Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №61905

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
540
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-10
Глава I. Теоретические основы формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста 11
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий эмпатия в
психолого-педагогической литературе 11-24
1.2. Особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового
возраста 24-41
1.3 Педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего
подросткового возраста 41-51
Выводы по главе 1 52-53
Глава II. Эмпирическое исследование процесса формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста 54
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень сформированности
эмпатии у детей младшего подросткового возраста 54-63
2.2. Апробирование педагогических условий формирования эмпатии у детей
младшего подросткового возраста 63-83
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования формирования
эмпатии у детей младшего подросткового возраста 83-90
Выводы по II главе 90
Заключение 91-93
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Проблема изучения эмпатии и ее проявлений актуальная тема в современном мире. Мы живем в обществе, которому необходима гуманизация. Важной задачей развития нашей страны является появления иного типа взаимоотношений, которые были бы построены на гуманистической основе, понимании и уважение личности. Огромное количество ученых посвятили свои труды изучению проблемы эмпатии, в частности, Е.Ю. Абрамова [1], Т.П. Гаврилова [14], В.И. Долгова [26], К. Роджерс [62].
Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы, приобретения личностью коммуникативных компетенций. На наш взгляд, эмпатию необходимо развивать у детей младшего подросткового школьного возраста, так как он является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных эмоций [1, с.320].
В течение всей жизни и на каждом жизненном этапе развития, личность формируется, осознает, дает оценку окружающему миру. Главной ценностью является человек и его жизнь, также формирование в нем культуры, неотъемлемой частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, сочувствие другому человеку умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем, согласно теории культурноисторического развития психики Л.С. Выготского [13], под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. В развитие у младшего подростка эмоциональной сферы, ученые - исследователи уделяют очень важное внимание формированию эмоций и чувств, благодаря которым ребенок приспосабливается и взаимодействует с социализацией, окружающим миром и окружающими его людьми.
В настоящее время проблема эмпатии изучается и исследуется для того, чтобы облегчить и усовершенствовать взаимодействия людей в социуме. Для того, чтобы обществу легче и проще было находить общий язык между собой. Понятие «эмпатия» как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах ей был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».
В современной психологии выделилось несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор.
Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, «мозаичный» характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [16, с. 156].
Младший подростковый возраст изучается исследователями на протяжении десятков лет (Е.Ю. Абрамова [1], Н.И. Волчкова [12], В.С. Мухина [47], А.М. Прихожан [55], Х. Ремшмидт [59]). В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Младший подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в младшем подростковом периоде [].
Состояние разработанности проблемы исследования.Изучением эмпатии занимались Н. И. Волчкова, Т. П. Г аврилова, И. М. Юсупов и ряд других авторов [12; 15; 79]. Они рассматривали следующие аспекты эмпатии: понятие, структуру, уровни развития, особенности проявления. Особое внимание уделяют исследованию эмпатии в подростковом возрасте. Несмотря на то, что в современной науке широко представлены исследования эмпатии, интерес ее изучения в младшем подростковом возрасте не теряет своей актуальности.
Сложность изучения особенностей проявления эмпатии у младших подростков обуславливается возникновением противоречия: в этом возрасте происходит масса изменений, что позволяет считать этот период сенситивным для развития эмпатии, однако, младшие подростки характеризуются и эмоциональной неустойчивостью, осложняющей результативность данного процесса [7]. Следует отметить и тот факт, что младшие подростки конфликтны, импульсивны, они редко обращают внимание на жизненные обстоятельства, эгоистичны. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - общение. Именно оно способствует формированию навыков межличностного взаимодействия и установления контактов с окружающими людьми. Поэтому существует необходимость изучения форм и методов развития эмпатии в процессе общения в младшем подростковом возрасте.
Таким образом, в настоящее время определились следующие противоречия:
- между объективной потребностью общества в развитии эмпатии у детей и недостаточностью теоретической разработанности условий, форм и методов развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста
- между возможностями реализации различных видов деятельности в развитии эмпатии и недостаточным уровнем разработанности данных педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста .
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста?
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Объектом исследования является процесс формирования эмпатии у детей в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «эмпатия»;
- учитывать особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- реализовать соответствующие педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста:
- разработка и апробация развивающей программы «Доброта спасет
мир»;
- вовлечение подростков в волонтерскую деятельность.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущностные характеристики понятия «эмпатия».
2. Выявить особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
3. Выявить, обосновать и проверить в экспериментальной работе эффективность педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования:
- психологические исследования природы, механизмов и форм проявления эмпатии (Т.П. Гаврилова[15], Ю.Б. Гиппенрейтер[18], В.А. Лабунская[39], Н.Н.Обозов[49], Т.И. Пашукова[51], К. Роджерс[62], И.М. Юсупов[79] и др.);
- теория становления личности в различных видах деятельности (К.А. Л.С. Выготский[13], А.Н. Леонтьев[41], С.Л. Рубинштейн[63] и др.);
-теории общения и межличностных отношений (А.А. Бодалев[7], С.Л. Рубинштейн[63] и др.);
-психологические особенности подросткового возраста (Л.И. Божович[8], Л.С. Выготский[13], В.С.Мухина[47] и др.);
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования (изучение и анализ теоретических и прикладных концепций в области исследования феномена эмпатии);
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе татаро-английской гимназии №16 г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 25 учащихся.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа в период с 2015 по 2017 г.:
На первом (поисково-теоретическом) этапе (с октября 2015 года по декабрь 2015 года) осуществлялся анализ проводился анализ теоретикометодологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цели, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе (с января 2016 года по март 2017 года) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем (обобщающем) этапе (с марта 2017 года по май 2017 года) осуществлялось завершение экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия формирования эмпатии у детей-подростков:
- вовлечение подростков в волонтерскую деятельность, которая будет способствовать формированию эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- разработка и апробация развивающей программы «Доброта - спасет мир» с применением разнообразных активных форм и методов: беседы, упражнения, игры, тренинги, которые направлены на формирование эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования. Данное исследование заключается в уточнении понятия эмпатии, в раскрытии ее психологической структуры и содержания и рассматривает специфику развития эмпатических способностей детей младшего подросткового возраста. Определяются педагогические условия развития компонентов эмпатии школьников.
Практическая значимость работы. Заключается в выявлении уровней развития и содержательной характеристики компонентов эмпатии у детей младшего подросткового возраста; в разработке и апробации программы развития компонентов эмпатии младших подростков. Результаты исследования могут быть использованы в практике начального школьного образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования.
Достоверность результатов исследования определяется продолжительностью и воспроизводством результатов исследования, проведением методов математической статистики и соответствующей апробацией результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов осуществляется на конференциях и сборниках научных трудов, посредством выступлений и публикаций научных статей.
Основные положения и результаты выпускной квалификационной работы нашли свое отражение в докладах следующих научных конференций:
1. Студенческая научно-образовательная конференция в г.Казани;
2. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция в г. Нижневартовск;
3. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета г.Казани в 2017 году;
Публикации:
1. Статья в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и психологии - 2016» на тему «О понятии эмпатия у детей младшего подросткового возраста».
2. Тезисы на тему «Развитие эмпатии у детей младшего подросткового возраста»;
3. Статья на тему: «Исследование эмпатии детей младшего
подросткового возраста».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе целью нашего исследования было изучение педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста. Мы изучили психолого-педагогическую литературу по теме работы, определили особенности эмпатии младших подростков и возможности ее развития, провели диагностическое исследование для выявления уровня эмпатии в младшем подростковом возрасте, а так же разработали и апробировали программу «Доброта спасет мир» для школьных психологов по развитию эмпатии в младшем подростковом возрасте.
Понятие эмпатии в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Мы в своем исследовании опирались на понятие Ю.А. Менджерицкой, что эмпатия - это социально-психологическое свойство личности, включающее в себя такие способности, как:
- Способность к эмоциональной отзывчивости;
- Способность к пониманию, распознаванию эмоций другого;
- Способность, соответствующая трем компонентам структуры эмпатии: аффективному, поведенческому, когнитивному.
Младший подростковый возраст - это период противоречий, одним из которых является легкая возбудимость, быстрая смена настроения, но в то же время умение управлять своими чувствами и эмоциями. Подростки начинают глубже переживать различные события, чувства становятся более устойчивыми, более широкий круг явлений социальной действительности вызывает у младшего подростка эмоциональный отклик. Среди младших подростков возникают особые требования к дружеским отношениям: отзывчивость, умение хранить тайну, понимать, сопереживать, стараться помочь.
Развитие эмпатии в младшем подростковом возрасте напрямую связано с развитием личности и нравственных чувств человека. В этом возрасте
интенсивно развиваются новые взгляды на жизнь и отношения между
людьми, общение со сверстниками и родными. Именно в младшем подростковом возрасте эмпатия достигает выраженности и является в дальнейшем стимулятором его поведения.
Экспериментальное исследование уровня эмпатии у младших подростков, мы провели с помощью двух методик: «Шкала эмоционального отклика» модифицированный А. Меграбяном и Н. Эпштейном и методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В Бойко.
Анализируя результаты, полученные на констатирующем этапе исследования показано, что младшие подростки имеют преимущественно средний и низкий уровень развития эмпатии.
В процессе развивающих занятий программы «Доброта спасет мир» применялись различные формы коррекционной работы, благодаря чему младшие подростки на занятиях проявляли заинтересованность, были активны, что способствовало достигнутым видимым положительным результатам: повышение уровня эмпатии младших подростков в исследуемой группе.
После проведенной программы «Доброта спасет мир» была осуществлена вторичная диагностика младших подростков, которая показала качественное повышение результатов в группе. В сравнительном анализе результатов первичного и вторичного психодиагностического исследования наблюдается значительное повышение уровня эмпатии по всем показателям.
Использование нашей программы «Доброта спасет мир» стало эффективным способом повышения уровня эмпатии, развитие своих внутренних потенциалов, что было доказано в проведенном исследовании.
Также в ходе теоретического и экспериментального исследования была подтверждена гипотеза, о том, что процесс формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «эмпатия»;
- раскрыть особенности формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- разработать и экспериментально проверить эффективность программы и педагогических условий формирования эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Это доказывает проведенное экспериментальное исследование.
Цель данного исследования также была достигнута.
Таким образом, эмпатия играет важную роль в становлении личности младшего подростка. Она способствует установлению межличностного взаимодействия, определяет нравственные качества, круг общения младшего подростка. С ее помощью младший подросток приобщается к миру переживаний других людей, формирует представление не только о своих ценностях, но и о ценностях других людей.



1. Абрамова, Е. Ю. Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте / Е. Ю. Абрамова, А. П. Елисеева. - Москва: Изд-во ООО «Образование 3000», 2013. - 345с.
2. Арчакова Т.О. Альтруизм с удовольствием: психология
добровольчества. -URL: PsyPress.ru —http://psypress.ru/articles/24798.shtml.- (Дата обращения 22.04.2017)
3. Ахмедзянова, А. Э. Исследование влияния кинотренинга на развитие эмпатии / А. Э. Ахмедзянова // Казанский социально-гуманитарный вестник.
- 2010. - № 2. - С. 17-24.
4. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М: Академический проект, 1991.- 324 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М: Академия, 1986.
- 411 с.
6. Благенкова Н. П. Волонтерская деятельность в контексте
профессионального воспитания будущих специалистов по социальной работе // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы с семьей и детьми: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междун. участием, Томск, 28-29 октября 2010.- С. 233-236
7. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды / А.А. Бодалев. - Воронеж: Академия, 1996. - 255с.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.:
Просвещение, 1995. -387 с.
9. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - М: Академия,
2006. - 74с.
10. Ванершот, Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов / Г.
Ванершот // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / под ред. Д. Брэзиера ; пер. с англ. - Москва : Когито-центр, 2005. - С. 52-78.
11. Власова, Т. В. Эмпатия: от психологии к феноменологии : учебное пособие / Т. В. Власова. - Владивосток : ДВГМА, 2000. - 84 с.
12. Волчкова, Н.И. Особенности эмпатии у современных подростков / Волчкова, Н.И// Психология, социология и педагогика - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705 (дата обращения: 25.01.2017)
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1983. -390 с.
14. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.// Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 147-158.
15. Гаврилова, Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии
эмпатии личности / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): тезисы докладов II Всероссийской конференции в г.
Краснодаре / под ред. А. А. Бодалева. - Москва: АПН СССР, 2012. -С. 103108.
16. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и старшего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. - С. 107-114.
17. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с рёбенком. Как?/ Гиппенрейтер Ю. Б. — М.: Издательский дом АСТ, Астрель, Харвест, 2008. - 401 с.
18. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 6168.
19. Голикова, Ю. В. Психологические аспекты развития эмпатии у
старшеклассников в / Ю. В. Голикова // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической
конференции. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 15-17.
20. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева //Вопросы психологии - 2012. - № 2.- С. 6-9.
21. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности / О.С. Гребенюк., Т.Б. Гребенюк - Калининград: Наука,
2015. - 520 с.
22. Гущина, У. В. Развитие эмпатии у детей / У. В. Гущина // Концепт. -
2015. - №10. - С. 256-260.
23. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка / З.В. Денисова - Ленинград., 2011. - 419с.
24. Джрназян, Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях :дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Л.Н. Джрназян. - Тбилиси, 2008. - 162 с.
25. Додонов Б.И. В мире эмоций / Б.И. Додонов - Киев: Просвещение,
2013. - 217с.
26. Долгова В. И. Эмпатия / Монография / Мельник Е. В. - М: Издательство «Перо», 2014. - 185 с.
27. Долгова, В. И. Феномен эмпатии в психологических исследованиях / В. И. Долгова, Е. В. Мельник, Н. М. Петрова // Концепт. - 2015. - №. 31. - С. 86-90.
28. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина - М.: «Академия», 2011. -160с.
29. Дьяченко, М.И., Краткий психологический словарь: личность,
образование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Просвещение, 2006. - 399 с.
30. Карабанова О. А. Возрастная психология / О.А. Карабанова - М.: Айрис - пресс, 2015. - 240 с.
31. Карягина, Т. Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии / Т. Д. Карягина // Общение-2006: на пути к энциклопедическому знанию : материалы международной конференции. - М.: Психологический институт РАО, - 2013. - 373-380 с.
32. Карягина, Т. Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии / Т. Д. Карягина // Московский психотерапевтический журнал. -
2009. - № 4. - 50-74 с.
33. Карягина, Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии :дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Т.Д. Карягина. - Москва: Наука, 2013. - 175 с.
34. Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и
психологической науке / А. В. Ковалевская // Психология. - 2001. - № 2. - С.
10- 16.
35. Коломинский, Я. Л. Психологическая культура или психологическая цивилизация? / Я. Л. Коломинский // Психология. - 2001. - №3. -С.65 - 69.
36. Коробкова, В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии у детей
старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением / В. Е. Коробкова // Психология: проблемы практического применения: материалы II
междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 96102.
37. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник Краунц. -2002. -No 2. - С. 123-127.
38. Кырова М. А., Кувалдина Е. А. Особенности эмпатии у современных подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 36-40.
39. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. - М.: Академия, 2001. - 389 с.
40. Лебедева Е.А. Психологические аспекты волонтерства. -URL:
http://www.vashpsiholog. info/volna/225/18415-psixologicheskie-aspekty-
volonterstva.html. -(Дата обращения 21.04.2017).
41. Леонтьев Д. А. Личность: Человек в мире и мир в человеке / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 9 - 14.
42. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. -2012. -No2 (22). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/024-037.pdf. - (Дата обращения 07.04.2017).
43. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005. - 70 с.
44. Мартьянова Г. Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте / Г.Ю. Мартьянова - М.: Классикс Стиль, 2012. - 130 с.
45. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. -СПб., М: Просвещение,2003 .-351с.
46. Мещеряков Б. А, Зинченко В. С. Большой психологический словарь,
3- е изд. / Б.А. Мещеряков., В.С. Зинченко - СПб.: «Прайм-Еврознак». 2013. - 327 с.
47. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип / В.С. Мухина - М.: Издат. центр «Академия», 2012. - 456с.
48. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4 -е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 2: Психология образования. - 512 с.
49. Обозов Н.Н. Психология межличностного взаимодействия. - СПб: Академия, 2004. - 397 с.
50. Пашукова, Т. В. Эмпатия как компонент общения / Т. В. Пашукова //
Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): тезисы докладов II
Всероссийской конференции в г. Краснодаре. - Москва: АПН СССР, 2012. -
С. 62-63.
51. Пашукова, Т. И. Мотивирующая функция эмпатии / Т. И. Пашукова // Исследование мотивационной сферы личности: межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2004. - С. 62-71.
52. Пономарева, М. А. Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы: дис...канд. психол. наук:
19.0. 07 / М. А. Пономарева. - Минск, 2003.- 214 с.
53. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие:
монография / М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 40 с.
54. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.
— М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 186 с.
55. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. — М: Наука, 1990. - 302 с.
56. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб: Питер, 2012. — (Серия «Мастера психологии») - 279 с.
57. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. [Электронный ресурс]. URL:http://abuss.narod.ru/Biblio/antiserv/antisery4
20. htm
58. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти психологическая энциклопедия/ А.А. Реан. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2012. - 656 с.
59. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М: Просвещение, 1994. - 354 с.
60. Рзаева, Ж. В. Развитие эмпатии у студентов педагогических
специальностей: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Рзаева. М: Просвещение,
БарГУ, 2010. - 18 с.
61. Рибо Т. Психология чувств. Киев: Южно-русское книгоиздательство Ф.А.Иогансона, 1897. - 378 с.
62. Роджерс К. Эмпатия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман.
- Москва:ЧеРо, 2002. - 430 с.
63. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2011. - 680 с.
64. Сапегина В. Классные часы в начальной школе / М: Издатель - Феникс, 2010. - 316 с.
65. Сапогова Е. Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова - М.: Аспект пресс, 2014. - 460 с.
66. Сергунова, Ю. В. Позиционный анализ эмпатии / Ю. В. Сергунова. - М.: МГППУ, 2009. - 73 с.
67. Ситяева, С.М. Психологические особенности эмпатии подростков // Амурский научный вестник. - 2013. - №3. - С. 151-158.
68. Смирнов С. Д., Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Практикум / С.Д, Смирнов., Т.В. Корнилова - М.: Аспект пресс, 2013. - 383 с.
69. Соников, А. П. Механизмы эмпатии / А. П. Соников // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: сб. ст. - Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1999. - С. 89-95.
70. Сутурина, Ю. В. Эмпатия как профессионально значимое свойство личности / Ю. В. Сутурина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 108-113.
71. Тютяева, О. В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста :автореф. дис. ... канд. психол. наук:
19.0. 07 / О.В. Тютяева.- Ярославль, 2012. - 26 с.
72. Формирование личности старшеклассника: учеб.пособие / под ред. И. В. Дубровиной. - Москва: Педагогика, 2003. - 470 с.
73. Фрейд 3. Избранное. Книга 1. М.: Изд-во "Московский рабочий" с совместным советско-западно-германским предприятием "Вся Москва",
1990. - 160 с.
74. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. -М: Просвещение, 2004. - 635 с.
75. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни; пер. с англ. / общ. ред. Г.В.Бурменской. М: Просвещение, 1993.- 480 с.
76. Цеева, Л. Х. Педагогическая практика / Л. Х. Цеева, Ф. П. Хакунова. - Майкоп: АГУ. 2012. - 188 с.
77. Щербакова, Н. А. Эмпатические способности студентов:
учеб.пособие / Н. А. Щербакова. - М.: МОДЭК, 2006. - 236 с.
78. Этчегоен, Г. Эмпатия / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2013. - №1. - С. 61-64.
79. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. доктора психол. наук/ И.М. Юсупов. - Спб.: Академия, 1995. - 252 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ