Введение 4
1. Теоретические основы инновационной политики на предприятии 7
1.1. Сущность и содержание управления инновациями на предприятии 7
1.2. Инновационная политика коммерческих банков и банковские инновации 12
1.3. Особенности инновационной деятельности коммерческих банков на
современном этапе 24
2. Анализ инновационной политики на примере ПАО «Сбербанк» 33
2.1. Общая характеристика деятельности банка ПАО «Сбербанк» 33
2.2. Оценка банковских инновационных услуг и технологий на ПАО
«Сбербанк» 41
2.3. Анализ развития инновационной политики ПАО «Сбербанк» 54
3. Совершенствование инновационной политики в ПАО «Сбербанк» 62
3.1. Проблемы управления инновационной политикой и разработка
рекомендаций по совершенствованию инновационной политики в ПАО «Сбербанк» 62
3.2. Оценка эффективности от предложенных рекомендаций 73
Заключение 86
Список использованных источников
Реальные денежные доходы населения России уменьшились к началу 2016 года на 6,3%. Такой спад отчасти можно объяснить снижением ВВП на душу населения и соответственно низким уровнем личного дохода, особенно по сравнению с развитыми странами. В 2015 году ВВП на душу населения в России составило 11975 $ (для сравнения в Казахстане - 12424 $). Из этого следует, что у России есть большой потенциал роста, который на данном этапе может активно реализоваться именно на банковском рынке. Современные же условия функционирования банковского сектора таковы, что единственным способом повышения конкурентоспособности и формирования стратегических конкурентных преимуществ является внедрение инноваций. Данное утверждение вытекает из ряда предпосылок, характеризующих существующее на сегодняшний день положение экономики.
Во-первых, отношения банков с клиентами основаны на принципах партнерства. Это, в частности, означает, что банки проявляют постоянную заботу не только о сохранении, но и о приумножении капитала своих клиентов, предлагая им новые услуги, которые способствуют расширению финансовохозяйственной деятельности, снижению издержек, развитию деловой активности и повышению ее доходности.
Второй причиной появления новых видов банковских услуг является конкуренция между банковскими институтами в условиях рыночных отношений. Для того чтобы выжить в условиях рынка необходима многовариантность и нестандартность деловых решений, неординарность хозяйственных операций, внедрение инноваций во всех сферах деятельности банка.
Третьей причиной является развитие новых дорогостоящих банковских технологий. Именно научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще сейчас связывается с понятием инновационного процесса.
Однако, нововведения в банковской сфере включают в себя не только
технические или технологические разработки, но и внедрение новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых продуктов и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации являются важнейшим фактором конкурентоспособности банков и обеспечивают их экономический рост.
Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время все очевиднее становится практическая необходимость использования инновационных процессов в сфере функционирования кредитных организаций и, как следствие, возникает необходимость в эффективном управлении ими.
Цель работы - проанализировать инновационную политику организации (на примере ПАО «Сбербанк») и внести предложения по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих теоретических и практических задач, отражающих структуру и последовательность предпринятого исследования:
1. рассмотреть сущность и содержание управления инновациями на предприятии;
2. показать инновационную политику коммерческих банков и банковские инновации;
3. рассмотреть направления инновационной деятельности коммерческих банков на современном этапе;
4. дать общую характеристику деятельности банка ПАО «Сбербанк»;
5. дать оценку банковских инновационных продуктов, услуг и технологий в ПАО «Сбербанк»;
6. провести анализ существующей инновационной политики банка;
7. выделить проблемы управления инновационной политикой и разработать рекомендации по совершенствованию инновационной политики в ПАО «Сбербанк»;
8. дать оценку эффективности от предложенных рекомендаций.
Объектом исследования является ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования - система инновационного управления деятельностью в ПАО «Сбербанк».
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам управления, повышения конкурентоспособности банков; теоретические подходы, изложенные в периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методические пособия. Для данного научного исследования применялись аналитический, сравнительный, экономико-статистический методы.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати и учебно-методических пособий, экспертные оценки и расчеты исследователей, официальная информация о производственно- финансовой деятельности ПАО «Сбербанк».
В ходе написания данной работы была использована литература, как отечественных авторов, так и зарубежных: Лаврушин О.И., Кравцова Г.М, С.Ф. Жуков, В.Д., Кондратюк Д. Ю., Маршал Джон Ф., БансалВикул К., Миллер Р.Л., Токарева А.Б., Рудакова О.С., Виханский и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в ходе исследования положения могут использоваться в качестве теоретической, методологической и практической основы инновационного управления в ПАО «Сбербанк».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (наименований), приложений. Структура дипломной работы отражает цели и задачи исследования.
Инновации - это вновь (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационные и технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы.
Одним из факторов, сдерживающих инновационную деятельность, является недостаточное развитие коммуникативных связей между производителями, рынком научно-технической продукции и потребителями инновационных продуктов. Именно поэтому отечественным предприятиям стоит больше внимания уделять таким вопросам, как опрос потенциальных и фактических потребителей к продукции, которая им нужна, и будет желанной. В связи с этим, весьма важным является активное развитие маркетинга на отечественных предприятиях, в частности такой ее составляющей, как инновационный маркетинг, который предусматривает формирование и внедрение новых методов и форм вывода товара (как нового, так и существующего) на рынок.
В современных условиях залогом успешной работы банковских учреждений становится разработка и реализация инновационных стратегий, которые ориентированы на создании максимальной потребительской ценности для клиентов, позволяющие обеспечивать и удерживать конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.
Банковские инновации стали основными ресурсами интенсификации деятельности кредитных учреждений благодаря расширению спектра каналов продаж продуктов и услуг за счет телекоммуникационных возможностей, в первую очередь - глобальной сети Интернет.
В процессе написания работы сделан вывод о том, что банки ориентированы на качественную политику по работе с клиентами и предпринимают меры по ее совершенствованию. Активно при этом развивается направление предоставления Интернет-услуг.
Мной была проанализирована инновационная политика ПАО «Сбербанк» и подготовлены предложения по ее совершенствованию.
Интернет-банкинг ПАО «Сбербанк» представлен системой «Сбербанк Онлайн», которая позволяет совершать множество банковских операций в любой момент, независимо от времени суток, без обращения в отделение, используя компьютер или ноутбук.
В соответствии с проведенным анализом можно наблюдать положительную динамику совершенных операций в Интернет-банкинге Сбербанка. Анализ показал, что наблюдается прирост на 14% совершенных операций физическими лицами в Интернет-банкинге.
Для ПАО «Сбербанк» ориентир выбран в рамках решения следующих проблем:
- недостаточная динамика роста VIP-клиентов Интернет-банкинга;
- недостаточное использование потенциала услуг инновационного банковского обслуживания.
Поскольку инновационно-ориентированными услугами ПАО «Сбербанк» являются Интернет-банкинг и активизация обращения банковских карт, можно предложить совершенствовать указанные направления во взаимоувязке. С внедрением Интернет-банкинга для VIP-клиентов, ПАО «Сбербанк» будет иметь возможность повысить объемы предоставляемых услуг банковского обслуживания, тем самым повысить эффективность указанного направления, что окажет положительный эффект на деятельности ПАО «Сбербанк» в перспективе.
Практическая значимость основных положений работы заключается в разработке предложений и рекомендаций по управлению инновационной деятельностью на основе разработки и внедрения активизации индивидуального банковского обслуживания для VIP-клиентов на основе внедрения Интернетбанкинга в инновационную деятельность на примере ПАО «Сбербанк».
Таким образом, предложенные положения и подходы к управлению инновационной деятельностью, способствуют повышению эффективности управления инновационной деятельностью в других банках.
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: закон от 02.12.1990 г. № 395-1 // Правовая Система Гарант. - Последнее обновление
29.05.2015.
2. Положение ЦБ РФ «О правилах обмена электронными документами между ЦБ РФ, кредитными организациями (ами) и другими клиентами ЦБ РФ при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» от 12.03.98 № 20-П (в ред. от 11.04.2000 № 774-У, с учетом указания ЦБ РФ от 24.04.2003 № 1274-У).
3. Положение ЦБ РФ от 23.06.98 № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть ЦБ РФ» (в ред. от 13.12.2001, с учетом указания ЦБ РФ от 24.04.2003 № 1274-У).
4. Абдикеев Н.М. Проектирование интеллектуальных систем в экономике. М.: Экзамен, 2014. - 526 с.
5. Алленых М.А. Банковская система как институт рыночной экономики // Банковские услуги. - 2016. № 8. - С. 5-6.
6. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Развитие региональных кредитных институтов: возможности и ограничения // Бизнес и банки. 2016. - № 3 (966).- С.
1- 8.
7. Ануреев C.B. Платежные системы и их развитие в России. М.: Финансы и статистика, 2015. - 288 с.
8. Банковская система России. Настольная книга банкира. - М.: ТОО Инжиниринге - консалтинковая компания «ДеКа», 2014. - Кн2 : Кн3.
9. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2014. - 567с.
10. Вершинин О.Е. Компьютер для менеджера. - М: Высшая школа, 2013.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник . — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003. - 528 с:
12. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. проф. Кравцовой Г.М. - Минск: Меркованне, 2014.
13. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. проф. С.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ,
2013.
14. ДоланЭ.Дж., Кэмпбелл К.Д., КэмпбеллР.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М-Л: ДваТри, 2007.
15. Ермошкин Н.Н. Информационные технологии в розничном банке / Н.Н. Ермошкин // Расчеты и операционная работа в КБ, № 5. - 2014.
16. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учеб. - М.: Омега-Л, 2013. - 440 с.
17. Жуков, А.И. Экономические и правовые проблемы использования кредита// «Бизнес и банки» - 2013. - №4. - С. 5-10
18. Иода Е.В., Унанян И.Р. Основы организации деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие / Под ред. И. Р. Унанян. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2013. - 96 с.
19. Исаев Т.Н. Информационные системы в экономике. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. М.: Омега, 2014.
20. Кондратюк Д. Ю. Электронные финансы, интернет банкинг: мировые тенденции «российская специфика» / Д.Ю. Кондратюк // Расчеты и операционная работа в КБ, № 10. - 2013.
21. Лысенко И. Г. На передовой банковского бизнеса / И.Г. Лысенко // Банковское обозрение, № 4. - 2014.
22. Лямин Л. В. Основные подходы к осуществлению банковского надзора в области Интернет-банкинга за рубежом и в России / Л. В. Лямин // Расчеты и операционная работа в КБ, № 2.- 2013.
23. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и статистика,
2014.
24. Маршал Джон Ф., БансалВикул К.. Финансовая инженерия: полное руководство по финансовым нововведениям. - М: ИНФРА-М, 2014.
25. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2008.
26. Миловидов В.Д. Современное банковское дело. Опыт США. - М.: Приор, 2013. - с. 180
27. Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело. - М.: ИНФРА- М, 2014. - 856 с.
28. Обаева А.С. Национальная платежная система: формирование и направления развития /ДЕНЬГИ И КРЕДИТ// № 3. - 2013.
29. О системе спутниковой связи и передачи данных «Банкир» Деньги и кредит. - 2014. - №11, с.16.
30. Панова Г.С. Банковское обслуживание частных лиц. -М.: АО ДИС, 2014 - 352с.
31. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014.
32. Токарева А.Б. Платежные карты: реальное состояние и
нереализованные возможности/Токарева А.Б. // Деньги и кредит. - 2015. - №10. -
С. 12 - 15.
33. Шустов А.А. Инновационная деятельность в банковской сфере. Электронные инновации // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 269-275.
34. www.banki.ru - информационный портал
35. www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка России
36. www.sberbank.ru/ru/person - официальный банк ПАО «Сбербанк»
37. www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual- reports - Годовой отчет ПАО «Сбербанк» за 2015 год