Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования профессионально- коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка 12
1.1 Генезис исследование проблемы формирования профессионально¬
коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин на современном этапе 12
1.2 Структура и содержание профессионально-коммуникативной
компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин 29
1.3 Педагогические условия формирования профессионально¬
коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка 48
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности формирования профессионально- коммуникативной компетентности
будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин 67
2.1 Процесс формирования профессионально-коммуникативной
компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка 67
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке
эффективности формирования профессионально- коммуникативной
компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка 89
2.3 Проектирование содержания методического пособия «English for Reservoir Engineering Students», направленного на формирование
профессионально - коммуникативной компетентности студентов вуза 98
Заключение 105
Список литературы 110
Приложения 115
Отечественная система высшего профессионального образования в числе важнейших задач выдвигает повышение качества подготовки инженерных кадров. То влияние, которое оказывают инженеры на процессы, происходящие в российском обществе, определили повышение требований к их профессиональной подготовке и компетентности. Высокие темпы развития мирового сообщества и конкуренция на рынке труда актуализировали значение профессионально - коммуникативной компетентности инженера как профессионально значимой характеристики.
Формирование глобального рынка труда и интеграционные процессы в экономике, торговле и в промышленности выдвигают особые требования к специалисту нефтегазовой отрасли производства. В связи с этим возрастанием объема и глубины профессиональных знаний сегодня инженеру-нефтянику необходимо иметь нестандартное мышление,
владеть коммуникативными умениями, осуществлять творческий подход к решению не только технологических и технических, но и социально - экономических, научно-исследовательских проблем.
Анализ рассматриваемой проблемы и степень ее разработанности в педагогических и научно-методических исследованиях, обобщение опыта работы на факультете нефти и газа Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ), позволили выделить основные противоречия, затрудняющие процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка:
- преобладание репродуктивного вида учебной работы по сравнению с проблемно-поисковым и исследовательским;
- низкий уровень мотивации студентов к учебно-познавательной и профессиональной деятельности;
- недостаточная сформированность у обучающихся креативных качеств и низкий общекультурный уровень;
- недостаточное владение студентами современными информационно-коммуникационными средствами для изучения иностранного языка.
Выявленные противоречия определили тему исследования: «Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых месторождений средствами иностранного языка».
С учетом содержания этих противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования профессионально¬коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин в АГНИ.
Цель исследования - повышение качества подготовки будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин на основе формирования у них профессионально-коммуникативной компетентности средствами иностранного языка.
Объект исследования - процесс иноязычной коммуникативной подготовки в АГНИ.
Предмет исследования - формирование профессионально¬
коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что: значительно повысится эффективность формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка, если будет:
-уточнена сущность, содержание и место профессионально-коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин;
-разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка;
- теоретически обоснована совокупность педагогических условий эффективного формирования профессионально- коммуникативной
компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка: обеспечение комплексного педагогического воздействия на формирование компонентов профессионально- коммуникативной компетентности (ценностно-мотивационного, когнитивного, коммуникативно-деятельностного и рефлексивного) посредством профессионально-
ориентированных технологий обучения иностранному языку; реализация методического пособия, направленного на взаимосвязанное обучение иноязычной речевой деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гепотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования профессионально - коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин и составляющих ее компонентов в педагогической, психологической и методической литературе.
2. Уточнить сущность и содержание профессионально - коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности будущего специалиста по бурению нефтяных и газовых скважин, соответствующей требованиям нормативно-международного уровня владения иностранным языком.
3. Выявить педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка
4. Разработать критерии, определяющие уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин.
5. Экспериментально проверить эффективность процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин.
6. Разработать систему упражнений (методическое пособие) по формированию профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин.
Методологической основой исследования стала: диалектическая теория, рассматривающая познание как активный познавательный процесс (O.A. Абдуллиной, Б.Г. Ананьева, Ю.Н. Емельянова, и др., включающих в понятие профессионально-коммуникативной компетентности потребность в общении, интенсивность и широту круга общения), совокупность философских, психологических и педагогических теорий развития коммуникативных потребностей и способностей (Ю.М. Жукова, Н.В. Кузьминой, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, JI.A. Петровской, Е.В. Сидоренко и др.); концепции гуманизации образования и подходов деятельностного и системного (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Л.С. Выготский, Г.А. Китайгородская, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.), личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и
коммуникативного (И.И. Бим, И.А. Зимняя, AA. Леонтьев и др.), проблемного (А.К. Макарова, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кзьмина и др.), социокультурного (Е.И. Пассов, С.Г. Терминасова и др.), компетентностного подходов (В.И. Байденко, Л.Н. Боголюбов, А.К. Маркова) теоретические положения теория моделирования профессионального становления специалистов (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, A.M. Новиков, К.К. Платонов, Е.А.Соколков и др.); методика обучения иностранному языку (Н. Д. Гальскова, М.В. Ляховицкий, Е.И. Пассов, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова); теории моделирования и конструирования педагогического процесса (В.Н. Афонасов, В.А. Болотов, A.A. Вербицкий, Г.М. Ильмушкин, М.А. Петухов и др.); концепции проблемно-развивающего обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.А. Чошанов и др.); идеи теории управления педагогическим процессом (Ю.К. Бабанский, Т.М. Давыденко, А.И. Еремин, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник и др.
В диссертации используются следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ философской, методологической, педагогической и психологической литературы по проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности, в том числе, средствами иностранного языка; синтез, сравнение, обобщение, моделирование;
- эмпирические: целевое наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, опрос, тестирование, педагогический эксперимент и метод экспертной оценки;
-математическая: обработка результатов исследования. Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Альметьевский
государственный нефтяной институт». В исследовании приняли участие 136 студентов, изучающих английский язык по специальностям: «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Нефтегазовое дело», «Технология нефтегазового машиностроения», преподаватели кафедр иностранного языка.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2015 по 2016 год:
На первом этапе (2015 г.) аналитико-поисковым методом изучена
философская, педагогическая, методическая литература и педагогический опыт по проблеме исследования, были определены объект и предмет исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) разработана ведущая концептуальная идея исследования, определены цели, задачи и логика исследования, обоснована и разработана система упражнений для формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка; проведены констатирующий, прогностический и формирующий этапы эксперимента, предварительное обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе (2016 г.) были проведены анализ, систематизация результатов опытно-экспериментальной проверки, осуществлялся
количественный и качественный анализ экспериментальных данных, формулирование основных выводов, оформление текста и приложений диссертационного исследования, методического пособия, результаты исследований оформлялись в виде научных статей.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
1. Уточнено содержание, структура профессионально-коммуникативной компетентности и выявлено ее место в профессиональной деятельности специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин, а ее содержание представляет единство и взаимообусловленность ценностно-мотивационного, когнитивного, коммуникативно-деятельностного и рефлексивного компонентов;
2. Определены критерии и показатели уровня сформированности
профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин: ценностный, когнитивный,
профессиональный, рефлексивный. В основе разработки показателей уровней сформированности положена общеевропейская система уровней владения неродными (иностранными) языками.
3. Выделены, обоснованы и научно-экспериментально подтверждены
педагогические условия эффективного формирования профессионально - коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка: обеспечение комплексного педагогического воздействия на формирование компонентов профессионально-коммуникативной компетентности, посредством профессионально¬
ориентированных технологий обучения; реализация методического пособия, направленного на взаимосвязанное обучение иноязычной речевой деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
- расширено и дополнено понятие «профессионально-коммуникативная компетентность» будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин, формируемая средствами иностранного языка;
- теоретически обоснованы педагогические условия эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка;
Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
- разработана и экспериментально апробирована система упражнений (методические пособие по проведению практических занятий), которая обеспечивает высокий уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка;
- выявлены показатели уровня сформированности и критерии комплексной оценки профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста по бурению нефтяных и газовых скважин;
- результаты диссертационной работы направлены на повышение качества подготовки будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин и обеспечения формирования у них профессионально-коммуникативной компетентности.
Материалы исследования могут быть использованы в учебно¬воспитательной работе высших учебных заведений нефтегазового профиля. Результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнений при разработке учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык».
Достоверность полученных научных данных обеспечиваются: исходными методологическими и теоретическими положениями; применением комплекса взаимодополняющих теоретических методов исследования; тщательным количественным и качественным анализом результатов исследования и их обсуждением, их апробацией, а также подтверждается внедрением в практику работы преподавателя.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем внедрения полученных данных экспериментальной работы в педагогический процесс ГБО ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт» в г. Альметьевске. Материалы диссертации были представлены в научно - практических конференциях: «Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета» (Казань 2014 год), «Всероссийский молодёжный научный форум «Вопросы контрастивной лингвистики»» (Казань, 7 апреля 2015), «II межрегиональная научно-практическая конференция Казанского государственного университета культуры и искусств» (Казань - 20 - 22 мая 2015 г.)
Результаты теоретического и экспериментального исследования нашли свое отражение в 8 публикациях автора, общим объемом 2,06 п.л.
На защиту выносятся:
1. Профессионально-коммуникативная компетентность является качественной характеристикой субъекта профессиональной деятельности в нефтегазодобывающей отрасли и характеризуется его способностью и готовностью к осуществлению иноязычной коммуникации на международном уровне, ее структура, представляющая единство и взаимообусловленность компонентов.
2. Критерии и показатели сформированности профессионально¬
коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин средствами иностранного языка: ценностный; когнитивный; профессиональный (ориентация во всех видах иноязычной речевой деятельности и их использование в ситуациях профессионального общения); рефлексивный (способность к критическому мышлению, самооценке, принятию компетентного решения в ситуациях профессионального общения). В качестве показателей определены четыре уровня сформированности профессионально коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий и критический.
3. Педагогические условия: обеспечение педагогического влияния на формирование компонентов профессионально-коммуникативной компетентности (ценностно- мотивационного, когнитивного, коммуникативно-деятельностного и рефлексивного) посредством профессионально-ориентированных технологий обучения; осуществление средств обучения, направленных на взаимосвязанное обучение всем видам иноязычной речевой деятельности.
Диссертация состоит из 115 страниц, 14 таблиц, 16 рисунков и приложений. Список литературы состоит из 72 литературных источников.
Повышенный интерес к проблеме формирования профессионально- коммуникативной компетентности будущих специалистов в настоящее время обусловлен новыми требованиями, предъявляемыми к подготовке высококвалифицированного специалистов, владеющих иностранным языком на международном уровне.
«Профессионально-коммуникативную компетентность» необходимо рассматривать как комплексное новообразование личности, которое представляет собой качественную характеристику субъекта профессиональной деятельности, характеризующую его способность и готовность к осуществлению иноязычной коммуникации на международном уровне.
Комплексность профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов нефтегазового профиля представлена различными, включенными в ее структуру компонентами: ценностно- мотивационным, который выражает степень убеждённости в значимости иностранного языка для профессиональной деятельности; когнитивным, характеризующийся полнотой знаний во всех видах иноязычной речевой деятельности; коммуникативно-деятельностным: связанным со способностью применять знания иностранного языка в практической деятельности специалистов нефтегазового профиля; рефлексивным, выражающийся в способности к критическому мышлению и принятию компетентного решения в различных ситуациях профессионального общения. При этом все компоненты тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
Представленная обще дидактическая цель, задачи и принципы (целевой блок), направления в работе (содержательный блок), педагогические условия, формы организации учебной деятельности, педагогическе технология, методы и средства обучения (операционально- деятельностный блок), критерии и показатели сформированности профессионально-коммуникативной
компетентности (оценочно-результативный блок):
-раскрывают теоретическую сущность, внутреннюю структуру и логику процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности, единство всех элементов (блоков), находящихся во взаимосвязи;
-обеспечивает процесс иноязычной подготовки к профессионально - коммуникативной деятельности будущих специалистов нефтегазового профиля к межкультурной коммуникации, а также развивает профессиональные качества личности.
Разработанный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Иностранный язык» обеспечивает управление иноязычной подготовкой студентов и комплексное формирование всех компонентов профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов нефтегазового профиля в иноязычном образовательном процессе. При этом в качестве эффективных методов формирования профессионально- коммуникативной компетентности рекомендуется использование деловых и ролевых игр, метода проектов, практических занятий и на специальных кафедрах.
Исследование теоретических основ формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по бурению нефтяных и газовых месторождений средствами иностранного языка позволило сделать следующие выводы: специфика профессиональной деятельности специалистов нефтегазового профиля на современном этапе заключается в организации управления персоналом, владением различных компетенций, в том числе коммуникативной и межкультурной. Профессионально-коммуникативная компетентность будущих специалистов нефтегазового профиля - это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности в профессиональной области, характеризующая его способность и готовность к осуществлению межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности на международном уровне. Представленный в исследовании комплекс требований по подготовке специалиста нефтегазового профиля определяет, предъявляемые внешней, и образовательной и профессиональной средами к современному специалисту и место профессионально-коммуникативной компетентности в его подготовке, которая должна осуществляться на основе реализации принципов, современных форм и методов обучения иностранному языку. Разработанные критерии и показатели позволяют отслеживать динамику роста уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности в подготовке специалистов нефтегазового профиля средствами иностранного языка.
Выявлены педагогические условия (обеспечение комплексного педагогического воздействия на формирование компонентов
профессионально-коммуникативной компетентности (ценностно¬
мотивационного, когнитивного, коммуникативно- деятельностного и рефлексивного) посредством профессионально- ориентированных технологий обучения (компьютерные; профессионально- ориентированные, проблемно-модульные), реализация методического пособия, направленного на взаимосвязанное обучение всем видам иноязычной речевой деятельности), и которые обеспечивают достаточный уровень сформированности
профессионально-коммуникативной компетентности при их взаимосвязанном соблюдении в иноязычном образовательном процессе, что в целом способствует эффективному формированию профессионально - коммуникативной компетентности выпускников нефтегазового вуза, как необходимого компонента их профессиональной деятельности и способствующего наибольшей адаптации к реальным служебным (производственным) условиям.
В ходе опытно-экспериментальной работы определены критерии и показатели сформированности профессионально-коммуникативной
компетентности будущих специалистов нефтегазового профиля.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили определить уровень сформированности выделенных компонентов профессионально-коммуникативной компетентности (ценностно- мотивационный, когнитивный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивный) будущих специалистов нефтегазового профиля, который в контрольной и экспериментальной группах оценивается как низкий. В соответствии с этим был сделан вывод о необходимости использования педагогических условий, направленных на эффективное формирование компонентов профессионально- коммуникативной компетентности.
Опытно-экспериментальное обучение заключалось в комплексном применении педагогических условий (обеспечение комплексного педагогического воздействия на формирование компонентов профессионально-коммуникативной компетентности посредством профессионально-ориентированных технологий обучения иностранному языку (компьютерных, профессионально-
ориентированных, проблемно- модульных), реализация комплекса дидактических средств обучения (методическое пособие, обучающие программы, коммуникативные задания), направленного на взаимосвязанное обучение иноязычной речевой деятельности) было ориентировано средствами иностранного языка на эффективное формирование компонентов профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов нефтегазового профиля.
Анализ результатов оценки сформированности профессионально-коммуникативной компетентности у студентов контрольной и экспериментальной групп подтвердил эффективность опытно- экспериментального обучения, проявившегося в значительном росте уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности обучающихся. Так, у студентов контрольной группы он повысился в пределах 13, 1%, у студентов экспериментальной группы - в среднем на 26, 7%. Количественные и качественные показатели в экспериментальной группе свидетельствуют о том, что предлагаемая система упражнений по формированию профессионально¬коммуникативной компетентности будущих специалистов НГП средствами иностранного языка способствует в значительной степени изменению уровня сформированности их профессионально- коммуникативной компетентности.
Экспериментальные данные нашего исследования получили статистическое подтверждение положительной динамики формирования профессионально¬коммуникативной компетентности будущих специалистов нефтегазового профиля средствами иностранного языка.
Таким образом, проведенное теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа, ее результаты дают достаточные основания для подтверждения общей гипотезы исследования. Достоверность представленных результатов подтверждается математической обработкой данных, а также публикациями на тему диссертационного исследования.
Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее описание всех аспектов столь сложного и многогранного явления, каким является профессионально-коммуникативная компетентность.
К числу проблем, нуждающихся в дальнейшей проработке, следует отнести: совершенствование предложенной системы упражнений по формированию и совершенствованию технологий формирования профессионально¬
коммуникативной компетентности, ее применение в иноязычной подготовке инженерных специалистов других специальностей; специфика формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов в нефтегазовых вузах России.
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки. Высшее образование в России. 2003. № 3.
2. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы. Высшее образование в России. 2006. № 3.
3. Балл Г.А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние. Вопросы психологии. 2004. № 4.
1. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента. Вестник высшей школы. 2000. № 10.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 2001.
4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 2008.
5. Гамаюнов К.К. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям. - Л., 2008.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2006.
7. Демина, O.A. Технология формирования языковой профессиональной культуры выпускников технических вузов: автореф. дис. канд. пед. наук / O.A. Демина.- Новосибирск: Кемеров. гос. пед. ун-т, 2001. - 20с.
8. Жуков В.М. Критерий оценки деятельности преподавателя вуза Ветеринария. 2004. № 7.
9. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И.Заир-Бек - СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284с.
10. Зубов О.Е. Общественно-политические и национально-культурные ориентации студенчества // Вестник Мордовского университета. 2005.
11. Карпухина, Е.А. Межпредметные связи как средство предпрофильной подготовки учащихся при обучении физики: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е.А. Карпухина.- Москва: Московский гос. пед. ун-т, 2009. - 20с.
12. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика.- 2-е изд., перераб. и доп. / Г.А. Китайгородская - М.: Высшая школа, 2009. - 277с.
13. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов -М.: Академия, 2004. - 304 с.
14. Краевский В.В. Методология педагогического исследовани200Пособие для педагога-исследователя. - Самара, 2004.
15. Кроткое Е.С Высшее образование в России. 2006. №1.
16. Колесник, Л.И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему на материале обучения чтению на иностранном языке: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Л.И. Колесник. - Нижневартовск, 2004. - 23с.
17. Коменский, Ян Амос. Великая дидактика / Я. Коменский.- М.: Карапуз, 2009.-28 с.
18. Константинова, Ю.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка Проблемы формирования профессиональной компетентности в условиях современного образования: сб. науч. стат. / под ред. С.А.Коротковой - Саратов: ИЦ Наука, 2007 - 294с.
19. Копылова, В.В. Организация обучения иностранным языкам и профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях модернизации содержания образования / В.В. Копылова, Г.И. Воронина. Иностранные языки в школе.-2003.-№11. - С.4.
20. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений Психологический журнал. 2001. № 1. Т. 2.
21. Марев И. Методологические основы дидактики. - М., 2007.
22. Мигиренко Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер. - Новосибирск, 2002.
23. Малюткина, С.С. Педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ...канд. пед. наук / С.С. Малюткина. - Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2007. - 22с.
24. Мамонтова, Н.Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических вузов: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Н.Ю.Мамонтова. - Кемерово, 2006. - 23 с.
25. Маркова, A.K. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - M.: Международ, гуманитарн. фонд «Знание», 2000. - 312с.
26. Мартиросян, Э.Г. Использование логистического менеджмента НАТО: автореф. дис... канд. эконом, наук / Э.Г. Мартиросян.-. - М.:2005. - 27с.
27. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. Пособие / Е.А. Маслыко. - Минск: Высшая школа, 2004.-522с.
28. Мескон, М. Основа менеджмента / пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002.-704с.
29. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова. Иностранные языки в школе.-2000.-№4. - С.5-9.
30. Миролюбов, A.A. Сознательно-сопоставительный метод / А.А.Миролюбов. Иностранные языки в школе. -2003.-№6. - С. 39.
31. Михайлов, Л.М. Деловой немецкий язык / Л.М. Михайлов, Г. Вебер, Ф. Вебер. - М.: Астрель ACT, 2006. - С.148-153.
32. Молошкова, Н.В. Методические основы проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: монография / Н.В.Молошкова - Тамбов: Машиностроение-1, 2002. -104с.
33. Мордвинов, В.Ф. Информатизация. В.Ф. Мордвинов Об информатизации системы образования. - М.: 2006.- №4. - С.25-28.
34. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 2002.
35. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2006.
36. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Уч. пособ. М.: Интерпакс, 2005.
37. Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении. Современная высшая школа. - Варшава. 2000. № 3-4.
38. Соколков, Е.А. Профессиональное становление личности специалиста - гуманитария / Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга, 2009.- 480с.
39. Солсо, P.JI. Когнитивная психология, -6-е изд. / P.JI. Солсо - СПб.:
Питер, 2006. - 586с. - ISBN:5-94723-182-4.
40. Старченко С.А. Мониторинг оценки развития мышления учащихсы естественно естественнонаучного лицея / С.А. Старченко, H.H. Тулькибаева, А.Ю. Фадеев, В.А. Старченко. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ Факел, 2007. - 55с
41. Столяренко Л.Д. Педагогика: экспресс-справочник для студентов. -6¬е изд., - Ростов н/Д.: Изд. центр Март, 2007. - 187с.
42. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебн. пособ. -13 изд-е. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 672с.
43. Стратегия модернизации содержания общего образования Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.,2001.-С.14.
44. Теория и практика преподавания учебных дисциплин в техническом вузе. Сб. статей по проблемам высшей школы. - Новочеркасск, 2006.
45. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебник.-7-е изд-е, стереотипное. / Н.Ф.Талызина - М.: Академия, 2009. - 288с.
46. Тарасова, Л.В. Понятие «интеркультурная коммуникативная компетенция» при обучении английскому языку в начальной школе / Л.В.Тарасова. - Томск: Изд-во ТГПУ,2009.-Том 2. - С.60-62.
47. Татур, Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт
проектирования: учеб.- методич. пособие / Ю.Г .Татур. - М.: Логос, 2006. - 256с.
48. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие .-2- е изд., дораб. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2004. - 352с.
49. Ткаченко, Е.В. Человек, образование, профессия, личность /
Е.В.Ткаченко Образование и наука.2004.№2. С. 129-140.
50. Топоровский, В.П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Москва: Инт-т образования взрослых РАО, 2002. - С.25-33.
51. Трубецкой, Н.С. История. Культура. Язык. Н.С. Трубецкой. - М.: Изд. группа URSS, 2005. - 800с.
52. Уколова З.С. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетенции студентов в профессионально-иноязычной подготовке: автореф. дис... канд. пед. наук. / З.С. Уколова.- Самара, 2006. — 22 с.
53. Устич, Л.М. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых: автореф. дис. ...канд. пед. наук.- Калининград, 2004. - 25с.
54. Ушинский, К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола / К.Д. Ушинский // Педагогика. 2000.
55. Федорова, В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин: пособие для учителей В.Н. Федорова. - М.: Просвещение, 1999. - С.30.
56. Френкель, E.H. Кумулятивная (рейтинговая) система оценки знаний, навыков и умений обучаемых в военном вузе: Монография. / E.H. Френкель, О.И.
57. Сапходоева, E.H. Френкель. - Саратов: Научная книга,2004. - 177с.
58. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.
59. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. - М.: МПА, 2008. С. 266.
60. Шадриков В Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. - М.,2008.
61. Чошанов, М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. 2007.№2. С.21-29.
62. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2000.№8. С.27.
63. Шаповалов, A.A. Аз и Буки педагогической науки / Введение в педагогическое исследование / A.A. Шаповалов - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 117с.
64. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб/ пособие.-2-е изд., дораб. / С.Ф. Шатилов. - М.:Просвещение,1999.- 223с.
65. Шилак, Л.В. Основные приемы обучения профессиональной беседе на иностранном языке / Л.В. Шилак // Иностранные языки в высшей школе.- 1999. - Вып.23. - С. 11 -20.
66. Щербакова, Г.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условие развития: монография. / Г.Н.Щербакова. - Ростов н/Дону: Изд-во РГУ, 2005.-320c.
67. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин - М.:Педагогика, 1989. - С.460-465.
68. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учебн. пособие. - СПб.: Полиус, 2008. - 639с.
69. Ямалиева, Л.Г. Формирование профессионально-технологических компетенций (на примере обучения общепрофильным дисциплинам: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2006. - 20с.
70. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования /пер.с польск. / Ф. Янушкевич - М.: Высшая школа, 2006.-135с.
71.Intercultural Communication in EESE//http:www.cs Retrieved January3, 2003.
72. Этюды дидактики высшей школы: монография. Под ред. А. П. Чернышева. - М., 2005.