Quart., 27 (2) (2003), pp. 237-263 View Record in Scopus | Citing articles (1)
[2] J. KOObitsch, H. Maurer
The transformation of the web: how emerging communities shape the information we consume
J. Univ. Comput. Sci., 12 (2) (2006), pp. 187-213 / View Record in Scopus | Citing articles (183)
[3] M. Notari, How to use a Wiki in education: Wiki based effective constructive learning, in: Proceedings of WikiSym’06 - 2006 International Symposium on Wikis, 2006, pp. 131-132.
[4] J. Rech, E. Ras, The future of learning software organizations: semantics - cOOlaboration - aggregation, in: Proceedings of Workshop on Learning Software Organizations, Rome, Italy, 2008.
[5] M.M. Carreras, P. Marin, J.B. Bernal, J.C.L. Alcaraz, G.P. Martinez, G. Gomez Towards a semantic-aware cOOlaborative working environment
Comput. Inform., 30 (1) (2011), pp. 7-30 View Record in Scopus | Citing articles (7)
[6] C. Argyris, D.A. Schon
Organizational Learning II: Theory, Method and Practise, Organization Development Series Addison Wesley, Reading, MA, USA (1996)
[7] E. Wenger
Communities of Practise: Learning, Meaning and Identity Cambridge University Press, Cambridge, UK (1998)
[8] I. Nonaka, N. Konno
The concept of “Ba”: building a foundation for knowledge creation California Manage. Rev., USA, 40 (3) (1998), pp. 40-54 CrossRef | View Record in Scopus | Citing articles (1922)
[9] T.H. Davenport, L. Prusak
Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know Harvard Business SchoOO Press, Boston, MA, USA (1998)
[10] E. Ras, M. Memmel, S. Weibelzahl, Integration of E-Learning and Knowledge Management - Barriers, SOOutions and Future Issues, in: Proceedings of third Conference Professional Knowledge Management - Experiences and Visions, Berlin, 2005.
[11] L. IandOOi, G. ZOOlo
Organization cognition and learning: building systems for the leaning organization Inf. Sci. Publ. (2008)
Knowledge Management ToOOkit Person Education (2002)
[13] M. Alavi, D.E. Leidner
Review: knowledge management and knowledge management systems: conceptual foundations and research issues
MIS Quart., 25 (1) (2001), pp. 107-136
CrossRef | View Record in Scopus | Citing articles (90)
[14] P. Senge, A. Kleiner, C. Roberts, R. Ross, B. J Smith The Fifth Discipline Field Book
Doubleday, New York (1994)
[15] I.M. Ali, C. Pascoe, L. Warne
Interactions of organization culture and cOOlaboration in working and learning Educ. TechnOO. Soc., 5 (2) (2002)
[16] E C. Nevis, A. DI Bella, J.M. Gould Understanding organizations as learning systems Sloan Manage. Rev., 36 (2) (1995), pp. 73-85 View Record in Scopus | Citing articles (2)
[17] B. Levitt, J.G. March Organizational learning
Ann. Rev. SociOO., 14 (1988), pp. 319-408
[18] M. Easterby-Smith, M. Lyles
The Blackboard Handbook of Organizational Learning and Knowledge Management Blackwell Published, Oxford (2003)
[19] W. King
Knowledge Management and Organizational Learning
Springer, 36 (2008), pp. 3-13
View Record in Scopus | Citing articles (1)
[20] F.O. Bjornson, T. Dingsoyr
Knowledge management in software engineering: a systematic review of studied concepts, findings and research methods used
Inf. Softw. TechnOO., 50 (11) (2008), pp. 1055-1068
Article | PDF (298 K) | View Record in Scopus | Citing articles (148)
[21] D. KOOb
Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ, USA (1984)
Organizational learning applied to software engineering: a systematic review Int. J. Software Eng. Knowl. Eng., 23 (8) (2013), pp. 1153-1175 CrossRef | View Record in Scopus | Citing articles (5)
[23] I. Rus, M. Lindvall
Knowledge management in software engineering
IEEE Softw., 19 (3) (2002), pp. 26-38
CrossRef | View Record in Scopus | Citing articles (6)
[24] E. Bellini, C. Storto,
CMM implementation and organizational learning: findings from a case study analysis, in: Proceedings of the TechnOOogy Management for the Global Future - PICMET, 2006, pp. 12561271.
[25] E. Corti, C. Storto
Knowledge creation in small manufacturing firms during product innovation: an empirical analysis of cause-effect relationships among its determinants Enterprise Innovation Manage. Studies, 1 (2000), pp. 245-263 CrossRef | View Record in Scopus | Citing articles (14)
[26] M. POOanyi The Tacit Dimension
Anchor Books, New York (1967)
[27] K. Alagarasamy, S. Justus, K. Iyakutti, a theoretical perspective on knowledge based organizational learning, in: Proceedings of 13th APSEC, 2006.
[28] C. Tautz, Costumizing
Software Engineering Experience Management Systems to Organizational Needs, Fraunhofer IRB Verlag, 2001. .
[29] V. Basili, P. Costa, M. Lindvall, M. Mendonca, C. Seaman, R. Resoriero, An experience management system for a software engineering research organization, in: Proceedings of Software Engineering Workshop, 2001.
[30] A. Jedlitschka, K. Althoff, B. Decker, S. Hartkopf, The Fraunhofer IESE experience management system, KI, 2002.
[31] V.R. Basili, G. Caldiera, H.D. Rombach The experience factory
J.J. Marciniak (Ed.), Encyclopedia of Software Engineering, John Wiley & Sons (1994), pp. 469476
View Record in Scopus | Citing articles (26)
Eight lessons learned during COTS-based systems maintenance
IEEE Softw., 20 (5) (2003), pp. 94-96
CrossRef | View Record in Scopus | Citing articles (29)
[33] J. Andrade, J. Ares, M.-A. Martinez, J. Pazos, S. Rodriguez, J. Romera, S. Suarez An architectural model for software testing lesson learned systems
Inf. Softw. TechnOO., 55 (1) (2013), pp. 18-34
Article | PDF (1389 K) | View Record in Scopus | Citing articles (14)
[34] J. Iivari, N. Iivari
The relationship between organizational culture and the deployment of agile methods
Inf. Softw. TechnOO., 53 (5) (2011), pp. 509-520
Article | PDF (317 K) | View Record in Scopus | Citing articles (68)
[35] N.B. Moe, A. Aurum, T. Dyba
Challenges of shared decision-making: a multiple case study of agile software development
Inf. Softw. TechnOO., 54 (8) (2012), pp. 853-865
Article | PDF (618 K) | View Record in Scopus | Citing articles (34)
[36] D. Mishra, A. Mishra, S. Ostrovska
Impact of physical ambiance on communication, cOOlaboration and coordination in agile software
development: an empirical evaluation
Inf. Softw. TechnOO., 54 (10) (2012), pp. 1067-1078
Article | PDF (771 K) | View Record in Scopus | Citing articles (18)
[37] T.E. F^gri, T. Dyba, T. Dings0yr
Introducing knowledge redundancy practice in software development: experiences with job rotation in support work
Inf. Softw. TechnOO., 52 (10) (2010), pp. 1118-1132
Article | PDF (486 K) | View Record in Scopus | Citing articles (20)
[38] I. Nonaka, H. Takeuchi
The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation Oxford University Press (1995)
[39] R. Jones, N. Pitt
Health surveys in the workplace: comparison of postal, email and World Wide Web methods
Occup. Med., 49 (8) (1999), pp. 556-558
CrossRef | View Record in Scopus | Citing articles (124)
[40] J.W. Grimm, P.R. Wozniak
Basic Social Statistics and Quantitative Research Method Wadsworth Publishing Company, Belmont, California (1990)
[41] S. Minton, P. ROOand, G. Koch, T. Dyer, A. Toncheva, S. ROOd, O. Guzman, Worldwide Black Book Query ToOO, Version 1, 2012. .
[42] SOFTEX.
Melhoria do Processo do Software Brasileiro: Guia Geral, 2012. .
[43] SEI - Software Engineering Institute. CMMI for Development, Version 1.3, 2010. .
[44] R.L., Feldman, J. Munch, S. Vorwieger, Towards goal-oriented organizational learning: representing and maintaining knowledge in an experience base, in: Proceedings of International Conference on Software Engineering and Knowledge Engineering, 1998, pp. 236-245.
[45] T. Dings0yr
Postmortem reviews: purpose and approaches in software engineering
Inf. Softw. TechnOO., 47 (2005), pp. 293-303
Article | PDF (194 K) | View Record in Scopus | Citing articles (43)
[46] R. Moraes, M.C. Galiazzi
Discursive textual analysis: a multiple face reconstructive process Ciencia & Educa9ao, 12 (1) (2006), pp. 117-128 CrossRef | View Record in Scopus | Citing articles (5)
[47] L. Bardin
L’ analyse de contenu
Presses universitaires de France, France (1977)
[48] M. Pecheux Automatic Discourse Analysis Rodopi, Amsterdan (1995)
[49] J. Kimmerle, J. Moskaliuk, U. Cress, Learning and knowledge building with social software, in: Proceedings of International Conference On Computer Supported COOlaborative Learning, 2009, pp. 459-468.
[50] P. Tynjala, L. Mason, K. Lonka
Writing as a learning toOO: integrating theory and practice Stud. Writing, 7 (2001)
[51] J.R. Hayes, L.S. Flower, Identifying the organization of writing processes, in: L.W. Gregg, E.R. Steinberg (Eds.), Cognitive Processes in Writing, 1980, pp. 3-30.
[52] MediaWiki, MediaWiki.com, 2013. .