ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3-10
Глава I. Теоретические основы формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста 11
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий эмпатия в
психолого-педагогической литературе 11-24
1.2. Особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового
возраста 24-41
1.3 Педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего
подросткового возраста 41-51
Выводы по главе 1 52-53
Глава II. Эмпирическое исследование процесса формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста 54
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень сформированности
эмпатии у детей младшего подросткового возраста 54-63
2.2. Апробирование педагогических условий формирования эмпатии у детей
младшего подросткового возраста 63-83
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования формирования
эмпатии у детей младшего подросткового возраста 83-90
Выводы по II главе 90
Заключение 91-93
Список использованной литературы
Глава I. Теоретические основы формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста 11
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий эмпатия в
психолого-педагогической литературе 11-24
1.2. Особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового
возраста 24-41
1.3 Педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего
подросткового возраста 41-51
Выводы по главе 1 52-53
Глава II. Эмпирическое исследование процесса формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста 54
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень сформированности
эмпатии у детей младшего подросткового возраста 54-63
2.2. Апробирование педагогических условий формирования эмпатии у детей
младшего подросткового возраста 63-83
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования формирования
эмпатии у детей младшего подросткового возраста 83-90
Выводы по II главе 90
Заключение 91-93
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Проблема изучения эмпатии и ее проявлений актуальная тема в современном мире. Мы живем в обществе, которому необходима гуманизация. Важной задачей развития нашей страны является появления иного типа взаимоотношений, которые были бы построены на гуманистической основе, понимании и уважение личности. Огромное количество ученых посвятили свои труды изучению проблемы эмпатии, в частности, Е.Ю. Абрамова [1], Т.П. Гаврилова [14], В.И. Долгова [26], К. Роджерс [62].
Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы, приобретения личностью коммуникативных компетенций. На наш взгляд, эмпатию необходимо развивать у детей младшего подросткового школьного возраста, так как он является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных эмоций [1, с.320].
В течение всей жизни и на каждом жизненном этапе развития, личность формируется, осознает, дает оценку окружающему миру. Главной ценностью является человек и его жизнь, также формирование в нем культуры, неотъемлемой частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, сочувствие другому человеку умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем, согласно теории культурноисторического развития психики Л.С. Выготского [13], под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. В развитие у младшего подростка эмоциональной сферы, ученые - исследователи уделяют очень важное внимание формированию эмоций и чувств, благодаря которым ребенок приспосабливается и взаимодействует с социализацией, окружающим миром и окружающими его людьми.
В настоящее время проблема эмпатии изучается и исследуется для того, чтобы облегчить и усовершенствовать взаимодействия людей в социуме. Для того, чтобы обществу легче и проще было находить общий язык между собой. Понятие «эмпатия» как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах ей был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».
В современной психологии выделилось несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор.
Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, «мозаичный» характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [16, с. 156].
Младший подростковый возраст изучается исследователями на протяжении десятков лет (Е.Ю. Абрамова [1], Н.И. Волчкова [12], В.С. Мухина [47], А.М. Прихожан [55], Х. Ремшмидт [59]). В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Младший подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в младшем подростковом периоде [].
Состояние разработанности проблемы исследования.Изучением эмпатии занимались Н. И. Волчкова, Т. П. Г аврилова, И. М. Юсупов и ряд других авторов [12; 15; 79]. Они рассматривали следующие аспекты эмпатии: понятие, структуру, уровни развития, особенности проявления. Особое внимание уделяют исследованию эмпатии в подростковом возрасте. Несмотря на то, что в современной науке широко представлены исследования эмпатии, интерес ее изучения в младшем подростковом возрасте не теряет своей актуальности.
Сложность изучения особенностей проявления эмпатии у младших подростков обуславливается возникновением противоречия: в этом возрасте происходит масса изменений, что позволяет считать этот период сенситивным для развития эмпатии, однако, младшие подростки характеризуются и эмоциональной неустойчивостью, осложняющей результативность данного процесса [7]. Следует отметить и тот факт, что младшие подростки конфликтны, импульсивны, они редко обращают внимание на жизненные обстоятельства, эгоистичны. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - общение. Именно оно способствует формированию навыков межличностного взаимодействия и установления контактов с окружающими людьми. Поэтому существует необходимость изучения форм и методов развития эмпатии в процессе общения в младшем подростковом возрасте.
Таким образом, в настоящее время определились следующие противоречия:
- между объективной потребностью общества в развитии эмпатии у детей и недостаточностью теоретической разработанности условий, форм и методов развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста
- между возможностями реализации различных видов деятельности в развитии эмпатии и недостаточным уровнем разработанности данных педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста .
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста?
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Объектом исследования является процесс формирования эмпатии у детей в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «эмпатия»;
- учитывать особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- реализовать соответствующие педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста:
- разработка и апробация развивающей программы «Доброта спасет
мир»;
- вовлечение подростков в волонтерскую деятельность.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущностные характеристики понятия «эмпатия».
2. Выявить особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
3. Выявить, обосновать и проверить в экспериментальной работе эффективность педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования:
- психологические исследования природы, механизмов и форм проявления эмпатии (Т.П. Гаврилова[15], Ю.Б. Гиппенрейтер[18], В.А. Лабунская[39], Н.Н.Обозов[49], Т.И. Пашукова[51], К. Роджерс[62], И.М. Юсупов[79] и др.);
- теория становления личности в различных видах деятельности (К.А. Л.С. Выготский[13], А.Н. Леонтьев[41], С.Л. Рубинштейн[63] и др.);
-теории общения и межличностных отношений (А.А. Бодалев[7], С.Л. Рубинштейн[63] и др.);
-психологические особенности подросткового возраста (Л.И. Божович[8], Л.С. Выготский[13], В.С.Мухина[47] и др.);
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования (изучение и анализ теоретических и прикладных концепций в области исследования феномена эмпатии);
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе татаро-английской гимназии №16 г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 25 учащихся.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа в период с 2015 по 2017 г.:
На первом (поисково-теоретическом) этапе (с октября 2015 года по декабрь 2015 года) осуществлялся анализ проводился анализ теоретикометодологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цели, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе (с января 2016 года по март 2017 года) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем (обобщающем) этапе (с марта 2017 года по май 2017 года) осуществлялось завершение экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия формирования эмпатии у детей-подростков:
- вовлечение подростков в волонтерскую деятельность, которая будет способствовать формированию эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- разработка и апробация развивающей программы «Доброта - спасет мир» с применением разнообразных активных форм и методов: беседы, упражнения, игры, тренинги, которые направлены на формирование эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования. Данное исследование заключается в уточнении понятия эмпатии, в раскрытии ее психологической структуры и содержания и рассматривает специфику развития эмпатических способностей детей младшего подросткового возраста. Определяются педагогические условия развития компонентов эмпатии школьников.
Практическая значимость работы. Заключается в выявлении уровней развития и содержательной характеристики компонентов эмпатии у детей младшего подросткового возраста; в разработке и апробации программы развития компонентов эмпатии младших подростков. Результаты исследования могут быть использованы в практике начального школьного образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования.
Достоверность результатов исследования определяется продолжительностью и воспроизводством результатов исследования, проведением методов математической статистики и соответствующей апробацией результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов осуществляется на конференциях и сборниках научных трудов, посредством выступлений и публикаций научных статей.
Основные положения и результаты выпускной квалификационной работы нашли свое отражение в докладах следующих научных конференций:
1. Студенческая научно-образовательная конференция в г.Казани;
2. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция в г. Нижневартовск;
3. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета г.Казани в 2017 году;
Публикации:
1. Статья в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и психологии - 2016» на тему «О понятии эмпатия у детей младшего подросткового возраста».
2. Тезисы на тему «Развитие эмпатии у детей младшего подросткового возраста»;
3. Статья на тему: «Исследование эмпатии детей младшего
подросткового возраста».
Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы, приобретения личностью коммуникативных компетенций. На наш взгляд, эмпатию необходимо развивать у детей младшего подросткового школьного возраста, так как он является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных эмоций [1, с.320].
В течение всей жизни и на каждом жизненном этапе развития, личность формируется, осознает, дает оценку окружающему миру. Главной ценностью является человек и его жизнь, также формирование в нем культуры, неотъемлемой частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, сочувствие другому человеку умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем, согласно теории культурноисторического развития психики Л.С. Выготского [13], под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. В развитие у младшего подростка эмоциональной сферы, ученые - исследователи уделяют очень важное внимание формированию эмоций и чувств, благодаря которым ребенок приспосабливается и взаимодействует с социализацией, окружающим миром и окружающими его людьми.
В настоящее время проблема эмпатии изучается и исследуется для того, чтобы облегчить и усовершенствовать взаимодействия людей в социуме. Для того, чтобы обществу легче и проще было находить общий язык между собой. Понятие «эмпатия» как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах ей был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».
В современной психологии выделилось несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор.
Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, «мозаичный» характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [16, с. 156].
Младший подростковый возраст изучается исследователями на протяжении десятков лет (Е.Ю. Абрамова [1], Н.И. Волчкова [12], В.С. Мухина [47], А.М. Прихожан [55], Х. Ремшмидт [59]). В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Младший подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в младшем подростковом периоде [].
Состояние разработанности проблемы исследования.Изучением эмпатии занимались Н. И. Волчкова, Т. П. Г аврилова, И. М. Юсупов и ряд других авторов [12; 15; 79]. Они рассматривали следующие аспекты эмпатии: понятие, структуру, уровни развития, особенности проявления. Особое внимание уделяют исследованию эмпатии в подростковом возрасте. Несмотря на то, что в современной науке широко представлены исследования эмпатии, интерес ее изучения в младшем подростковом возрасте не теряет своей актуальности.
Сложность изучения особенностей проявления эмпатии у младших подростков обуславливается возникновением противоречия: в этом возрасте происходит масса изменений, что позволяет считать этот период сенситивным для развития эмпатии, однако, младшие подростки характеризуются и эмоциональной неустойчивостью, осложняющей результативность данного процесса [7]. Следует отметить и тот факт, что младшие подростки конфликтны, импульсивны, они редко обращают внимание на жизненные обстоятельства, эгоистичны. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - общение. Именно оно способствует формированию навыков межличностного взаимодействия и установления контактов с окружающими людьми. Поэтому существует необходимость изучения форм и методов развития эмпатии в процессе общения в младшем подростковом возрасте.
Таким образом, в настоящее время определились следующие противоречия:
- между объективной потребностью общества в развитии эмпатии у детей и недостаточностью теоретической разработанности условий, форм и методов развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста
- между возможностями реализации различных видов деятельности в развитии эмпатии и недостаточным уровнем разработанности данных педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста .
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста?
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Объектом исследования является процесс формирования эмпатии у детей в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «эмпатия»;
- учитывать особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- реализовать соответствующие педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста:
- разработка и апробация развивающей программы «Доброта спасет
мир»;
- вовлечение подростков в волонтерскую деятельность.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущностные характеристики понятия «эмпатия».
2. Выявить особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
3. Выявить, обосновать и проверить в экспериментальной работе эффективность педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования:
- психологические исследования природы, механизмов и форм проявления эмпатии (Т.П. Гаврилова[15], Ю.Б. Гиппенрейтер[18], В.А. Лабунская[39], Н.Н.Обозов[49], Т.И. Пашукова[51], К. Роджерс[62], И.М. Юсупов[79] и др.);
- теория становления личности в различных видах деятельности (К.А. Л.С. Выготский[13], А.Н. Леонтьев[41], С.Л. Рубинштейн[63] и др.);
-теории общения и межличностных отношений (А.А. Бодалев[7], С.Л. Рубинштейн[63] и др.);
-психологические особенности подросткового возраста (Л.И. Божович[8], Л.С. Выготский[13], В.С.Мухина[47] и др.);
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования (изучение и анализ теоретических и прикладных концепций в области исследования феномена эмпатии);
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе татаро-английской гимназии №16 г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 25 учащихся.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа в период с 2015 по 2017 г.:
На первом (поисково-теоретическом) этапе (с октября 2015 года по декабрь 2015 года) осуществлялся анализ проводился анализ теоретикометодологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цели, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе (с января 2016 года по март 2017 года) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем (обобщающем) этапе (с марта 2017 года по май 2017 года) осуществлялось завершение экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия формирования эмпатии у детей-подростков:
- вовлечение подростков в волонтерскую деятельность, которая будет способствовать формированию эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- разработка и апробация развивающей программы «Доброта - спасет мир» с применением разнообразных активных форм и методов: беседы, упражнения, игры, тренинги, которые направлены на формирование эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования. Данное исследование заключается в уточнении понятия эмпатии, в раскрытии ее психологической структуры и содержания и рассматривает специфику развития эмпатических способностей детей младшего подросткового возраста. Определяются педагогические условия развития компонентов эмпатии школьников.
Практическая значимость работы. Заключается в выявлении уровней развития и содержательной характеристики компонентов эмпатии у детей младшего подросткового возраста; в разработке и апробации программы развития компонентов эмпатии младших подростков. Результаты исследования могут быть использованы в практике начального школьного образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования.
Достоверность результатов исследования определяется продолжительностью и воспроизводством результатов исследования, проведением методов математической статистики и соответствующей апробацией результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов осуществляется на конференциях и сборниках научных трудов, посредством выступлений и публикаций научных статей.
Основные положения и результаты выпускной квалификационной работы нашли свое отражение в докладах следующих научных конференций:
1. Студенческая научно-образовательная конференция в г.Казани;
2. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция в г. Нижневартовск;
3. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета г.Казани в 2017 году;
Публикации:
1. Статья в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и психологии - 2016» на тему «О понятии эмпатия у детей младшего подросткового возраста».
2. Тезисы на тему «Развитие эмпатии у детей младшего подросткового возраста»;
3. Статья на тему: «Исследование эмпатии детей младшего
подросткового возраста».
В данной работе целью нашего исследования было изучение педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста. Мы изучили психолого-педагогическую литературу по теме работы, определили особенности эмпатии младших подростков и возможности ее развития, провели диагностическое исследование для выявления уровня эмпатии в младшем подростковом возрасте, а так же разработали и апробировали программу «Доброта спасет мир» для школьных психологов по развитию эмпатии в младшем подростковом возрасте.
Понятие эмпатии в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Мы в своем исследовании опирались на понятие Ю.А. Менджерицкой, что эмпатия - это социально-психологическое свойство личности, включающее в себя такие способности, как:
- Способность к эмоциональной отзывчивости;
- Способность к пониманию, распознаванию эмоций другого;
- Способность, соответствующая трем компонентам структуры эмпатии: аффективному, поведенческому, когнитивному.
Младший подростковый возраст - это период противоречий, одним из которых является легкая возбудимость, быстрая смена настроения, но в то же время умение управлять своими чувствами и эмоциями. Подростки начинают глубже переживать различные события, чувства становятся более устойчивыми, более широкий круг явлений социальной действительности вызывает у младшего подростка эмоциональный отклик. Среди младших подростков возникают особые требования к дружеским отношениям: отзывчивость, умение хранить тайну, понимать, сопереживать, стараться помочь.
Развитие эмпатии в младшем подростковом возрасте напрямую связано с развитием личности и нравственных чувств человека. В этом возрасте
интенсивно развиваются новые взгляды на жизнь и отношения между
людьми, общение со сверстниками и родными. Именно в младшем подростковом возрасте эмпатия достигает выраженности и является в дальнейшем стимулятором его поведения.
Экспериментальное исследование уровня эмпатии у младших подростков, мы провели с помощью двух методик: «Шкала эмоционального отклика» модифицированный А. Меграбяном и Н. Эпштейном и методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В Бойко.
Анализируя результаты, полученные на констатирующем этапе исследования показано, что младшие подростки имеют преимущественно средний и низкий уровень развития эмпатии.
В процессе развивающих занятий программы «Доброта спасет мир» применялись различные формы коррекционной работы, благодаря чему младшие подростки на занятиях проявляли заинтересованность, были активны, что способствовало достигнутым видимым положительным результатам: повышение уровня эмпатии младших подростков в исследуемой группе.
После проведенной программы «Доброта спасет мир» была осуществлена вторичная диагностика младших подростков, которая показала качественное повышение результатов в группе. В сравнительном анализе результатов первичного и вторичного психодиагностического исследования наблюдается значительное повышение уровня эмпатии по всем показателям.
Использование нашей программы «Доброта спасет мир» стало эффективным способом повышения уровня эмпатии, развитие своих внутренних потенциалов, что было доказано в проведенном исследовании.
Также в ходе теоретического и экспериментального исследования была подтверждена гипотеза, о том, что процесс формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «эмпатия»;
- раскрыть особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- разработать и экспериментально проверить эффективность программы и педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Это доказывает проведенное экспериментальное исследование.
Цель данного исследования также была достигнута.
Таким образом, эмпатия играет важную роль в становлении личности младшего подростка. Она способствует установлению межличностного взаимодействия, определяет нравственные качества, круг общения младшего подростка. С ее помощью младший подросток приобщается к миру переживаний других людей, формирует представление не только о своих ценностях, но и о ценностях других людей.
Понятие эмпатии в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Мы в своем исследовании опирались на понятие Ю.А. Менджерицкой, что эмпатия - это социально-психологическое свойство личности, включающее в себя такие способности, как:
- Способность к эмоциональной отзывчивости;
- Способность к пониманию, распознаванию эмоций другого;
- Способность, соответствующая трем компонентам структуры эмпатии: аффективному, поведенческому, когнитивному.
Младший подростковый возраст - это период противоречий, одним из которых является легкая возбудимость, быстрая смена настроения, но в то же время умение управлять своими чувствами и эмоциями. Подростки начинают глубже переживать различные события, чувства становятся более устойчивыми, более широкий круг явлений социальной действительности вызывает у младшего подростка эмоциональный отклик. Среди младших подростков возникают особые требования к дружеским отношениям: отзывчивость, умение хранить тайну, понимать, сопереживать, стараться помочь.
Развитие эмпатии в младшем подростковом возрасте напрямую связано с развитием личности и нравственных чувств человека. В этом возрасте
интенсивно развиваются новые взгляды на жизнь и отношения между
людьми, общение со сверстниками и родными. Именно в младшем подростковом возрасте эмпатия достигает выраженности и является в дальнейшем стимулятором его поведения.
Экспериментальное исследование уровня эмпатии у младших подростков, мы провели с помощью двух методик: «Шкала эмоционального отклика» модифицированный А. Меграбяном и Н. Эпштейном и методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В Бойко.
Анализируя результаты, полученные на констатирующем этапе исследования показано, что младшие подростки имеют преимущественно средний и низкий уровень развития эмпатии.
В процессе развивающих занятий программы «Доброта спасет мир» применялись различные формы коррекционной работы, благодаря чему младшие подростки на занятиях проявляли заинтересованность, были активны, что способствовало достигнутым видимым положительным результатам: повышение уровня эмпатии младших подростков в исследуемой группе.
После проведенной программы «Доброта спасет мир» была осуществлена вторичная диагностика младших подростков, которая показала качественное повышение результатов в группе. В сравнительном анализе результатов первичного и вторичного психодиагностического исследования наблюдается значительное повышение уровня эмпатии по всем показателям.
Использование нашей программы «Доброта спасет мир» стало эффективным способом повышения уровня эмпатии, развитие своих внутренних потенциалов, что было доказано в проведенном исследовании.
Также в ходе теоретического и экспериментального исследования была подтверждена гипотеза, о том, что процесс формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «эмпатия»;
- раскрыть особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- разработать и экспериментально проверить эффективность программы и педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Это доказывает проведенное экспериментальное исследование.
Цель данного исследования также была достигнута.
Таким образом, эмпатия играет важную роль в становлении личности младшего подростка. Она способствует установлению межличностного взаимодействия, определяет нравственные качества, круг общения младшего подростка. С ее помощью младший подросток приобщается к миру переживаний других людей, формирует представление не только о своих ценностях, но и о ценностях других людей.
Подобные работы
- Социально-психологический тренинг как средство развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Особенности эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - Формирование эмоциональной культуры младших школьников в условиях детского хореографического коллектива
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Исследования межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом (Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития
посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического
сопровождения их образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022



