ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика информационных прав
участников хозяйственных обществ 7
§ 1.1. Право на информацию участников хозяйственных обществ,
порядок его реализации 7
§ 1.2. Обязанность хозяйственных обществ по хранению и
предоставлению информации 18
§ 1.3. Защита права на информацию участника хозяйственного
общества 31
Глава 2. Индивидуальный порядок реализации права участников хозяйственных обществ на получение
информации 35
§ 2.1.Общий порядок предоставления информации 35
§ 2.2.Порядок предоставления конфиденциальной информации.41
§ 2.3.Основания для отказа в предоставлении информации 49
Глава 3. Обязательное раскрытие хозяйственным обществом информации как публичный порядок реализации права участников хозяйственных обществ на
получение информации 56
§ 3.1.Общая характеристика обязательного раскрытия информации 56
§ 3.2.Обязательное раскрытие информации хозяйственными обществами 64
§ 3.3.Освобождение от обязанности раскрывать и (или) предоставлять отдельную информацию хозяйственными обществами 71
Заключение 77
Список использованных источников
Глава 1. Общая характеристика информационных прав
участников хозяйственных обществ 7
§ 1.1. Право на информацию участников хозяйственных обществ,
порядок его реализации 7
§ 1.2. Обязанность хозяйственных обществ по хранению и
предоставлению информации 18
§ 1.3. Защита права на информацию участника хозяйственного
общества 31
Глава 2. Индивидуальный порядок реализации права участников хозяйственных обществ на получение
информации 35
§ 2.1.Общий порядок предоставления информации 35
§ 2.2.Порядок предоставления конфиденциальной информации.41
§ 2.3.Основания для отказа в предоставлении информации 49
Глава 3. Обязательное раскрытие хозяйственным обществом информации как публичный порядок реализации права участников хозяйственных обществ на
получение информации 56
§ 3.1.Общая характеристика обязательного раскрытия информации 56
§ 3.2.Обязательное раскрытие информации хозяйственными обществами 64
§ 3.3.Освобождение от обязанности раскрывать и (или) предоставлять отдельную информацию хозяйственными обществами 71
Заключение 77
Список использованных источников
Правовое положение участников хозяйственного общества предоставляет ему возможность, проявлять экономический интерес к судьбе своих вложений, определять стратегию деятельности компании, получать информацию о деятельности хозяйственного общества . Право участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности хозяйственного общества имеет двоякое значение. Во-первых, получение информации о деятельности хозяйственного общества, о его должностных лицах служит гарантией защиты иных корпоративных прав участников хозяйственного общества. Так, например, если в предоставленной документации будут выявлены нарушения исполнительных органов компании, которые привели к убыткам компании, то участник хозяйственного общества вправе обратиться в суд для защиты нарушенного права. Во-вторых, достоверная и своевременная информация позволяет участнику хозяйственного общества наиболее целесообразно реализовывать свои корпоративные права, например, при подготовке к участию в общем собрании акционеров.
Вопрос о праве акционеров на получение информации о деятельности хозяйственного общества стал приобретать свою актуальность ввиду развития корпоративного права. До 2017 года не было надлежащего законодательного регулирования данного вопроса. В 2017 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 29 июля 2017 г. № 233-ФЗ (далее по тексту - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью») . Указанный федеральный закон был принят ввиду правовой неопределенности и явной необходимости установления законодательного регулирования данного вопроса. Внесенные законодательные изменения отражают стремление законодателя установить определенный баланс интересов участников хозяйственных обществ при реализации их права на получение информации и самого общества . Вместе с тем нерешенными продолжают быть следующие вопросы, например:
-Не установлен перечень документов, которые следует относить к документам бухгалтерского учета;
-Надлежащим образом не урегулирован порядок предоставления участникам хозяйственного общества сведений, содержащих персональные данные.
Таким образом, в настоящий момент существует ряд вопросов, которые требуют решения, ввиду этого порядок реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации является актуальной темой для научного исследования.
Целью данной научно-исследовательской работы является изучение порядка реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества.
Задачами настоящего научного исследования являются:
-Правовой анализ нормативно-правовых актов, касающихся порядка реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества;
-Анализ судебной практики по вопросу порядка реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества;
-Анализ теоретических исследований по вопросу порядка реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества;
-Выявление актуальных проблем, возникающих в ходе реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества, и предложение возможных путей решения.
Методологической основой исследования являются методы философского, общенаучного и частно-научного уровня, такие как: анализ, синтез, системный метод, исторический метод, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что исследуется порядок реализации права на получение информации после внесения изменений в ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) (далее по тексту ФЗ «Об акционерных обществах»)1, а также статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (далее по тексту ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Научно-исследовательская работа также имеет практическую ценность: в работе проанализирована судебная практика за период с 2017-2019 год, выявлены актуальные проблемы правоприменения, предложены возможные варианты решения.
Объектом научного исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в ходе реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества.
Предметом диссертационного исследования являются материальные и процессуальные нормы, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующие основания и порядок применения действующего законодательства по вопросу реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества, а также судебная практика и соответствующие доктринальные положения.
Нормативно - правовую базу научного исследования составляют: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (далее по тексту Конституция РФ)2, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (далее - ГК РФ), ФЗ «Об акционерных обществах»2, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»3, ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»4 и другие нормативно-правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили научные труды Ахметовой Ю.В.5, Шиткиной И.С., Ломакина Д.В., Гатаулиной Л.Ф., Ахмадуллина Р.И., Макаровой О.А., Настина П.С., Залавской О.М. и Чердинцевой О.Г, Гутникова О.В. и других ученых.
Структура диссертации включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Вопрос о праве акционеров на получение информации о деятельности хозяйственного общества стал приобретать свою актуальность ввиду развития корпоративного права. До 2017 года не было надлежащего законодательного регулирования данного вопроса. В 2017 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 29 июля 2017 г. № 233-ФЗ (далее по тексту - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью») . Указанный федеральный закон был принят ввиду правовой неопределенности и явной необходимости установления законодательного регулирования данного вопроса. Внесенные законодательные изменения отражают стремление законодателя установить определенный баланс интересов участников хозяйственных обществ при реализации их права на получение информации и самого общества . Вместе с тем нерешенными продолжают быть следующие вопросы, например:
-Не установлен перечень документов, которые следует относить к документам бухгалтерского учета;
-Надлежащим образом не урегулирован порядок предоставления участникам хозяйственного общества сведений, содержащих персональные данные.
Таким образом, в настоящий момент существует ряд вопросов, которые требуют решения, ввиду этого порядок реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации является актуальной темой для научного исследования.
Целью данной научно-исследовательской работы является изучение порядка реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества.
Задачами настоящего научного исследования являются:
-Правовой анализ нормативно-правовых актов, касающихся порядка реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества;
-Анализ судебной практики по вопросу порядка реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества;
-Анализ теоретических исследований по вопросу порядка реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества;
-Выявление актуальных проблем, возникающих в ходе реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества, и предложение возможных путей решения.
Методологической основой исследования являются методы философского, общенаучного и частно-научного уровня, такие как: анализ, синтез, системный метод, исторический метод, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что исследуется порядок реализации права на получение информации после внесения изменений в ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) (далее по тексту ФЗ «Об акционерных обществах»)1, а также статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (далее по тексту ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Научно-исследовательская работа также имеет практическую ценность: в работе проанализирована судебная практика за период с 2017-2019 год, выявлены актуальные проблемы правоприменения, предложены возможные варианты решения.
Объектом научного исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в ходе реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества.
Предметом диссертационного исследования являются материальные и процессуальные нормы, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующие основания и порядок применения действующего законодательства по вопросу реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества, а также судебная практика и соответствующие доктринальные положения.
Нормативно - правовую базу научного исследования составляют: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (далее по тексту Конституция РФ)2, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (далее - ГК РФ), ФЗ «Об акционерных обществах»2, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»3, ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»4 и другие нормативно-правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили научные труды Ахметовой Ю.В.5, Шиткиной И.С., Ломакина Д.В., Гатаулиной Л.Ф., Ахмадуллина Р.И., Макаровой О.А., Настина П.С., Залавской О.М. и Чердинцевой О.Г, Гутникова О.В. и других ученых.
Структура диссертации включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
В результате проведенного научного исследования порядка реализации права участников хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества были сделаны следующие выводы.
1. Право на получение информации является неимущественным организационно-управленческим корпоративным правом, представляет собой возможность участников хозяйственных обществ в установленном законом порядке получать сведения о деятельности хозяйственного общества. Корпоративное право на получение информации может быть реализовано в публичном или индивидуальном порядке. Корпоративное право на получение информации является содержанием корпоративных информационных правоотношений. Корпоративное право на информацию тесным образом взаимосвязано с иными корпоративными правами. В правоприменительной практике вопросы, связанные с разграничением организационно-управленческих корпоративных прав, продолжают быть актуальными, вместе с тем в доктрине сформированы обоснованные критерии разграничения организационно-управленческих корпоративных прав.
Нарушение права на информацию участника хозяйственного обществам может повлечь также нарушение иных взаимосвязанных корпоративных прав, поэтому в настоящий момент наибольшую значимость приобрели вопросы реализации права на информацию участниками хозяйственных обществ.
2. Праву участников хозяйственных обществ на получение информации корреспондирует обязанность хозяйственных обществ предоставить или распространить информацию, которая взаимосвязана с обязанностью по хранению документов. Если хозяйственное общество не хранит документы в соответствии с требованиями законодательства, то это не освобождает его от обязанности предоставить запрашиваемую информацию. Перечень документов, которые должны быть предоставлены обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом, во многом схож, однако имеются и отличия в предоставляемых документах. Различия в предоставляемых документах обусловлены правовой природой ценных бумаг, выпускаемых акционерным обществом, а также различением правового регулирования обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Объем информации, который вправе получать участники общества с ограниченной ответственностью для всех одинаковый, объем информации, которую вправе запрашивать акционеры, напрямую зависит от количества принадлежащих акций акционеру, при этом недопустимо считать это ущемлением прав миноритарных акционеров. Выбрав определенную организационно-правовую форму, участник хозяйственного общества тем самым допускает соответствующие ограничения своих прав. Таким образом, представляется, что дифференцированный объем предоставляемой информации не следует рассматривать как ограничение права на получение информации о деятельности хозяйственного общества, в этом проявляется принцип пропорциональности объема информации количеству принадлежащих акций акционеру в уставном капитале хозяйственного общества.
3. Субъективное корпоративное право на информацию представлено в виде совокупности правомочий, одним из которых является право на защиту, которое представляет собой констатацию прав соответствующих субъектов или принятие мер материально-правового воздействия в отношении обязанной стороны, осуществляемое в определенной процессуальной форме.
4. Порядок предоставления информации состоит из 3 этапов: направление участником общества требования, его рассмотрение обществом, предоставление информации в форме, указанной в требовании, или отказ в предоставлении информации. Следует также констатировать тот факт, что в российском законодательстве в настоящий момент порядок предоставления информации участникам общества с ограниченной ответственностью не регламентирован детальным образом, в отличие от акционерных обществ. Положения Указания Банка России от 22 сентября 2014 года № 3388-У не приведены в соответствие со ст.91 ФЗ «Об акционерных обществах». Необходимо внести изменения Указание Банка России от 22 сентября 2014 года № 3388-У, для того чтобы устранить коллизии в праве. Несмотря на то, что в действующем законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью и непубличных акционерных обществах содержатся диспозитивные нормы по вопросу порядка предоставления информации, однако недопустимо ограничить права участников хозяйственных обществ. В целом законодатель стремиться обеспечить интересы двух сторон, в порядке предоставления информации обеспечить сотрудничество участников корпоративных правоотношений.
5. Право участника хозяйственного общества на получение информации не может быть ограничено без законных на то оснований, вместе с тем права хозяйственных обществ также не должны быть нарушены, при предоставлении информации, содержащей конфиденциальные сведения, поэтому должны быть соблюдены интересы двух сторон. Таким образом, хозяйственное общество не вправе отказать в предоставлении конфиденциальной информации, при этом должен быть соблюден режим конфиденциальности, который позволяет обеспечить интересы двух сторон. По вопросу предоставления конфиденциальной информации в действующее законодательство следует внести следующие изменения: акционерам, владеющим не менее чем 25 % голосующих акций, а также участникам обществ с ограниченной ответственностью должен быть предоставлен по требованию трудовой договор, заключенный с единоличным исполнительным органом, в полном объеме, без сокрытия сведений, содержащих персональные данные.
6. Перечень оснований для отказа в предоставлении информации полностью соответствует современным требованиям в корпоративной сфере, в настоящий момент нет необходимости устанавливать иные основания для отказа в предоставлении информации. Рассмотрение оснований для отказа в предоставлении информации участникам хозяйственных обществ как ограничение права на получение информации является недопустимым. Все основания являются логичными, применение которых лишь снижает уровень нецелесообразных запросов со стороны участников хозяйственных обществ.
7. Эффективная система раскрытия информации должна способствовать решению корпоративных проблем, улучшать взаимодействия между субъектами корпоративных правоотношений, однако в настоящий момент институт раскрытия информации не соответствует указанным целям. Ввиду большого количества нормативных актов, хозяйственные общества испытывают значительные трудности в исполнении возложенных на них обязанностей, что нередко приводит к нарушению требований законодательства. На хозяйственные общества возложены не только требования по распространению информации, но также по предоставлению этих сведений любым заинтересованным лицам, что не представляется логичным, ведь информация, которая была раскрыта, уже является общедоступной. Необходимо внести законодательные изменения в п.15. ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг», освободить хозяйственные общества от возложенной обязанности. Разработать определенные формы документов, которые участники и иные заинтересованные лица смогут использовать (скачивать с Интернет ресурсов), в том числе в случае необходимости предъявлять в суд как допустимое доказательство. Таким образом, работа по развитию корпоративного законодательства должна быть направлена на уменьшение излишних требований по вопросу раскрытия информации о деятельности хозяйственных обществ, законодатель должен стремиться к достижению разумного баланса интересов всех участников корпоративных правоотношений.
8. В действующем законодательстве по общему правилу только публичные акционерные общества обязаны раскрывать информацию. Вместе с тем в порядке исключения в случаях прямо предусмотренных законом непубличные акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью обязаны раскрывать информации, в установленном законом порядке. При этом не все случаи возложения обязанности по публичному раскрытию информации представляются логичными и соответствуют основной концепции разграничения по видам на публичные и непубличные хозяйственные общества, что приводит к тому, что некоторые хозяйственные общества испытывают трудности по вопросу определения наличия или отсутствия обязанности по раскрытию информацию. Перечень информации, которую обязано раскрывать хозяйственное общество в каждом конкретном случае, прямо предусмотрен в действующем законодательстве, недопустимо возлагать дополнительные обязанности на указанные корпорации, таким образом, непубличные хозяйственные общества и общества с ограниченной ответственностью обязаны распространять только ту информацию, которая прямо предусмотрена действующим законодательством.
9. В действующем законодательстве порядок освобождения от обязательного раскрытия информации представлен в двух видах. В первом случае решение об освобождении от обязательного раскрытия информации может быть принято только в случае, когда хозяйственное общество соответствует всем условиям, установленным в законодательстве. Во втором случае освобождение от раскрытия и (или) предоставления информации зависит от ее вида и т.д. Вместе с тем и в том и в другом случае хозяйственное общество обязано обратиться в Банк России в порядке, установленном законодательством. С момента принятия решения Банком России в случае удовлетворения требования, акционерное общество считается освобожденным от обязанности публично раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Во втором случае представляется, что только с момента уведомления Банка России общество вправе не раскрывать информацию. В целом развитие корпоративного права Российской Федерации по вопросу обязательного раскрытия информации хозяйственными обществами должно быть направлено, во-первых, на устранение проблем, связанных с юридической техникой: устранение дублирования одних и тех же случаев освобождения от обязательного раскрытия информации хозяйственных обществ в разных нормативно-правовых актах; во- вторых, на увеличение количества оснований для освобождения от обязательного раскрытия информации, для того чтобы уменьшить излишние требования в отношении хозяйственных обществ и обеспечить баланс интересов всех участников корпоративных информационных правоотношений.
1. Право на получение информации является неимущественным организационно-управленческим корпоративным правом, представляет собой возможность участников хозяйственных обществ в установленном законом порядке получать сведения о деятельности хозяйственного общества. Корпоративное право на получение информации может быть реализовано в публичном или индивидуальном порядке. Корпоративное право на получение информации является содержанием корпоративных информационных правоотношений. Корпоративное право на информацию тесным образом взаимосвязано с иными корпоративными правами. В правоприменительной практике вопросы, связанные с разграничением организационно-управленческих корпоративных прав, продолжают быть актуальными, вместе с тем в доктрине сформированы обоснованные критерии разграничения организационно-управленческих корпоративных прав.
Нарушение права на информацию участника хозяйственного обществам может повлечь также нарушение иных взаимосвязанных корпоративных прав, поэтому в настоящий момент наибольшую значимость приобрели вопросы реализации права на информацию участниками хозяйственных обществ.
2. Праву участников хозяйственных обществ на получение информации корреспондирует обязанность хозяйственных обществ предоставить или распространить информацию, которая взаимосвязана с обязанностью по хранению документов. Если хозяйственное общество не хранит документы в соответствии с требованиями законодательства, то это не освобождает его от обязанности предоставить запрашиваемую информацию. Перечень документов, которые должны быть предоставлены обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом, во многом схож, однако имеются и отличия в предоставляемых документах. Различия в предоставляемых документах обусловлены правовой природой ценных бумаг, выпускаемых акционерным обществом, а также различением правового регулирования обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Объем информации, который вправе получать участники общества с ограниченной ответственностью для всех одинаковый, объем информации, которую вправе запрашивать акционеры, напрямую зависит от количества принадлежащих акций акционеру, при этом недопустимо считать это ущемлением прав миноритарных акционеров. Выбрав определенную организационно-правовую форму, участник хозяйственного общества тем самым допускает соответствующие ограничения своих прав. Таким образом, представляется, что дифференцированный объем предоставляемой информации не следует рассматривать как ограничение права на получение информации о деятельности хозяйственного общества, в этом проявляется принцип пропорциональности объема информации количеству принадлежащих акций акционеру в уставном капитале хозяйственного общества.
3. Субъективное корпоративное право на информацию представлено в виде совокупности правомочий, одним из которых является право на защиту, которое представляет собой констатацию прав соответствующих субъектов или принятие мер материально-правового воздействия в отношении обязанной стороны, осуществляемое в определенной процессуальной форме.
4. Порядок предоставления информации состоит из 3 этапов: направление участником общества требования, его рассмотрение обществом, предоставление информации в форме, указанной в требовании, или отказ в предоставлении информации. Следует также констатировать тот факт, что в российском законодательстве в настоящий момент порядок предоставления информации участникам общества с ограниченной ответственностью не регламентирован детальным образом, в отличие от акционерных обществ. Положения Указания Банка России от 22 сентября 2014 года № 3388-У не приведены в соответствие со ст.91 ФЗ «Об акционерных обществах». Необходимо внести изменения Указание Банка России от 22 сентября 2014 года № 3388-У, для того чтобы устранить коллизии в праве. Несмотря на то, что в действующем законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью и непубличных акционерных обществах содержатся диспозитивные нормы по вопросу порядка предоставления информации, однако недопустимо ограничить права участников хозяйственных обществ. В целом законодатель стремиться обеспечить интересы двух сторон, в порядке предоставления информации обеспечить сотрудничество участников корпоративных правоотношений.
5. Право участника хозяйственного общества на получение информации не может быть ограничено без законных на то оснований, вместе с тем права хозяйственных обществ также не должны быть нарушены, при предоставлении информации, содержащей конфиденциальные сведения, поэтому должны быть соблюдены интересы двух сторон. Таким образом, хозяйственное общество не вправе отказать в предоставлении конфиденциальной информации, при этом должен быть соблюден режим конфиденциальности, который позволяет обеспечить интересы двух сторон. По вопросу предоставления конфиденциальной информации в действующее законодательство следует внести следующие изменения: акционерам, владеющим не менее чем 25 % голосующих акций, а также участникам обществ с ограниченной ответственностью должен быть предоставлен по требованию трудовой договор, заключенный с единоличным исполнительным органом, в полном объеме, без сокрытия сведений, содержащих персональные данные.
6. Перечень оснований для отказа в предоставлении информации полностью соответствует современным требованиям в корпоративной сфере, в настоящий момент нет необходимости устанавливать иные основания для отказа в предоставлении информации. Рассмотрение оснований для отказа в предоставлении информации участникам хозяйственных обществ как ограничение права на получение информации является недопустимым. Все основания являются логичными, применение которых лишь снижает уровень нецелесообразных запросов со стороны участников хозяйственных обществ.
7. Эффективная система раскрытия информации должна способствовать решению корпоративных проблем, улучшать взаимодействия между субъектами корпоративных правоотношений, однако в настоящий момент институт раскрытия информации не соответствует указанным целям. Ввиду большого количества нормативных актов, хозяйственные общества испытывают значительные трудности в исполнении возложенных на них обязанностей, что нередко приводит к нарушению требований законодательства. На хозяйственные общества возложены не только требования по распространению информации, но также по предоставлению этих сведений любым заинтересованным лицам, что не представляется логичным, ведь информация, которая была раскрыта, уже является общедоступной. Необходимо внести законодательные изменения в п.15. ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг», освободить хозяйственные общества от возложенной обязанности. Разработать определенные формы документов, которые участники и иные заинтересованные лица смогут использовать (скачивать с Интернет ресурсов), в том числе в случае необходимости предъявлять в суд как допустимое доказательство. Таким образом, работа по развитию корпоративного законодательства должна быть направлена на уменьшение излишних требований по вопросу раскрытия информации о деятельности хозяйственных обществ, законодатель должен стремиться к достижению разумного баланса интересов всех участников корпоративных правоотношений.
8. В действующем законодательстве по общему правилу только публичные акционерные общества обязаны раскрывать информацию. Вместе с тем в порядке исключения в случаях прямо предусмотренных законом непубличные акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью обязаны раскрывать информации, в установленном законом порядке. При этом не все случаи возложения обязанности по публичному раскрытию информации представляются логичными и соответствуют основной концепции разграничения по видам на публичные и непубличные хозяйственные общества, что приводит к тому, что некоторые хозяйственные общества испытывают трудности по вопросу определения наличия или отсутствия обязанности по раскрытию информацию. Перечень информации, которую обязано раскрывать хозяйственное общество в каждом конкретном случае, прямо предусмотрен в действующем законодательстве, недопустимо возлагать дополнительные обязанности на указанные корпорации, таким образом, непубличные хозяйственные общества и общества с ограниченной ответственностью обязаны распространять только ту информацию, которая прямо предусмотрена действующим законодательством.
9. В действующем законодательстве порядок освобождения от обязательного раскрытия информации представлен в двух видах. В первом случае решение об освобождении от обязательного раскрытия информации может быть принято только в случае, когда хозяйственное общество соответствует всем условиям, установленным в законодательстве. Во втором случае освобождение от раскрытия и (или) предоставления информации зависит от ее вида и т.д. Вместе с тем и в том и в другом случае хозяйственное общество обязано обратиться в Банк России в порядке, установленном законодательством. С момента принятия решения Банком России в случае удовлетворения требования, акционерное общество считается освобожденным от обязанности публично раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Во втором случае представляется, что только с момента уведомления Банка России общество вправе не раскрывать информацию. В целом развитие корпоративного права Российской Федерации по вопросу обязательного раскрытия информации хозяйственными обществами должно быть направлено, во-первых, на устранение проблем, связанных с юридической техникой: устранение дублирования одних и тех же случаев освобождения от обязательного раскрытия информации хозяйственных обществ в разных нормативно-правовых актах; во- вторых, на увеличение количества оснований для освобождения от обязательного раскрытия информации, для того чтобы уменьшить излишние требования в отношении хозяйственных обществ и обеспечить баланс интересов всех участников корпоративных информационных правоотношений.
Подобные работы
- СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав субъекта предпринимательской деятельности в сфере налоговых правоотношений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - Информация с ограниченным доступом в предпринимательской деятельности: правовой аспект
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Руководитель организации как специальный субъект трудового права
Диссертации (РГБ), трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Нотариальное оформление наследственных прав
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Реализация прав и обязанностей субъектами предпринимательской деятельности в налоговых правоотношениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Акционерное общество как вид юридического лица
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование оказания Интернет-услуг (12.00.03)
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Диссертация , теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



