Введение 3
§1 Цели и задачи исследования 7
§2 Эгодокументы и их место в исторической науке 8
§3 Общие труды по истории автобиографий и эгодокументов 16
§4 Немецкая историографическая традиция изучения эгодокументов 24
§5 Новые пути развития изучения автобиографий и эгодокументов 30
§6 Фабиан фон Дона: литература и источники 33
Глава №1 37
§7 Фабиан фон Дона: биография и родственные связи 37
§8 Ранние годы 44
§9 Военная и дипломатическая служба 50
§10 Участие в походах немецких протестантов во Францию 55
§11 Возвращение в Пруссию 60
Глава №2 69
§12 Автобиография Фабиан фон Дона: автор в тексте эгодокумента 69
Заключение 84
Список литературы и источников
Эгодокументы как исторические источники всегда представляли огромную ценность для историков. В них вполне оправданно стремились разглядеть не только картины общественного быта, но и авторизованный взгляд на различные явления эпохи. Успехи исторической антропологии и микроанализа социальных структур сегодня вновь и вновь возвращают ученых к, казалось бы, хорошо известным памятникам.
Говоря о мемуарах и автобиографиях раннего Нового времени как о жанре повествования, необходимо уяснить принципиально важные моменты построения произведений. Следует обратить внимание на то, что любые воспоминания, изложенные на бумаге, в понимании современного человека, стремятся воссоздать картину, соответствующую социальным нормам, которые могут быть подвержены сильной дифференциации . Мемуары XVI- XVII века построены несколько по-другому: в них есть определенный стандарт, отражающий поведение персонажей или наиболее существенные для них деяния, а не ярко выраженная индивидуальность. Всё это обусловливает отрывочность рассказов, недостаток внимания к личным волнениям, к духовной жизни героев. Можно сказать, что субъективность источника уже сама по себе является источником, отражающим тот стиль восприятия жизни, который был свойственен авторам. Увеличение подобного рода произведений в немецких землях XVI-XVII веков весьма показательно
Исторические изыскания последних десятилетий обращают внимание на эгодокументы представителей военной элиты Священной Римской Империи раннего Нового времени. Характерно, что исследователи стали фокусировать внимание не на ярчайших представителях высшего сословия, а на среднестатистических выходцев из мелких дворянских корпораций, низших слоев населения эпохи Средних веков и раннего Нового времени. Малоизученные документы вновь выходят на авансцену исторической науки - автобиографии, мемуары, записки, дневники, корреспонденция подвергаются тщательному анализу историков и рассматриваются в рамках актуальных направлений. Особенно отмечаются документы, в которых историк может проследить не только трансформации общественного уклада, социальные катаклизмы, но и изменения в мировоззрении автора, в канонах записей о себе.
В данном случае вызывает интерес автобиография представителя немецкой военной элиты, прусского дипломата, бургграфа Кёнигсберга Фабиана фон Доны, которая была создана в начале XVII века. Как и многие коллеги по сословию, во второй половине XVI века Дона начинал свой путь с обучения в городских гимназиях, поездок по знаковым местам Европы. Одним из главных достижений дворянина стало поступление на службу к знаменитым княжеским династиям Империи (к примеру - пфальцским Виттельсбахам и бранденбургским Гогенцоллернам). Отсутствие средств существования заставляло Фабиана и заниматься вербовкой наёмников для пфальцграфа Иоганна Казимира, и выступить на стороне польской короны в осаде Пскова 1581 года во время Ливонской войны. Тесные контакты с протестантской элитой помогли прусскому дворянину стать во главе военных экспедиций на помощь гугенотам в соседнюю Францию в 1587 и 1591 годах, которые не достигли поставленных целей. Военные неудачи Фабиан фон Дона с лихвой восполнял незаурядными коммуникативными способностями - последние десятилетия XVI века пфальцское курфюршество будет нуждаться в дипломатической службе выходца из Восточной Пруссии. После кончины дорогого и любимого господина Иоганна Казимира, Дона был приглашен ко двору бранденбургских курфюрстов Иоахима Фридриха и Иоганна Сигизмунда. В 1600 году дипломат полностью переключается на вопросы дальнейшего устройства прусского герцогства. Защищая интересы местной знати и протестантов, вступая в борьбу за независимость и самостоятельность региона, Фабиан фон Дона внёс ощутимый вклад в сохранение суверенитета и культурного наследия Пруссии.
Персона Фабиана фон Доны - это продукт социальной и культурной среды немецких земель эпохи раннего Нового времени, так как через его жизненный путь прошел ряд значимых событий XVI-XVII вв.. Изучение эгодокументов, связанных с прусским дипломатом, позволит взглянуть от лица персонажа на реалии общественной жизни в Германии XVI-XVII вв., так же позволит сформировать представление о типичном или нетипичном в восприятии собственных деяний, описанных в тексте автобиографии. Объектом исследования выступает жизненный путь в зеркале самооценки и отношения с семейной корпорацией, коллегами, друзьями, а так же патронами через призму отдельных замечаний автора на страницах эгодокумента.
Верхняя граница хронологического отрезка изучаемого в работе определяется второй половиной XVI века, потому как именно в это время начинается жизненный путь героя мемуаров - Фабиана фон Доны. Во второй половине XVI века в Германии произошли заметные перемены: Реформация дала толчок общественному движению и разделила страну на два религиозных лагеря. Противостояния и социальные катаклизмы этой эпохи отразились как на судьбе Фабиана фон Доны, так и на его мировосприятии. Крайне важно предоставить подробный обзор биографии прусского дипломата, дабы сформировать представление о среде, в которой жил герой мемуаров. Нижняя граница определяется 1621 годом, так как к этому времени жизнь изучаемого персонажа подошла к концу.
Актуальность работы обусловлена тем, что проблема исследования авторизованных сочинений представителей мелкого дворянства Германии, остается не до конца изученной в отечественной науке. На современном этапе зарубежные научные изыскания, связанные с изучением эгодокументов западноевропейской сословной элиты раннего Нового времени, занимают ведущие позиции в мире исторической антропологии и новой социальной истории . Подобного рода исторические источники всегда находились в центре внимания, однако всегда существовал огромный комплекс проблем исследования мемуаристики: типологизация, методология исследования.
Автобиографию прусского дипломата Фабиана фон Доны вполне можно охарактеризовать как типичный эгодокумент эпохи раннего Нового времени. По всем канонам авторизованного сочинения Дона представляет читателю свой жизненный путь в свойственной тому времени манере. Перед нами эгодокумент, в котором мы видим повествование по хронологическому принципу, погодные записи событий, отрывочные сведения о личной жизни, достаточно подробные рассказы о поездках, контактах и службе. Цель создания подобного произведения следует связать с желанием продемонстрировать потомкам, а так же коллегам авторизованный взгляд на поворотные моменты в истории не только прусского региона, но и в целом Европы. Но посвящений, адресованных кому-либо просто невозможно найти в документе.
Отрывочность изложения на бумагу собственного мнения видится вполне не случайной. Личность Фабиана фон Доны - безусловно, воспринимается в духе своего времени и её восприятие окружающего мира не всегда чётко отражается в тексте автобиографии. Это может быть связано с личной позицией автора, который не мог позволить по ряду причин акцентировать внимание на описание отдельных событий, дабы не портить свою репутацию. Или же некоторые фрагменты собственного жизнеописания казались автору обыденными.
Затрагивая понятие самооценки в тексте эгодокумента стоит отметить, что характеристика автора того или иного события, поступка, происшествия проявляется в ярких, но крайне редких фрагментах текста, где дворянин начинает рассуждать о мотивах и деталях. Такие воспоминания Доны связаны со службой при дворе Иоганна Казимира, прежде всего - с последствиями неудачного похода немецких протестантов в 1587 году на помощь гугенотом, где Фабиан отвечал за немецкую сторону дела . Фактически, это единственная тема, на которую Дона обращает должное внимание в рамках своего жизнеописания. Этот факт видится совершенно не случайным, так как после провала военной компании во Франции положение Фабиана фон Доны при дворе довольно серьёзно пошатнулось. Около года понадобилось дипломату чтобы попасть в Гейдельберг ко двору любимого господина и вновь получить привилегированное положение в Пфальце. Оценивая весь жизненный путь в тексте жизнеописания, можно сказать, что отсутствие успеха предприятия протестантов во Франции - самая большая неудача на пути бурно развивающейся карьеры прусского дворянина, за которую Доне придется оправдываться достаточно долго. К сожалению, взгляда самого участника на события и ход военной экспедиции не осталось.
Перед читателем мемуаров предстает образ прусского дворянина, который из обычного представителя мелкой знати на периферии Империи превращается в знатока всех дипломатических тонкостей и одного из влиятельных людей прусского герцогства начала XVII века.
Касаясь структурной социограммы отношений с родственниками, друзьями и патронами складывается следующая ситуация: герой оставляет совершенно формальные записи о членах семьи, которые косвенно фигурируют во многих эпизодах биографии Фабиана фон Доны. Самая яркий представитель дворянской семьи в описании прусского дипломата - это, безусловно, Агаций фон Дона. Старший брат, глава семейства, опекун Фабиана - к его советам на протяжении всего жизненного пути Дона будет прислушиваться и выполнять его просьбы фактически безукоризненно. Влияние Агация на становление Фабиана фон Доны как видного деятеля протестантской дипломатии невозможно переоценить. В тексте эгодокумента старший брат выступает один из самых близких людей, который всегда следит за деятельностью своего младшего брата.
Отношения с коллегами по сословию и патронами не лишены формальностей и биографических штампов того времени. Без особого энтузиазма Дона рассказывает о контактах с товарищами, компаньонами . Совершенно иными видятся отношения с патронами, а конкретно - с одним ярким представителем княжеской ассамблеи Священной Римской Империи. Пфальцграф Иоганн Казимир не только являлся вдохновителем всех военных компаний протестантов Империи во второй половине XVI века, но и могущественным покровителем, добрым другом своего слуги Фабиана фон Доны. На протяжении всего текста автобиографического свидетельства читатель имеет возможность сравнить отношение автора к персоне Иоганна Казимира с другими патронами, к примеру - бранденбургскими курфюрстами из рода Гогенцоллернов. Задушевные рассказы из уст пфальцграфа, встречи, совместное времяпрепровождение, переживания за мнение господина о своем верном слуге - всё это находит отражение в тексте сочинения прусского дипломата . Полное доверие своему подданному (к примеру - назначение регентом в Гейдельберге) и всевозможная поддержка оставили след в памяти бургграфа, который будет к концу своей жизни часто вспоминать дорого господина. Эти факты могут говорить лишь о том, что до самой смерти пфальцграф Иоганн Казимир, наравне с близкими родственниками, входил в орбиту особо приближенных людей к персоне Фабиана фон Доны.
1. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит. статья
A. А. Столярова. — М.: «Ренессанс», СП ИВО - СиД, 1991. - 488 С.;
2. Жизнь Якова Андреэ, доктора теологии, описанная им самим с большой достоверностью и искренностью вплоть до 1562 г. от Рождества Христова// Память детства: Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего Нового времени (III—XVI вв.)/ Под ред. В. Г. Безрогова. М.: Изд-во УРАО, 2001;
3. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Под ред. И.И. Толстого. М., 1993;
4. Марк Аврелий. К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М., Алетейа-Новый акрополь, 1998. 224 С.;
5. Петр Абеляр. История моих бедствий / Петр Абеляр; перевод с лат.
С.С. Неретиной ; [примеч. С.С. Неретиной] / Послесловие С.С. Неретиной. Рос. акад. наук, Ин-т филосо- фии. - М. : ИФРАН, 2011. - 125 С.;
6. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева,
B. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль. Т. 1, 3. 1990-1993;
7. Полный перевод: Исократ. Речи. Письма; Малые аттические ораторы. - М., 2012. - 1072 С.;
8. Руссо Ж.-Ж.: Избранные сочинения. М., 1961;
9. Салимбене де Адам. Хроника. Пер. с лат. И. С. Култышевой, С. С. Прокопович, В. Д. Савуковой, М. А. Таривердиевой. Статьи О. Ф.
Кудрявцева, В. Д. Савуковой, М. А. Таривердиевой. Сост. В. Д. Савуковой. М.: РОССПЭН, 2004. 984 С.;
10. Састров В. фон. Рассказы о жизни / Пер. Е. Казбековой // Память детства: Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего Нового времени (III--XVI вв.);
11. Св. Игнатий Лойола. Рассказ паломника о своей жизни, или Автобиография. — Москва: Колледж философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, 2002;
12. Adam ReiBner: Historia Herrn Georgen vnnd Herm Caspam von Frnndsberg, Vatters vnd Sons, Frankfurt am Main, 1568;
13. Aubais: Pieces typiques pour servir a l'histoire de France, Chaubert, 1765;
14. Bezold, Friedrich von: Briefe des Pfalzgrafen Johann Casimir mit verwandten Schriftstucken; Bd. 3. Munchen. 1903;
15. Christian Krollmann: Selbstbiographie des Burggrafen Fabian zu Dohna. Dunckerund Humblot, Berlin. 1905;
16. Eckhart Leisering: Acta sunt hec Dresdene - die Ersterwahnung Dresdens in der Urkunde vom 31. Marz 1206, Sachsisches Staatsarchiv, Mitteldeutscher Verlag (mdv), Halle/Saale und Dresden 2005;
17. Leben und Taten des weiland wohledlen und gestrengen Herrn Sebastian Schertlin von Burtenbach: Durch ihn selbst dt. Beschrieben. 1852;
18. Reissner: Leben Frundsbergs. Frankfurt, 1620;
19.Sugerii abbatis Sancti Dionysii Liber de re administratione sua gestis // Ibid. Col. 1211-1240.
20. Teresa von Avila: Das Buch meines Lebens. Herder, Freiburg 2001, 8. Auflage. 2013: ubersetzt und herausgegeben von U. Dobhan, E. Peeters. (Gesammelte Werke Band 1), ISBN 978-3-451-05211-8 (Memento vom
27. Mai 2014 im Internet Archive));
21. Ulmschneider, Helgard: Gotz von Berlichingen: Mein Fehd und Handlungen, Sigmaringen 1981.;
22. Интернет-ресурс: Westenfelder, Frank: «Die Hugenottenkriege. Das Grab des deutschen Adels» http://www.kriegsreisende.de/neuzeit/hugenotten;
Литература
1. Зарецкий Ю. П. Детство в западноевропейских автобиографиях: от Средних веков к Новому времени // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2008. Т. 58. № 2.;
2. Зарецкий Ю. П. Историки и автобиографии // В кн.: Cogito. Альманах истории идей / Отв. ред.: А. В. Кореневский. Вып. 4. Ростов н/Д : Логос, 2009.;
3. Зарецкий Ю.П. Свидетельства о себе: новые исследования голландских историков // Социальная история. Ежегодник. 2008. СПб., 2008.;
4. Прокопьев А.Ю. Немецкое дворянство и французские религиозные войны // Религиозные войны во Франции XVI в. Новые источники. Новые исследования. Новая периодизация. г. СПБ, Москва, 2015.;
5. Шушарин Д. В. Две Реформации. Очерки по истории Германии и России. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.;
6. Biller, Thomas Die Adelsburg in Deutschland. Entstehung, Form und Bedeutung. Munchen, 1993.;
7. Blickle Peter: Der Bauernkrieg. Die Revolution des Gemeinen Mannes, Munchen 1998;
8. Blickle, Peter Von der Leibeigenschaft zu den Menschenrechten. Eine Geschichte der Freiheit in Deutschland. Munchen, 2006;
9. Brendle, Franz; Schindling, Anton: Religionskriege im Alten Reich und in Alteuropa, Munster, 2006;
10. Breuer,U., Sandberg, B. Autobiographisches Schreiben in der deutschsprachigen Gegenwartsliteratur, Bd. 1: Grenzen der Identitat und der Fiktionalitat, Munchen 2004;
11. Brunner, Otto Adeliges Landleben und europaischer Geist. Leben und Werk Wolf Helmhards von Hohberg 1612-1688. Salzburg 1949;
12. Buck, A. Biographie und Autobiographie in der Renaissance, Wiesbaden 1983;
13. Dekker R.M.: Jacques Presser’s heritage. Egodocuments in the study of history // Memoria y Civilization. Anuario de Historia. 2002. No 5.;
14. Drossbach, Gisela, Andreas Otto Weber, Wust, Wolfgang : Adelssitze - Adelsherrschaft - Adelsreprasentation in Bayern, Franken und Schwaben. Ergebnisse einer Internationalen Tagung in Schloss Sinning und Residenz Neuburg a.d. Donau, 8.-10. September 2011 (Neuburger Kollektaneenblatt 160/2012 - Schwabische Geschichtsquellen und Forschungen 27), Neuburg a.d. Donau, 2012;
15. Endres, Rudolf Adel und Patriziat in Oberdeutschland. In: Winfried Schulze (Hrsg.): Standische Gesellschaft und soziale Mobilitat. Unter Mitarbeit von Helmut Gabel. Munchen: Oldenbourg, 1988;
16. Endres, Rudolf Adel in der fruhen Neuzeit (= Enzyklopadie deutscher Geschichte 18), Munchen 1993;
17. Endres, Rudolf: Der Frankische Reichskreis, Haus der bayerischen Geschichte, Heft 29/03, Augsburg 2004;
18. Fischer, Richard: Zehmen, Achaz von. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 44, Duncker & Humblot, Leipzig 1898.;
19. Fischer, Richard: Achatius von Zehmen, Woywode von Marienburg. In: Zeitschrift des WestpreuBischen Geschichtsvereins. Jg. 36 (1897);
20. Foelsch, Torsten: Schlodien & Carwinden. Zwei Schlosser in OstpreuBen und die Burggrafen und Grafen zu Dohna. 1. Auflage. Foelsch & Fanselow Verlag, GroB Gottschow 2014, ISBN 978-3-9816377-0-0;
21. Fried, Johannes: Der Schleier der Erinnerung. Grundzuge einer historischen Memorik. Beck, Munchen 2004;
22. Gotthard, Axel: Zwischen Luthertum und Calvinismus (1598-1640), in: Preussens Herrscher, Von den ersten Hohenzollern bis Wilhelm II., hrsg. v. Frank-Lothar Kroll, 2. Aufl., Munchen. 2001.;
23. Grimm, Heinrich Hutten, Ulrich. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 10, Duncker & Humblot, Berlin 1974;
24. Grossmann, Ulrich Burgenbauten in Mittelalter und Neuzeit. In: Ausst- Kat.: Mythos Burg, Ulrich GroBmann (Hrsg.), Nurnberg, Germanischen Nationalmuseum, 2010;
25. Gusdorf, G.: Conditions and Limits of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical / Ed. by J. Olney. Princeton, 1980.;
26. Hanna, Georg-Wilhelm Die Ritteradligen von Hutten, ihre soziale Stellung in Kirche und Staat bis zum Ende des Alten Reiches. Ministerialist, Macht und Mediatisierung. Hanau 2007;
27. Hartung, Fritz Die Geschichte des frankischen Kreises 1521-1559, Leipzig 1910.;
28. Heicker, Dino Die Hohenzollern: Geschichte einer Dynastie., Berlin, 2012;
29. Heinz, Schilling Aufbruch und Krise. Deutsche Geschichte von 1517 bis 1648, Berlin: Siedler, 1988;
30. Hinterberger M. Autobiographische Traditionen in Byzanz. Wien, 1999.;
31. Hoensch, Jorg K. Die Luxemburger. Eine spatmittelalterliche Dynastie gesamteuropaischer Bedeutung 1308-1437. Stuttgart, 2000;
32. Holzfurtner, Ludwig Die Wittelsbacher. Staat und Dynastie in acht Jahrhunderten. Stuttgart , 2005;
33. Hornemann, Volker Ulrich von Hutten. In: Stephan Fussel (Hrsg.): Deutsche Dichter der fruhen Neuzeit (1450-1600). Erich Schmidt, Berlin, 1993;
34. Honns D. Furst, Georg Paul: Sachsischen Rath und Amtmanns in Coburg Lexikon Topographicum in welchem alle des Frankischen Craises Stadte, Closter, Schlosser, Markflecken, und Dorfer, deren alt- und neue Benennung, Lage, lezt- vorige und jetzige Obrigkeiten und Besitzere, geist- und weltliche Bediente, die Sehens- und Merkwurdigkeiten, Gluks- und Ungluks-Falle, Freyheiten, Stiftungen, und dergleichen, enthalten: aus bewahrten Urkunden, Schrift-Stellern, und achten Nachrichten, zusammen getragen. Lochner, 1747;
35. Hubatsch, Walther: Albrecht der Altere. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 1, Duncker & Humblot, Berlin 1953.;
36.Interpreting the Self: autobiography in the Arabic literary tradition / Ed.
D. Reynolds. Berkeley, 2001; Shoichi S., Craig T. The Autobiography in Japan // Journal of Japanese Studies. 1985. Vol. 11, No. 2.;
37. Jahn, Wolfgang, Hamm ,Margot, Brockhoff, Evamaria Adel in Bayern, Ritter, Grafen, Industriebarone. Lizenzausgabe fur die Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Augsburg 2008; Sikora, Michael: Der Adel in der Fruhen Neuzeit. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 2009;
38. Jahns, Max Geschichte des Kriegswesens. 1880. Leipzig. Bd 1.;
39. Kamber, Peter Reformation als bauerliche Revolution. Bildersturm, Klosterbesetzungen und Kampf gegen die Leibeigenschaft in Zurich zur Zeit der Reformation (1522-1525)., Zurich, 2009;
40. Klein, C. Handbuch Biographie. Methoden, Traditionen, Theorien. Stuttgart,Weimar 2009;
41. Korner, Hans: Die Familie von Hutten. Genealogie und Besitz bis zum Ende des Alten Reiches, in: Peter Laub und Ludwig Steinfeld (Bearb.): Ulrich von Hutten : Ritter - Humanist - Publizist (1488-1523). Katalog zur Ausstellung des Landes Hessen anlaBlich des 500. Geburtstages. Kassel 1988;
42. Lejeune, Ph.: Le pacte autobiographique. Paris. 1975.;
43. Man P. de.: Autobiography as De-facement / Modern Language Notes 1979. Vol. 94. P. 920;
44. Mascuch M. Origins of the Individualist Self: Autobiography and SelfIdentity in England, 1591-1791. Stanford, 1996.;
45. Misch, G.: Geschichte der Autobiographie. M. 1969. 4 Bde;
46. Moraw P.: Personenforschung und deutsches Konigtum // ZHF. 1975; Bd. 2.;
47. Nissen, Werner: Dohna, Fabian von. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 4, Duncker & Humblot, Berlin 1959, S. 49;
48. Nunning, A. Meta-autobiographien: Gattungsgedachtnis, Gattungskritik und Funktionen selbstreflexiver fiktionaler Autofiktionen, in: Parry / Platen, 2007;
49. Nunning, Ansgar, Nunning, Vera (Hrsg.): Konzepte der Kulturwissenschaften. Theoretische Grundlagen - Ansatze - Perspektiven, Metzler, Stuttgart. 2003;
50. Olney J. Autobiography and the Cultural Moment // Autobiography:
Essays Theoretical and Critical / Ed. J. Olney. Princeton, 1980.;
51. Pascal R. Design and Truth in Autobiography. L., 1960.;
52. Patzel-Mattern, Katja: Geschichte im Zeichen der Erinnerung. Subjektivitat und kulturwissenschaftliche Theoriebildung (= Studien zur Geschichte des Alltags. Band 19). Steiner, Stuttgart.2002;
53. Pieper, Dietmar, Saltzwedel, Johannes Die Welt der Habsburger: Glanz und Tragik eines europaischen Herrscherhauses., Hamburg , 2010;
54. Press V. Kaiser Karl V, Konig Ferdinand und die Entstehung der Reichsritterschaft. Wiesbaden, 1976;
55. Rabe, Horst Reich und Glaubensspaltung: Deutschland 1500 - 1600, Munchen:Beck 1989;
56. Ranft, Andreas Adelsgesellschaften. Thorbecke Verlag, Sigmaringen, 1994;
57. Raume des Selbst. Selbstzeugnisforschung transkulturell / Hg. Andreas Bahr, Peter Burschel, Gabriele Jancke. Koln; Weimar; Wien: Bohlau, 2007.;
58.Schauder, Karlheinz Franz von Sickingen. Institut fur pfalzische Geschichte und Volkskunde, Kaiserslautern, 2006;
59.Schmidt, Georg Der DreiBigjahrige Krieg. Beck, Munchen, 2003;
60. Schmidt, Hans Georg: Fabian von Dohna. Niemeyer, Halle 1897.;
61.Schneider, Joachim Kommunikationsnetze des Ritteradels im Reich um 1500 (= Geschichtliche Landeskunde; Bd. 69), Stuttgart;2012;
62.Schneider, Joachim Spatmittelalterlicher deutscher Niederadel. Ein landschaftlicher Vergleich. Stuttgart 2003;
63.Schramm, Gottfried: Der Polnische Adel und die Reformation 15481607, Veroffentlichungen des Instituts fur Europaische Geschichte Mainz, Band 36, Abteilung Universalgeschichte, Herausgeber Martin Gohring, Franz Steiner Verlag GmbH, Wiesbaden 1965. Umfangreiche Erlauterungen zu Achatius von Zehmen;
64.Schraut, Sylvia Reichsadelige Selbstbehauptung zwischen standesgemaBer Lebensfuhrung und reichskirchlichen Karrieren. In: Walter Demel: Adel und Adelskultur in Bayern (Zeitschrift fur bayerische Landesgeschichte. Beiheft; 32). Munchen: Beck 2008;
65.Schultze, Johannes: Johann Sigismund. In: Neue Deutsche
Biographie (NDB). Band 10, Duncker & Humblot, Berlin 1974, S. 475;
66.Schulze,Winfried: Ego-Dokumente. Annaherung an den Menschen in der Geschichte? Voruberlegungen fur die Tagung „Ego-Dokumente“. In: Winfried Schulze (Hrsg.): Ego-Dokumente. Annaherung an den Menschen in der Geschichte. (Selbstzeugnisse der Neuzeit 2). Berlin 1996. S. 11-30;
67. Schweikhart, G. Autobiographie und Selbstportrait in der Renaissance, Koln 1998;
68. Sprinker, M.: Fictions of the Self: The End of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical / Ed. by J.Olney. Princeton, 1980.;
69.Stoiber, Edmund 60 Jahre Institut fur Bayerische Geschichte. Die Bedeutung der Landesgeschichte fur die Modernisierung Bayerns. In: Zeitschrift fur bayerische Landesgeschichte. 70, 2007;
70. Thiele, Ernst Theodor: Das Gesandtschaftswesen in Preussen im 16. Jahrhundert, Musterschmidt Wissenschaftlicher Verlag, Gottingen, Frankfurt, Berlin. 1954.;
71. Ulrichs, Cord: Vom Lehnshof zur Reichsritterschaft - Strukturen des frankischen Niederadels am Ubergang vom spaten Mittelalter zur fruhen Neuzeit (Liste des Kantons Steigerwald von 1529, StAM GHA II. Nr. 211 a.E.). Franz Steiner Verlag Stuttgart, Stuttgart 1997;
72. Weintraub K. J.: The Value of the Individual: Self and Circumstance in
Autobiography. Chicago; London, 1978.;
73. Winterling, Aloys: Historische Anthropologie (= Basistexte, Band 1).
Steiner, Stuttgart 2006.;
74. Wischermann, Clemens (Hrsg.): Die Legitimitat der Erinnerung und die Geschichtswissenschaft / Clemens Wischermann (Hrsg.). Steiner, Stuttgart. 1996;